Мастер-класс на тему: «Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему:
«Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами.
Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И.Г.Песталоцци
Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на моем мастер-классе. Посетив уроки наших учителей, вы уже можете иметь понятие о функциональной грамотности.
Цель: познакомить с опытом работы по развитию функциональной грамотности младших школьников.
Все мы уже понимаем, что задача системы образования главным образом состоит в формировании и оценке способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
И вы согласитесь, что наши педагоги дают сильные предметные знания. Однако результаты диагностических работ ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, не всегда высоки.
Как вы думаете, почему?
(Педагоги отвечают: Задания этих диагностических процедур нацелены на оценку (проверку) сформированности функциональной грамотности. …..добавить, чтобы указать на, )
Я согласна с вами.
Недостатками сегодняшнего образования являются, то что ребята
- Недостаточно владеют смысловым чтением
- Не справляются с задачами на интерпретацию информации
- Затрудняются в решении задач, требующих анализа, обобщения
- Не умеют высказывать предположения, строить доказательства
- Недостаточно сформировано умение работать с моделями
И для этого мы с вами должны развивать функциональную грамотность.
Что же такое функциональная грамотность?
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно или в сотрудничестве осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (оформить страховку, счет в банке, выбрать удобный тариф, прочитать и выполнить требования инструкции, например по применению лекарств, заполнить анкету обратной связи и т.д.),
А функционально грамотная личность: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. (Искать. Изучать. Думать. Сотрудничать. Оценивать.)
Сущность функциональной грамотности школьника заключается в готовности его
- Добывать информацию
- Применять её в жизни
- Оценивать себя
- Давайте вместе с вами пройдем все эти этапы.
- Вашему вниманию представлена задача. прочитайте её.
- У Коли было 20 рублей, у Миши 25 рублей. Сколько шариков они могут купить, если шарик стоит 5 рублей?
- Как вы думаете интересно ли ребятам решать такие задачи? Я вас услышала
- Я предлагаю обратиться к следующей задаче. прочитайте её
- Однажды Хрюша и Степашка на День рождения решили приготовить салат "Оливье". Хрюша отправился в магазин за продуктами, ему нужно было посчитать какую сумму денег взять с собой.
Продукты | Количество |
Картофель | 6 штук |
Морковь | 2 штуки |
Лук репчатый | 2 штуки |
Маринованные огурцы | 1-2 штуки |
- Изучите таблицу, требует ли эта задача поиска дополнительной информации? Ответы
- Из каких источников мы можем найти недостающую информацию? (Интернет, буклеты магазинов ....)
- При этом можно ребят разделить на группы и посмотреть, воспользуются ли ребята предложенными скидками магазина, и чья группа окажется экономной.
- Какое из заданий имеет практическое применение в жизни? Первая с шарами или вторая?
- Я согласна с вами, второе задание формирует математическую грамотность школьников, учит их поиску информации.
- Перейдём к следующему заданию.
Хочу представить прием «Создай паспорт».
Мне нравиться этот прием так, как его можно использовать во многих темах окружающего мира. Например: Разнообразие растений или животных. Материки, природные зон. Данный прием можно использовать в индивидуальной работе, дать как домашнее задание, по парам и групповое. задание. Сейчас поработаем в парах. Создайте паспорт Природной зоны Тайги.
Название | |
Географическое положение | |
Рельеф и почва | |
Климат | |
Растительный мир | |
Животный мир | |
Природные ресурсы |
Раздаточный материал.
Географическое положение
Природная зона тайги располагается на двух континентах. В Северной Америке она протянулась в северных широтах по всему материку. В Евразии – от Скандинавского полуострова до побережья Тихого океана.
Природная зона тайги в России, занимает самую большую площадь.Она протянулась в Европейской части – на 800 км., в Восточной Сибири – на 2150 км. Важное значение имеет водное сообщение. Самые крупные реки тайги – это Северная Двина, Печора, Обь, Лена, Енисей
Рельеф и почвы
Рельеф преимущественно равнинный, изредка пересекающийся глубокими речными долинами. Вечнозеленые таежные леса находятся в низменных районах, которые сформировались еще во времена ледникового периода.
Почвы бедные. Из-за сурового климата плодородный слой очень тонкий, здесь не могут удержаться большие лиственные деревья. Кроме того, опавшие иголки с деревьев, содержат опасные кислоты, которые, разлагаясь, истощают и до того бедную землю.
Климат
Климат – это основной компонент характеристики природной зоны тайги. Зимы холодные, сухие, длятся 7-8 месяцев. Лето, хоть и не продолжительное, но теплое. Осень и весна очень короткие, как правило, не больше месяца. Поскольку тайга граничит с тундрой, большую часть года с полярного круга сюда дуют холодные ветра.
