«ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
материал

Евгения Владимировна Богданова

«ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ В  ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_doklad.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

«ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ В  ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

                                                                                     Богданова Евгения Владимировна,

                                                                                                                               Учитель

                                                                                     

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов является одним из самых приоритетных направлений  системы образования Российской Федерации.

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и главных условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Одним из важнейших приоритетных стратегических направлений модернизации образования, является внедрение в учебный процесс средств информационно-коммуникационных технологий. Особенное значение это направление имеет в случае обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это «особенные» дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения. Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Они всегда могут использоваться на всех этапах обучения:

  • при объяснении нового материала,
  • при контроле знаний,
  • при закреплении,
  • при обобщении и систематизации материала.

 Использование ИКТ позволяет педагогу привнести эффект наглядности в уроки и помогает ребенку, который  нуждается в коррекционном обучении, усвоить материал в полном объёме.

Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала школьника. Благодаря использованию информационных технологий у большинства детей с ОВЗ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряется, что ведет к положительному результату обучения и развития данной категории детей.

Использование ИКТ на различных уроках с детьми со сложными дефектами позволяет развивать умение учащихся лучше ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; либо позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Кроме того, систематическое  применение информационно –коммуникационных технологий позволяет сделать занятие привлекательным, современным, интересным и  осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения.

Организация образования лиц с ОВЗ на основе внедрения новых информационных технологий связана с реализацией следующих основных принципов обучения:

1. Активизация самостоятельной познавательной деятельности обучащихся, повышение ее эффективности или качества.

Основой реализации данного принципа является применение инновационных методов обучения. Они позволяют создать открытую систему обучения, при которой обучающемуся дается возможность выбора подходящей ему программы и технологии обучения.

Данная особенность обусловлена необходимостью повышения адаптивности системы обучения к индивидуальным психофизическим особенностям ребенка с ОВЗ.

2. Интерактивность системы компьютерного обучения с использованием новых информационных-коммуникативных технологий.

Использование компьютерных средств обучения позволяет учащемуся получать информацию вне зависимости от пространственных и временных ограничений, которая находится в режиме постоянной консультации с различными источниками информации, и осуществляет различные формы самоконтроля.

3. Мультимедийность компьютерных систем обучения.

Организация обучения лиц с ОВЗ на основе информационно-коммуникативных технологий, которые позволяют активизировать компенсаторные механизмы обучающихся на основе сохранных видов восприятия с учетом принципа полисенсорного подхода к преодолению нарушений в развитии. Применение принципа мультимедийности, которое не только активизирует внимание, пространственную ориентацию, наблюдательность у учащихся с ОВЗ, но и корректирует их логическое мышление, зрительное восприятия, зрительную память, цветовое восприятие.

 Нельзя конечно  забывать и об остальных принципах обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием информационно- коммуникативных технологий:

Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Компьютерные технологии, которые предусматривают возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.

Принцип последовательности и системности обучения.

Компьютерные технологии, которые позволяют использовать полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.

Принцип доступности обучения.

Компьютерные технологии и методы, которые при их предъявления соответствуют возрастным особенностям школьников. Задания предъявляются детям в игровой и занимательной форме.

Принцип индивидуального обучения.

Компьютерные технологии, которые предназначены для индивидуальных или подгрупповых занятий, позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.

Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка.

В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, которые исключают субъективную оценку, в виде цифровых оценочных шкал и в устной форме.

Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения, который с предъявлением пользователю конкретного задания, варьируемого в зависимости от индивидуальных возможностей и коррекционно - образовательных потребностей, может позволять эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.

Принцип воспитывающего обучения.

 Использование компьютерных технологий, которые позволяют воспитывать у детей с ОВЗ волевые и нравственные качества. Этому способствует и деятельность ребёнка, направленная на решение проблемной ситуации, и желание достичь необходимого результата на повышенной мотивации деятельности.

Принцип интерактивности компьютерных средств обучения.      

Использование компьютерных программ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.

Использование при обучении детей с ОВЗ имеет ряд преимуществ.

