Рабочая программа для 2 класса по русскому языку к учебнику «Русский язык» по образовательной системе «Перспектива», авторы: Климанова Л. Ф., Макеева С. Г
календарно-тематическое планирование (2 класс)

Новоселова Разида Алмазовна

Рабочая программа для 2 класса

по русскому языку

к учебнику «Русский язык»

по образовательной системе «Перспектива»,

авторы:  Климанова Л. Ф., Макеева С. Г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_2_klass_na_4_chasa.docx68.61 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа для 2 класса

по русскому языку

к учебнику «Русский язык»

по образовательной системе «Перспектива»,

авторы:  Климанова Л. Ф., Макеева С. Г

Составитель: Новоселова Р.А.., учитель «МБОУ «Гимназия №32»

Статус документа

Рабочая программа по предмету «Русский язык» 2 класс создана на основе:

  • Федерального и регионального компонентов  Государственного стандарта начального общего образования;  
  • Сборника рабочих программ «Перспектива» под редакцией  А.Г. Петерсон,

О. А. Железниковой; / /М.: «Просвещение» .

Пояснительная записка

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

 В  содержании курса раскрываются основные функции языка — быть средством общения, познания мира и воздействия на него. Понятие «общение» становится предметом изучения и придает всему курсу коммуникативную направленность. Общение — это не просто передача и восприятие информации. Это процесс взаимодействия двух (или более) партнеров (собеседников). В общении выделяются: определенные условия общения, конкретная цель и результат коммуникации (материальный, духовный и др.).    

Собеседник-слушатель и собеседник-читатель должны уметь анализировать речь партнера, осмысливать ее, выделять главное. Собеседникам необходимо взаимопонимание и получение общего, итогового результата общения. Осмысление ситуаций общения делает актуальным вопрос об отборе языковых средств для лучшего взаимопонимания партнеров. Подобная коммуникативная направленность курса предполагает активное развитие всех видов речевой деятельности: умения читать и писать, слушать и говорить.

Языковые понятия в новой системе не даются в готовом виде на  иллюстративно-объяснительной основе. Их усвоение начинается с коммуникативно-речевых ситуаций, обеспечивающих главный переход от наблюдений за языковыми фактами к их систематизации, к обобщению с тем, чтобы опять вернуть их в речь и осмыслить, как они работают в текстах различной стилистической направленности.

Текст в новой системе рассматривается как результат (продукт) речевой деятельности. Такой подход к тексту позволяет объединить изучение грамматики и лексики с развитием речевых умений учащихся, стимулирует детей на создание

собственных текстов.

Цели обучения

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • формирование  специальных умений и навыков по разделам программы;
  • развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
  • освоение  первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
  • овладение  умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание  позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с  базисным учебным планом  рабочая программа составлена по  программе авторов Л.Ф.Климановой и Т.В.Бабушкиной.  Согласно федеральному базисному учебному плану на уроки русского языка во 2   классе отводится 170 часов в год из расчета 5 часов в неделю. В соответствии с учебным планом РТ на уроки русского языка отводится 3 часа в неделю. Так как класс гимназический, изучение русского языка является углубленным (класс делится на подгруппы, за счёт школьного компонента выделен ещё 1 час на изучение русского языка). Таким образом, данная программа рассчитана на 136 ч в год  из расчета 4 ч в неделю. Содержание федерального компонента государственного стандарта основного общего образования реализуется за счет уплотнения тем. 

Программа сокращена таким образом:

Собеседники – 2 ч

Слово, предложение и текст в речевом общении – 5 ч

Главный помощник в общении – родной язык – 4 ч

Гласные и согласные звуки – 1 ч

Звук [й’]  и буква й – 1 ч

Слог. Перенос слов – 1 ч

Ударение. Ударный слог – 1 ч

Безударные гласные звуки – 2 ч

Звонкие и глухие согласные звуки – 2 ч

Слова с удвоенными согласными – 1 ч

Разделительные мягкий и твёрдый знаки – 1 ч

Что рассказало слово -  1 ч

Имена собственные и нарицательные – 1 ч

Слова, близкие по значению – 1 ч

Слова, противоположные по значению – 1 ч

Тематические группы слов – 1 ч

Суффикс – 1 ч

Что такое части речи – 1 ч

Имя прилагательное – 2 ч

Предлог - 1 ч

Предложение. Текст – 3 ч

        Основные содержательные линии

            Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).

