ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Дарбаидзе Анастасия Павловна
Аннотация. В статье рассматриваются особенности технологии
формирующего оценивания и возможность применения её методов на уроках в
начальной школе.
Ключевые слова: формирующее оценивание, условия формирующего
оценивания, принципы формирующего оценивания, стратегия формирующего
оценивания.
Статья входит в сборник, который размещён в РИНЦ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon darbaidze_statya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

А. П. Дарбаидзе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шербакульская СОШ №1»,

 р.п. Шербакуль

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности технологии формирующего оценивания и возможность применения её методов на уроках в начальной школе.

Ключевые слова: формирующее оценивание, условия формирующего оценивания, принципы формирующего оценивания, стратегия формирующего оценивания.

Сегодня российское образование ставит личность обучающегося на центральное место. Но обучение, в котором ученик – это субъект с новыми возможностями, сталкивается с проблемами традиционной системы оценивания, в которой ученик продолжает являться объектом контроля и оценки [3, с.13].

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) выдвигает новую концепцию оценивания, в которой процесс оценивания постоянен, регулярен; оценивание является критериальным; критерии известны, понятны и учителю, и ученикам; обучающиеся принимают активное участие в контрольно-оценочной деятельности [4]. Следовательно, традиционная система оценивания противоречит новым идеям обучения.

Требованиям ФГОС НОО соответствует технология формирующего оценивания. Под формирующим оцениванием мы понимаем способ реализации текущего контроля знаний, умений, который способствует созданию активной обратной связи, мотивации к обучению, диагностике уровня знаний и умений обучающихся. Данная технология имеет свои принципы: совместная формулировка, принятие учебных целей педагогом и учениками; демонстрация критерий, моделей, эталонов, к которым должны стремиться дети; наличие этапов самооценивания и взаимооценивания; обратная связь; и другие [2].

Использование формирующего оценивания требует определённых условий: реализации разнообразных, современных методов и приёмов формирующего оценивания; использование результатов при коррекции учения, составлении индивидуальных маршрутов; понимания учителем своей роли; обратной связи [1].

Отечественные исследователи И. С. Фишман и Г. Б. Голуб предлагают следующую стратегию формирующего оценивания: первый этап – планируемые результаты обучения; второй – деятельность учащихся по достижению планируемого результата; третий – обратная связь [5, с.43].

Ю. В. Романов писал, что для более качественных, лучших результатов, обучающихся необходимо использовать на разных уроках одну систему оценивания [3, с.16]. Так как в прошлой статье нами был представлен перечень методов и приёмов формирующего оценивания, а также продемонстрировано их применение на уроках литературного чтения, то в данной работе рассмотрим фрагменты уроков математики и окружающего мира, с использованием методов формирующего оценивания (таблицы 1,2).

В первом фрагменте урока демонстрируется использование метода «Поиск ошибок» на уроке окружающего мира. Этот метод способствует развитию следующих умений у учеников: учебное сотрудничество, анализ различных объектов, оценка правильности выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, сравнение и объяснение выбора критерия для сравнения, формулирование выводов по результатам работы, поиск способов устранения ошибок. Второй фрагмент показывает применение на уроке математики метода «Индекс-карточки». Данный метод позволяет обучающимся определить место затруднения, а учителю – своевременно выяснить и устранить трудности ребенка.

Таблица 1 – Фрагмент технологической карты окружающего мира во 2 классе

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Итоги (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и путей их устранения

В рамках темы «Если хочешь быть здоров» мы решили с вами создать собственную книгу «Здоровое питание». Каждый из вас должен был написать (оформить) рецепт блюда.  Вспомним критерии оценивания данной работы.

Все получили положительные отметки, так как ваши работы соответствовали данным критериям. Но сейчас я предлагаю вам проанализировать свои работы.

Работать вы будете в группах, вам необходимо изучить работу каждого участника группы, а именно найти сильные и слабые стороны. Затем дать рекомендации по устранению слабых сторон.

Учитель отдаёт детям проверенные работы.

Итак, давайте обсудим, какие сильные и слабые стороны вы обнаружили?

Какие рекомендации вы сформулировали?

Можем ли мы использовать всё то, что вы сейчас сказали, как дополнительные критерии оценивания? На что нужно обратить внимание при выполнении такого (подобного) задания?

