"Город Мастеров"
рабочая программа (3 класс)

Абрамова Анастасия Сергеевна

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1-4_gorod_masterov_2022-2023.docx40.89 КБ
Microsoft Office document icon 5-7_gorod_masterov_2022-2023.doc242 КБ

Предварительный просмотр:

                             РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

общекультурного направления

«Город мастеров»

для 1-4 классов

разработала: Абрамова А.С.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности общекультурного направления «Город Мастеров»

Назначение программы. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество, формирование активной деятельностной позиции.

Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью: человек рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления красивых вещей, очень важны для воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к творческому труду.

Возрастная группа обучающихся, объем часов. Программа разработана для обучающихся 1 – 4 классов. Занятия проходят во внеурочное время 1 раз в неделю (33 часа). Продолжительность занятий 40 минут.

Цель программы - создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техник художественных ремесел и включая их в сферу декоративно-прикладного искусства.

Задачи курса

  1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
  2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

- формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

- воспитание целеустремленности и настойчивости;

- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4.Освоение трудовых умений и навыков, овладение материалами и инструментами, осмысление технологии процесса изготовления изделий из различных материалов в проектной деятельности.

5. Формирование умения решать творческие задачи.

6. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Методы работы:

  • Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
  • Частично-поисковый (в форме игры, конкурса);
  • Исследовательский (расширение и углубление знаний и умений);
  • Беседы, диалоги;
  • Эвристический (дети сами формируют проблему и ищут способы ее решения);
  • Репродуктивный (воспроизводящий);
  • Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).

Формы проведения занятий:

  • Коллективное творчество (парное, микрогрупповое, межгрупповое взаимодействие)
  • Индивидуальная работа;
  • Экскурсии;

Планируемые результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей, правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- в предложенных ситуациях общения и сотрудничества педагогом, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;

- развивать положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации («Хочу разобраться…»; « хочу попробовать свои силы…», «Хочу убедиться, смогу ли разрешить эту ситуацию»)

- формировать положительные изменения в эмоционально-волевой сфере («Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание…»), переживание учащимися субъективного открытия («Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой…»)

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих базовых учебных действий (БУД).

Регулятивные БУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий;

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные БУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе предметных рисунков, схематических рисунков, схем.

Коммуникативные БУД:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты.

- Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о видах декоративно – прикладного творчества и важности правильного выбора профессии.

- Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.

- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

Результативность курса. В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Контроль и оценка планируемых результатов.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • Удовлетворенность учеников, посещающих занятия;
  • Сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности);
  • Степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
  • Поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
  • Результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно.

Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:

  • Тестирование;
  • Анкетирование;
  • Демонстрации;
  • Выставки творческих работ;
  • Участие в творческих конкурсах разного уровня.

Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося. Портфель достижений – сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Учебно-материальная база

Помещение для проведения занятий должно отвечать требованиям санитарии и противопожарной безопасности.

В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями площадь помещения, обеспечивающая нормальные условия работы, должна быть не менее 2,5 м2 на человека. Температура воздуха в кабинете должна поддерживаться в пределах от +17 до +200С при влажности 40 – 60%.

Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами. Они создают освещение, близкое к естественному.

На окнах должны быть занавески для защиты глаз от воздействия прямых солнечных лучей. Занавеси рекомендуются светлые, в тон стен.

Рекомендуется светлая окраска стен. Это благотворно действует на зрительный аппарат и, кроме того, способствует увеличению общей освещенности кабинета.

При размещении рабочих столов необходимо учитывать направление дневного света и вечернего освещения, чтобы рабочие места были освещены с левой стороны и сверху.

Подвесная доска используется для показа наглядных пособий, чертежей. Окна должны быть оборудованы открывающимися форточками для периодического проветривания помещения.

Обеспечение программы:

Необходимые материалы, инструменты и приспособления приобретаются за счет родительских средств.

Материалы:

  • Бумага цветная, бархатная, писчая, альбомная, картон, салфетки;
  • Ткани и нитки различные по фактуре, цвету, видам;
  • Природный материал;
  • Краски, гуашь;
  • Клей ПВА
  • Проволока

Инструменты и приспособления:

Карандаши, фломастеры, линейки, иголки, ножницы, кисточки.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

В программу включены следующие разделы:

1.Работа с природными материалами

2. Лепка

3.Бумагопластика

4.Работа с тканью и нитками

5.Выставки, экскурсии

Изучение каждого раздела завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Содержание разделов построено по следующему алгоритму:

1.Исторический аспект

2.Связь с современностью

3.Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий

4.Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрены посещение музея, участие в выставках.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1-0 КЛАСС – 33 часа

1 год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами, изготовление простейших декоративно-художественных изделии. Дети учатся организации своего рабочего места.