Уроки с использованием информационно- коммуникативных технологий

 имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, которая направлена на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики руки.

В современных условиях, когда к учебникам предъявляются новые требования, учитель получает очень хороший инструмент. Электронные  учебные пособия могут использоваться:

  • в виде презентаций;
  • как тренажер для закрепления новых знаний;
  • как практическое пособие.

 В разработке заданий и подготовке текстов для учеников  с ограниченными возможностями здоровья всегда учитываются общие закономерности и специфику развития таких обучающихся, логику построения специального обучения и базовые принципы коррекционной педагогики.

При внедрении   информационно- коммуникативных технологий и обучении детей с ОВЗ большая роль отводится педагогу, и появляются особые требования к квалификации педагога. Педагог должен знать психолого-педагогические особенности работы с детьми с ОВЗ и методику работы с данной категорией детей и учитывать их в своей работе; иметь навыки продвинутого пользователя информационными и коммуникационными технологиями; использовать специальное программное обеспечение; обладать ключевыми профессиональными компетентностями, такими, как информационная компетентность.

Педагогу необходимо также  учитывать общие закономерности и особенности развития детей с различными нарушениями. При этом  можно руководствоваться одним из преимуществ компьютерных средств обучения, а именно тем, что компьютер может комплектоваться с учетом нужд и потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

 Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возможно изменение конфигурации клавиатуры, может применяется мембранная клавиатура с повышенной чувствительностью, также клавиатура с увеличенными клавишами.

Для детей с нарушениями слуха разработаны специальные компьютерные технологии, при которых голос говорящего человека преобразуется в визуальные символы, которые можно увидеть на   экране монитора.

Для детей с нарушениями зрения используется специальная клавиатура с насечками на клавишах, программы, с  её помощью  озвучивается информация – так называемый «Экранный чтец».

Организация обучения и внеурочной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием ИКТ может быть многообразной:

  • традиционная урочная система с применением внедрении   информационно- коммуникативных технологий ;
  • дистанционное образование;
  • элементы дистанционного образования при временных ОВЗ (долгая болезнь, не возможность посещать школу)
  • дистанционные квесты, олимпиады, конкурсы.

          Таким образом, можно сделать вывод, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, которая позволяет совершенствовать существующие и  организационные формы и методы обучения. Урок с использованием ИКТ для детей с ограниченными возможностями здоровья всегда способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.

Литература:

1. Ковалёв Д.С. “Место и роль дистанционного обучения в системе образования детей с ОВЗ» http://www.lokos.net

     2.Никольская И. А. Применение информационных технологий в процессе обучения      

       детей с ограниченными возможностями здоровья  / И. А. Никольская, Е. В.

       Подвальная//

     3. Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном

        образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития.

        Тематическое приложение к журналу «Вестник образования».– 2003.– № 3.– С.67-76.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативно-правовые акты, гарантирующие право получения детям с ограниченными возможностями здоровья адекватного их возможностям образования

В презентации кратко представлены документы трёх уровней(международного, федерального и регионального), регламентирующие право получения образования детям с ОВЗ...

Проведение предметного конкурса «Умники и умницы» среди учащихся коррекционных школ как система поддержки в развитии потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для учащихся общеобразовательных школ проводятся различные предметные конкурсы и олимпиады, а в системе специального (коррекционного) образования этот вопрос остается открытым....

Проведение предметного конкурса «Умники и умницы» среди учащихся коррекционных школ как система поддержки в развитии потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Розова Юлия Евгеньевна, Коробченко Татьяна Васильевна     Проведение предметного конкурса  «Умники и умницы»  среди учащихся коррекционных школ как систем...

Развитие связной речи детей на логопедических занятиях как условие успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате

В статье описаны особенности коррекционной логопедической работы по формировнию связной речи у детей с задержкой психического здоровья. Грамотно построенная речь невозможна без правильного прлизношени...

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ....

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социал...

Методические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей–инвалидов в образовательной организации.

Методические рекомендации составлены с учетом следующих документов, регламентирующих отношения в сфере образования:1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»...