Система работы классного руководителя по формированию классного коллектива
статья (4 класс)

Морозова Лариса Анатольевна

Материал предназначен классным руководителям общеобразовательных школ

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Система работы классного руководителя

по формированию классного коллектива

Учитель начальных классов ГБОУ школы-интерната №4 г. Самара: Морозова Л.А.

 «Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов.

        Перефразируя классика, я скажу так: «Если я, как классный руководитель, сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы мой класс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, я сделаю его чуточку счастливее в этом мире».

         Помочь ребенку научится жить в коллективе,  может  и должен, прежде всего, классный руководитель.

        Школьный  коллектив – это взаимная чуткость друг к другу, душевная способность познавать и умом и душой чужие радости и горести.

      Для классного руководителя развитие детского коллектива является приоритетным направлением в воспитательной работе. О центральной роли классного руководителя в воспитательном процессе говорит тот факт, когда родители судят о школе по мастерству классного руководителя, выражая своё удовлетворение или неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом. Родители чувствуют, что самое главное — кто и как вводит ребёнка в жизнь. Самочувствие ребёнка в школе определяется, прежде всего, взаимоотношениями в классе.

       Очень важно правильно построить взаимоотношения внутри групп и их взаимодействия друг с другом. Развитие коллектива (а следовательно, и его психологический климат) достигает высокого уровня, когда все группировки по-своему авторитетны, каждая в своём виде деятельности.

В работе классного руководителя мне видятся 9 следующих составляющих развития коллектива, формирования его сплочённости.

Прежде всего, необходимо:

1.Вовлекать детей в организацию учебного процесса, поручать им делать что-то не для себя, а для других или вместе с другими. На уроках часто привлекаю консультантов, которые помогают понять тему тому ученику, который пока сам это сделать не смог. Консультант –очень почётная роль. Дети, как правило, сами хотят быть консультантами. И постепенно привыкают переживать не только за себя, не только за свои успехи- а за успехи других, тех, кого они консультируют.

2.Решать все основные вопросы вместе с детьми

Всё что, происходит в классе у нас регулируется правилами, которые мы выработали совместно и продолжаем вырабатывать, ведь жизнь идёт.

Наши правила:

Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе!

Не зазнавайся! Ты не лучше других, ты не хуже других!

Один говорит — все молчат!

Задумал — предложи, пообещал — выполни!

Не заставляй себя ждать, не подводи товарищей!

Все всегда во всём вместе! — это наш девиз

 Наши принципы:

Доброжелательность как основной принцип

Неприкосновенность личности (нельзя трогать чужие вещи, не спрашивать о тайнах души, не доставлять неудобства окружающим и т.д.)

Уважение индивидуальности. Мы все очень разные, но это достойно уважения

Право каждого на ошибку

Помощь друг другу

3. Формирование классных традиций

1. День рождения класса

2. Осенины – мы поздравляем летних именинников класса с днём рождения

3.Операция «Десант» -поздравляем с днём защитника Отечества

4. Интеллектуальный конкурс «Эрудит»

5.Праздник окончания учебного года — каждый ребёнок получает грамоту

по рейтингу активности учащихся, поэтому нет проблем с формулировкой текста.

4.Найти каждому ребёнку в классе такую социальную роль, которая бы ему нравилась, его возвышала.

Кто-то может быть прекрасным организатором конкурсов, кто-то — издавать классную газету, кто-то петь, отремонтировать стул. Но главное ребёнок делает не для себя, а для других, причём делает то, что ему нравиться, к чему у него способности, что даёт ему в классе определённый, приятный для него статус.

5. Ключевые дела класса играют значительную роль в формировании классного коллектива. Объединяют детей общими интересными впечатлениями и переживаниями.

6. Регулярные коллективные обсуждения классных дел (учёбы, поведения, внеклассных мероприятий). Коллективные обсуждения деятельности потому и необходимы, что это – главное средство воспитания доброжелательности, обучения стилю взаимоотношений.

7.Грамотно продуманная тематика классных часов

День Рождение класса или «Давайте познакомимся»

Мои одноклассники

Азбука общения

Учимся сотрудничать

Самый классный класс или «Чуть – чуть о каждом» -презентация детей

Роскошь человеческого общения

Каждый сам за себя или дружная семья — самый результативный по мнению детей

 8.Наглядность всей деятельности коллектива — имеет важное значение в формировании коллектива

Летопись класса

Презентации на окончание учебного года

Презентации на родительское собрание

Рейтинг активности учащихся — для кл.рук

Рейтинг активности родителей — для кл.рук

 9.Союз учеников, родителей и классного руководителя

Невозможно без поддержки родителей добиться хороших результатов

В работе по формированию коллектива опираюсь на следующие принципы: 

Открытость - совместное планирование (классный руководитель + учащиеся + родители);

Привлекательность будущего дела – увлечь учащихся конечным результатом.

Деятельность – активное участие в мероприятиях всех уровней.  

Свобода участия – учитывается мнение учащихся при  выборе участия во внеклассном мероприятии.

Сотворчество (сотрудничество + творчество) – право выбора партнёра по выполняемому делу.