1.Вводное занятие

Знакомство с основными направлениями работы на занятиях, материалами и инструментами. Инструктаж по правилам техники безопасности.

2.Работа с природным материалом

Экскурсия в парк. Сбор природного материала. Правила сбора, сушки и хранения. Конструирование из природного материала.

3.Лепка

Рисование, раскрашивание пластилином. Лепка из соленого теста животных и их раскрашивание. Лепка из снега.

4.Бумагопластика

Знакомство с аппликацией, выполнение работ из геометрических фигур. Складывание и плетение из полосок бумаги. Изготовление «мягких» игрушек из бумаги. Объемное моделирование из спичечных коробков. Модели самолетов. Оригами. Знакомство с условными обозначениями. Складывание фигурок из квадратов и прямоугольников. Киригами. Знакомство с техникой. Вырезание по контуру. Простое силуэтное вырезание.

5.Работа с нитками и материалом

Знакомство с видами ниток. Плетение нитками в 2 – 3 полоски. Аппликация с использованием плетеных «косичек». Инструктаж по технике безопасности при работе с иглой. Пришивание пуговиц. Аппликация из пуговиц. Прокладывание ровных стежков.

6.Отчетная выставка – ярмарка работ школьников – 2 часа

2 КЛАСС – 33 часа

2 год обучения направлен на использование учащимися приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделий, работая по образцам, схемам и доступным условным обозначениям.

1.Вводное занятие

Знакомство с разнообразием технологий и материалов для создания изделий декоративно-прикладного искусства. Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях.

2.Работа с природным материалом

Повторение правил сбора, сушки и хранения природного материала. Экскурсия в парк, сбор природного материала. Художественное конструирование. Аппликация из птичьих перьев.

3.Лепка

Из истории лепки. Рисование на пластилине. Знакомство с конструктивным способом лепки. Что такое «обрубовка». Мифы. Лепка мифологических персонажей. Способы создания узоров на пластилиновой основе. Лепка из соленого теста.

4.Бумагопластика

Из истории аппликации. Знакомство с обрывной, объемной аппликацией, обрывной мозаикой. Изготовление работ в этих техниках. Техника «торцевание» и выполнение работ. Из истории плетения. Плетеные картины. Объемные игрушки из бумажных полосок. Знакомство с историей оригами. Складывание из бумаги и салфеток. Происхождение техники «киригами». Силуэтное, симметричное вырезание. Вырезание открыток, снежинок.

5.Работа с нитками и тканью

Из истории шитья. Как получаются ткани. Знакомство с видами швов: «вперед иголку», «двойной шов». Пуговицы в поделках.

6.Отчетная выставка - ярмарка работ школьников – 1 час

3 КЛАСС – 33 часа

3 год обучения учащиеся закрепляют свои умения на основе представлений о многообразии материалов, их видов, свойствах, происхождении, учатся подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы для изделий в соответствии с поставленной задачей.

1.Вводное занятие

Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях. Знакомство с планом работы не год.

2.Работа с природным материалом

Что такое «флористика»? Понятия «композиция», «цвет», «фон». Правила сбора, сушки и хранения природного материала. Создание композиции из листьев, сюжетных картин. Аппликация из яичной скорлупы.

3.Лепка

Особенности русской народной глиняной игрушки и ее изготовление из пластилина. Лепка из соленого теста и из снега. Знакомство с элементом интерьера: подсвечник, его виды и лепка.

4.Бумагопластика

История происхождения ножниц. Правила пользования. Резание по прямой, косой, по кругу. Вырезание геометрических фигур и картинок из них. Понятия «плоскостная» и «объемная» аппликации и технологии их выполнения. Игрушка с подвижными деталями. Рисование ватой по бархатной бумаге. Простое торцевание на бумажной основе. Многослойное торцевание. Складывание животных из бумаги. Объемное изделие из треугольных модулей. Силуэтное вырезание. Изготовление открыток, объемных фигур в технике «киригами».

5.Работа с нитками и тканью

Аппликация из резаных нитей. Технология изготовления кистей и помпонов из ниток. Знакомство с техникой «изонить». Отработка навыков заполнения различных элементов в этой технике на картонной основе.

6.Отчетная выставка – ярмарка работ школьников – 1 час

4 КЛАСС – 33 часа

4 год обучения ориентирует детей на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

1.Вводное занятие

Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях. Знакомство с планом работы на предстоящий учебный год.

2.Работа с природным материалом

Плоскостная композиция из растений. Объемная композиция из сухоцветов. Изготовление панно из семян и листьев на пластилиновой основе. Аппликация из яичной скорлупы, из крашеных опилок.

