Мастер-класс на тему: «Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»
методическая разработка

Усенова Мендигуль Айбаровна

Мастер класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_usenova_mendigul.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему:

«Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

И.Г.Песталоцци

Добрый день, уважаемые коллеги!  Рада приветствовать вас на моем мастер-классе. Посетив уроки наших учителей, вы уже можете иметь понятие о функциональной грамотности.

Цель:  познакомить с опытом работы по развитию функциональной грамотности младших школьников.

           Все мы уже понимаем, что задача системы образования главным образом состоит    в формировании и оценке способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

И вы согласитесь, что наши педагоги дают сильные предметные знания. Однако результаты диагностических работ ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, не всегда высоки.

 Как вы думаете, почему?

(Педагоги отвечают: Задания этих диагностических процедур  нацелены на оценку (проверку)  сформированности функциональной грамотности. …..добавить, чтобы указать на, )

Я согласна с вами.

Недостатками     сегодняшнего   образования являются, то что ребята

  • Недостаточно владеют смысловым чтением
  • Не справляются  с задачами на  интерпретацию информации
  • Затрудняются в решении задач, требующих анализа, обобщения
  • Не  умеют высказывать предположения, строить доказательства
  • Недостаточно сформировано умение работать с моделями

 И для этого мы с вами должны развивать функциональную грамотность.

Что же такое  функциональная грамотность?

Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно или в сотрудничестве осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (оформить страховку, счет в банке, выбрать удобный тариф, прочитать и выполнить требования инструкции, например по применению лекарств, заполнить анкету обратной связи и т.д.),

А  функционально грамотная личность: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. (Искать. Изучать. Думать. Сотрудничать.  Оценивать.)

 Сущность функциональной грамотности школьника заключается в готовности его

  • Добывать информацию
  • Применять её в жизни
  • Оценивать себя
  • Давайте вместе с вами пройдем  все эти этапы.
  • Вашему вниманию представлена задача.        прочитайте её.
  •  У Коли было 20 рублей, у Миши 25 рублей. Сколько шариков они могут купить, если шарик стоит 5 рублей?
  • Как вы думаете интересно ли ребятам решать такие задачи?  Я вас услышала
  • Я предлагаю обратиться к следующей задаче. прочитайте её
  • Однажды Хрюша и Степашка на День рождения решили приготовить салат "Оливье". Хрюша отправился в магазин за продуктами, ему нужно было посчитать какую сумму денег взять с собой.

Продукты

Количество

Картофель

6 штук

Морковь

2 штуки

Лук репчатый

2 штуки

Маринованные огурцы

1-2 штуки

  • Изучите таблицу, требует ли эта задача поиска дополнительной информации? Ответы
  • Из каких источников мы можем найти недостающую информацию? (Интернет, буклеты магазинов ....)
  • При этом можно ребят разделить на группы и посмотреть, воспользуются ли ребята предложенными скидками магазина, и чья группа окажется экономной.
  • Какое из заданий имеет практическое применение в жизни? Первая с шарами или вторая?
  • Я согласна с вами, второе задание формирует математическую грамотность школьников, учит их поиску информации.
  • Перейдём к следующему заданию.

Хочу представить прием «Создай паспорт».

Мне нравиться этот прием так, как его можно использовать во многих темах окружающего мира. Например: Разнообразие растений или животных. Материки, природные зон. Данный прием можно использовать в индивидуальной работе, дать как домашнее задание, по парам и групповое.  задание. Сейчас поработаем в парах. Создайте паспорт Природной зоны Тайги.

Название

Географическое положение

Рельеф и почва

Климат

Растительный мир

Животный мир

Природные ресурсы

Раздаточный материал.

Географическое положение

Природная зона тайги располагается на двух континентах. В Северной Америке она протянулась в северных широтах по всему материку. В Евразии – от Скандинавского полуострова до побережья Тихого океана.

Природная зона тайги в России, занимает самую большую площадь.Она протянулась в Европейской части – на 800 км., в Восточной Сибири – на 2150 км. Важное значение имеет водное сообщение. Самые крупные реки тайги – это Северная Двина, Печора, Обь, Лена, Енисей

Рельеф и почвы

Рельеф преимущественно равнинный, изредка пересекающийся глубокими речными долинами. Вечнозеленые таежные леса находятся в низменных районах, которые сформировались еще во времена ледникового периода.

Почвы бедные. Из-за сурового климата плодородный слой очень тонкий, здесь не могут удержаться большие лиственные деревья. Кроме того, опавшие иголки с деревьев, содержат опасные кислоты, которые, разлагаясь, истощают и до того бедную землю.

Климат

Климат – это основной компонент характеристики природной зоны тайги. Зимы холодные, сухие, длятся 7-8 месяцев. Лето, хоть и не продолжительное, но теплое. Осень и весна очень короткие, как правило, не больше месяца. Поскольку тайга граничит с тундрой, большую часть года с полярного круга сюда дуют холодные ветра.

Самая высокая температура лета по Цельсию +21°.

Самая низкая температура зимы – -54°.

Растительный мир

Основные представители – это вечнозеленые хвойные деревья. Так их называют потому, что их игольчатые листья позволяют сохранять влагу круглый год и деревьям не нужно впадать в спячку так, как лиственным, и сбрасывать иголки. Исключение составляет лиственница. Несмотря на то, что это дерево хвойное, на зиму она сбрасывает иголки.

Характерные представители тайги: сосна, ель, пихта, лиственница. В таких лесах встречается много грибов. На земле растут мхи, лишайники, невысокие кустики. Цветов в темных чащах мало.

Животный мир

Всем животным пришлось адаптироваться к непростым условиям. Среди птиц подавляющее большинство – перелетные. Круглый год проживают только орлы и совы. Ближе к земле живут мелкие грызуны. Хранители леса – медведи, зимой впадают в спячку. Королем леса считают благородного оленя – за его широкие ветвистые рога. В тайге живет самый большой представитель кошачьего семейства – уссурийский тигр.

Гордостью Приморского края в России является Уссурийская тайга. Этот природный комплекс ценится своими ресурсами и красивыми пейзажами. Но самое важное – здесь живет очень редкий представитель – уссурийский тигр, которого в природе осталось всего несколько десятков.

Природные ресурсы

Российская тайга изучена очень мало. Из-за своей протяженности и суровых условий, здесь очень тяжело устроить исследовательские центры. В нашей стране лес активно используют в промышленности. Также здесь добывают нефть, газ, уголь.

Канадская тайга тоже очень богатая. Здесь добывают такие металлы как золото, медь, цинк, серебро, уран. В свое время целые отряды золотоискателей отправлялись в Северную Америку с целью разбогатеть

- Данный прием развивает читательскую грамотность, умение работать с текстом, находить нужную информацию, умение анализировать.

Переходим к следующему заданию. Перед вам текст. Прочитайте и напишите смс своему другу по парте в двух – трех предложениях.

   Давным-давно в далёкой стране правил могущественный царь. Однажды он вышел в дворцовый парк и обнаружил, что цветы, кусты и деревья засыхают. Царь стал разговаривать со своими любимцами и узнал нечто удивительное! Дуб сказал, что бессмысленно расти, если он всё равно не будет так высок, как сосна. Сосна засыхала от обиды, что на её ветвях осенью не созревает виноград. А виноград терял силы, оттого что не мог цвести, как пышная чайная роза.

          И только куст жимолости благоухал многочисленными белыми звёздочками. Они сверкали меж тёмных глянцевых листьев.

 − Как тебе удаётся быть такой счастливой и даже радовать других в этом царстве уныния? – спросил царь.

          И услышал ответ:

 − Когда ты сажал меня, то мечтал, чтобы выросла именно жимолость. Если бы ты хотел вырастить дуб, сосну, виноград или розу, то их бы и посадил. Вот я и решила: раз мне суждено быть жимолостью, то попытаюсь-ка я стать лучшей жимолостью на свете!  Конечно, я вовсе не уверена, что полностью справляюсь. Но я просто стараюсь хорошо делать то, что умею.

1. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

Автор хотел сказать читателю то, что каждый из нас- это личность. Не надо завидовать другим, а самому стараться так, чтобы могли позавидовать только тебе.

Этот прием очень помогает при подготовке к  Впр в задании , где нужно выделить главную мысль, а также во время рефлексии.

Подводя итоги, можно сказать с уверенностью, что вопросу формирования функциональной читательской грамотности на уроках в начальной школе следует уделяют большое внимание. Навык смыслового чтения должен формироваться при обучении всем школьным предметам.

Рассмотренные выше приёмы позволяют: определять вид и назначение информации; понимать тексты, умение различать сплошной и несплошные тексты, извлечь информацию из таблицы, схемы, афиши, кассового чека, найти информацию, представленную в явном и неявно виде.

Это даёт нам уверенность в том, что наши ученики будут функционально грамотными.

Рефлексия. Прием «Все в твоих руках»-

Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.

БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности.

СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации

БЕЗЫМЯННЫЙ - не все приёмы работы с текстом представлены ясно.

МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю

В завершении мастер-класса, мне хотелось бы поделиться с вами рецептом счастья.

Рецепт счастья

Возьмите чашку терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошенько перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути. (Р.Шапиро)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и  литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание ма...

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами....

Мастер класс «Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»

laquo;Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Немног...

Мастер - класс "Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе".

Мастер-классна тему "Формирование функциональной грамотности  младших школьников в начальной школе"...