Вспоминают критерии оценивания работы: содержание работы соответствует теме (рецепт); рецепт полезного для здоровья блюда; рецепт оформлен на листке А4.

Работают в группах. Анализируют работы друг друга. Дают рекомендации.

Совместное обсуждение: сильные стороны: красочность (разный шрифт, разный цвет текста, цветные листы и т.п.); аккуратность; иллюстрации (фото, картинки, рисунки). Слабые: невзрачность работы; неаккуратная работа (непонятный почерк, помятый лист и т.п.); отсутствие иллюстраций. Рекомендации: использовать разный шрифт, разноцветные ручки, листы не белого цвета; писать красивым почерком, не мять, не пачкать лист; добавлять рисунки, картинки, фото, относящиеся к содержанию.

Можем. Важно учитывать тему, способ оформления, аккуратность и красочность работы, дополнительный материал (иллюстрации, рисунки).

Таблица 2 – Фрагмент технологической карты математики во 2 классе

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Первичная проверка понимания

Сейчас проверим поняли ли вы новый материал, я раздам вам индекс-карточки. На первой стороне вам необходимо написать то, что вы узнали из сегодняшней темы. На второй стороне – то, что вы не поняли (в виде вопроса). Например, вы не поняли, что такое луч, поэтому вы пишите: «Что такое луч?».

Учитель собирает индекс-карточки. Детям предлагает прочитать ещё раз новый материал в учебнике, а сам анализирует полученную информацию. Затем повторно объясняет тот материал, который был непонятен ученикам.

Чтобы определить, какой угол начерчен, на него нужно наложить прямой угол. Если угол меньше прямого, то он острый. Если угол больше прямого, то он тупой.

Слушают инструкцию.

Заполняют индекс-карточки. Например, индекс-карточка (1 сторона):

Перечислите основные мысли, идеи из новой темы.

Лучи – стороны угла. Вершина – точка, из которой проведены лучи. Углы бывают прямоугольные, острые, тупые.

Индекс-карточка (2 сторона):

Определите, какой материал вы не поняли из новой темы. Задайте вопросы.

Как определить угол острый или тупой?

Таким образом, система оценивания должна соответствовать идеям современного образования. Технология формирующего оценивания имеет свои условия, принципы, стратегии и методы, которые необходимо использовать на разных уроках в начальной школе для более эффективных и качественных результатов обучения.

__________________________

  1. Витковский А. Формирующее оценивание: шаг к учебной самостоятельности / А. Витковский, М. А. Пинская. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014.
  2. Лебедев О. Е. Как оценивать образовательные достижения учащихся [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «Киберленинка». 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kak-otsenivat-obrazovatelnye-dostizheniya-uchaschihsya (дата обращения: 27.01.2022).
  3. Пинская М. А. Формирующее оценивание в классе / М. А. Пинская – М.: Логос, 2010.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. Приказов от 31 мая 2021 г. N 286.
  5. Фишман И. С. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся / И. С. Фишман, Г. Б. Голуб. – Спб.: Учебная литература, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология формирующего оценивания. "Методика активной оценки"

Теоретический материал познакомит учителя с элементами стратегии активной оценки. Ведь, когда учитель оценивает активно, он вместе с учениками проживает очень интересную жизнь, втягивая их в процесс м...

Технология формирующего оценивания индивидуальных учебных достижений обучающихся начальной школы

В работе представлен технология формирующего оценивания индивидуальных учебных достижений обучающихся начальной школы....

Доклад на тему: «Использование технологии формирующего оценивания для достижения качественных образовательных результатов при работе с детьми ОВЗ в начальных классах»

Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся с ОВЗ. Оценка не только дает возможность уча...

Формирующее оценивание на уроках в начальных классах.

В своей работе я раскрываю особенности формирующего оценивания на уроках в начальных классах согласно требованиям ФГОС. Также в статье помещен практический материал по данной теме,который я применяю н...

Формирующее оценивание на уроках в начальных классах.

В своей презентации я останавливаюсь на соём опыте работы по внедрению формирующего оценивания на уроках в начальной школе....

Технология формирующего оценивания

Учебно-методический материал....

Технология формирующего оценивания в начальной школе как инструмент повышения мотивации к обучению

Формирующее оценивание по своему смыслу ближе к диагностическому, оно позволяет педагогу узнать стадию продвижения каждого конкретного учащегося в определённой познавательной области, определяя степен...