3.Лепка

Рисование пластилином. Выпуклая и обратная аппликации. Раскатывание, резьба пластилина. Расписной пластилин. Лепка из пластилина на проволочном каркасе. Аппликация из соленого теста (авторская работа).

4.Бумагопластика

Из истории папье-маше и изготовление поделок (грибок, сова, елочные игрушки). Объемные цветы. Многослойное торцевание: топиары. Модульное оригами (коллективная работа). «Сказочный домик», сюжетные картины, открытки в технике «киригами».

5.Работа с нитками и тканью

Игрушка из помпонов. Швы: тамбурный, стебельчатый, петельный. Вышивка картинки. Вырезание из накрахмаленной ткани и раскрашивание. Изонить. Шитье мягкой игрушки.

0-1 КЛАСС 33 часа

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ П/П

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

КОЛ-ВО

ЧАСОВ

ДАТА

ПРОВЕДЕНИЯ

1

Вводное занятие

1

01.09

Работа с природным материалом

2

Экскурсия в парк. Сбор природного материала

1

08.09

3

Аппликация из листьев

1

15.09

4

Конструируем из природного материала и пластилина

22.09

5

Художественное конструирование из природного материала

1

29.09

6

Мозаика из семян на пластилиновой основе

1

06.10

Лепка

7

Раскрашивание пластилином

1

20.10

8

Печатаем рисунки на пластилиновой основе

1

27.10

9

Рисуем жгутиками из пластилина

1

03.11

10

Рисуем пластилином

1

10.11

11

Лепим из соленого теста

1

17.11

12

Лепим из снега

1

01.12

Бумагопластика

13

Аппликация из кругов

1

08.12

14

Геометрическая мозаика

1

15.12

15

Вырезанная из бумаги аппликация

1

22.12

16

Мозаика из бумаги

1

12.01

17

Складывание полоски и прямоугольника

1

19.01

18

Необычные «мягкие» игрушки.

Птичка

1

26.01

19

Необычные «мягкие» игрушки.

Осьминожек

1

02.02

20

Необычные «мягкие» игрушки.

Зайчик из салфетки

1

09.02

21

Плоское прямое плетение

1

16.02

22

Закладка

1

02.03

23

Объемное моделирование из готовых геометрических форм (спичечные коробки). Грузовик

1

09.03

24

Модели самолетов

1

16.03

25

Оригами. Лиса.

1

23.03

26

Выпуклая аппликация «Лиса и заяц на лугу»

1

30.03

27

Оригами. Золотая рыбка

1

13.04

28

Аппликация «Совиное семейство»

1

20.04

Работа с нитками и тканью

29

Плетение в 2 полоски и в 3 ряда («косички»)

1

27.04

30

Аппликация с использованием «косичек»

1

04.05

31

Пришиваем пуговицы

1

11.05

32

Подготовка к выставке

1

18.05

33

Отчетная выставка-ярмарка работ школьников

1

25.05

3 КЛАСС – 34 часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

КОЛ-ВО

ЧАСОВ

ДАТА

ПРОВЕДЕНИЯ

1

Вводное занятие

1

05.09

Работа с природным материалом

2

Что такое флористика? Правила сбора, сушки и хранения природного материала. Инструменты для работы. Понятия «композиция», «цвет», «фон»

1

12.09

3

Создание композиции из листьев

1

19.09

4

Сюжетная картина по выбору «Осенний лес», «Морское дно» и др.

1

26.09

5

Изготовление картины «Цветы в вазе»

1

03.10

6

Техника «аппликация из яичной скорлупы»

1

17.10

Лепка

24.10

7

Русская народная глиняная игрушка. Особенности игрушек традиционных центров народных промыслов (Филимоново, Дымково, Каргополь).

1

31.10

8

Изготовление игрушек из пластилина

1

07.11

9

Изготовление игрушек из соленого теста и их роспись

1

14.11

10

Лепка из соленого теста «Заядлый охотник»

1

28.11

11

Подсвечник (пластинография)

1

05.12

12

Лепка из снега. Сказочные фигуры

1

12.12

Бумагопластика

13

История происхождения ножниц. Правила пользования ножницами. Резание по прямой, по косой, по кругу. Вырезание геометрических фигур и картинок

1

19.12

14

Рисование ватой по бархатной бумаге

1

26.12

15

Игрушка из картона с подвижными деталями.

1

14.01

16

Моделирование из конусов (кошка)

1

09.01

17

Понятие «плоскостная аппликация». Правила пользования трафаретами и шаблонами. Аппликация с использованием элементов круга «Рыбки»

1

16.01

18

Простое торцевание на бумажной основе.