Речевое общение. Текст

Коммуникативно-речевые умения и навыки. Практическое представление о ситуации общения с использованием образно-символических моделей: партнеры по речевому общению (собеседники), тема, цель и результат общения.

Речевой и неречевой способы общения: наблюдения за ролью языка в общении людей, несловесные средства (интонация, жесты, мимика, выразительные движения), их значение в речевом общении.

Общее представление об устной и письменной речи как формах общения. Из истории письменной речи. Составление высказываний с учетом цели общения,

обстановки и ролевых отношений партнеров, реальных или воображаемых — героев произведений (по аналогии или по образцу).

Умение воспринимать речь партнера: понимать смысл высказывания, уточнять его с помощью вопросов, находить в высказывании опорные слова (с помощью учителя), чувствовать интонацию конца предложения, конца смысловой части

высказывания (текста).

Умение строить высказывание в устной и письменной форме: обдумывать предстоящий ответ; отбирать необходимые языковые средства, понимать цель общения: что-то сообщить, объяснить, описать; проверять и контролировать себя (с помощью учителя).

Совершенствование звуковой стороны речи, устранение недочетов в произношении. Развитие интереса к произносительной стороне речи на основе игр со звуками речи, чтения скороговорок и чистоговорок и наблюдения за звукописью в стихотворениях.

Практическое овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп и др.), умение использовать их в зависимости от ситуации и цели общения.

Текст. Общее представление о тексте (текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу). Тема текста. Роль заглавия. Наблюдение за особенностями текстов (описание, рассуждение, повествование), их жанровым разнообразием (загадка, сказка, рассказ, стихотворение).

Наблюдение за ролью слова в художественном тексте. Умение находить в тексте главную мысль (с помощью учителя), подбирать заглавие к тексту. Самостоятельное изложение повествовательного (или описательного) текста по заданным вопросам. Составление и запись текста по предложенному началу, серии картинок на определенную тему из жизни детей, о любимой игрушке, о летних или зимних каникулах и др.

Составление текста делового стиля: письма, записки, объявления (с помощью учителя).

Речевой этикет. Использование формул речевого этикета

в процессе ведения диалога. Изменение форм речевого этикета в зависимости от ситуации и цели общения (здравствуйте, привет, рады приветствовать вас и др.).

Культура речевого общения (со взрослыми; со сверстниками при работе в парах, в коллективно-распределенной деятельности), умение слушать партнера, поддерживать диалог вопросами и репликами.

Язык в речевом общении

Язык — главный, но не единственный помощник в общении. Роль языка, жестов, мимики, интонации в речевом общении. Элементарные сведения из истории языка. Развитие интереса к родному языку и желания его изучать; формирование умения эффективно использовать возможности языка в процессе речевого общения.

Формирование элементарных представлений о языке как знаковой системе на основе простейших наглядно-образных моделей слов и предложений.

Слово, его звуко-буквенная форма. Звуки и буквы, их различие. Звуки гласные и согласные, их различие. Буквы, не обозначающие звуков: ь, ъ.

Дифференциация согласных звуков: твердые и мягкие, звонкие и глухие. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, я, и, а также мягкого знака (ь) в конце и середине слова между согласными. Практическое умение писать в словах твердый знак (ъ).

Шипящие согласные звуки (ж, ш, ч, щ); традиционное написание букв и, а, у после шипящих в сочетаниях жи — ши, ча — ща, чу — щу. Правописание слов с сочетанием букв чк, чн, щн.

Слог. Его звуковая структура; слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Правила переноса слов по слогам, перенос слов с буквами й, ь (майка, пальто).

Ударение. Роль ударения в различении смысла слова (кружки — кружки, замки — замки). Ударные и безударные слоги (моря — море).

Произношение ударных и безударных гласных звуков в слове. Обозначение на письме гласных звуков в ударных и безударных слогах. Способы их проверки.

Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение на письме звонких и глухих согласных звуков в конце слова (дуб — дубы). Разделительный мягкий знак (ь); удвоенные согласные (класс, группа).

Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавитного порядка букв, алфавитные названия букв. Умение расположить слова в алфавитном порядке и пользоваться словарями, ориентируясь на алфавитное расположение букв в них.

Различение букв по начертанию: заглавные и строчные, печатные и рукописные.

Упражнения в звуко-буквенном анализе слов.

Наблюдение за интонацией: мелодикой (движением голоса), темпом речи (быстрым, медленным), силой звучания голоса (громко — тихо); нахождение созвучий в окончаниях строк стихотворных произведений.

Слово и его значение. Слово как двусторонняя единица языка. Различение в слове двух сторон: звучания слова и его значения.

Наблюдение за номинативной функцией слова (называть предметы окружающего мира, их свойства и действия).

Имена собственные и нарицательные, местоимения: я, ты, он, она. Заглавная буква в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.

Практическое знакомство с синонимами и антонимами, с многозначностью слова.

Упражнения в составлении тематических групп слов, их классификации, выделение общего компонента в их лексическом значении, нахождение слов с обобщающим значением.

Из истории происхождения слов. Фразеологические выражения, использование их в речи. Знакомство со словарями — орфографическим и толковым.

Состав слова. Словообразование. Первые наблюдения за строением слова на наглядно-образных моделях. Первоначальное знакомство с составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание; выделение корня слова на основе подбора однокоренных слов (с помощью учителя). Сопоставление значения и написания однокоренных слов.

Наблюдение за единообразным написанием корней в родственных словах.

Образование новых слов с помощью приставок; правописание приставок. Обозначение на письме безударных гласных звуков в корне слова. Обозначение на письме парных звонких и глухих согласных звуков в корне слова. Корень — смысловой центр слова.

Слово как часть речи. Целостное представление о частях речи на основе наглядно-образных моделей; выделение в словах общего значения предметности, признака действия; сопоставление групп слов, объединенных по разным основаниям (содержательная и формально-грамматическая классификация слов).

Имя существительное. Основные признаки. Представление о значении  предметности, одушевленности и неодушевленности, вопросах существительных (кто? что?). Изменение существительных по числам. Роль имен существительных в речи.

Глагол. Основные признаки. Выявление групп слов с общим значением действия предметов по вопросам: что делать? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопрос к глаголу. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи.

Имя прилагательное. Основные признаки. Наблюдение за словами с общим значением признака предмета (цвет, форма, размер и т. п.), их группировкой по вопросам Роль прилагательных в речи.

Предлоги. Правило написания предлогов с другими словами. Сопоставление предлогов и приставок. Наблюдение за ролью предлогов в словосочетаниях.

Предложение. Признаки предложения, смысловая и интонационная законченность предложения. Дифференциация предложений по цели высказывания. Коммуникативная роль предложения в общении.

Главные члены предложения. Умение определять, какой член предложения является

подлежащим, а какой — сказуемым. Наблюдение за порядком слов в предложении. Связь слов в предложении.

Практическое знакомство со словосочетанием (умение выделять словосочетание из предложения с помощью вопросов).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения предметного содержания русского языка,  обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

  • наблюдать над словом, предложением, текстом как единицами речи и языка, их функциями в общении;
  • развивать внимание к устной и письменной речи;
  • формировать умения организовывать свое познавательную деятельность по учебнику: искать пути решения учебной задачи, точно выполнять задания;
  • составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки
  • правильно списывать буквы и слова с рукописного и печатного текста
  • писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и короткие предложения из подобных слов
  • писать большую букву в начале предложения, в именах людей и кличках животных.

Календарно- тематическое планирование по русскому языку

34 учебных недели, 4 урока в неделю, 136 уроков в год.

№ п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Кол-во часов

Дата

Раздел «Мир общения»

Мир общения. Собеседники.  История письма.

Ориентироваться в ситуации общения: выделять тему и цель общения, сопоставлять цель и результат общения. Анализировать, сопоставлять способы общения в зависимости от ролевых отношений партнёров. Выделять в речи слова и предложения как средства общения. Строить высказывания в устной и письменной форме. Анализировать интонационно – звуковую сторону речи, устранять недочёты в произношении отдельных звуков и слов. Наблюдать за мелодикой, темпом речи, силой голоса, изменять их в зависимости от речевой задачи. Обдумывать и планировать ответ. Контролировать свою речь в процессе общения. Проявлять творческую активность в процессе сотрудничества, выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий. Соблюдать правила общения: проявлять к собеседнику внимание, терпение. Проявлять уважение к чужому мнению, опираться  на морально – этические нормы. Составлять диалоги на заданные темы.

