Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Волшебная кисточка"
рабочая программа (1 класс)

Юлия Викторовна Рачкова

Рабочая  программа по внеурочной деятельности 1 класс "Волшебная кисточка" составлена в рамках реализации ФГОС 2021

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент Смоленской области по образованию и науке

Администрация города Смоленска

           МБОУ "СШ № 3"

РАССМОТРЕНО

ШМО учителей начальных классов


СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР


УТВЕРЖДЕНО

директор

руководитель ШМО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Волшебная кисточка»

для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Составитель: Рачкова Юлия Викторовна

учитель начальных классов

Смоленск 2022

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» разработана на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения Программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также программы воспитания.

В соответствии с ФГОС НОО «Волшебная кисточка» является курсом внеурочной деятельности на уровне начального  общего образования. Данная программа предусматривает изучение 1 блока курса «Волшебная кисточка»  в 1 классе  1 час в неделю, всего 33 часа.

Программа разработана в соответствии с  требованиями ФГОС НОО третьего поколения.

Программа внеурочной деятельности кружка «Волшебная кисточка» направлена на достижение целей воспитания:

развитие эстетического восприятия природы, произведений изобразительного искусства и детского творчества;

формирование активного, ценностного  отношения  к  истории отечественной культуры,  выраженной  в  её  архитектуре, изобразительном  и  народном  искусстве,  в  национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека и природы;

знакомство с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов;

овладение элементарной художественной грамотой во всех основных видах визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): графики, живописи и  скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства, архитектуры и дизайна;

приобретение собственной художественно-творческой практики в процессе работы различными художественными материалами.

СОДЕРЖАНИЕ КРУЖКА «ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»

1 класс - 33 часа в год (1 раз в неделю)

 Вводное занятие «Кто такой художник?   Чем и как работают художники?»(1 час). Беседа,   ознакомление обучающихся с особенностями занятий в кружке.

Тема 2 «Учимся наблюдать, видеть, примечать красоту вокруг себя.». Учимся слушать, наблюдать, работать индивидуально по заданию учителя. Высказывать своё отношение к природе осени. Развитие композиционного мышления и воображения, творческого личностного саморазвития.

 Тема 3. «Цветоведение (основные цвета и их оттенки)». Индивидуальная, изображение, работа по заданному алгоритму.

Тема 4 «Изображать можно и пятном.» Индивидуальная, изображение зверушки из произвольно сделанного краской пятна.

  Тема 5 «Изображать можно и пятном. Волшебные краски осеннего дерева». Коллективная работа, изображение осеннего леса.

Тема 6 «Изображать можно линией». Индивидуальная, изображение рисунка линией на тему «Расскажи нам о себе»

Тема 7 «Изображать можно в объёме». Индивидуальная работа, лепка птицы из целого куска пластилина.

Тема 8 «Разноцветные краски осени «Волшебный ковёр красок». Изображение осеннего леса в пору золотой осени.

Тема 9. «Художники и зрители. Выставка работ». Фронтальная работа с обучающимися, выставка.

Тема 10 «Изображать можно то, что невидно».        Индивидуальная, изображение музыки-создание образов, контрастных по настроению музыки.

Тема 11 «Мир полон украшений». Индивидуальная, изображение сказочного цветка (по воображению).

Тема 12 «Красоту надо уметь замечать: узоры на крыльях. Симметрия, симметричность». Украшение крыльев бабочки.

Тема 13 «Красоту надо уметь замечать: красивые рыбы. Аквариум». Индивидуальная работа, украшение рыбки узорами чешуи.

 Тема 14 «Красоту надо уметь замечать: украшения птиц. Анималисты». Индивидуальная работа, изображение нарядной птицы.

 Тема 15 «Как украшает себя человек». Индивидуальная работа, изображение любимых сказочных героев и их украшений.

Тема 16. Создаём праздник сами. Проект. Формирует умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном произведении, умение участвовать в диалоге, работать в группе.

Тема 17.  Народные промыслы России. Городецкая роспись, орнамент. Индивидуальная работа, изображение узора.        Уметь выполнять элементы городецкой росписи. Уметь создавать из элементов росписи композицию.

Тема 18. Идём в музей (виртуальная экскурсия). Третьяковская галерея. Узнать в общих чертах историю Третьяковской галереи (произведения и авторов известных полотен).

Тема 19. Народные промыслы: Филимоновская игрушка, Дымковская, Богородская игрушка. Индивидуальная работа, изображение нарядной игрушки.        Уметь выполнять элементы росписи (филимоновская, дымковская, богородская). Уметь создавать из элементов росписи композицию.

Тема 20. Постройки в нашей жизни. Индивидуальная работа, изображение сказочного дома для себя и своих товарищей по воображению.

Тема 21. Домики, которые построила сама природа. Индивидуальная работа, лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов, грибов.

Тема 22. Всё имеет своё настроение. Индивидуальная работа, создание простых образов из простых геометрических фигур.

Тема 23. «Город, в котором мы живём». Познакомиться с историей своего города, с известными людьми города (художников, поэтов, композиторов, героев ВОВ).

Тема 24. «Сказочная страна». Создание панно. Знать жанр изобразительного искусства - пейзаж. Формирование представлений о пространственной композиции, умение воспринимать окружающий мир. Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства.

Тема 25. Герои сказок в произведениях художников и народных мастеров. Творчество В.М.Васнецова. Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном произведении, умение участвовать в диалоге, работать в группе.

Тема 26. Пропорции и форма различных садовых цветов. Индивидуальная работа, изображение цветка (с натуры или по памяти).

Тема 27. Урок любования. Умение видеть. Умение использовать художественные материалы (цветные карандаши); применять основные средства художественной выразительности в рисунке (с натуры).  Формировать умение применять навыки зарисовок с натуры.

