Влияние информационно-коммуникационных технологий на процесс активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы (на примере использования Интернет-технологий)
статья

В статье на примере организации работы с Интернет-проектами в начальной школе рассмотрены возможности активизации познавательной активности учеников с использованием информационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_zhdanova_i.b.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Жданова И.Б.,

учитель начальных классов МОУ «Лицей № 14» г.о.Жуковский

Влияние информационно-коммуникационных технологий на процесс активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы (на примере использования Интернет-технологий)

В статье на примере организации работы с Интернет-проектами в начальной школе рассмотрены возможности активизации познавательной активности учеников с использованием информационных технологий.

Ключевые слова: начальная школа, информационно-коммуникационные технологии, Интернет-технологии, Интернет-проекты в обучении

Стремительные изменения и развитие социально-экономической ситуации в мире в целом и в России, в частности, качественно меняют требования, предъявляемые обществом к личности школьника. От современного выпускника школы требуется высокий уровень самостоятельности, развитое продуктивное мышление и относительная сформированность таких ключевых компетентностей, как межличностная, социальная, информационная, развитие которых начинается с самых первых ступеней обучения – в начальной школе. С изменением социальных требований к обучаемому меняются содержание, методы и формы образовательного процесса [1]. Глобальная информатизация общества является одной из ведущих доминирующих тенденций XXI века, оказывающей неоспоримое влияние на учебный процесс в начальной школе. Современное школьное образовательное пространство предусматривает широкое применение новых информационных технологий и использование Интернет-ресурсов для формирования информационной компетентности учащихся и учителей, развития познавательной активности учащихся.

Учебная деятельность является одним из видов познания, основным для детей младшего школьного возраста. Поэтому, говоря о повышении уровня познавательной активности учащихся, полноправно можно вести речь об активизации учения. Познавательная активность определяется исследователями, как качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время [2, с.203]. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, к активной познавательной деятельности в области одного или ряда учебных предметов. В то же время, познавательный интерес – это глубоко личностное образование. Его психологическую природу составляет система жизненно важных для личности процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых). Именно познавательный интерес и целостность связанных  с ним состояний личности и образуют внутреннюю среду ученика, столь необходимую для эффективного учения.

Познавательный интерес рассматривается как один из мотивов деятельности ребенка. Лишь, когда та или иная область знаний заинтересует школьника, тогда он с большим интересом занимается ее, старается более глубоко и основательно изучить все стороны явлений и событий, которые увлекли его. Иначе интерес школьников не может иметь характер подлинной познавательной направленности.

Развитие познавательного интереса предполагает поиск учителем путей совершенствования учебного процесса. И фактически бескрайние ресурсные возможности Интернет-технологий в данном случае предоставляют педагогу широкое поле для эффективной деятельности. С их использованием, с учетом индивидуальных способностей обучаемых, учитель может развить интерес к предмету и успешно формировать знания. Обучение с использованием Интернет-средств ИКТ позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности [3, с.17]. Поэтому, закономерно, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в целом, и Интернет-технологий, в частности, в учебном процессе начальной школы становится сегодня все более и более актуальной проблемой.

В условиях применения Интернет-технологий в обучающем процессе начальной школы с позиций максимально результативного развития познавательной активности обучаемых, на наш взгляд, сегодня закономерно уже вести речь о необходимости создания образовательной Интернет-среды (ОИС),    под которой мы понимаем учебно-информационную среду, в рамах которой осуществляется взаимодействие учащихся, педагогов и других участников образовательного процесса с внешним миром через открытые интеллектуальные системы (всемирная сеть Интернет, учебно-информационные среды – обучающие системы для создания Интернет-проектов и т.д.), которые основываются на технологии мультимедиа.

