Главное в жизни - делать добро
план-конспект урока

Мальченко Алиса Асифовна

Урок ОДНКНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_odnknr_osnovy_pravoslavnoy_kultury.docx872.19 КБ

Предварительный просмотр:

6 класс ОДНКНР Основы православной культуры

Урок № 30

Тема «Главное в жизни – делать добро»

Наглядность

Слова учителя

Организационный момент

Постановка цели и задач урока

«Главное в жизни - делать людям добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое»

 Свт. Лука Войно-Ясенецкий»

 

https://derevtsov.com/image/catalog/icon/l/svjatitel-luka-simferopolskij-ispovednik-arhiepiskop-krymskij-1.jpg

Как вы понимаете это высказывание?

Какие добрые дела люди совершают в наше время?

Какие добрые дела можете совершить вы?

Кто автор этого высказывания?

Сегодня на уроке мы узнаем о жизни замечательного епископа и хирурга свт. Луки Войно-Ясенецкого.

Подумаем, как можно совместить служение Богу и людям.

Работа над темой урока

https://www.christ-familie.eu/media/catalog/product/cache/2/image/9df78eab33525d08d6e5fb8d27136e95/3/0/30040_3.png

http://ekogradmoscow.ru/images/Olga_Coba/_Oreshkin_/Luka1.jpg

Раздаточный материал

Врачебная клятва святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского

1. Я признаю человеческую жизнь как высшую ценность и благо и буду относиться к ней как к Божественному дару – залогу жизни вечной.

 2. Я вижу счастье и смысл жизни в любви к человеку.

 3. Я не имею права останавливаться в борьбе за жизнь больного ни при каких условиях и обстоятельствах.

4. Я признаю, что больной – это живой, страдающий человек, а не случай из медицинской практики и обязуюсь всеми доступными средствами облегчить или избавить его от страданий.

 5. Я обязуюсь лечить любые опасные болезни даже с риском для собственной жизни.

 6. Любовь к больному человеку должна быть выше личных отношений.

 7. Я обязуюсь чувствовать смерть пациента как потерю близкого человека.

 8. Я не вправе заниматься тем, чем мне нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей.

9. Я никогда не откажу в помощи обратившемуся ко мне больному, невзирая ни на время суток, ни на собственное самочувствие, ни на погоду.

10. Я обещаю никогда не отказывать в консультациях, в том числе с выездом к больному.

 11. Я всегда буду чуток к чужому страданию.

12. Я сделаю всё, чтобы избавить больного от тяжелой психической травмы перед операцией.

13. Я обязуюсь повышать свои профессиональные медицинские знания и практическое мастерство лечащего врача.

14. Я обязуюсь вести историю болезней с чувством сострадания так, как будто описываю свои собственные болезни.

15. Я изучаю и буду изучать медицину с исключительной целью быть мужицким врачом и помогать страдающим людям.

16. Я буду учить своих учеников человеческой хирургии.

17. Я обещаю заниматься научной работой только с целью облегчения страданий больного человека.

18. Я буду следовать голосу своей совести, профессиональному долгу и данной клятве при любых обстоятельствах.

http://www.cirota.ru/forum/images/66/66127.jpeghttps://women-page.ru/wp-content/uploads/2017/08/51164.jpg

http://lampada.in.ua/wp-content/uploads/2015/10/ap_luka-014_resize.jpg


Господу Богу твоему поклоняйся,

и Ему одному служи.

Ев.от Луки 4.8

Посмотрите внимательно на икону свт. Луки, чем необычен этот образ?

Как вы думаете, почему иконописец так изобразил святителя?

Прочитайте надпись на иконе. Почему святителя Луку называют исповедником?

Кто такие исповедники?

 Святитель Лука до принятия духовного сана был врачом, профессором.

Многие из вас по окончании школы будут поступать в ВУЗ и уже сейчас вы задумываетесь о выборе будущей профессии.

Многие мечтают о том,  чтобы работа была интересной и прибыльной.

 Валентин (мирское имя святителя, до принятия монашеского пострига) в детстве проявлял талант, как художник, повзрослев, решил стать студентом художественной академии Санкт — Петербурга. Однако, когда пришло время выбирать род занятий, предпочел обратиться к медицине как более общественно полезной профессии.

Валентин объявил родителям, что не имеет права заниматься тем, чем ему хочется, когда столько людей страдают от тяжелых болезней, и поступил на медицинский факультет Киевского университета. Учился Войно-Ясенецкий отлично, ему прочили блестящую научную карьеру. А по окончании учебы юноша удивил соучеников и преподавателей тем, что пожелал стать земским врачом, лечить бедных людей: эта профессия славилась безденежьем и необыкновенно высокой врачебной нагрузкой.

Объясните, почему он так поступил?

Какое главное качество его души проявилось в этих поступках?