1

23.02

19

Понятие «объемная аппликация», технология ее выполнения. Аппликация «Цветы в вазе»

1

30.02

20

Моделирование из цветной бумаги. Открытка с сюрпризом.

1

06.02

21

Многослойное торцевание (коллективная работа)

1

13.03

22

Аппликация из ватных шариков

1

27.03

23

Складывание из бумаги. Кошка. Собака

1

06.03

24

Модульное оригами. Объемное изделие из треугольных модулей.

1

13.03

25

Силуэтное вырезание

1

20.03

26

Вырезание снежинок

1

27.03

Работа с нитками и тканью

27

Аппликация из резаных нитей

1

10.04

28

Технология изготовления кистей и помпонов из ниток

1

17.04

29

Знакомство с техникой «изонить». Материалы, инструменты, приспособления. Отработка навыков заполнения различных элементов в технике «изонить» на картонной основе.

1

24.04

30

Работа в технике «изонить»

1

08.05

31

Приклеивание ниток по спирали

1

15.05

32

Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу

1

22.05

33

Аппликация из сжатой ткани

1

34

Отчетная выставка-ярмарка работ школьников

                                      4 КЛАСС – 34 часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

П/П

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

КОЛ-ВО

ЧАСОВ

ДАТА

ПРОВЕДЕНИЯ

1

Вводное занятие

1

01.09

Работа с природным материалом

2

Правила сбора, сушки и хранения природного материала. Инструменты для работы. Сбор природного материала

1

08.09

3

Плоскостная композиция из растений

1

15.09

4

Объемная композиция из сухоцветов

1

22.09

5

Объемные цветы из крылаток клена

1

29.09

6

Панно из семян и листьев на пластилиновой основе

1

06.10

7

Аппликация из яичной скорлупы

1

20.10

8

Аппликация из крашеных опилок

1

27.10

Лепка

9

Рисование пластилином

1

03.11

10

Обратная аппликация из пластилина на прозрачной основе

1

10.11

11

Выпуклая аппликация из пластилина

1

17.11

12

Раскатывание пластилина

1

01.12

13

Резьба по пластилину

1

08.12

14

Расписной пластилин, полученный разрезанием

1

15.12

15

Лепка из пластилина на проволочном каркасе

1

22.12

16

Аппликация из соленого теста (авторская работа)

1

12.01

7

Лепка из снега

1

19.01

Бумагопластика

18

Из истории папье-маше. Знакомство с техникой.

1

26.01

19

Поделки в технике «папье-маше» и их роспись. Тарелка.

1

02.02

20

Елочные игрушки

1

09.02

21

Объемные цветы

1

16.02

22

Объемные изделия в технике «многослойное торцевание». Топиары

1

02.03

23

Модульное оригами. Елочка

1

09.03

24

Модульное оригами. Бабочка

1

16.03

25

Модульное оригами. Корзина с цветами.

1

23.03

26

Модульное оригами. Мухоморчик.

1

30.03

27

Вырезание сюжетных картин в технике «киригами»

1

13.04

28

Вырезание. «Сказочный домик»

1

20.04

29

Вырезание открыток

1

27.04

Работа с нитками и тканью

30

Помпоны из шерстяных ниток. Пушистая гусеница

1

04.05

31

Вышивка. Тамбурный шов. Стебельчатый шов. Петельный шов.

1

11.05

32

Вышивание бабочки

1

18.05

33

Аппликация на тканевой основе

1

25.05

34

Отчетная выставка-ярмарка работ школьников

1

ЛИТЕРАТУРА

  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2013.-111с. – (Стандарты второго поколения).
  • Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
  • Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
  • Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012.-104 с.:ил. – (Золотая библиотека увлечений)
  • Лючия Пацци: Лепим из соленого теста. Забавные фигурки и оригинальные композиции. Издательство: Контэнт, 2012 г.
  • Т. Давыдова Лепим из пластилина и соленого теста. Стрекоза-Пресс 2005г.

Гульянц Э. К. Что можно сделать из природного материала/ Э. К. Гульянц. – М., 1991.

Интернет – ресурсы

http://masterclassy.ru/tilda/igrushki-tilda/5439-tilda-ulitka-master-klass.html

http://stranamasterov.ru/

http://detpodelki.ru/



Предварительный просмотр:

                              РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

общеультурного направления

«Город мастеров»

для 5-7 классов

разработала: Абрамова А.С.

Пояснительная записка

        Успешность современного человека определяют знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

        Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». На занятиях внеурочной деятельностью ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Внеурочная деятельность – это не работа с отстающими или одарёнными детьми. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Она позволяет в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизмов обеспечения полноты и цельности образования.

        Программа внеурочной деятельности для 5–7 классов «Город мастеров» будет способствовать:

        – развитию разносторонней личности ребёнка, воспитанию воли и характера;

        – самоопределению, самовоспитанию и самоутверждению в жизни;

        – ознакомлению с новыми технологиями декоративно-прикладного искусства;

        – обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности, пониманию связи художественно-образных задач с идеей и замыслами, умению выражать свои жизненные представления с учётом возможных художественных средств;

        – созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.

        На занятиях, создавая красоту своими руками, обучающиеся смогут освоить необходимые технологические и дизайнерские способы деятельности, приобрести трудовые умения и навыки.

        Цель программы – формирование у обучающихся основ художественной культуры средствами народного и современного искусства.

        Задачи:

        Обучающие:

  1. Познакомить с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
  2. Научить владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
  3. Обучить технологиям разных видов мастерства.
  4. Способствовать созданию оригинальных произведений декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учётом индивидуальных особенностей членов коллектива.

        Воспитательные:

  1. Приобщать учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной.
  2. Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности).
  3. Способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
  4. Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

Развивающие:

  1. Развивать природные задатки, творческий потенциал ребёнка.
  2. Развивать образное и пространственное мышление, фантазию, наблюдательность, воображение, память, глазомер, совершенствовать моторику рук.
  3. Развивать положительные эмоции и волевые качества.
  4. Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленной цели.
  5. Развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к произведениям искусства.

Межпредметные связи программы внеурочной деятельности

с учебными предметами

Работа по реализации программы внеурочной деятельности «Город мастеров» построена на доверии и общении с учителями-предметниками, носит комплексный характер. В таблице №1 отражены межпредметные связи. Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает их единство.

Таблица № 1

Предмет

Содержание

учебной дисциплины

Содержание программы

«Город мастеров»

Литература

Устное народное творчество

Просмотр работ народных умельцев. Подбор пословиц и поговорок

Биология, география

Многообразие растительного мира. Сезонные изменения в природе

Гармония природы и деятельности человека

Технология

От замысла к результату. Технологические операции

Изготовление поделок

Изобразительное искусство

Таблица сочетания цветов. Понятия: холодные, тёплые цвета

Оформление изделий

Музыка

Выразительность музыки

Мир эмоций и чувств. Музыкальное сопровождение (при самостоятельной работе обучающихся)

        Для реализации программы «Город мастеров» необходима материально-техническая база:

        учебные пособия; книги по декоративно-прикладному творчеству; технологические карты; памятки; таблицы; чертёжные инструменты (линейка, транспортир, циркуль); ножницы; оборудование для демонстрации мультимедийных программ и презентаций (компьютер, мультимедийный проектор). Не менее значимым является состояние экологической и комфортной среды школьных помещений, в которых дети проводят значительную часть дня.

Особенности реализации программы внеурочной деятельности

        Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Город мастеров» предназначена для обучающихся 5–7 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю (33 часа в год). Занятия проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 45 минут. Занятия проводятся в специально оборудованном учебном кабинете технологии. Курс может вести учитель технологии.

        Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям обучающихся 5–7 классов. Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объёму и интересный по содержанию, даётся как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия.

С первых же занятий дети приучаются работать по плану: составление эскиза, воплощение в материале, выявление формы с помощью декоративных фактур. Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок. Предусмотрены творческие проекты, участие в конкурсах и выставках.

Программа основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определённым, изученным ранее темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности возрастным особенностям детей. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия.

В программу включены следующие разделы: работа с бумагой, работа с тканью, работа с технологическими отходами, работа с природным материалом.

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму: исторический аспект, связь с современностью, освоение основных технологических приёмов, выполнение учебных заданий, выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС

        1. Личностные универсальные учебные действия: 

        развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера [18, с. 9]; формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании [19, с. 27].

        2. Метапредметные результаты:

        2.1. Регулятивные универсальные учебные действия: 

        способность справляться с жизненными задачами; планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им; решать задачи; принимать решения и вести переговоры [18, с. 131].

        2.2. Познавательные базовые учебные действия:

формирование знаний об истории и современных направлениях развития декоративно-прикладного творчества; владение различными техниками работы с материалами; приобретение практических навыков различного вида мастерства.

        2.3. Коммуникативные базовые учебные действия: 

        умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации [18, с. 57], умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и интересов; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение [18, с. 9].

        3. Предметные результаты: 

        овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий; обеспечение сохранности продуктов труда [18, с.21]; освоение ключевых понятий, связанных с изобразительным искусством; знакомство с различными видами изобразительного, декоративно-прикладного искусства и его выдающимися деятелями; расширение кругозора; испытание своих возможностей в различных техниках и направлениях декоративно-прикладного творчества; овладение способами индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

        Конкурсы и выставки способствуют формированию и поддержке ситуации успеха для каждого обучающегося, а также и процессу обучения. Результативность освоения программы внеурочной деятельности можно отследить путём архивирования творческих работ после каждого изучаемого раздела.