1

Письменная речь. Условия письменного сообщения. Учимся писать письма.

1

Слово, предложение и текст в речевом общении.

Выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему; правильно оформлять его на письме и в устной речи. Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации. Определять тему текста, подбирать заглавия. Составлять план текста. Различать текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение. Сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной, групповой и коллективной работы. Использовать в общении деловые тексты (записки, письма, объявления, приглашения). Составлять текст заданного типа: описание, повествование, рассуждение. Письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 3-5 предложений на заданную тему. Писать изложение текста в 40-55 слов (с использованием вопросов).

1

Слова с непроверяемым написанием.

1

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Восклицательные и невосклицательные предложения.

1

Основные свойства текста. Последовательность предложений в тексте.

1

Типы текстов.

1

Главный помощник в общении – родной язык. Богатства языка.

Называть основные языковые единицы: звуки, буквы, слова, предложения, текст; определять их роль в речи. Сравнивать, различать и объединять в группы  языковые единицы. Давать определения  основным языковым единицам.

1

Входной диктант.

Применять изученные правила при записи под диктовку.

1

Раздел  «Звуки и буквы. Слог. Ударение»

Работа над ошибками. Гласные и согласные звуки и буквы

Рассказывать о гласных и согласных звуках, их классификации по наглядно – образной схеме Звукограда. Различать гласные и согласные  звуки. Классифицировать согласные звуки: глухие и звонкие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные). Называть все звуки русского алфавита правильно, называть буквы в алфавитном порядке. Объяснять значение знания алфавита для работы с различными справочниками. Изображать буквы русского алфавита с помощью пластических движений рук, тела и рисунков.

1

Алфавит. Роль алфавита.

1

Изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи.

1

Соотношения «звук-буква» в словах.

1

Правописание безударных гласных, парных согласных.

1

Общение людей. Виды речи.

1

Звук [й’] и буква й.  Перенос слов с буквой й в середине слова.

Различать букву й, обозначающую согласный звук, и букву и, обозначающую гласный звук. Делить на части для переноса слова с буквой й.

1

Изложение по сказке К.Ушинского «Утренние лучи».

Писать изложение текста в 40-55 слов (с использованием вопросов).

1

Звук [э] и буква Э.  Написание слов с буквой Э.

Орфографически верно писать слова с буквой э.

1

Твёрдые и мягкие согласные звуки.  Обозначение твёрдых и мягких звуков на письме.

Обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, ю, я, и. Сопоставлять случаи обозначения мягкости согласных с помощью мягкого знака и с помощью букв е, ё, ю, я, и.

1

Волшебный мягкий знак.  Перенос слов с мягким знаком.

1

Обозначение мягкости согласных с помощью букв Е,Ё, Ю, Я, И.

1

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягких согласных звуков на письме.

1

Две функции букв Е, Ё, Ю, Я, И.

1

Способы обозначения мягких согласных звуков на письме.

1

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Повторение изученных орфограмм.

1

Шипящие согласные звуки.

Писать слова с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.  Объяснять, почему эти написания являются традиционными.

1

Правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ.

1

Правописание буквосочетаний  ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

1

Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

1

Шипящие согласные звуки.

1

Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЩН.

1

Учимся писать изложение.

Писать изложение текста в 40-55 слов (с использованием вопросов).

1

Контрольный диктант по теме: «Правописание буквосоче-таний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧН,ЧК, ЩН».

Применять изученные правила при записи под диктовку.

1

Работа над ошибками. Правила деления слов на слоги.

Проводить звуко – буквенный анализ слов, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, переносить слова по слогам.

1

Слог. Перенос слов.

1

Ударение. Ударный слог.

Объяснять роль ударения в слове, ставить ударение, находить ударный и безударный слоги.  Работать с орфоэпическим словарём, объяснять его значение. Находить в тексте слова с безударными гласными в корне. Находить и объяснять орфограмму, использовать алгоритм её проверки.

1

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме.

Подбирать проверочные слова.