Самая высокая температура лета по Цельсию +21°.
Самая низкая температура зимы – -54°.
Растительный мир
Основные представители – это вечнозеленые хвойные деревья. Так их называют потому, что их игольчатые листья позволяют сохранять влагу круглый год и деревьям не нужно впадать в спячку так, как лиственным, и сбрасывать иголки. Исключение составляет лиственница. Несмотря на то, что это дерево хвойное, на зиму она сбрасывает иголки.
Характерные представители тайги: сосна, ель, пихта, лиственница. В таких лесах встречается много грибов. На земле растут мхи, лишайники, невысокие кустики. Цветов в темных чащах мало.
Животный мир
Всем животным пришлось адаптироваться к непростым условиям. Среди птиц подавляющее большинство – перелетные. Круглый год проживают только орлы и совы. Ближе к земле живут мелкие грызуны. Хранители леса – медведи, зимой впадают в спячку. Королем леса считают благородного оленя – за его широкие ветвистые рога. В тайге живет самый большой представитель кошачьего семейства – уссурийский тигр.
Гордостью Приморского края в России является Уссурийская тайга. Этот природный комплекс ценится своими ресурсами и красивыми пейзажами. Но самое важное – здесь живет очень редкий представитель – уссурийский тигр, которого в природе осталось всего несколько десятков.
Природные ресурсы
Российская тайга изучена очень мало. Из-за своей протяженности и суровых условий, здесь очень тяжело устроить исследовательские центры. В нашей стране лес активно используют в промышленности. Также здесь добывают нефть, газ, уголь.
Канадская тайга тоже очень богатая. Здесь добывают такие металлы как золото, медь, цинк, серебро, уран. В свое время целые отряды золотоискателей отправлялись в Северную Америку с целью разбогатеть
- Данный прием развивает читательскую грамотность, умение работать с текстом, находить нужную информацию, умение анализировать.
Переходим к следующему заданию. Перед вам текст. Прочитайте и напишите смс своему другу по парте в двух – трех предложениях.
Давным-давно в далёкой стране правил могущественный царь. Однажды он вышел в дворцовый парк и обнаружил, что цветы, кусты и деревья засыхают. Царь стал разговаривать со своими любимцами и узнал нечто удивительное! Дуб сказал, что бессмысленно расти, если он всё равно не будет так высок, как сосна. Сосна засыхала от обиды, что на её ветвях осенью не созревает виноград. А виноград терял силы, оттого что не мог цвести, как пышная чайная роза.
И только куст жимолости благоухал многочисленными белыми звёздочками. Они сверкали меж тёмных глянцевых листьев.
− Как тебе удаётся быть такой счастливой и даже радовать других в этом царстве уныния? – спросил царь.
И услышал ответ:
− Когда ты сажал меня, то мечтал, чтобы выросла именно жимолость. Если бы ты хотел вырастить дуб, сосну, виноград или розу, то их бы и посадил. Вот я и решила: раз мне суждено быть жимолостью, то попытаюсь-ка я стать лучшей жимолостью на свете! Конечно, я вовсе не уверена, что полностью справляюсь. Но я просто стараюсь хорошо делать то, что умею.
1. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Автор хотел сказать читателю то, что каждый из нас- это личность. Не надо завидовать другим, а самому стараться так, чтобы могли позавидовать только тебе.
Этот прием очень помогает при подготовке к Впр в задании , где нужно выделить главную мысль, а также во время рефлексии.
Подводя итоги, можно сказать с уверенностью, что вопросу формирования функциональной читательской грамотности на уроках в начальной школе следует уделяют большое внимание. Навык смыслового чтения должен формироваться при обучении всем школьным предметам.
Рассмотренные выше приёмы позволяют: определять вид и назначение информации; понимать тексты, умение различать сплошной и несплошные тексты, извлечь информацию из таблицы, схемы, афиши, кассового чека, найти информацию, представленную в явном и неявно виде.
Это даёт нам уверенность в том, что наши ученики будут функционально грамотными.
Рефлексия. Прием «Все в твоих руках»-
Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.
БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности.
СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации
БЕЗЫМЯННЫЙ - не все приёмы работы с текстом представлены ясно.
МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю
В завершении мастер-класса, мне хотелось бы поделиться с вами рецептом счастья.
Рецепт счастья
Возьмите чашку терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошенько перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути. (Р.Шапиро)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»
Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание ма...
Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе
Выступление на ЛМО,2020-2021 учебный год...
Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе
Материла для учителей начальных классов и студентов...
Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами....
Тема: «Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе» (Обобщение педагогического опыта)
Обобщение педагогического опыта....
Мастер класс «Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»
laquo;Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Немног...
Мастер - класс "Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе".
Мастер-классна тему "Формирование функциональной грамотности младших школьников в начальной школе"...