Работоспособность Валентина Феликсовича была поистине уникальной. За день доктор мог преодолеть расстояние в несколько десятков верст, объезжая округу для посещения пациентов, трудился по 15-16 часов в сутки, успевал не только заниматься практикой, но еще и уделять время теоретической работе. Известны данные за 1915 год: за это время Войно-Ясенецкий провел более тысячи разнообразных хирургических операций. Причем, по свидетельству очевидцев, если под рукой не находилось нужных инструментов, в дело у него шло все - от слесарных щипцов до гусиных перьев, а в качестве нитей использовались женские волосы нужной длины. В 1916 году молодой медик с блеском защитил докторскую диссертацию на тему регионарной анестезии.

Прочитайте клятву, которую составил святитель Лука Крымский. Какими качествами должен обладать врач.

Как вы думаете, сложно ли следовать этим правилам? Каким главным качеством должен обладать врач?

«Для хирурга не должно быть «случая», а только живой страдающий человек» Архиепископ Лука.

 

Валентин помогал многим бескорыстно.

В наше время есть люди, которые также помогают другим людям.

В 2008 году, в возрасте 98-и лет умерла женщина по имени Ирена Сандлер. Во время Второй мировой войны Ирина получила разрешение на работу в Варшавском гетто. Как работница отдела социальной защиты, у нее было специальное разрешение для допуска в варшавское гетто. По должности ей необходимо было проверять жителей гетто на признаки возникновения тифа, ведь немцы очень боялись что зараза может распространиться за его пределами. Будучи немкой, она знала о планах нацистов по поводу евреев. На дне сумки для инструментов она стала выносить детей из гетто, а в задней части грузовичка у неё был мешок для детей постарше, рискуя собственной жизнью. Там же она возила собаку, которую натаскала лаять, когда немецкая охрана впускала и выпускала машину через ворота гетто. Солдаты, естественно, не хотели связываться с собакой, а её лай прикрывал звуки, которые могли издавать дети. За время этой деятельности Ирине удалось вынести из гетто и, тем самым, спасти 2500 детей .

Доктор Лиза- это имя знают многие из средств массовой информации, но мало кто понимает,  сколько бессонных ночей хранит это имя,  каково быть в самом пекле  военных действий, под обстрелом. Зима 2014-2015 была одной из самых страшных для Донбасса. Украинская армия пошла на штурм, применяя тяжелую артиллерию по мирным районам Донецка. В результате преступных обстрелов погибали мирные жители. Дети не были исключениями. В этот период и случилась самая тяжелая эвакуация, которой занималась Доктор Лиза.  Вот что она рассказывала журналистам:

«Зимой я вывозила из Донецка Ваню Воронова — у него осталась только левая рука. И этой левой рукой он крестился. Мальчик не только потерял ноги и правую руку, он ослеп. Он попросил его предупредить, когда будет взлетать самолёт, чтобы он мог перекреститься. Это была моя самая тяжёлая эвакуация. Я не ожидала увидеть ребёнка в столь тяжёлом состоянии. Первого сентября Ваня пошёл учиться в московскую школу. Пошёл сам, на протезах. Они с мамой остались в России».

Кажется, что всю свою жизнь Елизавета Глинка посвятила добрым делам. Она помогала тем, кому никто не хотел помогать. Ее главные пациенты - безнадежные, умирающие.

 

И таких примеров мы можем привести не мало.

Валентин Феликсович имел семью; с супругой они воспитывали 4 детей.

Будущий святитель успешно делал операции, полученный опыт он излагал в научных трудах. Но вся его жизнь была восхождением к Богу. От туберкулеза умирает его жена. Следующим шагом было принятие священнического сана, а через два года в 1923 г он принял монашеский постриг с именем Лука.

Что общего у свт. Луки и вмч. Пантелеимона?

Как вы думаете, почему свт. Луке при постриге дали имя в честь апостола Луки, а не великомученика Пантелеимона?

Вы помните, что в 1917 г в России была революция и нашей страной управляла безбожная власть, которая объявила, что Бога нет и  поставила целью искоренение в стране религии. Верующих людей притесняли, отправляли в ссылку и даже расстреливали.

 

В годы, когда даже иметь в родне священнослужителя было смертельно опасно, Валентин Феликсович преспокойно являлся в больницу в духовном облачении и с крестом на груди, а перед началом операций непременно читал молитву и благословлял ассистентов, медсестер и больных.

 

Почему святитель Лука не боялся гонений и принимает священнический сан, а потом и монашеский постриг?

Авторитет профессора был так велик, что, когда власти потребовали убрать из операционной икону, он удалился из больницы, заявив, что вернется лишь после ее возвращения на место. В это время супруга одного из партийных руководителей нуждалась в срочной операции. Оперировать мог только Войно-Ясенецкий, потому икону срочно вернули туда, где она и была.

Вскоре святителя арестовали
и приговорили к ссылке (всего в ссылках профессор провел около 11 лет). Когда ссыльного посадили в поезд, состав еще полчаса не мог тронуться с места - люди легли на рельсы, стараясь помешать отъезду владыки.