1

Проверка слов с безударной гласной, которая обознача-ется буквой Е,е.

1

Родственные слова. Смысловая связь в родственных словах.

1

Правописание безударных гласных.

1

Безударные гласные, непроверяемые ударением.

Находить в слове и объяснять орфограмму (слова с непроверяемыми написаниями). Записывать под диктовку словарные слова без ошибок, пропусков и искажение. Работать с орфографическим словарём.

1

Написание непроверяемых безударных гласных.

1

Правописание слов с двумя безударными гласными.

1

Слова с двумя безударными гласными.

1

Контрольный диктант по теме «Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме».

Применять изученные правила при записи под диктовку.

1

Работа над ошибками. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

Объяснять случаи обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами. Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание парных по звонкости – глухости согласных в корне слова). Изменять слово так, чтобы орфограмму можно было проверить. Писать орфографически правильно слова с парными по звонкости – глухости согласными в корне слова.

1

Парные согласные.

1

Звонкие и глухие парные согласные в конце слова.

1

Непарные по звонкости-глухости согласные.

1

Звонкие и глухие парные согласные в середине слова.

1

Способы проверки парных согласных в середине слова.

1

Проверочная работа по теме: «Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме».

Применять изученные правила.

1

Слова с удвоенными согласными. Правила переноса слов с удвоенными согласными.

Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание удвоенных согласных). Писать орфографически правильно слова с удвоенными согласными.

1

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

Непроизносимые согласные.

Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с непроизносимыми согласными). Писать орфографически правильно слова с  непроизносимыми  согласными.

1

Причины появления непроизносимых согласных в словах.

1

Правописание слов с непроизносимой согласной.

1

Разделительный мягкий   знак.

Наблюдать за употреблением разделительного твёрдого знака. Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с разделительным мягким знаком). Писать орфографически правильно слова с разделительным мягким знаком.

1

Две функции  мягкого знака в словах.

1

Разделительный мягкий знак и мягкий знак как показатель мягкости согласного.

1

  1.  

Контрольный диктант за II четверть.

Применять изученные правила при записи под диктовку.

1

Написание поздравительного письма.

Наблюдать за употреблением разделительного твёрдого знака. Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с разделительным мягким знаком). Писать орфографически правильно слова с разделительным мягким знаком.

1

Разделительный мягкий  и твёрдый знаки.

1

Написание объявления.

1

Раздел «Слово и его значение»

Что рассказало слово.

Составлять двусторонние модели слов, различать значение слова и его звуко – буквенную форму. Сопоставлять слова по звуко-буквенному составу и значению, классифицировать слова по различным критериям, находить слово с обобщающим значением для тематической группы слов. Пользоваться лингвистическими словарями (орфографическим и толковым).

1

Понятийное (обобщающее) значение слова.

1

Разновидности толковых словарей.

1

Имена собственные и нарицательные.

Распознавать имена собственные и имена нарицательные, различать их по функциям.

1

Правописание имён собственных.

1

Слова с несколькими значениями.

Объяснять принцип возникновения нескольких значений у одного слова. Объяснять значение многозначного слова в конкретном тексте.

1

Многозначные слова.

1

Роль слов с переносным значением.

1

Слова похожие, но разные (омонимы).

Различать слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению, и многозначные слова.

1

Слова, близкие по значению (синонимы).

Объяснять роль в речи синонимов как средства обогащения речи. Использовать синонимы в собственных высказываниях.

1

 Роль слов-синонимов в речи.

1

Слова, противоположные по значению (антонимы).

Подбирать антонимы к словам разных частей речи, находить антонимы в тексте и объяснять их роль.

1

Устойчивые сочетания слов.

Объяснять семантику фразеологических оборотов (наиболее употребительных) и использовать их в собственной речи.

1

Тематические группы слов.

Распределять слова по тематическим группам, дополнять эти группы своими словами. Понимать язык (слово, предложение) как знаковую систему, выполняющую функцию замещения предметов (действий и свойств) окружающего мира.

1

Обобщение изученного материала.

1

Повторение раздела «Слово и его значение».

1

Контрольный диктант по теме «Слово и его значение».

Применять изученные правила при записи под диктовку.

1

Раздел «Состав слова»

Как собрать и разобрать слово.