Однако подчеркнем, что, на по нашему мнению, позитивное взаимодействие ученика младших классов с Интернет-технологиями на занятиях, независимо от изучаемого предмета и вида деятельности, возможно только при целенаправленном, четко организованном, профессиональном и компетентном управлении их учебно-познавательной, поисково-продуктивной деятельностью, осуществляемой педагогом. В этом двухстороннем процессе взаимодействия возможно сопоставление действия индивида в искусственной среде общения с системой, ее «реакцией» и результатом. Это является основой реализации процессов самопознания, познавательной активности, саморазвития обучаемых. Технический прогресс позитивно влияет на личность младшего школьника как результат его собственных интеллектуальных усилий, приносящий маленькому ребенку удовлетворение от познания и доставляющий определенный жизненный комфорт. Более того, этот результат интеллектуальных усилий в виде высоких технологий, мультимедийных продуктов и т.д. ярче всего выражает и отражает внутреннее состояние младшего школьника как творца, предоставив ему возможность самовыражаться и самопрезентоваться, наконец, саморазвиваться на занятиях, повышая таким образом мотивацию к дальнейшему обучению в школе.

В своей педагогической деятельности я стараюсь пользоваться многообразием информации и ресурсов Интернета :электронной почтой (e-mail); возможностями социальных сетей (Твиттер, Фейсбук, Живой Журнал и т.д.), форумов, чатов; возможностью публикации собственной информации, и размещении ее на Web-сайтах; доступом к информационным ресурсам:  справочно-поисковым каталогам (Яндекс, Google), научным порталам, мультимедиа энциклопедиям, справочникам, дистанционным обучающим ресурсам, ресурсам по совместной проектной деятельности и др.

В условиях применения Интернет-технологий живое устное и письменное общение обучаемых «возмещается» опосредованным диалогом в сети на форумах, посредством электронных сообщений, гипертекстовых коммуникаций, во время участия в Интернет-проектах, общения в различных чатах, а также диалоговыми действиями компьютера в электронных средствах обучения и других манипуляциях, которые происходят на основе интерактивности и механизма «обратной связи». Безусловно, в реальности опосредованное общение с использованием мультимедийных Интернет-технологий не может заменить живого педагогического общения между преподавателем и обучаемым в процессе изучения различных предметов, взаимообщения между школьниками на учебном занятии как факторов саморазвития личности. Однако так называемое опосредованное общение с использованием Интернет-технологий, по мнению исследователей, может в полной мере рассматриваться как результативное, интерактивное общение преподавателя с учениками на занятиях и вне их, имея определенные педагогические функции и направления.

Нужно подчеркнуть тот факт, что Интернет-технологии относятся к тем уникальным техническим средствам обучения, которые изначально не были специально разработаны для этой цели. Однако уже по самой своей сути Интернет предоставляет огромные практические возможности для педагогов в начальной школе.  Существуют три области, в которых Интернет выводит познание, обучение в начальной школе и саморазвитие личности ученика на новый уровень. Это (1) коммуникация, (2) информация, (3) публикация. Данные направления могут быть с успехом реализованы в рамках обучающего процесса на основе внедрения метода проектов, а более конкретно – использования Интернет-проектов в обучающем процессе [4, с.22].

Метод Интернет-проектов – это комплексный обучающий метод, объединяющий потенциал метода проектов и Интернет-технологий, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность младшему школьнику проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, предоставляет неограниченные возможности для расширения познавательной деятельности учеников. При изучении различных предметов и тем в рамках проектной деятельности ученики используют знания в ситуациях наглядности, реальных событий, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению необходимых знаний, умений и навыков.

Обогащенная потенциалом Интернет-технологий, проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над отдельными темами, которые вызывают наибольший интерес у каждого участника проекта, что, бесспорно, влечет за собой повышенную мотивированную активность каждого ученика, рост познавательного интереса, способствует росту личностного потенциала. Движимые процессом познания, школьники обращаются не только к рекомендованным, но и к самостоятельно выбранным дополнительным источникам информации: мультимедийным энциклопедиям, тематическим сайтам, публикациям, электронным словарям, он-лайн пособиям, анализируют, сравнивают, реферируют и аннотируют информацию, извлекая из общей массы самое, по их мнению, важное и представляющее наибольшую познавательную ценность.

Одной из главных особенностей проектной деятельности при обучении в начальной школе с использованием возможностей сети Интернет, по нашему мнению, является ориентация школьников на достижение конкретной практической цели (наглядное представление конечного результата, продукта своей деятельности), а также интерактивность обучающего процесса, что, несомненно, придает работе динамизм и привлекательность.

