Использование игровых технологий на уроках в начальной школе.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Вилюкова Татьяна Васильевна

С появлением в современном мире новых технологий, инновация, традиционная школа, которая реализовывала традиционную модель образования, стала непродуктивной. На смену ей пришла новая модель образования, приоритетом которой становится обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Достичь этих целей мы можем, применяя различные педагогические технологии в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_seminar_samoprezentatsiya.doc50.5 КБ
Файл metodicheskiy_seminar.pptx2.72 МБ

Предварительный просмотр:

 «Методический семинар»

(слайд 1). Использование игровых технологий на уроках в начальной школе.

       С появлением в современном мире новых технологий, инновация, традиционная школа, которая реализовывала традиционную модель образования, стала непродуктивной. На смену ей пришла новая модель образования, приоритетом которой становится обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Достичь этих целей мы можем, применяя различные педагогические технологии в образовательном процессе.

     Но мне бы сегодня хотелось рассказать вам, уважаемые коллеги, про то, как я использую игровые технологии в своей работе во 2 «д» классе. Изучая особенности своих деток, применяя различные технологии, я поняла, что в моем классе, именно в этом возрасте, очень эффективны игровые технологии.  

Как сделать обучение более эффективным?

Какими методами, средствами поддерживать интерес к учению?

Для успешного решения этих вопросов я использую на уроках игры, игры путешествия, игры экскурсии, ребусы, загадки, стихи, весёлые задачки.

Стоит только произнести, «А сейчас мы немного поиграем» - как ученики мгновенно преображаются: у них появляется интерес, стремление быстро выполнить задание. Самое обычное решение примеров можно преподнести так, что они будут вызывать у ребят живое участие.

(слайд 2) А.С. Макаренко считал, что «… ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра». Цель игры - побудить интерес к

Что может быть интересней для ребёнка, чем игра?!

(слайд 3). Я использую самые различные игровые технологии. Конечно, при использовании игровых технологий на своих уроках я соблюдаю правила, обеспечивающие привлекательность игр:

  •  должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей.
  • Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.
  • Возможность действия для каждого ученика.
  • Соответствие возрастным особенностям ребенка.

(слайд 4) Актуальность применения игр:
- развитие познавательного интереса обучающихся;
- развитие самостоятельности;
- развитие творческого потенциала;
- развитие умственной деятельности.    

Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д.

В свое практике очень часто вместо обычного вступления предлагаю, иное начало урока – например: определить тему урока, посредством решения загадки, ребуса, рисунки, карточки с заданием.

 (слайд 5) На уроках русского языка УМК Школа России, я использую следующие игры. При изучении темы Правописание безударных гласных в корне слова я использовала такие игры как «Вставьте пропущенные буквы», «Самый внимательный» (найди и справь ошибку), это способствовало формированию навыка правописания безударных гласных в корне слова, развитию орфографической зоркости, памяти и мышления.

(слайд 6) моим детям очень нравится игра «Найди лишнее» использую ее при повторении изученных тем.  Такие игры мне помогают проследить за формированием орфографического навыка правописания слов с изученными орфограммами.

 (слайд 7) При изучении темы Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, я использовала такие игры как «Собери слова», что способствовало формированию навыка правописания слов с этими сочетаниями, вниманию, орфографической зоркости.

Мои учащиеся любят решать ребусы, которые способствуют кругозору детей, развитию речи, внимания через яркие рисунки, картинки.

(слайд 8) В первом классе дети познакомились с предложением, научились его составлять. А уже во втором классе используя это умение и навык составления приложений, мы учимся составлять текст, писать сочинения. Но, конечно, такие уроки не проходят без игр. Они помогают мне совершенствовать навык составления предложений.

Использование игр на уроках математики.

          Если спросить у детей, любят ли они сказки, они ответят «да». Сказка вызывает у детей радость, внимание, интерес. (слайд 9) Сказки при изучении математики можно использую так: герои испытывают трудности, а мои дети им помогают. Они отправляются в путь, преодолевая самые неожиданные препятствия. Выполняют математические задания, отгадывают загадки, ребусы и т.д. Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения материала.   Интересным игровым упражнением для ребят на моих уроках являются:
(слайд 10) Математическая эстафета. Использую ее как при устном счете, так и при закреплении изученной темы.
(слайд 11).    Моим ребятам нравятся игры «Угадай слово», «Магические квадраты».
Использование  игровых ситуаций на уроках математики в моем классе помогает решить проблемы усвоения материала, развивать интерес к предмету, т.к. он один из сложных предметов в школе, сформировать навыки решения задач, от простых до сложных, вычислительные навыки.

(слайд 12) На уроках литературного чтения в своем классе я практикую следующие игры:

-Игры - рифмовки, использую как при речевой разминке, так и при обобщении знаний о прочитанном произведении, особенно если это веселые рассказы или стихи.

Моим детям очень нравятся викторины, так как они позволяют ребёнку ощутить дух соревнования.

- викторина по сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»,

- Кроссворд по сказкам А.С. Пушкина.

    (слайд 13) Иногда я предлагаю на уроке поработать «Шифровщиками», чтобы узнать кто к нам пришел на урок, принес задания, или наоборот нужно этому герою помочь.

При изучении темы «Рифма» использую дидактические игру «Доскажи словечко».

Игра «Третий лишний». Назвать лишнее слово в ряду и объяснить, почему оно лишнее. Например, обобщающий урок по теме «Писатели – детям».