Наблюдать за строением слова на наглядно-образных моделях. Составлять наглядно-образные модели слова. Называть части слова.

1

Морфемный состав слова.

1

Корень – главная часть слова. Однокоренные слова.

Находить корень слова путём сопоставления однокоренных слов, подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов. Объяснять лексическое значение корня. Различать корни с омонимичным значением. Применять алгоритмы проверки безударных гласных и парных по звонкости-глухости согласных в корне слова. Проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков корне слова путём изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Применять нужный алгоритм для проверки орфограмм корня. Доказывать родство слов, объяснять общность их значения.

1

Правописание однокоренных слов.

1

Правописание безударных гласных звуков в корне слова

1

Контрольное списывание по теме «Безударные гласные в корне слова».

 

Применять изученные правила при списывании текста.

1

Работа над ошибками. Повторение изученного.

Находить корень слова, подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов. Объяснять лексическое значение корня. Применять алгоритмы проверки безударных гласных и парных по звонкости-глухости согласных в корне слова. Проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков корне слова путём изменения формы слова или подбора однокоренных слов.  Применять нужный алгоритм для проверки орфограмм корня.

1

Правописание слов с изученными орфограммами.

1

Приставка.

Выделять в слове приставку, определять значение, которое придаёт слову приставка. Различать предлоги и приставки, писать предлоги раздельно с другими словами. Употреблять при написании слов разделительный мягкий и твёрдый знаки. Объяснять разницу в употреблении разделительного мягкого и твёрдого знаков.

1

Употребление разделительного твёрдого знака.

1

Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

1

Суффикс. Роль суффиксов в речи.

Выделять в слове суффикс, определять значение, которое придают слову суффиксы.

1

Окончание.

Правильно употреблять окончание, объяснять его роль для связи слов в предложении или в словосочетании.

1

Состав слова (обобщение знаний).

1

Контрольный диктант по теме «Состав слова».

Применять изученные правила при записи под диктовку.

1

Раздел «Части речи»

Работа над ошибками. Что такое части речи.

Определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно употреблять их в речи. Использовать в процессе выполнения заданий и усвоения грамматических понятий приёмы наглядно-образного и логического мышления.

1

Общие признаки слов.

1

Имя существительное.

Осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных. Выбирать формы имён существительных из вариантов падежных окончаний, употреблять эти формы в речи в соответствии с действующими нормами литературного языка. Определять число имён существительных.

1

Составление словосочетаний с именами существительными.

1

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

Правописание собственных имён существительных .

1

Употребление заглавной буквы в именах собственных.

1

Категория числа имени существительного.

1

Имена существительные с вариативными окончаниями в родительном падеже множественного числа.

1

Контрольное списывание  по теме: «Имя существительное».

Применять изученные правила при списывании текста.

1

Глагол.

Находить в предложении глаголы по вопросу и общему значению действия. Определять число глаголов. Ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени. Составлять рассказы по рисункам, используя глаголы.

1

Тематические группы глаголов.

1

Изменение глаголов по числам.

1

Глаголы и нормы речевого этикета.

1

Изменение глаголов по временам.

1

Роль глагола в образовании предложения.

1

Проверочная работа по теме «Глагол».

Применять изученные правила на практике.

1

Работа над ошибками. Имя прилагательное.

Находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению, определять их связь с именами существительными. Классифицировать имена прилагательные на основе различий в их значении. Редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными, подбирая имена прилагательные с синонимическим или антонимическим значением.

1

Роль имён прилагательных в речи.

1

Число имени прилагательного.

1

Имена прилагательные тематических групп.

1

Сочинение-миниатюра.

1

Части речи (обобщение знаний).

1

Словесные средства создания художественного образа.

1

Предлог. Правописание предлогов.

Применять алгоритм определения различия между предлогом и приставкой. Выбирать предлоги в соответствии с литературными речевыми нормами.

1

Способы разграничения предлога и приставки.

1

Литературные нормы употребления предлогов в речи.

1

Контрольный диктант по теме «Части речи».

Применять изученные правила при записи под диктовку.

1

Раздел «Предложение. Текст»

Работа над ошибками. Предложение.