Хотелось бы особо остановиться не столько на вопросах практики реализации в учебном процессе начальной школы конкретного Интернет-проекта, а сколько определить на основе собственного преподавательского опыта важнейшие организационные основы в данной области, позволяющие более углубленно и технологически компетентно учитывать все особенности внедрения данной технологии, использовать Интернет-проекты как эффективные инструменты для развития познавательной активности, промежуточного или итогового контроля и рефлексии при изучении различных предметов в начальной школе. В нашей практике мы активно используем Интернет-проекты в сочетании как с индивидуальной работой школьников, так и групповыми и коллективными способами работы, при этом одной из главных задач является как можно большая активизация самостоятельной познавательной деятельности обучаемых. Нужно отметить, что в обучающем процессе могут быть использованы как существующие в сети Интернет-проекты как элементы дополнения образовательного процесса, так и практика создания самостоятельных Интернет-проектов «с нуля». Ведь, современные механизмы сети Интернет предоставляют возможность создания Интернет-проектов без углубленного знания программирования даже маленьким детям (например, с использованием таких автоматических «html-конструкторов» сайтов, как www.narod.ru, www.saitodrom.ru, www.ucoz.ru, www.majordomo.ru и др.).

Как известно, при изучении отдельных тем в каждой четверти в учебно-тематическом плане педагога начальной школы всегда присутствуют такие темы, рассмотрению которых, к сожалению, в силу временного фактора, приходится уделять наименьшее количество учебных часов. Эти темы и их отдельные составляющие могут быть выделены для самостоятельной проработки обучаемыми в рамках Интернет-проектов как на промежуточных, так и итоговых занятиях, так и непосредственно в обучающем процессе урока, когда школьники получают возможность взять на себя роль педагога и осветить перед своими одноклассниками те или иные, не затронутые общей программой обучения аспекты. Однако не менее эффективны и Интернет-проекты по пройденному материалу. Ведь, в любом пройденном материале и теме, как показывает практика, всегда можно найти определенные пробелы – причем, конечно, лучше – если это сделают сами школьники, выбрав наиболее актуальные для их возраста вопросы. В итоге появляются такие интересные темы проектов, как «Редкие виды животных», «Как появилась Земля», «Традиции народов мира», «Пословицы и поговорки в разных странах», «Как защитить природу от человека?», «Смена времен года: Россия и мир», «Как «разговаривают» животные?», «История моей семьи», «Моя необычная фамилия» и др.

Рассмотрим непосредственный процесс реализации Интернет-проекта в начальной школе с позиций технологического воплощения. При этом остановимся на таком виде, как коллективные, самостоятельно создаваемые Интернет-проекты, работа с которыми в начальной школе может занимать несколько учебных занятий, проводиться дополнительно во время выполнения домашних заданий, при внеклассной деятельности и т.д.  Организационная сторона обучения при этом складывается из следующих элементов:

1. Подготовка к выполнению Интернет-проектов:

* постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

* инструктаж о последовательности работы;

* раздача дидактического материала, списка рекомендуемых источников по подгруппам.

2. Работа в подгруппах:

* знакомство с дидактическим материалом,

* определение тем Интернет-проектов;

* планирование работы в подгруппах;

* распределение ролей и соответствующих заданий внутри подгруппы;

* индивидуальное выполнение задания каждым обучаемым (индивидуального «участка работы» по реализации Интернет-проекта);

* обсуждение индивидуальных результатов работы в подгруппе;

* создание Интернет-проекта;

* обсуждение общего результата выполнения работы подгруппы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

* подведение итогов выполнения задания в подгруппе, подготовка к защите и представлению проекта.

3. Заключительная часть:

* защита/представление Интернет-проекта;

* анализ реализации познавательной задачи, рефлексия;

* общий вывод о достижении поставленной задачи.

Каждый педагог начальной школы знает, что организовать проектную деятельность каждого ученика в рамках существующей учебной программы затруднительно. Ведь в реальном учебном процессе при большом количестве учеников фактически невозможно осуществить полноценный просмотр и обсуждение разработанных Интернет-проектов, отбор лучших и их дальнейшую доработку. Однако проведение таких мероприятий в групповой форме, как финальных или промежуточных, подводящих итоги работы по отдельной теме или группе тем – достаточно перспективно (конечно же, с обязательным поощрением лучших проектов).

Совместная с учениками работа над Интернет-проектами позволяет учителю вести с учащимися познавательную беседу, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию, обобщать, делать выводы, тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа и совместное интерактивное действие делает процесс познания более динамичным, развивает память и речь учащихся, делает открытыми их знания, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.