Федя, Гриша, Миша (Гриша - не герой рассказа Носова)
       Таким образом, использование игровых технологий на уроках литературного чтения в начальных классах способствуют созданию на уроке неформальной обстановки, которая позволяет ученику раскрыть свой потенциал, проявить себя в каком-то новом качестве, реализовать навыки, полученные в период обучения. Эти технологии делают урок литературного чтения интересным, разнообразным, содержательным. Важно при этом помнить, что игра на уроке – это не забава, а труд, сложный, но интересный.    

Я представила лишь малую долю игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. В активной природе младшего школьника игра, расширяя интерес и знания становится понятной ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно.

(слайд 14) Подводя итог выше изложенному можно отметить «Плюсы использование игровых технологий:

- игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;

- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;

- идет передача опыта старших поколений младшим;

- способствует использованию знаний в новой ситуации;

- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;

- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.

«Минусы» при использовании игровых технологий следующие:

- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;

- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;

- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;

- невозможность использовать на любом материале;

- сложность в оценки учащихся.  

Я считаю, что одним из условий, при котором игровые технологии эффективны, является желание детей играть.  Готовясь к выступлению, я провела в своём классе анкетирование, с целью выявления отношения их к игре в учебной деятельности.

(слайд 15) Анкета

 – Нравится ли тебе играть на уроке?

 – На каких уроках тебе хотелось бы играть?

–(слайд 16) Как ты любишь больше играть один или с друзьями?

 – Хочешь ли ты всегда побеждать в игре?

Анализ анкет показал:

– Игры на уроках нравятся всем учащимся без исключения.

– Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта  игра им интересна.

– Более предпочтительна для детей групповая форма игр.

– Большинство учащихся хотят в игре побеждать.

 Интересное дело, интересный урок способны  захватить  ребенка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Поэтому мои ребята, на вопрос: Почему нравятся им, когда есть игры на уроках, отвечали (ЩЕЛК) увлекательно, разнообразно, интересно, познавательно, весело и необычно.

 (слайд 17) Игра учит. Следовательно, это средство обучения.

 Свое выступление хочется закончить словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе».

 Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю. Благодарю за внимание!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование игровых технологий на уроках в начальной школе» Подготовила : Вилюкова Татьяна Васильевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №3 г. Козьмодемьянска им. С.Н. Сивкова» Методический семинар

Слайд 2

«…ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра». А.С.Макаренко Цель игровых технологий - побудить интерес к познанию, науке, книге, учению.

Слайд 3

Правила: Должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей. Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично. Возможность действия для каждого ученика. Соответствие возрастным особенностям учащегося.

Слайд 4

« АКТУАЛЬНОСТЬ Развитие познавательного интереса обучающегося Развитие самостоятельности Развитие творческого потенциала Развитие умственной деятельности

Слайд 5

Игры на уроках русского языка: Использование игровых технологий на различных уроках в начальной школе Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова»

Слайд 6

Игра «Найди лишнее» Мак Ромашка Роза Лук Лиса Корова Собака Воробей Береза Дуб Малина Осина Тема: «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными»

Слайд 7

Игра «Собери слова»

Слайд 8

Игры при изучении темы: «Предложение» Игры с применением ИКТ Игры на индивидуальных карточках

Слайд 9

Использование игр на уроках математики

Слайд 11

« «Угадай слово»

Слайд 12

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения: Игра «Кто больше подберет рифм» Пирожок – рожок, горшок,… Даль – медаль, печаль.. Грач – мяч, циркач,..

Слайд 13

Игра « Д оскажи словечко.» 1) Не поедет без бензина наша быстрая …….. 2)Ты к обеду положи ложки, вилки и ……. 3) Наша Мурка спит и слышит Как в углу скребутся……. 4)Я только нитки отыщу И змея в небо……. Игра «Шифровка » Мчребушоркалтвшкеащ Шифр: 2 4 5 6 9 11 15 16 18 Игра «Третий лишний»

Слайд 14

Игровые технологии «ЗА» Способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления; Несет здоровьесберегающий фактор в развитии обучения; Способствует использованию знаний в новой ситуации; Является естественной формой труда ребенка; Способствует объединению и формированию коллектива, ответственности. «ПРОТИВ» Сложность в организации и проблемы с дисциплиной; Подготовка требует больших затрат времени; Увлекаясь игрой можно потерять образовательное содержание; Сложность в оценке обучающихся.

Слайд 15

Отношение к игровой деятельности на уроках (2 «Д» класс) На каких уроках тебе хотелось бы играть? Нравится ли тебе играть на уроках?

Слайд 16

Хочешь ли ты всегда побеждать в игре? Отношение к игровой деятельности на уроках (2 «Д» класс) Как ты любишь больше играть один или с друзьями? ИНТЕРЕСНО УВЛЕКАТЕЛЬНО ПОЗНАВАТЕЛЬНО НЕОБЫЧНО ВЕСЕЛО РАЗНООБРАЗНО

Слайд 17

«Учитель и ученик растут вместе» Конфуций

Слайд 18

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование игровой технологии на уроках в начальной школе.

Материал содержит описание игровой технологии и технологическую карту урока обучения грамоте....

Особенности использования игровых технологий на уроках в начальной школе.

. Для реализации активного участия в уроке каждого ученика, применяю в своей практике технологию игровых форм обучения. В игровой технологии дидактическая цель ставится перед учащимися в форме и...

Использование игровой технологии на уроках в начальной школе

Многие отечественные психологи отмечают влияние игры на умственное развитие ребнка....

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»...

Использование игровых технологий на уроках в начальной школе

Использование игровых технологий на уроках в начальной школе...

Доклад " Использование игровых технологий на уроках в начальной школе"

Ребёнок любит играть! Поэтому интерес к обучению у младшего школьника приходит через игру. Как сказал В.А.Сухомлинский  «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребён...

Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников

Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стре...