Рабочая программа по ИЗО 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Соглаева Елена Валентиновна

Рабочая программа по ИЗО к учебнику Е.И.Коротеевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnoe_iskusstvo_2.docx29.06 КБ

Предварительный просмотр:

 Изобразительное искусство

Пояснительная записка

Программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального общего образования на основе программы:

- Изобразительное искусство. Рабочая программа. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский [и др.] и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

-  Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Е.И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2022

- Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. Творческая тетрадь. 2 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского.–М.:Просвещение,2022

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими реально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цель курса: освоить первоначальные знания о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.

Задачи курса:

- развитие воображения, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.

- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн и др.).

- формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом во 2 классе объём учебного времени предмета изобразительное искусство рассчитан на 34 часа в год, по 1 часу в неделю.

Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты

В ценностно-эстетической сфере:

- эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям);

- толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;

- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.

В познавательной (когнитивной) сфере:

- способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

В трудовой сфере:

- навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, конструирование;

- стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты:

- умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведения искусства;

- активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир и др.);

- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

- формирование мотивации и умение организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

- формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты:

В познавательной сфере:

- понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;

- умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;

- сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего района, региона.

В ценностно-эстетической сфере:

- умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;

- осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их собственной деятельности;

- умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного);

- проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.

В коммуникативной сфере:

- способность высказывать суждения о художественных способностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

- умение обсуждать коллективные результаты.

В трудовой сфере:

- умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла собственной деятельности;

- моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

В итоге освоения программы учащиеся должны:

- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме;

- постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве;

- украшение или декоративно-художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах работы: живопись, графика, скульптура, дизайн, начало архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

- развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

- развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

- освоить выразительные возможности художественных материалов (гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования);

- овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности, приобрести первичные навыки изображения предметного мира (изображение растений и животных);

- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, эмоционального состояния, своего отношения к творческой деятельности и при восприятии произведения искусства и творчества своих товарищей;

- приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира.

Содержание учебного предмета

Художественный подход к предмету позволит освоить его содержание не только технологически, но и художественно, переводя акцент с обычного умения на художественно-образное воплощение идеи.

Чем и как работают художники (8 ч.)

Три основные краски, строящие многоцветие мира. Пять красок – все богатство цвета и тона. Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

Реальность и фантазия (7 ч.)

Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья – Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

О чем говорит искусство (11 ч.)

Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера человека в изображении; мужской образ. Выражение характера человека в изображении; женский образ. Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера человека через украшение. Выражение намерений через украшения. В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства мысли, настроение, свое отношение к миру.

Как говорит искусство (9 ч.)

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Линия как средство выражения: ритм линий. Линия как средство выражения: характер линий. Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства

Система оценки достижений планируемых результатов.

Критерии оценивания

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

•  качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;

•  степень самостоятельности в выполнении работы;

•  уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные решения.

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

«5» - учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

- правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

- верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

«4» - учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

 - гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

«3» - учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

- допускает неточность в изложении изученного материала.

«2» - учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

- не справляется с поставленной целью урока.

Графические задания, лабораторно-практические работы

 «5» ставится, если учащийся:

- творчески планирует выполнение работы;

- самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

- правильно и аккуратно выполняет задание;

- умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

«4» ставится, если учащийся:

- правильно планирует выполнение работы;

 - самостоятельно использует знания программного материала;

- в основном правильно и аккуратно выполняет задание;

 - умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

«3» ставится, если учащийся:

 - допускает ошибки при планировании выполнения работы;

- не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;

- допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;

- затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

«2» ставится, если учащийся:

 - не может правильно спланировать выполнение работы;

- не может использовать знания программного материала;

- допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;

- не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

Практическая работа

«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;

«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); работа оформлена небрежно или не закончена в срок;

«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, работа оформлена небрежно и имеет незавершенный вид.