        Подобная же организация учёта знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности используется и в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности. Промежуточный и итоговый контроль осуществляется путём анализа и отбора творческих работ для выставок.


Учебный план

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего

часов

В том числе

1-й год

2-й год

3-й год

1

Работа с бумагой

19

1.1

Плетение из газет

8

8

1.2

Работа с гофрированной бумагой

5

5

1.3

Декупаж

6

6

2

Работа с природным материалом

20

2.1

Флористика

8

8

2.2

Из семян растений, крупы

6

6

2.3

Работа с холодным фарфором

6

6

3

Художественная обработка бросового материала

31

3.1

Изделия из пластиковых бутылок

5

5

3.2

Изделия из пакетов

8

8

3.3

Изделия из коробок

4

5

3.4

Работа с технологическими отходами

8

8

3.5

Декор компьютерными дисками

6

6

4

Работа с текстильными материалами

29

4.1

Работа с тканью

13

13

4.2

Валяние

3

4

4.3

Из носков и колгот

6

7

4.4

Работа с нитками

8

7

Итого

102

34

34

34

Содержание программы

Раздел 1. Работа с бумагой

Тема 1.1. Плетение из газет

        История плетения из лозы. Знакомство с техниками плетения из газет. Подготовка материала для плетения.

        Практическая работа: освоение техники плетения из газет. Плетение дна изделия. Плетение по кругу. Плетение по спирали. Плетение шахматкой. Закрепление края изделия. Покраска изделия. Покрытие изделия лаком.

Тема 1.2. Работа с гофрированной бумагой

        Свойства гофрированной бумаги. Идеи изделий из гофробумаги.         Практическая работа: изготовление букетов из гофробумаги.

Тема 1.3. Декупаж

        История создания бумаги. Разнообразие видов бумаги. Салфетки. Знакомство с техникой декупажа. Технология изготовления изделий в технике декупажа.

        Практическая работа: изготовление сувенира.

        

Раздел 2. Работа с природным материалом

        Тема 2.1. Флористика

        Понятия «флористика». Икебана. Разнообразие флористического материала. Правила сбора, подготовки и хранения материала. Правила построения цветочной композиции. Разнообразие технологий.

        Практическая работа: изготовление панно «Кораблик»; изготовление панно «Осенний лес»; оформление работ к школьной выставке.

        Тема 2.2. Из семян растений, крупы

        Виды круп и семян растений. Разнообразие формы и цвета. Использование круп и семян для изготовления поделок. Знакомство с техникой работы с крупой и семенами растений.

        Практическая работа: изготовление картин из семян и круп.

        Тема 2.3. Работа с холодным фарфором

        Понятие «фарфор». История создания фарфора и изделия из него. Что такое «холодный фарфор», способ его приготовления. Техника работы с холодным фарфором. Технология покраски изделий.

        Практическая работа: изготовление цветов и украшений (заколок, брошей, брелоков).

Раздел 3. Художественная обработка бросового материала

        Тема 3.1. Изделия из пластиковых бутылок 

        Знакомство со способами утилизации пластиковых бутылок. Идеи изделий из пластиковых бутылок. Изготовление ваз из пластиковых бутылок. Презентация идей изделий из пластиковых бутылок.

Практическая работа: изготовление ваз из пластиковых бутылок; изготовление цветов из пластиковых бутылок.

Тема 3.2. Изделия из пакетов

Знакомство со способами утилизации пакетов. Идеи изделий из пакетов. Техника вязания крючком. Изготовление одежды из пакетов. Плетение обуви из пакетов. Презентация идей изделий из пакетов.         Практическая работа: плетение ковриков из пакетов.

Тема 3.3. Изделия из коробок

        Знакомство со способами утилизации коробок. Идеи изделий из коробок. Презентация идей изделий из коробок.

        Практическая работа: изготовление мебели из коробок.

Тема 3.4. Работа с технологическими отходами

        Понятие «технологические отходы». Разнообразие технологических отходов. Вторая жизнь вещей. Разнообразие технологий при работе с технологическими отходами.

        Практическая работа: изготовление подарочного панно.

Тема 3.5. Декор компьютерными дисками

        Понятие «декор». Декорирование предметов. Технология выполнения декора дисками.

        Практическая работа: изготовление подарочной коробки.

Раздел 4. Работа с текстильными материалами

        Тема 4.1. Работа с тканью

        История создания игрушек из ткани. Разнообразие материала. Знакомство с техникой примитивизм. Изготовление тканевой игрушки в технике примитивизм. Технология обработки игрушки кофе с ванилью.

