Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность".
рабочая программа

Изучение  курса «Финансовая грамотность»  соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:

  • осознание роли труда, денег и отношений людей, опосредованных деньгами, на основе целостного взгляда на окружающий мир; освоение финансовых, математических, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании данного курса;
  • развитие осведомлённости, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений в реальной учебной и жизненной практике;
  •  освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения финансовых отношений в социуме; 
  • развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия  норм жизни, связанных с экономическими отношениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_finansovaya_gramotnost_4_klass_2022.docx208.86 КБ

Предварительный просмотр:

 Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

- познавательный интерес к материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;
- осознание личной ответственности за свои поступки в финансовой сфере;
- ориентирование в нравственном содержании как собственных действий в области финансов, так и действий окружающих;

-понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);

-  понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости, между расходами на дополнительные нужды и «лишними» расходами;

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных финансовых ситуациях.
            Метапредметные результаты

           Познавательные:

 - использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления простой финансовой информации;

 - использование логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием;

- построение рассуждений на финансовые темы, отнесение явления или объекта к изученным финансовым понятиям;

- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем, для решения финансовых задач;

 - владение элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера.

Обучающийся получит возможность научиться:

- представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;

 - осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: формулировать проблему, разрабатывать замысел, находить пути его реализации, демонстрировать готовый продукт;

 - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.            

Регулятивные:

- определение личных целей по изучению финансовой грамотности;

- постановка финансовых целей, умение составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;

- проявление познавательной и творческой инициативы в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

- выполнение пошагового контроля своих учебных действий, итоговый контроль и оценка результата;

- оценка правильности выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач; 

- корректирование учебных действий после их выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;

- использование цифровой формы записи хода и результатов решения финансовой задачи.

Обучающийся  получит возможность научиться:

 - преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;

 - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;

 - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.

Коммуникативные:

- умение осознанно и произвольно создавать сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;

- умение слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- умение признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь своё мнение;

- умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку финансовых действий и решений;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;

- умение осуществлять контроль и самоконтроль, адекватно оценивать собственное финансовое поведение и поведение окружающих.

 Обучающийся  получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;

- формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам

Предметные результаты:

- правильно использовать термины: договор, риск, налог;

- знать о различных способах оплаты товаров и услуг;

- описывать результаты использования собственности, особенности рационального финансового поведения в среде проживания; роль финансовых организаций  в жизни человека и общества;

- называть  признаки  полезности товаров и услуг, которыми пользуются младшие школьники; виды финансовых организаций (банки), условия и результаты сделок, понятных младшим школьникам;

- пользоваться разными видами денег, в том числе оценивать достаточность имеющейся суммы для осуществления запланированных действий;

- понимать особенности проживания в городской и сельской местности и роль знаний в достижении жизненных целей; цифровых финансовых услуг;

- сравнивать ценность разных товаров и услуг;

- объяснять, что такое государственный бюджет, роль налогов в жизни государства, местного сообщества; роль сбережений в обеспечении финансовой безопасности;

- приводить примеры, иллюстрирующие применение карманных денег, получения подарков, благотворительности; простых рассчётно-кассовых операций;

- знать, что любой платеж должен быть подтверждён документом;

- соотносить доходы и расходы семейного и личного бюджета;

- анализировать ситуации, связанные с доверием в области финансов, договоров;

- называть признаки займов, долговых обязательств и соответствующие им риски;

- объяснять способы защиты от рисков; особенности поддержания территорий проживания; опасность вовлечения в интернет-сообщества, связанные с использованием денежных средств;

- иметь представление о том, что такое интернет-платежи и как они осуществляются;

- применять финансовую информацию в учебных и жизненных ситуациях, в том числе при посещении магазинов и иных мест розничной торговли;

- решать  несложные финансовые задачи с использованием арифметических действий;

- анализировать ситуации, связанные с применением финансовых знаний;

- понимать, что за все финансовые решения отвечает собственник денежных средств;

-соблюдать правила безопасного и нравственного поведения при использовании разных видов денег в жизненных ситуациях, потребления ресурсов.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Раздел курса

Содержание

Формы организации

Виды деятельности

Что мы узнали о деньгах (повторение)

(4 ч.)

Ценность и результаты труда в жизни человека и общества. Натуральный обмен (бартер). Особенности современного обмена.

История денег. Назначение денег. Виды и формы денег. Деньги  в  разных  странах.

Беседа/ диалог;

практико – ориентированное  занятие;

мини-исследование

Познавательная;  

проблемно – ценностное общение;

исследовательская

деятельность

Первые правила использования денег (4 ч.)

Семейные  ценности.  Семейные  финансы.

Рациональное потребление в семье. Личный финансовый  план.

Семейный бюджет. Сбережения семьи и финансовая безопасность.

Доходы и расходы. Источники доходов семьи и младшего школьника.

Беседа/ диалог;

практическая работа;

проектная работа

Познавательная;

проблемно – ценностное общение;

проектная деятельность

Деньги в окружающем нас мире (12 ч.)

