Внеклассное мероприятие "Международный день спички"
методическая разработка

Мышинская Жанна Михайловна

Материал раскрывает историю возникновения спичек. Будет полезен для детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_-_mezhdunarodnyy_den_spichki.docx30.77 КБ

Предварительный просмотр:

2 марта - Международный день спички

Цель: Сформировать у детей осознанную мотивацию к познанию нового, интересного о заданном предмете и его практическом применении.

Задачи:

1. Познакомить с этимологией слова спичка.

2. Познакомить обучающихся с создателями спичек, их видами.

3. Познакомить с правилами обращения со спичками.

В ряд лежат они в коробках.
В красных шапках на головках.
Их, пожалуйста, не тронь -
Притаился в них огонь.

Ежегодно 2 марта в мире отмечается один из необычных праздников – Международный день спички. Сегодня вы узнаете много интересного о спичках!

- Как выглядит спичка?

Спичка – палочка из горючего материала (чаще всего дерева), имеющая на конце зажигательную головку, служащая для получения открытого огня.        

Интересно, а как давно появилось это изобретение – спички. На протяжении многих десятилетий спички были одной из незаменимых вещей и важнейших элементов человеческой жизни. Впрочем, и сегодня они продолжают играть не последнюю роль в нашем повседневном обиходе, как удобный и дешевый способ добывания огня. Нам с вами, людям XXI века, даже представить трудно, какой огромной проблемой было добывание огня.

- Кто-нибудь знает, как в древние времена добывали огонь?

А ведь разводить огонь в древности было весьма сложным делом – его добывали трением или высеканием.

  • Один из приемов состоял в том, что заостренный конец сухой палки упирали в сухую дощечку и быстро вращали палку между ладонями до тех пор, пока мельчайшие древесные частички не начинали тлеть. Затем на них накладывали сухую траву или мох и раздували огонь.

  • Римляне стучали камнем о камень, пытаясь высечь искру и поджечь ею лучину, покрытую серой. Таких попыток приходилось делать много. Пока наконец не приходила удача.

  • В Средние века человечество немногим продвинулось вперёд: искрой, высеченной тем же способом, поджигали сухой мох или сухие тряпки. Даже после изобретения огнива, его разжигание требовало немало усилий и определенной сноровки, поскольку высекание искры было в данном «аппарате» самым неприятным моментом.

  • Древние греки и римляне знали еще один способ добывания огня – при помощи солнечных лучей, сфокусированных линзой или вогнутым зеркалом. Этот способ не получил большого распространения, потому что делать линзы из стекла было очень дорого, а пластика в те времена еще не существовало.

  • И лишь в XVII веке, когда был открыт фосфор, появилось первое подобие спичек. История сохранила имя изобретателя: в 1681 году англичанин Роберт Бойл догадался покрыть лучину раствором серы и фосфора. Такие лучины загорались от первой же искры, но столь уж легко воспламенялись и от нечаянного нагрева, так что были очень опасны. Да и спичками их, в общем, назвать трудно.

  • В конце XVIII века появились «химические спички». Нанесённый на них состав воспламенялся, стоило капнуть на него серной кислотой. Понятно, что в быту они были не очень-то удобны.

  • А уже в 20-е годы XIX века английский аптекарь Джон Уокер изобрел спички, похожие на современные, но много большего размера. Их головки воспламенялись от трения о любую шершавую поверхность. Открытие свершилось по воле случая. Как-то, работая в лаборатории над очередным взрывчатым веществом, Джон Уокер помешивал содержимое колбы длинной деревянной щепочкой. Через некоторое время на щепочке образовалось утолщение из этого вещества. Аптекарь попытался стряхнуть налипшее с палочки и случайно обо что-то чиркнул. Щепочка загорелась! Позже этим действом он просто развлекал своих знакомых, приводя их в восторг.

  • Почти сразу же во Франции появились спички с головкой, главным компонентом которой был белый фосфор. Они легко зажигались, стоило чиркнуть о любую поверхность, например, о подошву обуви, но могли воспламениться даже от трения друг о друга в коробке. К тому же белый фосфор ядовит.

  • Ну а самые удачные спички изобрёл, наконец, в 1855 году шведский химик Йохан Лундстрем. Долгое время их так и называли – «шведские спички». Лундстрем использовал не ядовитый красный фосфор, причем он входил не только в состав головки, но и был нанесен на полоску наждачной бумаги на коробке, о которую и чиркали спичку. С этого момента спичка начала триумфальное шествие по всему миру и после некоторых усовершенствований дошла до наших дней. Современная спичка не содержит соединений серы и хлора, вместо них используются парафины и бесхлорные окислители. Именно изобретение «швейцарской спички» считается Международным Днем рождения спички.

- В чем хранят спички?

- Как вы думаете, где и для чего можно использовать спичечный коробок? (На спичечных этикетках можно увидеть рекламу, их можно коллекционировать, использовать как шкатулочку для хранения мелких вещей)

        Коллекционирование спичечных этикеток, коробков, буклетов (спичек-книжечек), самих спичек и других предметов, связанных со спичками называют – Филумени́я. Коллекционеров спичечных этикеток называют филуменистами. Еще русские путешественники привозили спичечные коробки из-за границы как своего рода сувениры.

Существует несколько разновидностей современных спичек:

по материалу спичечной палочки их подразделяют на деревянные (изготовленные из мягких пород дерева), картонные и восковые;

по методу зажигания – на тёрочные (зажигающиеся при трении о специальную поверхность) и бестёрочные (зажигающиеся при трении о любую поверхность);

по назначению различают спички, зажигающиеся в обычных условиях, влагоупорные (рассчитанные на зажигание после хранения во влажных условиях, например, в тропиках), ветровые (зажигающиеся на ветру) и другие.

Также помимо обычных (бытовых) спичек изготавливаются специальные.

Штормовые (охотничьи) — горящие на ветру, в сырости и под дождем, они помогут быстро разжечь костер в любую погоду, не гаснут после полного погружения в воду, некоторые виды штормовых спичек горят несколько минут и не боятся влаги и ветра.

Термические — развивающие при горении более высокую температуру и дающие при сгорании головки большее количество тепла.

Сигнальные - с цветным пламенем. Их берут с собой путешественники, геологи, альпинисты, которые покоряют горы. Их пламя видно издалека. Зажжёт кто-нибудь из путешественников красную спичку, все узнают: «С нашим товарищем, что-то случилось, надо спешить ему на выручку!». Зажжёт зелёную: «Не волнуйся, у меня все в порядке!».

Сигаретные - для раскуривания сигар.

Фотографические — дающие мгновенную яркую вспышку, используемую при фотографировании.

Картонные спичечные книжечки - раздаются бесплатно в гостиницах, ресторанах, табачных магазинах.


Каминные спички — спички с двуслойной головкой, зажигающиеся о любую твердую поверхность.

Декоративные - (в основном для коллекционеров), выпускаемые ограниченным тиражом с различными рисунками на коробках (подобно почтовым маркам).

- Для чего можно использовать спички, кроме розжига, подачи сигнала?

Надо отметить, что спички за всю свою богатую историю, помимо своего основного предназначения, используются весьма разнообразно.

  • Вместо счётных палочек для обучения детей. При этом головки спичек срезаются или смываются водой, чтобы не спровоцировать пожар.
  • Спичечный коробок советского/российского образца имеет длину 5 см, что нередко используется (при необходимости) для измерения других предметов.
  • Условная денежная единица при различных карточных и других играх.
  • Для изготовления спичечных домиков и других сооружений.
  • Для жеребьёвки.
  • Для различных логических игр.
  • В качестве зубочисток.
  • Спичка, на которую намотана вата, вполне заменяет ватную палочку.
  • Как реквизит для фокусов.

Достоверно известно, что в России в середине 19 века работало более 30 спичечных мануфактур. Но в связи с последующими революционными событиями, последствиями войн и разрухи, производство спичек в России неуклонно снижалось. Только к середине 20-столетия спичечный кризис в стране был в основном ликвидирован. Однако уже в 1990-е годы в условиях рыночной экономики производство спичек в России вновь пришло в упадок, чему способствовало и массовое производство одноразовых дешёвых зажигалок. Сегодня лишь немногим спичечным производствам удалось выжить и развиваться в современных условиях.

- Из какой древесины изготавливают спички?

Неудивительно, что в ряде стран – например, в России, Швеции, Швейцарии и Германии – существуют Музеи спичек.

        Российские музеи спичек находятся в Люберцах, в Рыбинске, в Калуге.

        Спички становились героями литературных произведений в разных странах, спичка стала героиней многих фильмов («Кин-дза-дза!», «За спичками», «Шведская спичка», «Девочка со спичками» и др.).

Интересные факты о спичках:

1. Головка спички может нагреться до 1500 °C.

2. Спички были изобретены позже зажигалок.

3. Первые спички в России появились в 30-х годах 19 века.

4. Слово "спичка"- русское и происходит от слова "спица" (тонкая деревянная палочка).

5. Лучшее дерево для производства спичек - осина.

        Но вы, ребята, знаете, что спички могут принести как пользу, так и причинить большой вред.

Отгадайте загадки:

В деревянном домике

Проживают гномики. 

Уж такие добряки

Раздают всем огоньки. (Спички)

Накормишь – живет, напоишь – умрет. (Огонь)

Я мохнатый, я кудлатый,

Я зимой над каждой хатой,

Над пожаром и заводом,

Над костром и пароходом.

Но нигде-нигде меня

Не бывает без огня. (Дым)

Средство защиты от огня в помещении, в автомобиле. (Огнетушитель)

Где с огнём беспечны люди,

Обязательно он будет. (Пожар)

- Какой вред могут нанести спички?

- Что же делать, если возник пожар?

Послушайте, какую историю затеял непослушный мальчик Вова (стихотворение Елены Хоринской):

Можем мы костер разжечь

Стружки нечего беречь

Поиграем, а потом

Все затушим и уйдем…

Вова быстро чиркнул спичкой,

И вспорхнуло пламя птичкой

Красной стружкой завилось,

Поскакало, понеслось.