Прибытие Войно-Ясенецкого к месту каждой новой ссылки протекало по общему сценарию, повлиять на который власти, видимо, не могли. На въезде в город или деревню его встречали толпы желающих получить благословение от подвижника. Официального права на работу ему обычно не давали, но это ничего не значило: врач принимал людей на дому, по нескольку сотен в год. В выходные дни на дому же он проводил богослужения. Однажды по приказу партийного начальника медика отправили в ссылку «за полярный круг», однако пробыл он там всего несколько месяцев. В городской больнице умер крестьянин, поскольку сделать ему операцию было некому. Родственники покойного, похватав топоры и вилы, отправились громить ГПУ, требуя «вернуть доктора». Пришлось срочно возвращать ссыльного обратно в Туруханск. Валентину Феликсовичу неоднократно предлагали сокращение сроков ссылки за отказ от сана, но на сделки профессор идти не желал.

Едва началась Великая Отечественная война, Валентин Феликсович отправил телеграмму «всесоюзному старосте» Калинину с предложением отправить его работать по специальности на фронт или в тыл. В результате под началом ссыльного профессора оказался Красноярский эвакогоспиталь. В прочих городских госпиталях Войно-Ясенецкий трудился консультантом, успевая за сутки сделать еще и 3-4 операции. Когда находилось время подумать о душе, он уходил молиться в тайгу, потому что ни одной целой церкви в городе не было. И как только без отрыва от госпитальной работы владыке поручили возглавить Красноярскую епархию, в первую очередь он добился восстановления небольшой церкви неподалеку от Красноярска. Поскольку священников отчаянно не хватало, владыке приходилось также лично проводить церковные службы. Опыт Войно-Ясенецкого был уникален - до него никому не удавалось совмещать работу хирурга с церковным служением, причем в обеих ипостасях он имел непререкаемый авторитет и пользовался всеобщим уважением.

Государство отметило труды священнослужителя медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», но ответная речь несгибаемого пожилого профессора повергла партийную аудиторию в ужас. Вместо благодарности за награду он обрушился на государство с критикой за то, что ему пришлось потерять 11 лет, когда его «таскали по острогам и ссылкам», вместо того чтобы в это время спасать жизнь и здоровье людей. На предложение забыть прошлое и жить будущим владыка резко ответил, что забывать ничего не намерен.

Медаль оказалась не последней наградой, которую получил хирург-архиепископ. Одновременно он был награжден почетным правом носить на клобуке алмазный крест, Сталинской премией I степени в области медицины. Из 200 тысяч рублей
премии 130 тысяч он сразу же перечислил в фонд помощи детям, осиротевшим в годы войны.



Последние годы жизни Валентин Феликсович провел в Симферополе в должности архиепископа Симферопольского и Крымского. Одновременно он консультировал в военном госпитале, читал лекции для крымских врачей и работал над переизданием своих работ. В 1955 году архиепископ полностью утратил зрение, но продолжал принимать на дому больных.

Скончался святитель Лука 11 июня 1961 года, в День Всех Святых, в земле Российской просиявших. Городские власти изо всех сил старались, чтобы его похороны не превратились в народную демонстрацию, но люди, пришедшие проводить владыку в последний путь, обступили катафалк плотным кольцом, так что ему пришлось ехать медленно, образовавшаяся похоронная процессия около трех часов медленно следовала через весь город на кладбище.

 

Подведение итогов

Самое главное в жизни — это не карьера, не достижение положения, когда имеешь очень хорошую зарплату или власть над другими. Самое главное в жизни — это уметь делать добро и действительно делать его. Потому что человек, который совершает добрые дела, всегда счастлив. Совершение добра — это обретение богатства. Человек становится богатым, сильным и счастливым…

Патриарх Кирилл

Домашнее задание

Как вы думаете, был ли счастливым человеком свт. Лука?

Что было главным в жизни для владыки?

Что помогает преодолеть нам жизненные трудности?

Что же является самым главным в жизни человека?

Когда человек по-настоящему счастлив?

Изучите житие святителя Луки Крымского и отметьте на карте места (или выпишите), в которых он побывал.

(Родился, учился, работал, был в ссылке, возглавлял епархии)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Спешите делать добрые дела"

Я создала этот классный час для того чтобы учащиеся были добрее и умели совершатьдобрые поступки....

Конспект классного часа в 1 классе "Мы умеем делать добрые дела"

Классный час был проведен в 1 классе совместно с учителем православной культуры. На занятии рассматривалось понятие "добродетель". Занятие проходило в форме живого общения с детьми в сочетании с актив...

Агитбригада "Делай доброе дело"

Ребята выступали на районном слете волонтеров "Нести добро и радость людям"....

Классный час "Спешите делать добрые дела"

Классный час "Спешите делать добрые дела" для 4 класса...

Долгосрочный проект "Спешите делать добрые дела"

Цель:создание условий для воспитания бережного отношения к природе как необходимого условия нравственного воспитания; вызвать желание совершать добрые поступки....

урок развития речи "Спешите делать добрые дела" во 2 классе школы II вида

урок развития речи "Спешите делать добрые дела" во 2 классе школы II вида...

Классный час "Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло..." (В. О. Ключевский) 2 класс

Данный материал содержит сценарий классного часа о добре, доброте. Рассуждая на эту тему, дети создают картину ДОБРА....