Рабочая программа по коррекции и развитию мелкой моторики у учащихся с ограниченными возможностями здоровья
рабочая программа

Пестрецова Татьяна Викторовна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по коррекции и развитию мелкой моторики учащихся с ограниченными возможностями здоровья

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие малкой моторики.28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Школа № 12»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по коррекции и развитию мелкой моторики учащихся с ограниченными возможностями здоровья

(вариант 2)

Составитель:

педагог – психолог

Т. В. Пестрецова

г. Ачинск

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе авторской учебной программы курса коррекционных занятий Л.А. Метиевой, Э.Я. Удаловой «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2015. – 160 с., Учебного плана МБОУ             «Школа № 12»    

Цель: Развитие мелкой моторики рук у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направленное на поддержку личности, преодоления отклонений в психофизическом и умственном развитии.

Задачи:

-выявить индивидуальные способности обучающихся в развитии мелкой моторики

- сформировать продуктивное  и эмоциональное взаимодействия;

-сформировать кинестетическую чувствительность;

-сформировать сенсомоторные навыки через развитие представлений о сенсорных эталонах;

-сформировать алгоритмы действий через различные виды детской деятельности.

Общая характеристика

Под термином «мелкая моторика» подразумеваются точные высокодифференцированные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы. Мелкие моторные навыки включают в себя выверенные движения кистей рук и пальцев.

Учеными доказано, что развитие моторики руки находится в тесной связи с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. И.П. Павлов говорил, что развитие функции обеих рук и связанное с этим формированием речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, т.к. речь теснейшем образом связана с мышлением.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

 Одна из проблем современного общества - развитие речевой компетентности детей. Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) испытывают затруднения в  речевом оформлении своих мыслей. Словесные ответы недостаточно точны, так как словарный запас резко ограничен, беден. Эти причины препятствуют полноценному общению с людьми, приводят к замкнутости, неуверенности в себе. А это, в свою очередь, оказывает негативное влияние на развитие коммуникативных навыков. Исследователи отмечают, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук формируют словесную речь ребенка, поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности.

В воспитательном процессе большое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья обучающихся не только физического, но и психического. Развитие мелкой моторики помогает решить ряд проблем, связанных с охраной здоровья. Несформированные двигательные навыки осложняют процесс обучения письму, создавая дополнительную  нагрузку на центральную нервную систему, а своевременное развитие тонких движений рук обеспечивает хороший эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки. Простые движения пальцев помогают снять напряжение рук, избавляют от умственной усталости.

 Программа, составлена преимущественно с опорой на принцип «Учимся, играя», снижает тревожность, психическое напряжение, а также формирует ситуацию успеха через игровую деятельность.

Из–за несовершенства моторики обучающиеся при обучении испытывают затруднения не только на уроках русского языка, но так же на уроках математики в работе с линейкой, угольником, циркулем, на уроках рисования, труда. Моторное недоразвитие тормозит овладение предметными действиями, а значит, затрудняет адаптацию и интеграцию детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в обществе.

Недостатки тонких движений пальцев рук проявляются:

- в слабом развитии навыков самообслуживания;

- при выполнении противоположных действий каждой рукой;

- в аритмичности и нечеткости пальцевых движений;

- в низком уровне развития графомоторных навыков, которые проявляются на письме (несоблюдение пропорций и соотношений частей букв по высоте и протяженности, очень сильный нажим, низкий темп письма);

- в развитии речи.

Всё вышесказанное обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы по развитию осязания и мелкой моторики у обучающихся данной категории.

Занятия по развитию мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) относятся к числу специальных коррекционных занятий, которые проводятся с учетом специфических особенностей и возможностей учащихся. Они способствуют восполнению сенсорной недостаточности, активизации познавательной деятельности, формированию социально-адаптивных знаний, навыков, умений.

Занятия по развитию мелкой моторики,  являются комплексными и разносторонними, влияющими не только на развитие мелкой моторики, но и на формирование познавательной деятельности, на мотивацию детей к зрительно - интеллектуальной активной деятельности. На занятиях осуществляется:

- дифференцированный подход;

- учет диагноза, возрастных, психологических особенности обучающихся для правильного подбора работ;

- постепенное усложнение при подаче нового материала;

- связь с другими областями декоративно-прикладного искусства (плетение, аппликация, использование техники торцевания и т. д.);

- использование наглядных пособий;

- использование ИКТ для эффективности подачи нового материала.

Организационной формой работы по реализации программы являются индивидуальные занятия.

Срок реализации программы  

 В учебном плане данная программа распланирована на 34 занятия (из расчета 1 час в неделю)

 

Планируемые  результаты  

Личностные результаты

социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.

Предметные результаты.

  Минимальный уровень

  умеет сминать материал (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная и др.) пальцами;

 умеет разрывать материал (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя;

  умеет разминать материал (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) одной рукой;

 умеет пересыпать, перемешивать материал (крупа, песок, земля, мелкие предметы), используя инструмент (лопатка, стаканчик и др.).

Достаточный уровень

 умеет придавать материалу (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) заданную форму;

  сортирует мелкие предметы (горох, фасоль, кофе-бобы);

  умеет сматывать материал (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.).

                                       

Основные направления коррекционной работы

Пальчиковая гимнастика

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Маленькие стишки, считалки, загадки, песенки, приговорки помогают развивать словарный запас, фразеологическую речь, осмысливать то, что дети произносят вслух. Инсценирование руками стихов по образцу педагога: «Моя семья», «Улей», «Капуста», «Дружба», «Цветы»,  «Зайцы», «Дом и ворота», «Помощники» и др.; теневой театр. Данные игры рекомендуется проводить на каждом коррекционном занятии 2-3 минуты.    

 

Развитие мелкой моторики движений пальцев рук и ручной умелости

Развитие мелкой моторики движений пальцев рук  - манипуляция с крупными деталями, мозаиками, с деталями крупных размеров; нанизывание бусин, макаронных изделий на проволоку; лепка из пластилина, соленого теста разными способами; складывание бумаги: изготовление изделий способом складывания – «гармошка», работа в технике «объёмной» и «рваной» аппликации; аппликация из салфеток.

Движение пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Своевременное развитие ручных умений положительно влияет на развитие речи детей, на формирование познавательных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения.

         

          Работа  по  развитию чувствительности кончиков пальцев

Это вращательные движения мелких  предметов пальцами: запуск мелких волчков; закручивание крышек; работа с нитками, проволокой, шнурками (шнуровка ботинок, сапог, курточек); совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застёгивание).

     

Тематическое планирование

Тема занятия

Дата проведения

1

Диагностика

2

Пальчиковые игры и упражнения

3

Упражнения с массажными шариками, с прищепками

4

Узнавание предметов на ощупь

5

Группировка предметов по цвету и раскладывание по коробкам

6

Обследование предметов (зрительное, обонятельное, осязательное, слуховое)

7

Выполнение по подражанию упражнений для пальцев рук

8

Выполнение подражательных действий со сменой движений

9

Группировка предметов по форме

10

Группировка предметов по цвету

11

Выполнение по подражанию действий с предметами (перекладывание, складывание)

12

Выполнение по подражанию действий с предметами (катание, бросание)

13

Выполнение по подражанию упражнений для пальцев рук

14

Размазывание материала. Панно из пластилина

15

Аппликация из пластилина. Солнце

16

Аппликация из пластилина. Цветы для мамы

17

Упражнение с пуговицами

18

Упражнения с прищепками

19

Упражнения с массажными шариками

20

Складывание крупных пазлов по картинке.

ИТОГО

Учебно-методический комплекс:

1. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова - М.: Просвещение, 2015. – 160 с.;

2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта / под ред. Бгажноковой И.М. – М., 2017;

3. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М., 2015;

4. Худенко Е.Д, и др. Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы у детей инвалидов. – М., 2017;

5. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии – М., 2018;

6. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). Часть I. Книга для учителя. – М.: «Ось-89», 2016;  

7. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках изобразительной деятельности не традиционными методами»

Среди различных видов деятельности (учебная, трудовая, игровая) умственно отсталые школьники выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. Осо...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Финансовая грамотность"для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)начального общего образования

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образо...

Многообразие способов развития мелкой моторики у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Мелкая моторика — основа развития, своего рода «локомотив», всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). У младших школьников нарушением интел...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ...