Влияние нетрадиционных способов рисования на развитие психических процессов у детей с ОВЗ
статья (4 класс)

Самосват Валерия Сергеевна

Годы школьного детства это годы интенсивного психического развития и
появления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. В этот период
активно развиваются воображение, логическое мышление, память, восприятие и
внимание. Но у некоторых детей с ограниченными возможностями здоровья данные
процессы развиваются более медленно. Такие дети часто отказываются выполнять
различные задания и упражнения. Работая с детьми с ОВЗ, нашла способ их
заинтересовать и параллельно развивать различные психические процессы. И этот способ
рисование нетрадиционными материалами и способами.
Анализируя деятельность детей в домашних условиях, сделала следующие выводы:
родители не проявляют интерес к занятиям с ребенком рисованием, редко дают детям
различные изобразительные материалы и практически не используют нетрадиционные
методы рисования. Поэтому предположила, что подобные занятия будут интересны
детям.
Достоинством рисования нетрадиционными техниками и материалами является то, что
это необычный процесс для детей, а все необычное привлекает внимание, заставляет
удивляться и восхищает. Большим плюсом данной деятельности является и то, что
ребенок может получить быстрый результат, что вселяет уверенность ребенка в своих
силах. А значит, выполнив правильно задания несколько раз, у него снова и снова будет
появляться желание рисовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samosvat.docx16.25 КБ

Предварительный просмотр:

Для начала составила план работы с детьми с проблемами в развитии психических
процессов. Каждый месяц использовала новую технику рисования. Совместную
деятельность в данном направлении проводила 1 раз в неделю.
Вот примерный план работы:
1. Рисование печатками из картофеля и листьев (Печатки из картофеля делаются
так: разрезать клубень пополам и доработать его половину до необходимой формы
(геометрические фигуры, цветы, другие элементы для рисунков). А печатки из листьев вот
так: собрать листья необходимой формы, прогладить их утюгом, можно использовать и
сухие листья, но они очень хрупкие, поэтому работать нужно аккуратно и не всегда у
детей получается. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к
штемпельной подушке с гуашью или закрашивает кисточкой и наносит оттиск на бумагу.
Листья только закрашиваются кисточкой).

19
2. Рисование пальчиками и ладошками (Способ получения изображения: ребенок
опускает в гуашь пальчик и наносит на бумагу точки, пятна, или ребенок опускает в гуашь
ладошку оставляет на листе ее отпечаток, а затем дорисовывает недостающие элементы).
3. Рисование жесткой полусухой кистью методом «тычка» (Способ получения
изображения: на кисть набирается гуашь (вода не используется) и прикосновением ее к
бумаге (под прямым углом) заполняется весь лист, контурный рисунок или шаблон.
Получается имитация фактурности пушистости или колючей поверхности).
4. Рисование поролоном и пенопластом (Сначала изготавливаются печатки из пустых
контейнеров клея-карандаша или фломастера и поролона. Способ получения изображения:
ребенок обмакивает поролоновую печатку в гуашь и наносит оттиск на бумагу. Работа с
пенопластом немного другая. Здесь кусочки пенопласта ребенок прижимает к
штемпельной подушке с гуашью и наносит оттиск на бумагу. Печатки из поролона или
пенопласта могут быть различных геометрических форм или предметов).
5. Рисование смешанной техникой восковые мелки + акварельные краски (Способ
получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками изображение на белой
бумаге. Затем тонирует лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками
остается не закрашенным).
6. Рисование смятой бумагой (Способ получения изображения: ребенок прижимает
смятую бумагу к штемпельной подушке с гуашью и наносит оттиск на бумагу).
Рисуя вышеперечисленными способами, дети параллельно выполняли задания на
развитие психических процессов. Например, на развитие памяти: «Запомни и нарисуй»,
на развитие внимания и мышления: «Нарисуй как у меня», «Раскрась лишний предмет»,
«Дорисуй недостающие предметы», «Раскрась все круги синим цветом, а квадраты
желтым», «Нарисуй (раскрась) предмет, который двигается влево (вправо)», «Обведи
силуэт и раскрась его», «Найди и раскрась два одинаковых предмета», , «Нарисуй
предметы, которых не хватает», «Продолжи ряд », «Нарисуй (раскрась) отгадку»,
«Нарисуй предмет с противоположным значением (дом высокий – низкий)», на развитие
воображения: «Преврати фигуру в предмет», «Составь узор из геометрических фигур»
(или фигур разного цвета). Данные упражнения и задания можно выполнять любым
способом и любым материалом. Научившись рисовать определенным способом, дети с
удовольствием рисовали им и в самостоятельной деятельности, а также знакомили с уже
освоенным способом и сверстников.
Таким образом, совместная деятельность по рисованию нетрадиционными техниками и
материалами – это важное средство развития психических процессов и творческих
способностей детей с ОВЗ школьного возраста.
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребѐнок». (В. А.
Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста" с диагнозом ЗПР и VIII вида+презентации. Программа состоит из 33 занятий, продолжительность 30 минут.

Одной из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получил...

Дифференциация подвижных игр по преимущественному развитию психических процессов у детей школьного возраста

В РАБОТЕ ПРЕДСТАВЛЕНО ПОДБОР ПОДВИЖНЫХ ИГР С УЧЕТОМ ВОСРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей детей.

Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина....

Развитие психических процессов у детей «память».

Свойства памяти издавна привлекали к себе внимание исследователей. Развивается ли память? Становится ли она с годами лучше или хуже?...

Доклад на тему: "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста"

В настоящее время большое внимание со стороны педагогов и психологов привлечено к вопросам развития и обучения детей в период младшего школьного возраста. Каждый человек находится и развивается в...

«Особенности развития психических процессов у детей с ОНР»

Доклад подготовлен для выступления на семинар воспитателей...

Методическая разработка занятия по теме "Развитие психических процессов у детей с нарушением слуха и речи на материале занятия "Домашние и дикие животные" для 2 класса"

Конспект занятия предназначен для коррекционных педагогов, психологов, работающих с детьми с нарушением слуха и речи, по курсу «Развитие познавательных процессов». Материал будет актуален ...