статья" Деловая игра как одна из форм внедрения инноваций в образовательный процесс."
статья

Сыровятская Татьяна Александровна

статья" Деловая игра как одна из форм внедрения  инноваций в  образовательный процесс."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_kak_odna_iz_form_vnedreniya_innovatsiy_v.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра как одна из форм внедрения  инноваций в

образовательный процесс.

В  нашей стране в настоящее время происходят существенные изменения в национальной политике образования ,и поэтому  система образования модернизируется, требует новых знаний, тенденций. Структура образования адаптируется к запросам и потребностям личности .С этим и  связан  переход на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей .Современное общество предъявляет новые компетенции к выпускникам школ. Для того, чтобы соответствовать темпам развития социума и не отставать от них, ученик должен быть вовлечен в такую деятельность, в ходе которой у него приобретаются навыки изобретать, воспринимать новый материал, быть открытыми и способными правильно выражать собственные мысли, формулировать свои интересы и осознавать свои возможности, четко и красиво говорить, не бояться отстаивать свою точку зрения.

Современная казахстанская школа - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений , обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития , обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества. 

В поэтому в данной ситуации в нашу жизнь упорно  входит инновационное обучение ,как процесс и результат образовательной деятельности, которая стимулирует инновационные изменения в существующей системе. Такой тип обучения не только поддерживает существующие традиции образования, но и ведет к ответной реакции на возникающие как перед отдельным человеком, так и перед обществом проблемные ситуации. Инновации относятся к формированию нового содержания образования, разработке и реализация новых технологий обучения. Сферой инноваций в образовании является и сфера применения методов, средств освоения новых программ, создания условий для самоопределения личности, изменения взаимоотношений между ними, создание творческих инновационных педагогических коллективов.

Сегодня вот и хочется остановиться на одном из методов инновационного обучения ,которым является деловая игра. Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности на основе моделирования системы отношений, характерных для данной специальности. Игра для человека значит очень многое – это и средство познания нового материала, и способ отдыха. Сравнительно недавно в современном обществе стали проводиться деловые игры, направленные на получение новых знаний в нестандартной, экспериментальной форме. Деловая игра затрагивает многие аспекты современной жизни, она имитирует поведение человека в конкретной, оговоренной заранее, ситуации. Нельзя точно предугадать в какую сторону будет развиваться сюжет деловой игры, потому каждое занятие проходит по-разному и зависит от коллектива. В условиях деловой игры учащиеся демонстрируют полученные теоретические знания при решении определенной задачи, ведь это самое главное в требованиях современного общества от подрастающего поколения . Учащиеся  сами выбирают правильный путь, развивают навык принятия решения, исследуют свои способности и пусть у них не всегда это получается с первого раза ,но анализируя игру и делая выводы при ее окончании ,учащиеся в следующий раз будут на два шага вперед продумывать свои ходы и приемы поведения в игре. Деловая игра позволяет проявить весь спектр умений и навыков учащихся, применить на практике пройденный материал. В отличие от лекционной подачи материала в деловой игре усваивается на 50 % больше материала, что позволяет сократить сроки обучения при большем эффекте усвоения материала. Применение деловой игры позволяет также оценить уровни овладения компетенциями, такими, как профессиональная направленность (мотивы, ценностные ориентиры), профессионально важные качества (наблюдательность, контактность, креативность), и даже  то, что в ходе игры многим из учащихся становиться более понятны их наклонности влияющие на выбор профессии , что в данное время для большинства современной молодежи является проблемой. Участники деловой игры показывают, как они умеют работать в команде, умеют ли помогать друг другу или действуют в одиночку. Можно увидеть, кто из участников является лидером, кто берет на себя ответственность за работу остальных учащихся, кто из игроков принимает активное участие в обсуждении и выдвигает версии ответов на вопросы.  Видов деловой игры огромное количество, но стоит всегда составлять и соблюдать правила игры. В начале непосредственно самой игры, участникам объявляются руководители игры, задачи ее проведения и программа действий. Игроки разделены на группы и имеют свои роли,-определенные заранее. Деловая игра  так же выступает , как и оценочное средство реализации компетентностного подхода в образовании . Основной блок проведения деловых игр включает в себя погружение в игру, непосредственно игровой процесс, в ходе которого идет обсуждение различных вопросов, работа в группах. Завершающий этап состоит из подведения итогов деловой игры, оценки, насколько результативно коллектив участвовал в обсуждении, а также, выступления руководителя игры. Деловые игры позволяют воспитать в человеке решительность, инициативность, помогают человеку творчески мыслить, что очень важно в современных экономических условиях.

 Инновации затрагивают многие аспекты образования, но они не меняют сути образовательного процесса. Новые технологии как бы «подстраиваются» под традиционное обучение, дополняют его, делая интереснее, запоминающейся, креативнее весь процесс обучения. Именно в такой связи традиционного и инновационного обучения школьники могут проявить свои скрытые способности, выразить свое мнение по тому или иному вопросу.

 А главное ,что хочется отметить это то ,что включение учеников в активную учебную работу, использование при этом разнообразных форм, методов познавательной деятельности значительно расширяет учебно-воспитательные возможности урока, выступающего ведущей формой организации учебной деятельности.

Ведь главное ,что инновационные методы в преподавании – это новые методы общения с учениками, позиция делового сотрудничества с ними и приобщение их к нынешним проблемам. Инновационные методы – это методы, позволяющие ученикам самоутвердиться. А самоутверждение – это путь к правильному выбору своей профессии.

В современном процессе обучения используются, как традиционные, так и инновационные методы обучения. Нужно не только продвигать вперёд инновационные методы, но и не забывать о традиционных методах, которые не менее действенны, а в иных случаях без них просто не обойтись.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра – как одна из форм развития экологической культуры младших школьников

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Кустовская средняя общеобразовательная школа  Яковлевского района Белгородской области»           ...

Игра как одна из форм организации познавательной деятельности на уроках математики в младших классах в школе для детей с проблемами слуха

В статье описан опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями, а точнее, с неслышащими детьми . Применение игровых технологий на уроках математики в школе I, II вида позволяет решать ...

Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса.

Востребованность дистанционной формы обучения растет с каждым годом. Если говорить о школьном образовании, то эта востребованность достаточно четко обозначилась в последние годы. В статье раскрываются...

Дистанционное обучение, как одна из форм организации учебного процесса в начальной школе.

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, мет...

«Самоподготовка- одна из форм организации учебного процесса».

Данная статья посвящена вопросам организации самоподготовки, как важного этапа процесса обучения, как средства повышения результативности процесса обучения....

Презентация: "Самоподготовка-одна из форм организации учебного процесса в ГПД"

Самостоятельная работа младших школьников. Привить обучающимся навыки самообразовательной работы....

Игра как одна из форм организации работы с пословицами и поговорками в начальной школе

Игра «Поговорка — цветочек, пословица — ягодка» разработана как итоговый урок по литературному чтению в 3 классе по программе Школа России. Пословицы и поговорки...