Дунул ветер — и по стружкам,

По дощечкам, по кадушкам,

По дровам огонь разнес…

Больше пламя, выше пламя!

«Ой, боюсь, сгорим мы сами…

И ребята со всех ног

Поскорее наутек…

- Почему убежали ребята? Как в этом случае мальчикам нужно было поступить?

- Назовите номер пожарной службы?

Часто пожары возникают по вине совсем маленьких детей, которых родители оставляют без присмотра.

Узнали случайно шалуньи-сестрички,

Куда от них мама спрятала спички.

Однажды сестрички остались одни-

Коробку спичек в комоде нашли…

Огонь по ковру добежал до окошка.

Забрался на штору и прыгнул, как кошка!

На полку, на шкаф на диван, на сундук,

И все запылало, как факел, вокруг.

Сестрички с испугу под койку забрались!

И там от огня чуть дыша притаились,

А пламя все ближе! А пламя вот-вот

Сестриц- озорниц языками лизнет.

Но вдруг кто-то настежь окно распахнул,

Проходит минута, проходит другая…

Лицо от огня закрывая,

Парнишка ребенка в окно протянул,

И снова в огонь торопливо шагнул!

В дыму задыхаясь, мальчонка

Из пламени вынес второго ребенка.

- Что делать при пожаре в квартире?

Когда возникла опасность, очень важно действовать быстро, без растерянности и точно.

Правило № 1: "Главное - не поддаваться панике".

Надо:

  • Позвонить по номеру - 01.
  • Вывести из горящей квартиры детей.
  • Если есть возможность, начать самостоятельно тушить пожар.

Правило № 2. Немедленно покидать горящее помещение.

За спасение людей дают медаль «За отвагу на пожаре!»

Вы тоже можете пользоваться спичками, но только в присутствии взрослых и соблюдать правила безопасности.

Посмотрите на карточку с заданием: соедините начало фраз с их окончанием, и у вас получатся правила пожарной безопасности и действий при пожаре.

1. Огонь нельзя оставлять

а) по телефону 01.

2. Если увидишь пламя

б) нельзя прятаться.

3. Вызывай пожарных

в) без присмотра.

4. От огня

г) зови на помощь взрослых.

5. Из горящего помещения

д) дым.

6. Опасней всего при пожаре

е) надо быстро уйти.

1 – в, 2 – г, 3 – а, 4 – б, 5 – е, 6 – д.


Сейчас поиграем в
игру «Это я» и узнаем, внимательно ли вы слушали меня, научились ли правильно вести себя при пожаре. Я буду задавать вопросы, а вы в нужном месте хором будете отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья!».

- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

- Кто из вас, заметив дым, говорит: «Пожар, горим!»

- Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днем?

- Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

- Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички?


Кто задорный и весёлый,
Верность правилам храня,
Бережёт родную школу
От коварного огня… (Это – я, это – я, это все мои друзья!)

Кто поджёг траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор? (молчат).

Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром
Завершается пожаром? (Это – я, это – я, это все мои друзья!)

Кто украдкой в уголке
Жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушёл! (молчат).

На привале кто в лесу
Жёг засохшую сосну?
А потом так поспешил,
Что костёр не затушил? (молчат).

Кто, видя сушняк в огне, 
Знает точно: быть беде?
Ветку кто не поджигает, 
От пожара лес спасает? (Это – я, это – я, это все мои друзья!)

Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят:
Школьников и дошколят? (Это – я, это – я, это все мои друзья!)

Ребята, запомните: «Правила пожарные без запинки знайте, правила пожарные строго соблюдайте!»

        Наше мероприятие я хочу завершить стихотворением.

Ростом спичка-невеличка,
Не смотрите, что мала.

Эта спичка-невеличка,
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья,
Что с огнём шутить нельзя!

Спички не тронь,
В спичках огонь!
Чтоб в ваш дом
Не пришла беда,
Будь с огнём 
Осторожен всегда.

Не играй дружок, со спичкой!
Помни ты, она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.

Попадут спички в хорошие руки - сто добрых дел сделают. А если в плохие? Даже от одной маленькой спички бывает пожар! Помните об этом, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "День матери"

Сценарий принимал участие в конкурсе  "Классный руководитель года -2011"...

Внеклассное мероприятие "День рождения класса"

Цель проведения праздника: узнать детям лучше друг друга, родителям – познакомиться друг с другом. Подготовка к празднику: каждый ребенок совместно с родителями готовит страничку «классного с...

открытое внеклассное мероприятие "День матери"

Данное мероприятие рекомендуется использовать при проведении праздника "День матери" (24 ноября) для учащихся 1-2 классов...

Внеклассное мероприятие: "День матери".

Представлены сценарий и презентация для общешкольного мероприятия ко Дню матери....

Внеклассное мероприятие "День знаний"

Внеклассное мероприятие проводится 1 сентября в 1 классе....

Сценарий внеклассного мероприятия "День Рождение детской организации."

Сценарий вступления обучающихся начальной школы в детскую организацию...

Внеклассное мероприятие "День вежливости"

Разработка мероприятия "День вежливости "+Презентация...