        Практическая работа: изготовление куклы.

        Тема 4.2. Валяние

        Понятие «валяние». Мокрое и сухое валяние. Объёмное и плоскостное валяние. Техника мокрого объёмного валяния. Изготовление бус и брелоков в технике мокрого валяния.

        Практическая работа: изготовление бус и брелоков в технике мокрого валяния.

        Тема 4.3. Игрушки из носков, колгот

        Трикотажное полотно. Особенности, свойства трикотажа. Технология изготовления пупсов, зверей.

        Практическая работа: изготовление пупсов, зверюшек.

        Тема 4.4. Работа с нитками

        Понятие «мандала». История происхождения. Разнообразие техники исполнения мандалы. Технология плетения мандалы.

        Практическая работа: плетение мандал.


Учебно-тематическое планирование

Первый год обучения

(34 часа)

№ п/п

Тема занятия и практическая работа

Дата проведения

Раздел 2. Работа с природным материалом

1

Понятие «флористика». Икебана

06.09

2

Правила сбора, подготовки и хранения материала

13.09

3

Правила, техника работы с соломкой

20.09

4

Изготовление панно «Кораблик»

27.09

5

Изготовление панно «Кораблик»

04.10

6

Правила, техника работы с сухими листьями

18.10

7

Изготовление панно «Осенний лес»

25.10

8

Подготовка работ к школьной выставке

01.11

Раздел 1. Работа с бумагой

9

История плетения из лозы. Знакомство с техниками плетения из газет

08.11

10

Техника плетения из газет

15.11

11

Подготовка материала для плетения

29.11

12

Плетение дна изделия

06.12

13

Плетение по кругу

13.12

14

Плетение по спирали

20.12

15

Плетение шахматкой

27.12

16

Закрепление края изделия. Покрытие изделия лаком. Подготовка работ к школьной выставке

10.01

Раздел 3. Работа с бросовым материалом

17

Знакомство со способами утилизации пластиковых бутылок

17.01

18

Идеи изделий из пластиковых бутылок

24.01

19

Изготовление ваз из пластиковых бутылок

31.01

20

Изготовление ваз из пластиковых бутылок

03.02

21

Изготовление цветов из пластиковых бутылок

07.02

22

Знакомство со способами утилизации пакетов

14.02

23

Идеи изделий из пакетов

28.02

24

Техника вязания крючком

07.03

25

Техника вязания крючком

14.03

26

Техника вязания прихватки

21.03

27

Изготовление одежды из пакетов

28.03

28

Плетение обуви из пакетов

11.04

29

Плетение ковриков из пакетов

18.04

30

Знакомство со способами утилизации коробок

25.04

31

Идеи изделий из коробок

02.05

32

Изготовление мебели из коробок

09.05

33

Презентация идей изделий из коробок

16.05

34

Выставка работ

23.05

Второй год обучения

№ п/п

Тема занятия и практическая работа

Дата проведения

Раздел 2. Работа с природным материалом

1

Знакомство с семенами растений и видами круп, техника работы с ними

2

Изготовление картины «Осень»

3

Изготовление картины «Осень»

4

Изготовление картины «Осень»

5

Изготовление картины «Осень»

6

Изготовление картины «Осень».

Покрытие работы лаком

7

История создания фарфора. Изделия из фарфора

8

Технология изготовления холодного фарфора

9

Создание изделия (по желанию обучающегося)

10

Создание изделия (по желанию обучающегося)

11

Создание изделия (по желанию обучающегося)

12

Покраска изделия, покрытие лаком

Раздел 1. Работа с бумагой

13

Знакомство со свойствами гофрированной бумаги и изделиями из неё. Технология изготовления цветов

14

Изготовление цветов

15

Изготовление цветов

16

Изготовление цветов

17

Оформление букета из готовых цветов

Раздел 4. Работа с текстильными материалами

18

История создания игрушек из ткани. Разнообразие игрушек

19

Техника примитивизм. Создание кукол в технике примитивизм

20

Создание рисунка куклы. Создание выкройки

21

Выкраивание деталей и их сшивание

22

Изготовление куклы

23

Изготовление куклы

24

Изготовление куклы

25

Изготовление куклы

26

Изготовление куклы

27

Изготовление куклы

28

Технология покраски куклы кофе с ванилью, сушка

39

Роспись лица. Окончательная отделка изделия

30

Знакомство с техникой валяния. Виды валяния, инструменты и приспособления

31

Изготовление бус и брелоков в технике мокрого валяния

32

Изготовление бус и брелоков в технике мокрого валяния

33

Выставка работ

Третий год обучения

№ п/п

Тема занятия и практическая работа

Дата проведения

Раздел 3. Работа с бросовым материалом

1

Понятие «технологические отходы». Разнообразие технологических отходов. Понятие «панно». Идеи для поделок

