Изучение, сохранение и развитие национальных культурно-исторических традиций
статья

Мальченко Алиса Асифовна

Выступление на конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_sohranenie_shkoloy_traditsiy.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение, сохранение и развитие

национальных культурно-исторических традиций

«В российском обществе необходимо формировать такую культурную среду, такие ценности, которые бы опирались на нашу историю и традиции, объединяли бы времена и поколения, способствовали консолидации нации и, конечно же, открывали возможности для создания нового, современного пространства культуры, в котором живет и развивается человек.»

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей родины, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать ее прошлое и настоящее, богатую духовную культуру и духовные ценности.

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. В изучении, сохранении и развитии национальных традиций свою роль играют православные школы.

Как говорил русский православный философ Иван Александрович Ильин: «Новой России предстоит выработать себе новую систему национального воспитания и от верного разрешения этой задачи будет зависеть ее будущий исторический путь». По мнению И.А. Ильина сокровищами, на которых надо воспитывать русский национальный характер, являются: язык, песня, молитва, сказка, жития святых и героев, поэзия, история, отношение к армии, территории и хозяйству. Этот путь пробуждения сердца, воли, воображения творческих замыслов каждого человека. Свою посильную лепту в этом направлении вносит и наша Церковно-приходская школа «Косинская», названная так в честь Косинского образа Божией Матери.

Школа ставит перед собой задачи воспитания юных граждан России – патриотами своего Отечества, желающих и способных не на словах, а на деле принимать активное участие в возрождении страны; формирования разносторонне-развитого, социально-активного человека, обладающего православным мировоззрением и приобщенного к богатому культурно-историческому наследию Святой Руси. Важно и развитие интеллекта учащихся путем познания основ гуманитарных и естественных наук, интеллектуальное воспитание, направленное на развитие живого ума, творческой инициативы, раскрытие всесторонних возможностей разума как дара Божия.

Школа создает благоприятные условия для раскрытия творческого потенциала и эстетического развития обучающихся. Как сказал Святейший Патриарх Алексий II: «В православных школах и гимназиях мы готовим образованных православных граждан-патриотов нашего Отечества, людей, которые будут руководствоваться в своей жизни евангельскими нравственными основами».

Наша школа возобновила свою деятельность по Его благословению в 1994 году.

Первая же школа в Косине была открыта настоятелем косинского прихода о. Иоанном Цветковым в 1862 году. В ней учились дети села и соседних деревень. И в те далекие времена задача школы состояла не только в образовании учеников, но и в утверждении детских сердец в любви к Святой Церкви и Отечеству, чтобы, по слову о. Иоанна Цветкова, «сеять семена света, разума и добра в восприимчивые детские сердца». Ученикам, успешно окончившим церковно-приходскую школу, выдавалось свидетельство и Евангелие в подарок. Ныне эта традиция сохраняется.

Современная православная школа представляет собой новый тип общеобразовательного учреждения. В ней соединяются религиозно-нравственное воспитание детей и современное естественнонаучное и гуманитарное образование. Такой подход к воспитанию и образованию наиболее способствует формированию полноценных граждан России.

Знание России – основа нашего школьного дела. Три предмета, как три столпа образования, составляют его: русский язык, российская история и отечественная литература. Основою же их восприятия должна быть духовность.

Однако здесь не все еще сказано. Именно: это – русский язык, преподаваемый широко, с любовью к живому русскому слово, это – российская история, проникнутая любовью и бережным отношением к прошлому своего Отечества; это – русская литература, рассмотренная, поданная со стороны ее национальных ценностей и идеалов.    

 Для полноценного духовно-нравственного развития и воспитания в школе  помимо общеобразовательных дисциплин ученики изучают предметы, реализующие Стандарт православного компонента общего образования. В начальной школе – Закон Божий, с 3 по 6 классы – церковнославянский язык. 5 и 6 классы изучают Священную историю и в конце учебного года сдают экзамен по предмету. 7 класс сдает зачет по литургике, 9 класс — по катехизису. В 8 классе ученики изучают Историю Церкви. Старшеклассникам преподается предмет «Основы православной веры». 11 класс знакомится с древнегреческим языком.

Предметы, реализующие Стандарт православного компонента общего образования, ведут клирики храма Успения Пресвятой Богородицы в Косине г. Москвы, а также педагоги выпускники ПСТТУ.

Особое внимание в школе уделяется музыкальному образованию детей. Оно реализуется в двух направлениях. С одной стороны, на уроках музыки дети знакомятся с классическими произведениями русских и зарубежных композиторов, а также упражняются в исполнении детских, народных и патриотических песен. С другой стороны, в школе существует детский церковный хор. Вместе с изучением на практике хорового пения и сольфеджио, певчие знакомятся с богослужебным уставом и участвуют в богослужении. В истории косинского детского хора есть и практика самостоятельного еженедельного пения литургии, иногда детским хором регентовали способные к этой деятельности учащиеся школы.