Оформлять предложение на письме в соответствии с правилами пунктуации. Составлять предложения, разные по цели высказывания. Находить в предложении главные члены. Строить предложения, адекватно выражая основную мысль. Составлять текст с изученными орфограммами. Предлагать варианты проверки написанного слова и предложения; сравнивать записанный текст с образцом. Писать под диктовку предложения и тексты с изученными орфограммами.

1

Главные члены предложения.

1

Второстепенные члены предложения.

1

Распространённое и нераспространённое предложения.

1

Связь предложений в тексте.

1

Связь и оформление предложений в тексте.

1

Итоговый контрольный диктант за 2 класс.

Применять изученные правила при записи под диктовку.

1

Типы текстов.

Оформлять предложение на письме в соответствии с правилами пунктуации. Составлять предложения, разные по цели высказывания. Находить в предложении главные члены. Строить предложения, адекватно выражая основную мысль. Составлять текст с изученными орфограммами. Предлагать варианты проверки написанного слова и предложения; сравнивать записанный текст с образцом. Писать под диктовку предложения и тексты с изученными орфограммами.

1

Записка.

1

Письмо.

1

Приглашение.

1

Общение человека с природой.

1

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны знать:

  • названия и порядок букв русского алфавита;
  •  признаки гласных и согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки; пары согласных звуков по звонкости-глухости;
  • правила переноса слов;
  •  признаки предложения и текста;
  •  правила речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

  •  использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью общения;
  •  вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение;
  •  различать устные и письменные формы общения;
  •  каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты в 40—50 слов без пропусков и искажений;
  •  проверять написанное, сравнивая с образцом;
  •  проводить звуко-буквенный анализ слов, делить слова на слоги, ставить ударение, находить ударный и безударные слоги, переносить слова по слогам;
  •  обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
  •  писать заглавную букву в именах собственных;
  •  писать под диктовку без ошибок предложения и небольшие тексты (в 30—40 слов), включающие слова, произношение которых совпадает с их написанием;
  •  правильно писать слова с сочетаниями жи — ши,
  • ча—ща, чу — щу, чк, чн, щн; слова с непроверяемыми буквами, слова с удвоенными согласными, слова с разделительным мягким знаком (ь);
  •  различать предлоги и приставки; писать предлоги раздельно с другими словами;
  •  находить корень в группе родственных слов; самостоятельно подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи);
  •  проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путем изменения его формы или подбора однокоренных слов;
  •  выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему;
  •  находить в предложении главные члены;
  •  определять части речи (имя существительное, глагол, прилагательное) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам;
  •  определять число имен существительных, прилагательных, глаголов;
  •  письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 2—3 предложения на заданную тему;
  •  писать изложение текста в 40—55 слов с использованием вопросов.

Методическое обеспечение

  1. Климанова Л. Ф., Макеева С. Г., учебник по русскому языку,//М.: «Просвещение» ,  2011 год.
  2. Климанова Л. Ф. Климанова Л. Ф., Коти  Т. Ю. , рабочая тетрадь по русскому языку,  //М.: «Просвещение» , 2011 год.
  3. Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Методическое пособие «Русский язык», //М.: «Просвещение» , 2011 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 2 класс УМК "Начальная школа XXI века" Русский язык

Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС...

Рабочая программа . 4 класс .УМК"Школа России" к учебнику Плешакова А.А., Крючковой Е.А. с учетом требований ФГОС.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарное и поурочное тематическое планирование с УУД, содержанием, характеристикой деятельности. 4 класс.В данную программу включен Модуль"Дорожная...

Рабочая программа по учебному предмету русский язык, 2 класс, УМК "Перспектива" (автор Климанова Л.Ф.)

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьнико...

Рабочая программа по литературному чтению (авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева). Образовательная система «Школа 2100».

Содержание программы - 136 часов (4 часа в неделю).Для реализации программного содержания используются следующие учебные по­собия:1.  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. В одном счастливом детстве. Учебник...

Рабочая программа 4 класс для школ с углубленным изучением английского языка

Рабочая программа 4 класс для школ с углубленным изучением английского языка...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и тематическое планирование по русскому языку (к учебнику Т.Г. Рамзаевой) по системе УМК «Школа России» 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и тематическое планирование по русскому языку (к учебнику Т.Г. Рамзаевой) по системе УМК «Школа России» 1 класс...