«Формирование умения младших школьников работать с информацией на уроках окружающего мира через приемы технологии развития критического мышления
статья (2 класс)

Голованова Валерия Сергеевна

 

    В современном обществе информация играет значительную роль. Это требует от личности информационной компетенции. Ее формирование начинается в начальных классах.

   Среди методов и педагогических приемов, позволяющих наиболее эффективно развивать информационную грамотность, в том числе и в начальных классах, является Технология развития критического мышления. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование умения младших школьников работать с информацией на уроках окружающего мира через приемы технологии развития  критического мышления».

Голованова В.С.

МБОУ СШ №1

им.М.Горького

  г.Арзамаса

    В современном обществе информация играет значительную роль. Это требует от личности информационной компетенции. Ее формирование начинается в начальных классах.

   Среди методов и педагогических приемов, позволяющих наиболее эффективно развивать информационную грамотность, в том числе и в начальных классах, является Технология развития критического мышления. Основные идеи ТРКМ разработали такие зарубежные ученые как Чарльз Темплоу, Джини Стил, Курт Меридит и др. Свой вклад в совершенствование данной технологии внесли российские педагоги: Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Заир-Бек С.И., Загашев  О. И., Муштавинская И.В., Лошкарева Н.А., Яковлева Т.В. и др.

    Модернизация системы образования в современных условиях ставит цель подготовить личность, не только успешно усваивающую содержательную сторону предмета, но и готовую к обретению навыка социального опыта, а также умению грамотно работать с разнообразным потоком информации. А это напрямую связано с необходимостью совершенствования и повышения эффективности учебного процесса на основе использования новых педагогических технологий и приемов. В частности, как мы отмечали выше, и ТРКМ.

    Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму». Если системно использовать приемы технологии развития критического мышления, то можно эффективно формировать у школьников умения работы с информацией.

   Мы начинаем использовать приемы ТРКМ на уроках окружающего мира уже в 1 классе.  Данная технология, как мы отмечали ранее, способствует формированию умения работы с информацией у младших школьников.    Кроме того, в этой новой жизненной реалии взаимодействие, сотрудничество выступает как ключевая основа дальнейшего психологического развития и становления личности.

   Использование приемов ТРКМ нацеливает учеников на совместную работу в парах, в малых группах при обсуждении и решении поставленных задач.

  Но чтобы подойти непосредственно к использованию приемов ТРКМ в учебном процессе, следует последовательно вырабатывать у первоклассников умения, направленные на установление, поддержание взаимоотношений с учителем и сверстниками.

   Эта работа имеет 2 стороны: организационную и содержательную.

    Организационная сторона: по мере знакомства с учащимися, выявления способностей, психологических черт, учитель предлагает ребятам работать в парах или формирует малые группы. Затем учитель знакомит ребят с некоторыми правилами поведения в группе: уважительное отношение друг к другу; личная и групповая ответственность; соблюдение тишины.

    Содержательная сторона: учитель, используя различные приемы ТРКМ, начинает работу в парах или   группах и последовательно формирует у ребят умения работы с информацией, а также создает условия для взаимодействия и сотрудничества.

  Так, в 1 классе используем следующие приемы ТРКМ: прием "Корзина идей, "прием "Круги по воде", прием "Верите ли вы?", прием "Эссе", прием "Ключевые моменты", прием "Составление кластера".  Данные приемы позволяют учителю с одной стороны формировать первичные навыки работы с информации у первоклассников, с другой стороны – держать данный процесс под контролем, регулировать ситуацию, направлять процесс в нужное русло (иногда учитель большую часть работы берет на себя (пишет на доске, готовит раздаточный материал и т.д.).

     Так, в 1 классе на уроке «Разнообразие шляпочных грибов (съедобные и несъедобные, трубчатые и пластинчатые» на стадии осмысления использую прием «Кластер» .

Предлагаем  ребятам составить  кластер по теме: «Какие бывают грибы».

C:\Users\User\Downloads\20200207_110541.jpg

(рисунок 1)

   Благодаря использованию приемов ТРКМ к концу 1 класса у учащихся уже формируются  умения сотрудничать друг с другом; проявлять настойчивость в решении проблем; участвовать в совместном принятии решений;  контролировать себя.

    Во 2 классе используем прием "Корзина идей, "прием "Круги по воде", прием "Верите ли вы?", прием "Эссе", прием "Ключевые моменты", прием "Составление кластера". К ним еще   добавляем прием "Синквейн", прием "толстых" и "тонких" вопросов.

 Так, на уроке «Вода на Земле. Океаны и моря. Значение моря в жизни людей» на стадии осмысления использую прием: «Ключевые моменты».  

  Вставьте пропущенные слова.

C:\Users\User\Downloads\20200214_105958.jpg

(рисунок 2)

 Теперь работа на уроке может строиться не только в парах или малых группах, но и индивидуально.  Использование данных приемов способствует формированию умения постановки вопросов, систематизации и структурирования информации, умения сравнивать, обобщать.  Начинают развиваться рефлексивные навыки. Использование приемов активизирует деятельность учащихся на уроке.

     В 3 классе к ранее перечисленным прибавляются прием "Инсерт", прием "Бортовой журнал", прием "Лови ошибку".

  Во время урока по теме «Кровеносная система» на стадии вызова  использую прием:  «Корзина идей». Объявляю тема урока: «Кровеносная система».

