Развитие интеллектуальной одаренности
статья

Марченко Наталья Валерьевна

 

В статье рассматривается интеллектуальная  одаренность, мы рассматриваем как один из видов одаренности. В педагогике и психологии интеллектуальная одаренность традиционно рассматривается как одаренность, связанная с высоким развитием интеллекта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_5.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интеллектуальной одаренности

Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву,

на которой будут расти и процветать таланты

Генрих Нейгауз

Интеллектуальную одаренность мы рассматриваем как один из видов одаренности. В педагогике и психологии интеллектуальная одаренность традиционно рассматривается как одаренность, связанная с высоким развитием интеллекта.

Интеллект — общий уровень всех познавательных способностей человека. Его показателями являются и обучаемость, и степень развития аналитических способностей, и воображения, и качество различных видов памяти. С уровнем развития интеллекта напрямую связан уровень общей эрудиции, поскольку эрудированным может стать только человек, способный эффективно усваивать и обрабатывать новую информацию, надолго запоминать и, что немаловажно, уметь затем этой информацией пользоваться. Все это составляющие понятия интеллектуальной одаренности.

Интеллектуальная одаренность - способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. Ребенок с данными способностями может показывать чрезвычайные способности к обучению. Выявление интеллектуальных способностей детей начинается на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работу в этом направлении мы проводим в процессе формировании у младших школьников учебной деятельности.

Младший школьный возраст (дети 6-7 лет)  - начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника - учебную мотивацию. Учебная деятельность становится ведущей. Большие изменения происходят в познавательной сфере. Память приобретает ярко выраженный характер. Также идет интенсивное формирование приемов запоминания. Школа – это то место, где ребенку придется в течение нескольких часов концентрировать внимание на объектах, зрении и слухе. При этом школьнику младших классов нужно уметь не только удерживать, но и переключать его. Восприятие становится более произвольным. Процесс усвоения системы понятий, системы научных знаний требует от младшего школьника активного применения мыслительных операций сравнения, обобщения, синтеза на протяжении всего периода учебы развивается теоретическое мышление. Таким образом, существует необходимость развития интеллектуальных способностей и одаренности в целом в условиях обычной школы. Какие возможности есть у учителя начальных классов для реализации столь важной задачи?

1.Интеллектуальные способности выявляются и развиваются в процессе деятельности. Возможности для выявления и развития интеллектуальных способностей младших школьников в деятельности предоставляет ФГОС, в основе которого лежит системно-деятельностный подход. В рамках данного подхода учитель должен на уроках создавать условия для самостоятельного успешного освоения обучающимися универсальных (метапредметных) учебных действий, среди которых обозначены и интеллектуальные, например, действия сравнения, анализа, синтеза (интеграции), выявления причинно-следственных связей, действия с информацией и другие. Одно из условий – реализация деятельностных технологий. Используемые нами технологии:

1.1. Проблемно-диалогическая технология, в результате которого учащиеся на уроке учатся формулировать цели уроков, искать решения задач. Подводящий к проблеме диалог или побуждающий к проблемной ситуации диалог, диалоговые ситуации в процессе решения учебной задачи позволяют детям сравнивать, анализировать, обобщать, а затем работать самостоятельно, оценивать собственную учебную деятельность.

1.2. Проектная технология: долгосрочные проекты – социальный проект «Наши лидеры», исследовательский проект «В мире сказок», творческий проект «Новогодние традиции в разных странах»). В проектной деятельности развиваются все качества интеллекта: умение добывать, сравнивать, синтезировать, обобщать, представлять информацию.

1.3. Технология портфолио способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию мотивации к дальнейшему творческому росту.

1.4. Технология дифференцированного подхода: включение разноуровневых заданий в содержание урока и домашние задания. Разноуровневые задания удовлетворяют потребность учащихся в тренировке, позволяют восполнить пробелы в знаниях, дают возможность неуверенным ученикам укрепиться в своих возможностях, сильным – развить свои интересы до глубокой увлеченности, тех и других учат самостоятельному познанию.

Примеры: 

 Русский язык:

1 группа  учащихся - задания вида ЗВ_НОК,  СТ_РОНА, ЦВ_ТОК, СН_ ЖИНКА   вставить пропущенную гласную букву. (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)

2 группа  учащихся - предложено вставить пропущенную букву и найти проверочное слово. (Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, в зависимости от выполнения)

3 группа учащихся - должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески. Необходимо придумать несколько слов на это правило и составить с ними предложения на определённую тему.

1.5. Игровая технология: включаю в содержание урока дидактические игры, предназначенные для развития памяти, внимания, наблюдательности, воображения, восприятия («Цепочка слов», «Повтори-ка!», «Исчезнувший предмет», «Запомни порядок», «Кто больше запомнит», «Пуговицы», «Запомни числа», «Найди недостающее число», «Жук», «Кто больше запомнит», «Запомни и запиши предложение», «Найди ошибку», «Оживление», «Дробление-объединение», «Сложи два слова», «Снежный ком»).

Название игры

Выявляемое, развиваемое качество интеллекта

«Пуговицы»

Развития концентрации внимания

«Цепочка слов», «Повтори-ка!», «Исчезнувший предмет», «Запомни порядок», «Запомни число»

Развития памяти и внимания

«Найди недостающее число»

Развитие умения переключать внимания

«Жук»

Развитие умения распределения внимания на несколько объектов.