Тест

«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 95 %;

«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 75-94% от общего количества;

«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 74 % правильных ответов.

Проект

1. Оригинальность темы и идеи проекта.

2. Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).

3. Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).

4. Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).

5. Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).

6. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).

7. Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Чем и как работают художники

8

2

Реальность и фантазия

7

3

О чём говорит искусство

10

4

Как говорит искусство

9

Итого:

34

Контрольных работ – 1

Проектов - 1


Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

Вид

контроля

Дата

предпола

гаемая

факти

ческая

Чем и как работают художники

8 ч.

1

Три основных цвета-желтый, красный, синий. «Цветочная поляна». Рисование по памяти и представлению

1

Текущий

02.09

2

Белая и черная краски. Изображение природных стихий (гроза, буря, дождь, туман). Рисование по памяти и представлению.

1

Текущий

09.09

3

Пастель. Восковые мелки. Акварель. Их выразительные возможности. «Осенний лес». Рисование по памяти и представлению.

1

Текущий

16.09

4

Что такое аппликация? Выразительные возможности аппликации. «Осенний листопад». Декоративно-прикладное творчество.

1

Текущий

23.09

5

Что может линия? Выразительные возможности графических материалов. Графика зимнего леса». Рисование по памяти и представлению.

1

Текущий

30.09

6

Что может пластилин? Выразительность материалов для работы в объёме. «Звери в лесу». Лепка птиц и животных.

1

Текущий

07.10

7

Бумага, ножницы, клей. Выразительные возможности бумаги.

1

Текущий

14.10

8

Неожиданные материалы (обобщение темы) Изображение ночного праздничного города.

1

Текущий

21.10

Реальность и фантазия

7 ч.

9

Изображение и реальность. Изображение любимого животного

1

Текущий

11.11

10

Изображение и фантазия. Изображение фантастического животного.

1

Текущий

18.11

11

Украшение и реальность. Изображение паутинок с росой.

1

 Текущий

25.11

12

Украшение и фантазия. Изображение кружева: воротничок на платье.

1

Текущий

02.12

13

Постройка и реальность. Конструирование из бумаги подводного мира.

1

Текущий

09.12

14

Постройка и фантазия. Макет фантастического здания, города.

1

Текущий

16.12

15

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). Украшение елочных игрушек.

1

Текущий

23.12

О чём говорит искусство

10 ч.

16

Изображение природы в различных состояниях. Изображение моря в различных состояниях.

1

Текущий

13.01

17

Изображение характера животных. «Четвероногий герой»

1

Текущий

20.01

18

Изображение характера человека: женский образ. Русские сказки.

1

Текущий

27.01

19

Изображение характера человека: мужской образ. Русские сказки.

1

Текущий

03.02

20

Образ человека в скульптуре. Герои русских сказок.

1

Текущий

10.02

21

Человек и его украшения. Рисование украшений человека.

1

Текущий

17.02

22

О чём говорят украшения. «Морозные узоры»

1

Текущий

24.02

23

Образ здания. Сказочные постройки.

1

Текущий

03.03

24

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру.

1

Текущий

10.03

25

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру (обобщение темы). Проект «О чём говорит искусство»

1

Текущий

17.03

Как говорит искусство

9 ч.

26

Тёплые цвета. Холодные цвета. Что выражают тёплые и холодные цвета?

1

Текущий

31.03

27

Тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли. Рисование по памяти и представлению.

1

Текущий

07.04

28

Что такое ритм линий?

1

Текущий

14.04

29

Характер линий. «Дерево»

1

Текущий

21.04

30

Ритм пятен. «Птицы»

1

Текущий

28.04

31

Пропорции выражают характер. Панно «Поле цветов»

1

Текущий

05.05

32

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности. Панно «Весна идет»

1

Текущий

12.05

33

Итоговый контрольный тест

1

Итоговый

19.05

34

Обобщающий урок года. Искусствоведческая викторина.

1

Текущий

26.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...