2

Создание рисунка будущего панно. Отбор, сортировка материала

3

Создание рисунка будущего панно. Отбор, сортировка материала

4

Изготовление панно

5

Изготовление панно

6

Изготовление панно

7

Покрытие краской изделия

Раздел 1. Работа с бумагой

8

Понятие «декупаж». История техники декупажа. Прямой и обратный декупаж. Идеи для поделок

9

Изготовление поделки в технике прямого декупажа

10

Изготовление поделки в технике прямого декупажа

11

Изготовление поделки в технике прямого декупажа

12

Изготовление поделки в технике прямого декупажа

Раздел 3. Работа с бросовым материалом

13

Технологические отходы – компьютерные диски. Идеи для поделок. Технология изготовления подарочной коробки

14

Изготовление подарочной коробки

15

Изготовление подарочной коробки

16

Изготовление подарочной коробки

Раздел 4. Работа с текстильными материалами

17

Ткань, трикотажное полотно. Разнообразие поделок. Идеи для изготовления поделки

18

Изготовление выкроек-заготовок. Создание поделки

19

Создание поделки

20

Создание поделки

21

Создание поделки

22

Создание поделки

23

Создание поделки

24

Изготовление пупсов, зверюшек

25

Изготовление пупсов, зверюшек

26

Изготовление пупсов, зверюшек

27

Изготовление пупсов, зверюшек

28

Понятие «мандала». История происхождения. Разнообразие мандал. Знакомство с техникой выполнения

29

Знакомство с техникой выполнения мандал

30

Плетение мандал

31

Плетение мандал

32

Плетение мандал

33

Выставка работ

Список использованных источников

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев. – М.: Эксмо, 2011.
  3. Белякова О.В. Поделки из природного материала. – М.: АСТ, 2009.
  4. Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань. – М.: Айрис-пресс, 2011.
  5. Зайцева О.В. Декоративные куклы. – М.: АСТ, 2010.
  6. Зонова С.В. Декоративно-прикладное творчество. – М.: Арт-родник, 2010.
  7. Кокорева И.А. Живописный войлок. Техника. Приёмы. Изделия. – М.: АСТ-Пресс книга, 2011.
  8. Назарова В.И. Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы. – М.: РИПОЛ Классик, 2011.
  9. Орлова Е.А. Декупаж. – М.: РИПОЛ Классик, 2011.
  10. Панеева И.А. Поделки из природных материалов. – М.: Олма Медиа Групп, 2011.
  11. Расина Е.Г. Валяние. Практичные и забавные вещи. – М.: Олма Медиа Групп, 2010.
  12. Скляренко О.А. Шьём Тедди-малышей и их друзей. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.
  13. Хоменко В.А. Аппликации, картины, панно из природного материала. – Харьков: Клуб семейного досуга, 2010.
  14. Хворостухина С.А. Оригинальные поделки для дома. – М.: Мир книги, 2009.
  15. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.
  16. Юсель С. Декупаж. Самая полная энциклопедия. – М.: АСТ-Пресс, 2012.
  17. Нестерова Д.В. Плетение лозой, ивой, берестой: самоучитель. – М.: РИПОЛ Классик, 2009.
  18. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли // Система заданий: пособия для учителя // 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  19. Капулетти М. Плетение из газет: пособие по рукоделию. – М.: Мир книги, 2008.
  20. Дом на радуге. Техники: валяние, декупаж, квиллинг и др. [Электронный ресурс]: http://domnaraduge.com
  21. Осинка. Техники: валяние, декупаж, бисероплетение, вышивка, вязание и др. [Электронный ресурс]: http://club.osinka.ru
  22. Страна мастеров. Техники: витраж, коллаж, лепка, мозаика, торцевание и др. [Электронный ресурс]: http://stranamasterov.ru/technics


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Город Мастеров"

Классный час по профориентации младших школьников. Знакомство учащихся с огромным миром профессий....

Город мастеров

Учащиеся 1-9 классов вместе с гостями мероприятия отправляются на шумную ярмарку... Внеклассное мероприятие было разработано совместно с Бударовым Александром Викторовичем, учителем технологии МО...

"Город мастеров" (1 год обучения "Волшебный квилинг")

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество облада...

Программа дополнительного образования Кружок «Город мастеров»

Программа кружка "Город мастров" для начальной школы, рассчитана на 1 год реализации, вней отражены основные разделы работы с различными материалами (бумага, пластелин, соленое тесто, работа с тканью,...