«Кто больше запомнит», «Запомни и запиши предложение», «Найди ошибку»

Развитие памяти, повышение орфографической грамотности, увеличение скорости письма.

«Оживление», «Дробление-объединение», «Сложи два слова», «Снежный ком»

Развитие воображения

 «Отгадай фигуру», «Покажи дорожку», "Что в свертке".

Развитие восприятия

Примеры: 

«Цепочка слов». Упражнение на развитие памяти и внимания. Учитель называет по три слова, связанных по смыслу: круг, треугольник, квадрат; плюс, минус, равняется; шесть, четыре, два и т. д. Затем снова называет первое слово, второе и третье слова учащиеся называют по одному или хором. При анализе подчеркивается, что слова, связанные по смыслу, запоминаются легче.

 «Найди ошибку»: Упражнение на выявление устойчивости концентрации внимания. Школьнику дается текст, где есть ошибки. Задача: за определенный промежуток времени выявить их. На начальном этапе можно давать небольшие отрывки. При этом объем заданий за один урок можно повышать до 5. Важно начинаться с простых текстов. 

На креативных уроках и внеклассных занятиях использую приемы фантазирования для развития воображения.

Приём «Оживление». Приём фантазирования «Оживление» предназначен для наделения объекта человеческими свойствами, качествами животных, что ведёт к созданию нестандартного художественного образа. Работа в группах. Каждой группе дается название предмета. Нужно от лица этих предметов, «прочитав их мысли», ответить на вопросы: Что я люблю? С кем я дружу? Чего я не люблю? Чего я боюсь? О чём я мечтаю? При подведении итогов группа читает ответы на вопросы, а класс должен догадаться, от имени какого предмета ведётся рассказ.

1.6. Индивидуальный подход: консультирование по возникшей проблеме; индивидуальная работа по отдельному плану с одаренными детьми и детьми из «группы риска».

2.Для развития интеллектуальных способностей использую и другие деятельностные формы работы с детьми:

  • Групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися

(подготовка команды от 2 классов к районному конкурсу «Азбучные истины»-ноябрь, итог-3 место в районе), работа в парах, в малых группах.

  • Кружки по интересам (индивидуальная карта учащегося):

« Бисероплетение», «Ритмика и танец», «Театральная студия» и др.

  • Привлечение к участию в предметных олимпиадах (в 2015 г. А.Беломытцев - призером районной интегрированной олимпиады для учащихся 4 классов), конкурсах, викторинах, марафонах (С.Никитина является победителем IX Всероссийского интеллектуально-личностного марафона «Твои возможности-2014»); научно-практических конференциях (в 2014 г. А.Жук стал призером районной научно-практической конференции «Первые шаги в науке»);
  • Предметные недели (Неделя русского языка», «Неделя математики», «Неделя окружающего мира»). Главной особенностью предметной Недели является то, что она выступает как уникальная коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться,  самореализоваться, расти духовно и творчески всем ее участникам, а особенно детям с индивидуальными интеллектуальными, творческими, социальными способностями.
  • Интерактивные путешествия (например, «Путешествие с капелькой воды»).
  • Внеурочная деятельность в рамках развития интеллектуальных способностей по программам «РОСТ» - по математике и «Учение с увлечением» - по русскому языку.
  • Совместная работа с семьёй. Семья ребенка имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности.  Совместно с ребенком и родителями подбираем темы исследовательских, проектных, семейных творческих работ, опираясь на интересы ребенка, его возможности и поставленные цели. Например, в 2.1 и 2.3 классах- совместный выбор тем в рамках исследовательского проекта «В мире сказок»:
  • Устаревшие слова из «Сказки о рыбаке и рыбке»;
  • Почему младший сын Иван- дурак. Дурак ли он?;
  •  Волшебные предметы сказок, др.

Важно, чтобы родители:

  • приучали детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций, сами являлись источником информации;
  • помогали детям научиться управлять процессом усвоения знаний;
  • подходили ко всему творчески.

Работа по выявлению и развитию одаренных детей не эффективна без отслеживания и анализа результатов участников образовательного процесса – учащихся, учителя. Мониторинг необходим для определения перспективы дальнейшей работы в данном направлении - построения индивидуального образовательного маршрута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Одаренный ребенок. Типы одаренности."

В данной публикации описываются типы одаренности, которые легко увидеть учителю в детях....

Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка

В работе содержится материал о видах одаренности, признаках, особенностях взаимоотношений  со сверстниками и педагогами, роли семьи в развитии одаренного ребенка....

Презентация по теме ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ

Многим педагогам кажется, что одаренность увидеть легко. Но так ли это на самом деле?...

Выявление одаренных детей, система диагностических процедур и методов, направленных на выявление одаренности учащихся школы

Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одареннос...

Буклет. Одаренные дети – что такое одаренность?

Одаренные дети – что такое одаренность?...

Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...

Одаренные дети .Общая интеллектуальная одаренность.

Общая  интеллектуальная одаренность  является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими  понятиями,  легко запоминают и сохраняют информацию....