Товары и услуги. Ценность и полезность товаров и услуг.

Магазины. Цифровые финансовые услуги.

Ролевая игра « Идем в магазин».

Транспорт. Транспортные услуги.

Территория и жилище. Основы        экономики        города и села.

Затраты на обустройство многоквартирного и частного дома.

Государственный бюджет.Налоги.

Финансовые        организации.  Банковские  карты  и  другие  услуги.

Предпринимательство. Благотворительность.

Деньги и место, где мы живем.  

Проблемный диалог;

ролевая  игра;

практико – ориентированные задания;

проектная работа

Познавательная;

проблемно – ценностное общение;

 игровая;

проектная деятельность

Деньги и риски (14ч.)

Карманные деньги.  Подарки. Риски и финансовая  безопасность.

Когда рискуешь деньгами. Рискованные действия.

Примеры финансового риска.

Как пользоваться банковской картой. Советы по безопасному использованию карт.

Жизненная математика. Простые  рассчетно-кассовые  операции.        

Опасность вовлечения в интернет-сообщества, связанные с использованием  денежных средств. Ответственность за  решения. Способы защиты от рисков. Долги. Займы и долговые обязательства. Договор, доверие, репутация. Ответственность и права участников финансовых отношений.

Беседа/ диалог;

дискуссия;

практическая работа;

творческая работа;

решение несложных финансовых задач с использованием  арифметических действий;

проектная работа;

интеллектуальная игра.

Познавательная;

проблемно – ценностное общение;

игровая;

проектная деятельность


Тематическое планирование

№ п/п

Дата

проведения

Тема  занятия

Повторение. Что мы узнали о деньгах (4 ч.)

1

Ценность и результаты труда в жизни человека и общества.

2

Натуральный обмен (бартер). Особенности современного обмена.

3

История денег. Назначение денег. Виды и формы денег.

4

Деньги  в  разных  странах.

Первые правила использования денег (4 ч.)

5

Семейные  ценности.  Семейные  финансы.

6

Рациональное        потребление        в семье.         Личный финансовый  план.

7

Семейный бюджет. Сбережения семьи и финансовая безопасность.

8

Практикум «Доходы и  расходы  семьи».

Деньги в окружающем нас мире (12 ч.)

9

Товары и услуги. Ценность и полезность товаров и услуг.

10

Магазины. Цифровые финансовые услуги.

11

Ролевая игра « Идем в магазин».

12

Транспорт. Транспортные услуги.

13

Территория и жилище. Основы        экономики        города и села.

14

Затраты на обустройство многоквартирного и частного дома.

15

Государственный бюджет.  Налоги.

16

Финансовые        организации.  Банковские  карты  и  другие  услуги.

17

Предпринимательство.  Благотворительность.

18

Деньги и место, где мы живем.  Практические        задания по содержанию раздела.

19

Выполнение проектных заданий на тему «Деньги в окружающем нас мире».

20

Обобщающее повторение  по разделу « Деньги в окружающем нас мире ».  Защита проектов.

Деньги и риски (14ч.)

21

Карманные деньги.  Подарки.

22

.

Риски и финансовая  безопасность.

23

Когда рискуешь деньгами. Рискованные действия.

24

Примеры финансового риска. Плакат – предупреждение.

25

Как пользоваться банковской картой. Советы по безопасному использованию карт.

26

Жизненная математика. Простые  рассчетно-кассовые  операции.        

27

Решение несложных финансовых задач с использованием  арифметических действий.

28

Опасность вовлечения в интернет-сообщества, связанные с использованием  денежных средств

29

Ответственность за  решения. Способы защиты от рисков.

30

Долги. Займы и долговые обязательства.

31

Договор, доверие, репутация. Ответственность и права участников финансовых отношений.

32

Выполнение проектных заданий на тему «Деньги  и риски».

33

Обобщающее повторение  по разделу « Деньги  и риски ». Защита проектов.

34

Итоговое занятие  «Экономическое Поле Чудес».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы информационно-библиографической грамотности"

Программа «Основы информационно-библиографической грамотности» разработана на основе  примерной основной образовательной программы. 1книга: Начальная школа. Дошкольное образование. 2 книга:...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Путь к грамотности"

Курс «Путь к грамотности» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности и предназначен для  работы с учащимися 2...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности курса «Финансовая грамотность» (2-4 класс)/

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образо...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путь к грамотности"

Данная программа составлена но основе авторской программы внеурочной деятельности по русскому языку О.В. Олейник, Л.П.Кабанюк «Путь к грамотности». Адресована учащимся начальной школы и рассчитана на...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Путь к грамотности"для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)начального общего образования

Рабочая программа составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности по русскому языку О.В. Олейник, Л.П.Кабанюк с учетом федерального компонента государственного стандарта начального об...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Финансовая грамотность"для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)начального общего образования

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образо...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3-4 классов разработана на основе методического пособия для общеобразовательных организаций А...