-Каждый ученик кратко записывает в тетради все, что ему известно по теме урока (2-3 минуты).

-Учащиеся обмениваются в группах  информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем возникли разногласия  (3 минуты).

-Каждая группа высказывает свое мнение по теме, приводит свои знания или высказывает идеи по данному вопросу (ответы не должны повторятся). Все высказывания кратко записываю на доске.

-В "корзину" скидывается все, что имеет отношение к теме урока.

 C:\Users\User\Downloads\20200226_134426.jpg

(рисунок 3)

      Использование данных приемов способствует формированию умения быть терпимым к неопределенности; устанавливать множественные связи между явлениями; рассматривать несколько возможностей решения проблемы; строить и пытаться обосновать различные выводы, прогнозы; выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других. Продолжается совершенствование рефлексивных навыков.

      В 4 классе  используем все вышеперечисленные приемы, добавляем прием «Фишбоун».

   Приведем примеры использования приемов «Синквейн» и «Эссе».

 На уроке «Строительные материалы, металлические руды, их использование в народном хозяйстве» На стадии рефлексии использую прием: «Синквейн».

Напишите «Синквей» на тему своего полезного ископаемого (песок, глина, гранит, известняк, базальт).

(Дети работают в группах. У каждой группы свое полезное ископаемое и свой синквейн).

C:\Users\User\Downloads\20200214_102320.jpg

(рисунок 4)

На уроке «Горючие полезные ископаемые, их использование»  на стадии рефлексии  использую прием:  «Эссе». 

   Напишите небольшой рассказ(6-8 предложений) о том, какие экологические проблемы возникают при добыче и перевозке горючих полезных ископаемых.

D:\USR\Downloads\20200205_142707.jpg

(рисунок 5)

    Так, к концу 4  класса  благодаря использованию системы работы  с приемами ТРКМ у учащихся   формируется способность к поиску, анализу, к творческой переработке информации; умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;  умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;  применять навыки  и знания в различных жизненных  ситуациях; умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком; умение пользоваться различными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; способность брать на себя ответственность.

      Необходимо отметить, что система работы по использованию приемов ТРКМ не остается неизменной. В отдельных случаях она требует корректировки или изменений. Это связано с различным уровнем как индивидуальной, так и общей подготовленности учащихся, от складывающейся на уроках психолого-эмоциональной обстановки, а также отличии одного класса от другого.

    Применение системы работы по использованию приемов ТРКМ существенно повышает эффективность восприятия новой информации, уровень использования знаний, интерес к учению, навыки самостоятельного поиска и обработки информации. Ребенок получает «инструмент», помогающий ему реализовать на практике принцип собственной активности как субъекта обучения. Педагог, в свою очередь, получает практическую возможность стать равным партнером ребенка в его образовании.    Каждому этапу присущи собственные методические приемы, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Если же использовать приемы ТРКМ в системе, то критическое мышление позволяет развивать следующие качества ученика:

1. готовность к планированию (кто ясно мыслит, тот ясно излагает);

2.  гибкость (восприятие идей других);

3.настойчивость (достижение цели);

4. готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);

5.осознание (отслеживание хода рассуждений);

6.поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми).

   Таким образом,  система работы по использованию приемов ТРКМ в сочетании с другими методами  вносят свой вклад не только в усвоение предметного содержания знаний, но, главное, в   формирование умения работы с информацией, обеспечивающее способность учащихся к самостоятельному поиску и усвоению новых знаний, социального опыта. Приобретенные учащимися знания могут быть использованы и в других видах деятельности при решении множества жизненно важных проблем.

Литература:

  1. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В.,  Биболетова М.З. и др. Планируемые результаты начального общего образования; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.
  2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб : Альянс-Дельта совм. с изд-вом Речь , 2010.
  3. Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке, Москва Просвещение, 2010
  4. Иванов Д.А. Технология критического мышления. Справочник заместителя директора школы/ Д.А.Иванов. -  №2-2009
  5. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. – СПб.: «КАРО», 2014.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М. Просвещение, 2010
  7. http://www.educ.sfu.ca/case
  8. www. naschoolbuz.ru
  9.  www.nachalka.com
  10.  www.proshkolu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Методическая разработка урока окружающего мира с использованием технологии критического мышления по теме: «Как управляют движением?»

« Методическая разработка урока окружающего мира  с  использованием технологии критического мышления по теме:  ...

Реализация требований метапредметной подпрограммы «Чтение: работа с информацией» на уроках окружающего мира в 1 классе

   В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут    * осуществлять поиск...

Оценка уровня освоения требований метапредметной подпрограммы «Чтение: работа с информацией» на уроках окружающего мира.

В представленном педагогическом проекте выделена следующая проблемная ситуация: наличие программы «Формирование УУД младших школьников», с одной стороны, и  отсутствие  плана реализации её п...

Формирование навыков здоровьесбережения у младших школьников в проектной деятельности на уроках окружающего мира

Цель данной статьи – показать возможности использования проектной деятельности при обучении школьников навыкам здоровьесбережения на уроках окружающего мира в первом классе....

Организация и содержание учебной деятельности младших школьников с применением ИКТ на уроках окружающего мира

Современный мир отличается динамичным развитием во всех социально-значимых областях, и ребёнок находится в центре этого процесса. Активное внедрение новых информационных технологий и в нашей стране на...