Одной из направлений деятельности волонтерского движения школы является блок «милосердие», цель которого возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания. Ежегодно наши волонтеры оказывают помощь престарелым и ветеранам Отечественной войны, шествуют над памятником погибшим в годы ВОВ, оказывают помощь одиноким пенсионерам, участвуют во всесоюзном дне Доброты, посещают реабилитационные центры, работают по благоустройству территории Белого и Святого озера.

Школьники активно участвуют во всероссийских и городских олимпиадах по общеобразовательным и духовным предметам: Основам Православной Культуры, «Наше наследие», «Свеча России» и православных конкурсах: XIII  Международном конкурсе детского творчества «Красота Божьего мира» (в номинации «иконопись»), в конференции, посвященной 150-летию со дня кончины митрополита Филарета московского. Школа – вошла в пилотный проект РДШ, целью которого является  совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей. В рамках РДШ школа проводит и участвует в  различных мастер-классах, форумах, флешмобах, конкурсах, исторических квестов, научно-практических конференциях, так, например, в конференции «Уроки истории для школьников 1917- 1918гг.» ученик 9 класса Малютин Михаил выступал с проектом «Духовный подвиг последнего императора».

Ребята, педагоги и родители с удовольствием ежегодно участвуют в фестивале «Черкизовская осень». Темы фестиваля: «Русские князья», «Древние районы Измайлово и Преображенское», «Русские народные промыслы, актуальные сегодня», «Древние города Подмосковья»  способствуют изучению, сохранению и развитию национальных культурно-исторических традиций. Важной формой приобщения к национальным культурным традициям является включение в школьный календарь посещения исторических музеев.

Дополнительное образование в школе представлено различными кружками. Программа кружков предусматривает использование межпредметных связей с историей, литературой, мировой художественной культурой, рисованием, музыкой. Занятия в кружках позволяют решать не только образовательные, но и воспитательные задачи. В  школе работает военно-патриотический клуб «Косинец», целью которого является развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, готовности к защите родины. Деятельность клуба включает в себя различные направления: учащиеся школы активно участвуют в военно-патриотических мероприятия округа, муниципалитета. Одним из важных направлений является изучением истории нашего Отечества, боевых трудовых и культурных традиций.

В рамках обмена опытом в школе проводятся круглые столы, творческие встречи педагогов и обучающихся в рамках Международных Рождественских образовательных чтениях, днях Открытых дверей.  Трансляция педагогического опыта наших преподавателей происходит на различном уровне через открытые уроки, мастер классы, участии в конференциях, публикации в журнале «Открытый урок», распространение опыта учителя посредством сети Интернет.

Чтобы с уверенностью смотреть в завтрашний день, нужно воспитывать достойных граждан на своих бесценных национальных культурно-исторических традициях. К этому призваны православные педагоги.

 Педагогический коллектив будет продолжать  свое светлое дело воспитания русского человека, гражданина России, достойного великих предков наших: святых подвижников, подобных Сергию Радонежскому, проповедников, подобных митрополиту Илариону, полководцев, воинов-защитников, подобных Дмитрию Донскому, Суворову и Кутузову, умельцев-строителей, подобных Коню, Барме и Постнику, ученых, словно Ломоносов и Вернадский, композиторов и музыкантов, таких , как Глинка, Чайковский,  Рахманинов, Шаляпин, художников, таких, как Рублев, Тропинин, Поленов, Нестеров, писателей, таких, как Державин, Пушкин, Гоголь, Тургенев, Лесков, Достоевский – всех, кто служил России верою и правдою во все века ее многострадальной истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Культурно-историческое наследие Белгородской области"

 Волоконовка - маленькое пятнышко на карте нашей области. Но как дорог нам посёлок, в котором мы родились и выросли, где живут близкие нам люди, где похоронены наши предки! ...

«Культурно-исторические традиции в системе духовно-нравственного воспитания младших школьников».

доклад на тему:«Культурно-исторические традиции в системе духовно-нравственного воспитания младших школьников»....

Использование культурно-исторического наследия Санкт – Петербурга и его пригородов при изучении творчества А. С. Пушкина в начальной школе

Какое счастье, что у нас есть Пушкин, который помогает нам и нашим детям жить, чувствовать счастье сотворчества с ним, делает нас гармоничнее и добрее… Статья - выступление в...

Культурно-историческое наследие Сарова как основа духовно-нравственного воспитания младших школьников.

"Культуре, нравственности, воспитанию надо отводить в наших планах первое место", сказал Дмитрий Сергеевич Лихачев. Проблема духовно-нравственного воспитания очень актуальна в наше время....

ХРАМЫ СТАРОГО ОСКОЛА, КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

Свою  работу  по духовно-нравственному воспитанию младших школьников мы строим на примере  культурно-исторического наследия Белгородчины. В 1990 году Старый Оскол был отнесен к чис...

Культурно-историческая экскурсия по Ростову-на-Дону.

Презентация для начальных классов....