Роль педагога при применении метода Интернет-проектов очень ответственна и претерпевает значительные трансформации. Она изменяется с уровня ментора до уровня «старшего коллеги, опытного советника-консультанта». Педагогу необходимо подвести младшего школьника к умению пользоваться необходимой дополнительной информацией, осуществлять ее самостоятельный отбор, анализировать, реферировать, аннотировать, выделять главное и осуществлять с ней другие рабочие процессы. В младшем школьном возрасте это очень непросто. Поэтому самостоятельной работе школьников предшествует кропотливая предварительная работа преподавателя. Самое сложное, как показывает практика, для современного учителя - это роль независимого консультанта. В ходе консультации важно только отвечать на возникающие вопросы обучаемых и, по возможности, удерживаться от подсказок.

Заметим, что метод Интернет-проектов кардинально меняет и роль школьников в образовательном процессе: они выступают активными участниками обучения, а не статистами. Они учатся работать по-новому: видеть, ставить и формулировать проблему, исходя из собственного интереса, отбирать нужную им информацию, определять ее необходимость, исходя из проблемы проекта, защищать собственную точку зрения и представлять ее публично. Работа в малых группах помогает им научиться работать в «команде». При этом неизбежно происходит формирование конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной форме обучения. У школьников вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию. При этом даже неудачно выполненный проект имеет большое положительное педагогическое, личностно-развивающее, познавательное и предметно-компетентностное значение. Понимание ошибок в работе создает мотивацию повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию. Подобная реакция позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом микро- и макросоциуме.

Наш опыт работы показывает, что метод Интернет-проектов востребован и вызывает большой познавательный интерес у младших школьников. Использование Интернет-проектов как одной из технологий инновационного обучения в значительной мере увеличивает эффективность процесса познания, так как дает возможность:

* включить учеников в исследовательскую, поисковую деятельность, что способствует их социализации;

* индивидуализировать процесс обучения, предоставив самим школьникоам право выбора уровня сложности учебного материала, объема и количества дополнительного материала и источников его получения;

* варьировать степень автономии учащихся в соответствии с их потребностями и возможностями и распределять ответственность между педагогом и обучаемым;

* организовать гибкий контроль за деятельностью учащихся и стимулировать у них развитие рефлексии;

* использовать современные информационно-коммуникационные технологии для сбора и обработки информации;

* интегрировать знания из различных предметных областей, тем самым развивая способность к осознанию целостной картины мира;

* развивать общеучебные умения и навыки на всех этапах обучения и в сотрудничестве со всеми участниками образовательного процесса.

Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех учащихся в младшем школьном возрасте, по мнению специалистов [3], невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий познавательный интерес к дальнейшему обучению.

Литература:

1. Рычкова Н.И. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка через использование информационно-коммуникационных технологий [Электронный ресурс]//  Социальная сеть работников системы образования NSPortal.Ru. URL: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/aktivizatsiya-poznavatelnoi-deyatelnosti-uchashchikhsya-na-uroka-0 (дата обращения: 14.10.2012)

2. Шамова Т.И. Педагогические основы активизации учения школьников: методические рекомендации для руководителей школ. М.: Академия, 2012.

3. Кочарян Н.Б. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках. Волгоград: изд-во «Учитель», 2012.

4. Лебедева М.Б. Информационные технологии как средство реализации взаимосвязи технологий обучения. М.: Просвещение, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

концепция «Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы»

Именно на школу ложится главный и чрезвычайно сложный труд – подготовить учащихся к самостоятельным шагам в меняющемся обществе. Задача современного образования состоит в том, способствовать поя...

Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы

В настоящее время педагоги сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели. Чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Сегодня наиболее персп...

Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы.

Вот некоторые из игр, которые я использую в своей работе для активизации познавательной деятельности учащихся....

Нетрадиционные формы урока с использованием ЭОР как способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы.

Нетрадиционные  формы урока  с  использованием современных  технологий  ползволяют  учителю  активизировать  деятельность учащихся на уроке......

Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий как средства формирования познавательной деятельности учащихся начальной школы

Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Для того чтобы создать оптимальные условия учащимся для развития их...