Сетевое взаимодействие школы и родителей
статья

Журавлёва Мария Сергеевна

Взаимосвязь школы и семьи является одним из необходимых условий успешного воспитания и обучения ребенка. Вопрос организации сетевого взаимодействия родителей в коррекционной школе является актуальным и перспективным для развития направлением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл setevoe_vzaimodeystvie_shkoly_i_roditeley.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Сетевое взаимодействие школы и родителей

Взаимосвязь школы и семьи является одним из необходимых условий успешного воспитания и обучения ребенка. Ш.А. Амонашвили писал: «Детство – это движение вперед, это непрекращающийся процесс взросления. Ребенок хочет быть взрослым. Характер, направленность его повседневной жизни постоянно доказывают это стремление к взрослению… Взрослый, не замечающий, как детям порой сложно жить, как многогранна и содержательна эта жизнь, может допустить ошибку в их воспитании».[1] Важность родительского участия в обучении были отмечена многочисленными зарубежными исследователями. Николс-Соломона утверждал, что «родительское участие» является одной из тех немногих тем в образовании, о которой, похоже, нет разногласий».[2] Уиллер утверждал, что «в средней и старшей школе «родительское участие»  является жизненно важным для становления личности подростка».[3]

Многочисленные исследования показывают, что участие родителей в образовании своих детей, влияет на повышение успеваемости учащихся и улучшение отношения учеников к обучению, снижение проблемы с дисциплиной, желание учиться.[4]

К сожалению, современные исследования показали, что родительское участие на самом деле тем более снижается, чем ученики становятся старше, так что к тому времени, когда ребенок достигает средней школы, мало кто из родителей продолжает принимать активное участие  в процессе обучения. Снижение участия может происходить по разным причинам, однако, исследования показали, что продолжение участия родителей на протяжении всей средней школы остается в наилучших интересах ребенка.[5]

Анализ литературы и реальной образовательной практики позволяет утверждать, что  роль родителей в обучении велика и организация взаимодействия школы и родителей необходима.

     Общество начала XXI века в современном научном знании определяется как общество постиндустриальное.[6] Оно характеризуется последовательным возрастанием роли информации и знания. Фундаментальной характеристикой труда в постиндустриальном обществе становится «характер новых отношений, которые во все возрастающей степени сводятся к взаимодействию людей друг с другом», а основной формой организации производства и внутриорганизационного управления выступает сеть (М. Кастельс, К. Келли).

      Проблема создания и функционирования «сетевых организаций» сегодня активно исследуется в педагогике (А.И. Адамский, Ю.Т.Болтышев, Ю.А.Конаржевский, A.M. Лобок, К.Г. Митрофанов, Г.Н. Прозументова, C.B. Тарасов, Ю.А. Фильчаков, A.M. Цирульников).[7]

      Исходя из вышесказанного, можно рассматривать сетевое взаимодействие педагогов с родителями как одну из современных форм образовательной коммуникации [4].

  Семьи, воспитывающие ребенка с речевыми проблемами, требуют социально-педагогической поддержки.  Главная цель взаимодействия – обучение родителей эффективным навыкам коммуникации и способам помощи в обучении ребенка с речевыми проблемами.

     По мнению С.Д. Забрамной, очень важно выработать единую линию работы с детьми, как педагогам, так и семье. Помощь родителей детям должна быть разумной и иметь коррекционную направленность; необходимо единство и в использовании мер воспитательного воздействия[5,С.46]. Т. И. Пороцкая указывает, что в процессе реализации всех форм работы с родителями воспитанников, вспомогательная школа решает одну из главных задач этой работы – «педагогическое просвещение родителей и повышение их культурного уровня средствами педагогической пропаганды». [7, С. 143].

Среда позволит педагогу предоставлять актуальную информацию для родителей с целью расширения кругозора в области речевых нарушений; организовать опосредованное взаимодействие с учениками с целью развития связной речи; предоставить возможность коммуникации родителей и педагогов школы для решения воспитательных и образовательных задач; осуществлять консультирование родителей по различным вопросам [11, С. 153].

     Можно утверждать, вопрос организации сетевого взаимодействия родителей в коррекционной школе является актуальным. Все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с речевыми нарушениями в семье и школе[3]. Развитие данного направления поможет школе привлечь родителей к воспитательной работе, расширяя уровень их педагогических знаний, создаст единую коррекционно-воспитательную систему школы и семье.

Литература

  1. Амонашвили Ш. А. В школу – с шести лет. М.: Педагогика, 1986. 176с.
  2. Д.Бэлл. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Академия, 1999. 578с.
  3. Брусянина Е. Ю. РГОУ. Особенности работы с родителями в коррекционной школе-интернате. Всероссийская научно-практическая интернет-конференция «Технологический подход к моделированию и реализации процесса обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья» // Сайт V Всероссийской студенческой научно-практической конференции, 2011.URL:http://labintegro.mordgpi.ru.(Дата обращения: 13.03.2013).
  4. Волков В.Н. Тенденции развития инновационной инфраструктуры системы общего образования в России / В.Н. Волков // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. - СПб., 2015. 174. С. 17-25.
  5. Забрамная  С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе:  рабочая книга для родителей. М.: Педагогика, 1990. 55с.
  6. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура/ Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
  7. Келли Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. СПб., Речь, 2000 .249с.
  8. Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы. Кн. для воспитателя. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1984.176 с.
  9. Rochelle Nichols-Solomon. Barriers to Serious Parent Involvement // Education Digest; Jan. 2001, Vol. 66 Issue 5, p.33-36.
  10. Wheler H. Parents as partners in children's early learning and development. URL:http://www.teachingexpertise.com/articles/parents-as-partners-in-childrens-early-learning-and-development-2864 (Дата обращения: 11.12.2012).
  11.  Забрамная  С. Д. Указ. соч. С. 35.


[1] Амонашвили Ш. А. В школу – с шести лет. М.: Педагогика, 1986. 176с.

[2] Rochelle Nichols-Solomon. Barriers to Serious Parent Involvement // Education Digest; Jan. 2001, Vol. 66, P.33.

[3] Цит. по: Келли Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. СПб., Речь, 2000 .С.149.

[4] Волков В.Н. Тенденции развития инновационной инфраструктуры системы общего образования в России // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. - СПб., 2015. - 174. - С. 18.

[5] Келли Дж. Теория личности... С.151.

[6] Там же. С.153.

[7] URL:http://labintegro.mordgpi.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по взаимодействию школы и родителей учащихся "СемьЯ"

Программа детско-родительских отношений...

Презентация по теме: "Основные направления взаимодействия школы с родителями"

Презентация по теме:"Основные направления взаимодействия школы с родителями"...

Взаимодействие школы и родителей как залог успеха учебно-воспитательного процесса.

Данное выступление можно использовать во время проведения родительских собраний, выступлений на педсоветах....

Анкета. Культура взаимодействия школы и родителей

Мнение родителей об организации образовательного процесса в школе. ...

Программа внеурочной деятельности на основе сетевого взаимодействия школы с Этнографическим музеем.

Важной задачей для педагогов и родителей становится создание условий для наиболее полного раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей. Задача решается на основе использ...