«Структура АООП НОО, условия ее реализации, результаты освоения. Требования к структуре АООП НО»
статья

Привалова Татьяна Васильевна

Требования к условиям реализации АООП НОО                               

Требования к результатам освоения АООП НОО                                          

Структурные компоненты АООП НОО                                                

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл privalova_t.v._1.docx49.84 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра психологии педагогики

Тема: «Структура АООП НОО, условия ее реализации, результаты освоения. Требования к структуре АООП НО»

Выполнила:

Привалова Татьяна Васильевна

2022  г


Содержание:

Введение                                                                                        3

Требования к условиям реализации АООП НОО                                7

Требования к результатам освоения АООП НОО                                9                  

Структурные компоненты АООП НОО                                                11

Список литературы                                                                        13

Глоссарий                                                                                        15


Введение

Разработка адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является достаточно сложной задачей для педагогических коллективов образовательных организаций, в том числе для начинающих молодых педагогов.

Понятие адаптированной образовательной программы появилось впервые в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года - это обусловлено тем, что также впервые в отечественной истории законодательно предусматривается введение специальных федеральных государственных образовательных стандартов образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ): «В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования» (статья 11, часть 6).

Частью 1 статьи 79 выше названного закона установлено, что содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Речь идет об обеспечении права инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, о создании специальных условий для обучения данной категории обучающихся.

Законом определено, что образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (статья 79, часть 4). Таким образом, нормативно обосновано инклюзивное образование таких детей.

Структура включает в себя несколько содержательных линий:

  • ознакомление с нормативными документами, регламентирующими разработку АООП НОО;
  • анализ требований Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • разъяснение отличительных особенностей вариантов обучения по АООП НОО лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • характеристика структуры АООП НОО, специальной индивидуальной программы развития (СИПР).

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (АООП НОО) является локальным актом образовательной организации, которая определяет нормы образовательных отношений в обучении и воспитании детей с ОВЗ, инвалидов. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (статья 12, часть 7) организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

АООП НОО составляется на основе определенных нормативно-правовых документов, среди которых, в первую очередь, следует назвать:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №
    1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
    деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

-        Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г.  №
1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы
    начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 марта 2000
    г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. №
    АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

Данные нормативно-методические документы логически продолжают и дополняют друг друга, что позволяет организовать практическую деятельность по организационно-методическому обеспечению проектирования и разработки АООП НОО.

Так, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» важен для разработчиков с нескольких позиций:

-        во-первых, в п. 28 статьи 2 данного закона дается определение понятий
«образовательная программа», «адаптированная образовательная программа»;

-        во-вторых, положения п.п.1 части 5 статьи 5 определяют организационно-содержательные аспекты разработки АООП НОО в разрезе  создания необходимых условий для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;

-        в-третьих, важными ориентирами для разработки АООП НОО является
статья 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».

В «Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» разработчикам стоит детально изучить третий раздел, который посвящен особенностям организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным общеобразовательным программам.

Основополагающим документом для разработки АООП НОО является Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В нём определены требования к:

  • структуре АООП НОО (в том числе к соотношению обязательной части и
    части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
  • условиям реализации АООП НОО, в том числе кадровым, финансовым,
    материально-техническим и иным условиям;
  • результатам освоения АООП НОО.

Разработка АООП НОО осуществляется с учётом соответствующей Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (часть 10 статьи 12) примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, который является общедоступной государственной информационной системой. На данный момент в реестре (адрес сайта http://fgosreestr.ru) размещены восемь Примерных адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

-        примерная адаптированная   основная   общеобразовательная   программа начального общего образования слепых обучающихся;

- примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся;

-        примерная адаптированная   основная   общеобразовательная   программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;

  • примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
    начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра;
  • примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
    начального   общего   образования   обучающихся   с   нарушениями   опорно-
    двигательного аппарата;
  • примерная  адаптированная  основная  общеобразовательная  программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического
    развития;
  • примерная адаптированная   основная   общеобразовательная   программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся;
  • примерная адаптированная   основная   общеобразовательная   программа начального общего образования глухих обучающихся.

При разработке АООП НОО необходимо также учитывать рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), задачами которой являются:

-        выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;

- профилактика    физических,    интеллектуальных    и    эмоционально-личностных перегрузок и срывов;

  • выявление резервных возможностей развития;
  • определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном
    учреждении возможностей;
  • подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие
    ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.

Актуальным для разработки АООП НОО остается письмо Министерства образования и науки РФ от18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами», основные положения которого также должны найти свое отражение в содержании АООП НОО и условиях её реализации.

Таким образом, детальное изучение и анализ соответствующих нормативно-методических документов - это первый и необходимый шаг процесса разработки образовательной организацией АООП НОО. Важно, чтобы изученные материалы стали эффективным инструментом всей последующей работы, позволили постоянно совершенствовать образовательную деятельность в отношении обучающихся с ОВЗ.


Требования к условиям реализации АООП НОО

Требования к условиям получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья представляют собой интегративное описание совокупности условий, необходимых для реализации АООП НОО, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения.

Интегративным результатом реализации указанных требований является создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, построенной с учетом их особых образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей), духовно-нравственное (нравственное) развитие обучающихся, гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.

Материально-технические условия реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ должны обеспечивать:

1) возможность достижения обучающимися с ОВЗ установленных стандартом требований к результатам освоения АООП НОО; 2) соблюдение:

• санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);

  • санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, са
    нузлов, мест личной гигиены и т.д.);
  • социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места,
    учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.);

•        пожарной и электробезопасности;

  • требований охраны труда;
  • своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального
    ремонта.

3) возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к информации, объектам инфраструктуры образовательного учреждения.

Образовательные организации самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:

1) создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видеосопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.):

•        получения информации различными способами из разных источников
(поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.);

• проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественно-научных объектов и явлений; цифрового (электронного) и традиционного измерения;

•        наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определения место
нахождения, наглядного представления и анализа данных; использования циф
ровых планов и карт, спутниковых изображений;

•        создания материальных объектов, в том числе произведений искусства;

•        обработки материалов и информации с использованием технологических
инструментов;

  • проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым
    управлением и обратной связью;
  • исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий;
  • физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх;
  • планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и
    отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
  • размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения;
  • проведения массовых мероприятий, собраний, представлений;

•        организации отдыха и питания.

Материально-техническое обеспечение школьного образования обучающихся с ОВЗ должно отвечать не только общим, но и их специфическим образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования той или иной категории обучающихся отражена специфика требований к:

  • организации пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ;
  • организации временного режима обучения;
  • организации рабочего места;
  • техническим средствам обучения;
  • учебникам, рабочим тетрадям и дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям детей в соответствии с выбранным уровнем и вариантом программы;
  • материально-техническому обеспечению педагогических кадров и других
    участников образовательного процесса.















Требования к результатам освоения АООП НОО

Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья разных вариантов АООП НОО.

В зависимости от варианта АООП НОО Стандарт может устанавливать требования только к личностным и предметным результатам, например, для глухих обучающихся - варианты 1.3 - 1.4; для слабослышащих и позднооглохших обучающихся - вариант 2.3; для слепых обучающихся - вариант 3.3-3.4; для слабовидящих - вариант 4.3; для обучающихся с НО ДА - варианты 6.3-6.4; для обучающихся с РАС - варианты 8.3-8.4.

Личностные результаты включают овладение обучающимися компетенциями, необходимыми для решения практике-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые составляют основу умения учиться, обеспечивают овладение межпредметными знаниями, приобретение опыта познания и осуществление разных видов деятельности.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области, характеризуют опыт специфической для предметной области деятельности по получению нового знания, достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни. Предметные результаты овладения содержанием коррекци-онно-развивающей области обеспечивают обучающимся с ограниченными возможностями здоровья эффективное освоение АООП НОО, коррекцию и профилактику нарушений развития, социализацию и социальную адаптацию.

Модель связей универсальных учебных действий с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся с ОВЗ и в зависимости от характера нарушения и структуры дефекта обусловлена наличием системы:

  • мотивов,
  • особенностей целеполагания,
  • учебных действий,
  • контроля и оценки.

Основными критериями сформированности универсальных учебных действий у детей с ОВЗ является:

•        соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

  • соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
  • сформированность творческой деятельности обучающихся, отражающая
    уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью обучающихся.

Вместе с тем, определены условия и факторы развития и формирования универсальных учебных действий в образовательном процессе у обучающихся с ОВЗ на этапе завершения обучения. Значимость выделения и описания условий и факторов развития и формирования универсальных учебных действий в образовательном процессе обусловлена новым социальным запросом, отражающим трансформацию России из индустриального в постиндустриальное информационное общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале граждан и обусловлена определением цели образования как общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, обеспечивающей ключевую компетенцию образования как «научить учиться» детей с ОВЗ. Понятие «универсальные учебные действия» в образовательном процессе означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а также: совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Условиями развития и формирования универсальных учебных действий в образовательном процессе являются:

•        обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять
деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

• обеспечение развитие личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

•        обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Факторы развития и формирования универсальных учебных действий в образовательном процессе:

  • надпредметный, метапредметный характер образовательной деятельности при получении образования;
  • целостность общекультурного, личностного и познавательного развития
    и саморазвития личности;
  • преемственность всех уровней образования;
  • организация и регуляция любой деятельности обучающегося независимо
    от её специально-предметного содержания;
  • усвоение учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

Итак, Стандарт устанавливает дифференцированные требования к результатам освоения АООП НОО в соответствии с особыми образовательными потребностями разных групп обучающихся с ОВЗ. Итоговая оценка качества освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья АООП НОО осуществляется организацией.



Структурные компоненты АООП НОО

В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ АООП НОО должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

1)        Целевой раздел - определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Он включает:

  • пояснительную записку;
  • планируемые результаты освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья АООП НОО;
  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.

2)        Содержательный раздел - определяет общее содержание начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов (в зависимости от варианта АООП НОО содержательный раздел может быть ориентирован на достижение только личностных и предметных результатов):

•        программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся (в зависимости от варианта АООП НОО);

•        программы   отдельных   учебных   предметов,   курсов   коррекционно-
развивающей области и курсов внеурочной деятельности;

  • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с
    ограниченными возможностями здоровья при получении начального общего образования (в зависимости от варианта АООП НОО - нравственного развития, воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);
  • программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
  • программу коррекционной работы;
  • программу внеурочной деятельности.