Тема 28. «Здравствуй, лето!» Знать жанр изобразительного искусства-пейзаж. Уметь использовать художественные материалы, применять основные средства художественной выразительности. Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок, сделанных в природе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КРУЖКА «ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»

Личностные результаты

Предметными результатами изучения программы «Волшебная кисточка» является формирование следующих знаний и умений.

  • Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
  • Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно – нравственном развитии человека;
  • Ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
  • Ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
  • Первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
  • Получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером и пр.), а также декоративного искусства и дизайна;
  • формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
  • воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
  • развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
  • формирование духовных и эстетических потребностей;
  • овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
  • воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
  • отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты:

формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учиться работать по предложенному плану;
  • учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД:

  • уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а). донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

б). оформить свою мысль в устной и письменной форме;

  • уметь слушать и понимать речь других;
  • уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях изобразительного искусства и следовать им;
  • учиться согласованно, работать в группе:

а). учиться планировать свою работу в группе;

б). учиться распределять работу между участниками проекта;

в). понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г). уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Система оценки достижения планируемых результатов осуществляется в соответствии с локальным актом школы «Положение об оценивании достижений планируемых результатов обучающихся».

1 класс - 33 часа в год (1 раз в неделю)

п/п

Тема занятия

Количество часов

Электронные
(цифровые)
образовательные

ресурсы

1

Вводная часть

1

edu.ru/catalog/

2

Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка.

4

edu.ru/catalog/

3

Цветоведение (основные цвета и их оттенки)

4

edu.ru/catalog/

4

Изображение растительного мира. Изображение животного мира.

7

edu.ru/catalog/

5

Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении.

4

edu.ru/catalog/

6

Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам.

5

edu.ru/catalog/

7

Жанры изобразительного искусства: пейзаж

портрет

натюрморт

3

edu.ru/catalog/

8

Тематическое рисование.

5

edu.ru/catalog/

Итого

33


Приложение 1

к рабочей программе по «Волшебной кисточке»

1  класса Г,

утверждённой приказом директора

№ 60 от 30.08.2022

Календарно – тематическое планирование

по внеурочной деятельности

кружка «Волшебная кисточка» в 1 классе Г Рачковой Ю.В.

Дата

Тема занятия

Контроль

1.

Вводный инструктаж по ТБ на внеурочных занятиях «Волшебная кисточка» Кто такой художник?   Чем и как работают художники?

Устный опрос

2.

Учимся наблюдать, видеть, примечать  красоту вокруг себя.

Устный опрос

3.

Цветоведение (основные цвета и их оттенки)

Устный опрос

4.

 Изображать можно и пятном.

Устный опрос

5.

  Изображать можно и пятном. Волшебные краски осеннего дерева.

Устный опрос

6.

Изображать можно линией.

Устный опрос

7.

Изображать можно в объёме.

Устный опрос

8.

Разноцветные краски осени «Волшебный ковёр красок».

Устный опрос

9.

Художники и зрители. Выставка работ.

Устный опрос

10.

Художники и зрители. Выставка работ.

Устный опрос

11.

Мир полон украшений

Устный опрос

12.

Красоту надо уметь замечать: узоры на крыльях. Симметрия, симметричность

Устный опрос

13.

Красоту надо уметь замечать: красивые рыбы. Аквариум.

Устный опрос

14.

Красоту надо уметь замечать: украшения птиц. Анималисты.

Устный опрос

15.

 Повторный инструктаж по ТБ на внеурочных занятиях «Волшебная кисточка» Как украшает себя человек.

Устный опрос

16.

Создаём праздник сами. Проект.

Устный опрос

17

Создаём праздник сами. Проект.

Устный опрос

18

Народные промыслы России. Городецкая роспись, орнамент.

Устный опрос

20

Народные промыслы России. Городецкая роспись, орнамент.

Устный опрос

21.

Идём в музей (виртуальная экскурсия). Третьяковская галерея

Устный опрос

22.

Идём в музей (виртуальная экскурсия). Третьяковская галерея

Устный опрос

23.

Народные промыслы: Филимоновская игрушка, Дымковская, Богородская игрушка.

Устный опрос

24.

Постройки в нашей жизни.

Устный опрос

25

Домики, которые построила сама природа.

Устный опрос

26.

 Всё имеет своё настроение.

Устный опрос

27

«Город, в котором мы живём».

Устный опрос

28

«Город, в котором мы живём».

Устный опрос

29

«Сказочная страна». Создание панно

Устный опрос

30

Герои сказок в произведениях художников и народных мастеров. Творчество В.М.Васнецова.

Устный опрос

31

Пропорции и форма различных садовых цветов

Устный опрос

32

Урок любования. Умение видеть.

Устный опрос

33

«Здравствуй, лето!»

Устный опрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Волшебная кисточка"

В процессе работы по данной программе учащиеся получают более расширенные знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции ,  декор...

Программа по внеурочной деятельности "Волшебная кисточка"

В процессе работы по данной программе учащиеся получают более расширенные знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции ,  декор...

Программа внеурочной деятельности «Волшебная кисточка»

Аннотация к программе «Волшебная кисточка». Автор Т.В. ПолетаеваНаправленность дополнительной образовательной программы «Волшебная кисточка»: художественная.Изобразительное творчество – специфич...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебная кисточка"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебная кисточка" для учащихся начальной школы....

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Волшебная кисточка" 1 класс

Программа относится к общекультурному направлению и рассматривается  как одна из ступеней  эстетического воспитания и является неотъемлемой частью всего образовательного процесса в лицее. Да...

Рабочая программа на 2016-2017 учебный год по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» разработана для 1 класса. Программа включает в себя пояснительную записку и примерное планирование....

рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности

рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...