Обратная связь – обсуждение каждого внеклассного мероприятия (рефлексия).

Успешность – отмечать реальный успех выполненного дела.

Планируя воспитательную работу в классе, задаешь себе снова вопросы «Сложится ли наша новая школьная семья, будет ли нам тепло и хорошо вместе?», « Как сделать так, чтобы мы поняли друг друга?».  С 1 класса, так ка класс оказался очень разношерстным (дети все пришли из разных садов, а кто-то вообще не посещал д/у) и вообще не понимали, что от них требуется. перед собой я поставила ряд задач:

  1. Адаптация учащихся класса к обучению в школе;
  2. Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого;
  3. Воспитание доброжелательного отношения к одноклассникам и уважения к старшим;
  4. Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся.
  5. Воспитание любви к школе и школьным традициям;
  6. Прививать чувство ответственности за порученное дело; навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь.
  7. Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в моём классе.

        Свою деятельность по формированию классного коллектива я условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой.

Стадии формирования классного коллектива:

  1. Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.
  2. Создание классных традиций, организация классного самоуправления ( насколько это возможно в начальной школе).
  3. Установление правильных взаимоотношений в коллективе.

        Я,  как классный руководитель,  стараюсь  в каждом новом классе по-разному работать  по формированию коллектива, здесь   имеются  в виду многие факторы: уровень воспитанности детского коллектива и отдельных детей, характер складывающихся отношений между школьниками, между детьми и родителями, между детьми и учителями.

     На первой стадии формирования классного коллектива, когда дети впервые переступили порог школы, руководящие функции принадлежат классному руководителю.

Благоприятный климат в классе устанавливается за счет участия в школьных мероприятиях. Большое значение в жизни детского коллектива имеют традиции, которые  начинают формироваться в начальной школе. Желание педагога развивать традиции детского коллектива, последовательно их использовать в своей работе приводит к тому, что под влиянием традиции у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе. Начиная с первых дней работы с детьми, я познакомила учащихся с теми традициями, которые живут в школе.  Проводятся совместные внеклассные мероприятия с ребятами из других классов, класс принимает участие во всех школьных праздниках, конкурсах.  Стараюсь, чтобы ребята класса стали активными участниками всех школьных мероприятиях.

Мои родители тоже не остаются  в стороне. Формирование классных традиций стало и их делом. А началось всё с первого родительского собрания, которое было не таким обычным, как принято. За большим круглым столом все сразу были вовлечены в совместную творческую работу по формированию классных традиций: 

Традиции

Цели

«Праздник рождения класса».

Поздравление каждого ученика с днём рождения;

Совместная подготовка и проведение в классе осеннего, новогоднего праздника, Масленицы, праздника матери; праздник 8 марта, 23 февраля, праздник семьи и др.

Коллективное дело

Классные часы и собрания

Создание своего единства, своей неповторимости и значимости друг для друга.

Осознание своей индивидуальности, одаренности.

Формирование коммуникативных навыков.

Создание условий для раскрытия творческого потенциала детей

В течение учебного года мы стараемся соблюдать законы жизни в классе, которые выработали сами:

-человек не имеет права унижать, оскорблять и обижать другого человека;

-человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать свою правоту;

-человек должен учиться дружить и иметь друзей;

-человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.

Соблюдение этих законов помогает устанавливать правильные взаимоотношения в коллективе.

Наблюдения показывают, что уже к концу обучения в 1 классе учебные дела и внеклассная деятельность являются тем основным, что сплачивает школьный коллектив. Иначе говоря, коллектив школьников  живет многообразной жизнью, наполненной общими стремлениями, интересами, радостями и печалями.        

Важнейшая задача классного руководителя – обеспечить непрерывный рост коллектива. Остановка в жизни коллектива ведет к его распаду. Движение же его вперед – закон развития и жизни всякого коллектива, который тем самым будет способствовать эффективному личностному развитию учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика.

Классный руководитель в начальной школе-это особая должность, потому что он является одновременно и учителем, и наставником, и воспитателем, и организатором детского коллектива.Учителю начальной школы...

Роль классного руководителя в формировании классного коллектива

Из опыта работы: «Роль классного руководителя в формировании классного коллектива»....

Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива

Проблема коллектива, его влияние на личностное развитие ребёнка исследуется долгие  годы. Для классного руководителя развитие детского коллектива является приоритетным направлением в воспитательн...

доклад на тему " Роль классного руководителя в формировании классного коллектива"

Основным структурным элементом в школе является класс. В классах осуществляется забота о социальном благополучии обучающихся , решаются проблемы досуга детей , первичного сплочения коллективов , форми...

"Организация работы классного руководителя по формированию коллектива класса в рамках внеурочной деятельности"

В деятельности кл.руководителя форма воспитательной работы является той первичной клеточкой,из которой складываются будни и праздники детского сообщества....

Система работы классного руководителя по формированию классного коллектива

Одна из задач классного руководителя - максимально помочь ребёнку адаптироваться к новым условиям его жизни. Начальная стадия формирования детского коллектива  (зарождение классного объединения)....