3) Организационный раздел - определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации АООП НОО. Он состоит из:

  • учебного плана начального общего образования, включающего предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности;
  • системы специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с
    требованиями Стандарта.

АООП НОО могут быть разработаны в общеобразовательных организациях при наличии в них классов для детей разных категорий, обучающихся по вариантам 1, 2, 3, а также при наличии классов для детей с умственной отсталостью - варианты 1, 2 в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и вариант 4 в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Адаптированные образовательные программы могут быть разработаны по числу детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных классах и/или при включении обучающегося с ОВЗ, имеющего особые образовательные потребности, в класс, реализующий АООП: например, обучающегося с глухотой и легкой степенью умственной отсталости в класс для глухих детей. Определение варианта АООП НОО осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, сформулированных по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка, в случае наличия у обучающегося инвалидности - с учетом индивидуальной программы реабилитации (ИПР) и мнения родителей (законных представителей). Поскольку Стандарт закрепляет за психолого-медико-педагогической комиссией права и обязанности по установлению условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, определению варианта для каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья с учетом его образовательных потребностей, а также предоставлению рекомендаций по изменению варианта адаптированной основной образовательной программы обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, то это позволит предупредить негативные последствия пребывания обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации без создания специальных условий получения образования, одним из которых и является АООП.


Список использованной литературы

Нормативно-правовые документы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273
    от 29 декабря 2012 года.
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №
    1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
    деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г.
    №1598    «Об утверждении федерального государственного образовательного
    стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  4. Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы
    начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  5. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000
    № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».

6.        Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-
150/06 от 18.04.2008 «О создании условий для получения образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

Библиография

  1. Афанасьева Ю.А., Ерёмина А.А., Моргачёва Е.Н. Возможности адаптации общеобразовательного материала для обучения детей с нарушениями интеллектуального развития. - М.:РУДН, 2008.
  2. Деятельность педагога, учителя-предметника, классного руководителя
    при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для педагогов, учителей-предметников, классных руководителей образовательных организаций (серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / ОТ. Приходько и др.. - М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. - 227 с.
  3. Деятельность руководителя образовательной организации при включении   обучающихся   с   ограниченными   возможностями   здоровья   и   детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для руководителей    образовательных    организаций    /    С.В.Алехина;    Е.Н.Кутепова;Т.Ю.Сунько, Е.В.Самсонова.- М.ТБОУ ВПО МГПУ, 2014.-147 с.
  4. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с
    детьми с ОВЗ.- М.: Владос, 2011.
  5. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт. - Волгоград: Учитель, 2012.
  6. Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы (коллективная монография) / под ред. Н.М.Назаровой, Т.Г.Богдановой. М.:МГПУ, 2013.
  7. Специальная педагогика. В 3-х томах. Под ред. Н.М.Назаровой. Том 2.
    Общие основы специальной педагогики. М.: Академия, 2017.
  8. Специальная психология/ под ред. В.И. Лубовского. М.: Академия, 2011.


Глоссарий

Источниками глоссария послужили в основном нормативные документы, в частности Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (с изменениями и дополнениями) (табл. № 1).

Таблица № 1

Термин

Определение

Инклюзивное образование

обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья

физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий

Инвалид

лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты

Образовательная программа

комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов

Примерная    основная    образовательная программа

учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы

Индивидуальный учебный план

учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося

Адаптированная образовательная программа

образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК)

создаётся в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк)

одна из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации

Специальная индивидуальная программа развития

программа, которая разрабатывается по рекомендации ПМПК для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжёлыми и/или множественными нарушениями развития

Задержка психического развития

нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста

Тяжелые нарушения речи

собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека

Тяжелые множественные нарушения развития

совокупность различных психофизических нарушений, преимущественно вследствие органического поражения центральной нервной системы

Нарушения опорно-двигательного аппарата

собирательный термин, включающий в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического или периферического типа

Умственная отсталость

это врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планируемые результаты освоения учебной программы. Соотнесение требований к результатам согласно УМК и планируемых результатов. Структура рабочей программы по ФГОС. Воронина Н.И., учитель МБОУ СОШ №3 г. Шебекино Белгородской обл.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего об...

«Требования к структуре и содержанию адаптированной основной общеобразовательной программы 1 варианта в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

АООП определяет содержание и организацию образовательной деятельности образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Вариант 1 предполагает, что обучающийся с легкой ...

Доклад по теме:"Требования к структуре АООП НОО для обучающихся с ОВЗ"

ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья ....

Структура системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО

В соответствии с ФГОС НОО в период обучения в начальной школе осуществляется формирование основ умения учиться и способности  к организации  своей деятельности - умение  принимать, сохр...

СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ООП НОО

СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ООП НОО...

Структура системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО

В данном материале представлены цели, объекты, процедуры, технологии, методы, приёмы, КИМы, критерии, формы фиксации для оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО....