СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
статья (1 класс)

В данной статье отражены преимущества совместной
деятельности детей и взрослых как эффективного средства эмоционального
развития детей предшкольного возраста, доказана эффективность
использования данной формы в работе с детьми 6–7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Аннотация: в данной статье отражены преимущества совместной деятельности детей и взрослых как эффективного средства эмоционального развития детей предшкольного возраста, доказана эффективность использования данной формы в работе с детьми 6–7 лет.

Ключевые слова: совместная деятельность, эмоциональное развитие, предшкольный возраст.

Предшкольный возраст – это период, когда преобладает чувственное познание мира, происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Именно в этом возрасте «необходимо учить ребенка сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям и настроениям».

Эмоциональное развитие детей является одним из важных направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции, по выражению
Л.С. Выготского, являются «центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего ребенка.

Проблему эмоционального воспитания рассматривали следующие педагоги и психологи: Л.С. Выготский, А.Д. Кошелева, С.В. Ильина, В.С. Мухина, Р.С. Немов, и др.

Безусловно, воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности являются неотъемлемой эмоционального развития. Ребенок, который понимает чувства другого, умеет адекватно и активно откликаться на переживания окружающих людей, стремится оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.

Каждый ребенок должен узнать и научиться многому: овладеть полезными навыками, научиться поведению в обществе, совместной работе, уважению к хорошим людям, выполнению долга, понять чувство ответственности и т.д. Все это не приходит само собой, но лишь вследствие сознательного, целенаправленного воспитания в образовательной организации и семье личности ребенка при полном уважении его индивидуальности.

Важно отметить, что чувства влияют на соматическое здоровье ребенка. Наличие позитивных чувств личности – естественный психологический ресурс физического здоровья ребенка. Чувства являются не только живым откликом ребенка на все то, что происходит вокруг него, не только выявляют важные стороны его внутреннего мира, но и формируют существенные черты его личности. Поэтому нельзя себе представить воспитания детей без воспитания эмоциональной стороны их личности, без формирования у них правильного эмоционального оклика на все то, что происходит в окружающей их жизни.

По мере развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит «возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни».

Так, взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком; так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств ребёнка. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним.

В современных научных подходах принято считать, что внутренней движущей силой социально-эмоционального развития является удовлетворение ведущих социальных потребностей ребёнка. К ним относятся:

– потребность в эмоционально положительных контактах, в любви и доброжелательном отношении, что создаёт ребёнку чувство защищённости и ощущение ценности своей личности, стремление к самореализации;

– потребность в активной разнообразной деятельности и творчестве, удовлетворение данной потребности стимулирует положительные самоутверждения, формирует чувства уверенности;

– потребность в признании достижений ребёнка со стороны родителей, что формирует положительную самооценку, чувство собственного достоинства и побуждает ребёнка к активному, положительно направленному выражению своих чувств к миру;

– потребность в познании и активном информационном обмене, что способствует развитию интеллектуальных эмоций, радости открытий и познавательной активности ребёнка;

– потребность в активном, содержательном и разнообразном общении ребёнка с взрослыми и детьми, что развивает социальные чувства, сотрудничества, способность к самовыражению во взаимодействии с окружающими людьми и регулированию своих чувств в процессе коммуникации.

Обязанность же педагогов – донести до родителей мысль о том, что развитие ребенка осуществляется успешно при условии гармонического сочетания всех сторон воспитания, всех приемов и методов, так как в педагогике нет главного и второстепенного. Воспитание – процесс многоплановый, целостный, осуществляемый постоянно и непрерывно и потому требующий комплексного подхода.

Так же, чтобы правильно воздействовать на чувства детей, родителям необходимо внимательно относиться к их настроению, интересоваться, какие явления жизни, отношения с окружающими вызывают у них наиболее яркие чувства, к чему дети равнодушны, что и при каких обстоятельствах вызывает у них отрицательные эмоции. Все это вооружает родителей знаниями, необходимыми для правильного воздействия на чувства ребят.

Стремления родителей воспитать у детей те или иные чувства окажутся эффективными лишь в том случае, если будет установлен необходимый контакт с детьми: слова родителей, их требования должны восприниматься сыном или дочерью с открытым сердцем.

Итак, мы выявили, что совместная деятельность взрослого и детей наиболее существенно повлияет на эмоциональное развитие детей предшкольного возраста. Важно отметить, что в процессе эмоционального развития как взрослый выступает не только воспитатель, но и родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условия дошкольного учреждения

Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (...

Индивидуальное адаптивное развитие детей дошкольного возраста в группе предшкольной подготовки.

Дошкольное детство, как известно, уникальный период в жизни человека, период, когда происходит становление личности, закладываются основы здоровья. С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерс...

конспект совместной деятельности детей и взрослых по решению пноблемы и задач интегративного игрового проекта "мы ждём весну"

Злой Кощей украл Весну и спрятал её в темнице. Чтобы спасти Весну ,нужно выполнить задания Кощея. В первой части занятия выполняются задания по математике, во второй части- по ручному труду. Занятие я...

Использование элементов по социально-эмоциональному развитию детей с задержкой психического развития на занятиях с учителем-логопедом

При работе с обучающимися с задержкой психического развития возможно, применять различные коррекционно-развивающие, воспитательные, педагогические технологии, позволяющие добиваться положительно...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛОГО В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье отражаются специфика и особенности организации совместной деятельности детей и взрослого в развитии социального интеллекта детей 6-7 лет....