Открытый урок по литературному чтению В.Астафьев "Капалуха"
план-конспект

Трифонова Надежда Викторовна

Прошел хорошо)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_otkrytogo_uroka_literaturnogo_chteniya.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий открытого урока литературного чтения в 3 “Г” класса по теме: “В.П. Астафьев “Капалуха””.

Предмет: литературное чтение.

Класс: 3 “Г”

Тема: В.П. Астафьев “Капалуха”.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока:

  •  ознакомление обучающихся с содержанием произведения В. П. Астафьева “Капалуха”.

 Задача учителя:

  • сформировать у учеников читательские умения и навыки, главные из которых: умение представить себе картину, нарисованную автором произведения; сопереживать героям и автору; понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи;
  • создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразных видов работы.

Планируемые результаты

Предметные:

- ознакомление с рассказом В. Астафьева “Капалуха”; осознанное восприятие литературного произведения; умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.

Метапредметные:

Познавательные:

- осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе;

 - обобщать полученные знания;

 - использовать знаково-символическое моделирование;

 - осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные:

обучающейся развивает навыки:

 - принимать и сохранять заданную учебную цель;

 - учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале;

 - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

 - адекватно понимать оценку взрослого;

 - взаимодействовать с взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог;

- умение участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- умение интегрироваться в группы;

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

Личностные:

- умение проявлять положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения; осуществлять эмоциональное восприятие поступков героев; уметь оценивать поведение героев произведения; проявлять способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.

Методы и формы обучения:

Словесный, наглядный, практический.

Фронтальная, групповая, парная.

Материалы и оборудование

  1. ПК.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Колонка.
  4. Раздаточный материал.
  5. Листы-самооценки.
  6. Учебники.
  7. Презентация к уроку.
  8. Портрет В.П. Астафьева.
  9. Природный материал.

     10. Физическая карта России.

Ожидаемый результат:

- высокая активность обучающихся на уроке;

- усвоение материала;

- продукт деятельности на уроке – композиция, памятка - правила..

Ход урока

1. Мотивационно-побудительный

Цель: создание внутренней потребности включения в деятельность.

Приём «Положительные эмоции» 

 Цель: формирование благоприятного микроклимата на уроке, снижение уровня психологических и физиологических проблем со здоровьем у учащихся за счёт реализации  доровьесберегающей технологии.

 - Дорогие ребята! Сегодня у нас много гостей и, конечно, мы рады видеть всех на нашем уроке. Надеюсь, что вы, ребята, продемонстрируете работу слаженную и результативную, как истинные партнёры. Повернитесь к своему соседу по парте, прикоснитесь ладошками друг к другу и давайте пожелаем себе и своим товарищам успешной работы на уроке, умных мыслей и взаимопонимания.

Мне приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества.

 2. Актуализация изученного материала.

  1. Речевая разминка

 Приём «Фонетическая зарядка»

Цель: отработка навыка орфографического чтения и выразительного орфоэпического.

- Сели ровно, руки вместе,

 Ноги рядышком у всех.

 На сегодняшнем уроке

 Ожидает нас успех.

 Наш урок начнем, ребятки,

 С фонетической зарядки.

- Ребята, прочитайте предложение на зелёном фоне:

«Мы в ответе за тех, кого приручили».

- Прочитайте предложение шёпотом.

- Прочитайте предложение орфоэпически.

- Прочитайте предложение с вопросом.

- Прочитайте предложение с восклицанием.

- Прочитайте орфографически.

- Молодцы! Наш речевой аппарат готов.

- На столах у вас листы самооценивания, не забывайте их заполнять после каждого пройденного этапа.

2) Проверка домашнего задания

Приёмы: “Читаем и спрашиваем. Мой вопрос”, “Мой герой”.

Цель: формирование умения самостоятельной работы с печатной информацией, умения формулировать вопросы, вести монолог от лица героя, работать в парах.

- Домашним заданием для вас было: дочитать рассказ, выбрать самый интересные для вас моменты и представить одного из героев рассказа, подготовить вопросы этому герою. И этот герой- обезьянка Яшка. Представляет его Андрей. Кто создал этого героя? ( Б. Житков)

а) Представление героя.

б) Вопросы к герою произведения.

в) Зачитывание понравившихся эпизодов из рассказа.

- Можно ли связать содержание рассказа Б. Житкова “Про обезьянку” с данной цитатой из повести-сказки “Маленький принц” Антуана де Сент Экзюпери?

(Да, можно. Если мы берём кого-то домой, то должны заботиться о животном).

- Правильно, дикие животные должны жить на воле, в природе. А если мы берем животное в свою семью, мы несем за него, за его поступки, его поведение ответственность.

- Вы все, ребята, справились с домашним заданием и мы двигаемся дальше.

 3. Целеполагание - усвоение новых знаний и способов действий.

- А сейчас я предлагаю вам продолжить путешествие по Енисею.(показ книги) Вы уже учились летать вместе со стрижонком Скрипом, ходили за земляникой и слушали песню птички Зорьки, нашли озеро, где водится много рыбы. Сегодня нас ждут уже знакомые труднопроходимые леса, в которых растут ели, сосны, пихты, лиственницы (слайд с перечисленными деревьями) – это… (договаривают дети) ТАЙГА

- Ребята, вы уже поняли с каким писателем мы продолжим наше общение? ( с Астафьевым)  Действия каждого из его расска­зов, вами прочитанных, происходят у одного из притоков Енисея. (показ по карте)

- И сегодня, на нашем уроке, у нас появится новая картинка, что это значит? (мы познакомимся с новым рассказом В. Астафьева.)

Приём «Ароматерапия»

- Чтобы лучше представить то место, куда мы отправимся – ощутите запах таёжного леса. Вдохните аромат, который исходит о зелёных полосок на ваших столах. Вы вдохнули запах: сосны, пихты, ели.

  1. Проблемный вопрос

Приём "Рассечение вопроса"

Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.

Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.

- А теперь откройте страницу 98 в учебнике. Прочитайте название произведения.

- Ребята, знаете ли вы, что означает это слово? (нет)

Капалуха – это не просто слово – это название произведения В.П. Астафьева. Название – это дверь в содержание. Попробуем её приоткрыть. Как вы думаете, о ком или о чем будет это произведение? Рассмотрите иллюстрацию на этой же странице.

- Верны ли наши предположения, мы узнаем в ходе чтения произведения.

- Давайте вместе составим план нашей совместной работы на уроке при изучении нового произведения. (проговаривают учащиеся)

Познакомиться с произведением.

Выяснить лексическое значение незнакомых слов.

Работать с текстом.

Узнать, что обозначает слово «капалуха» в названии произведения.

Сделать выводы.

Оценить свою работу на уроке.

- Этот план и будет вашими задачами на уроке.

  1. Первичное целостное  восприятие  произведения. Словарная работа.  Приём "Чтение с остановками”

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения

- Начнем знакомство с произведением. Читать начинаю я, а вы внимательно слушаете и следите, чтобы потом отвечать на вопросы и работать над новым произведением.

 Чтение 1 части (до слов “Я поспешил к бугорку…”). Проводится словарная работа.

- Почему ребята шли устало?

- Какую ягоду нам подробно описывает автор?

- Поднимите руку, Кто из Вас пробовал эту ягоду? (показ ягоды учителем)

- Кто создал шум у черничного бугорка?

- Предположите, что могло вызвать такой переполох?

- Давайте проверим наши предположения.

 Чтение 2 части (до слов “Капалуха металась…”) Проводится словарная работа.

-Что нашли ребята?

- Что почувствовал автор, когда увидел гнездо?

-Что решили сделать мальчики с находкой? Для чего?

- Как могли поступить ребята?

-Как вы думаете, как повела себя капалуха?

 Чтение 3 части (до слов “И все весело побежали…”) Проводится словарная работа.

- Почему капалуха не могла взлететь?

- Почему живот у капалухи был голый?

- Что нового для себя вы узнали?

- Какой матерью была капалуха?

- Как вы думаете, как поведут себя дети?  

Чтение 4 части (до конца) Проводится словарная работа.

- Почему дети весело побежали?

- Почему оказавшись опять в гнезде, капалуха всё равно не могла расслабиться?

- Почему её сердце билось сильными толчками?

  1. Проверка первичного восприятия текста.

 - Понравилось ли вам это произведение? Если да, поднимите руку. 2 мин.

- Какие чувства у вас возникли, когда вы слушали текст произведения? (тревога, страх за капалуху)

Кто является героем этого произведения? (капалуха - появляется изображение глухарки)

Какую птицу охотники называют капалухой?

Кто такая глухарка? (это самка глухаря)

Давайте подумаем, почему охотники называют самку глухаря «Капалухой»?

Слово «капалуха» пришло из народа, произошло от слов «копытить» или «копать».

Возможно, самок глухаря прозвали так потому, что они копаются в земле, так они ищут камешки, которые проглатывают. Как вы думаете, зачем?

(Птицы глотают камешки для того, чтобы перетереть пищу, как на мясорубке на мелкие кусочки, чтобы лучше переварить ее.)

- К какому жанру вы относите прослушанное произведение? (рассказ, потому- что мало героев и описан один случай)

  1. Вторичное восприятие  произведения и его анализ.

а) Составлению плана на основе выявления последовательности событий.

Приём “Реставрация текста” или “Мозаика”. (Сложение целого текста из частей.)  

Цель: умение совместно работать для получения общего результата; создание базы для расширения читательского кругозора и повышения интереса к чтению.

Работа в парах.

- Сейчас поработаем в парах. На столах у вас лежат карточки с текстом, расположите их по порядку содержания рассказа. Проверьте себя, на сколько внимательно вы слушали и следили. Готовность показываем, правильно подняв руку.

(Пары получают карточки и выполняют задание.)

-Давайте проверим. (Одна из пар зачитывает свой ответ, остальные проверяют и корректируют ответ.)

- Молодцы. Задание выполнено верно.

б) выбор заголовка для каждой из частей текста

Приём “Заголовки”

Цель: умение выразить главное в одном предложении; анализировать, систематизировать полученные знания;

умение совместно работать для получения общего результата.

 Составлению плана на основе выявления последовательности событий.

- Озаглавьте каждую часть текста. (записывают на карточках)

1 часть: У черничного бугорка. (На просеке.) Почему так озаглавили?

2 часть: Гнездо! ( Находка.)  …..

3 часть: Тревога капалухи. (Тревога.) ( Материнская любовь.) …..

4 часть: Снова в гнезде. (Спокойствие.)  ….

- Как можно назвать эти предложения? Что у нас получилось? (план)

 4. Обобщение и контроль усвоения

 Цель: проникнуть в самую суть произведения, понять внутренний мир героев.

а) Работа с текстом по плану.

- Теперь поработаем в группах. (учитель раздаёт номерки с заданиями)

Цель: проявление творческого подхода к презентации произведения; проявление эмоционально положительного отношения к книгам, произведению.

№ 1 Приём “Ромашка Блума”.

Составьте вопросы по содержанию к первой части плана.

№ 2 Приём “Композиция”.

Создайте сюжетную композицию на тему: «Как ребята обнаружили гнездо».

Используйте для работы предложенные материалы и текст.

При презентации работы зачитайте подходящий отрывок.

№ 3  Приём «чтение под музыку»

Подберите музыкальный отрывок, наиболее полно передающий тревогу матери.

Зачитайте подходящий отрывок из текста.

№ 4 Приём “Правила поведения в лесу.”

Какое правило забыли дети? Создайте правила поведения в лесу на тему «А если ты нашёл гнездо…». Правила должны соответствовать содержанию рассказа. Найдите и зачитайте строки текста, доказывающие справедливость составленных правил.

 Презентация работ.

 б) Обобщающая беседа.

- Как называется рассказ, который мы с вами сегодня прочитали?

- Как вы думаете какую свою мысль хотел донести до вас автор? (Надо любить, беречь, охранять, заботиться о братьях наших меньших).

 - В тексте прослеживается ещё одна тема. Кто может назвать её? (тема материнской любви)

 в) восстановление авторского текста

- У вас карточки жёлтого цвета с авторским текстом, которого нет в учебнике, подумайте, где именно опущены эти слова. (Работа в парах).

- Какой мамой была капалуха?

- Назовите место, где происходит действие.

- Назовите героев рассказа. Какие они?

- Написав этот рассказ, Астафьев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую?

5. Рефлексия учебной деятельности.

- Давайте немного порассуждаем.         Музыка “В мире животных”

Обратимся к словам Агнии Барто:

«Я сорвал цветок – и он завял.

Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.

Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».

- Ребята, что значит, по-вашему «прикоснуться к красоте сердцем»? (Радоваться всему живому, любоваться заходом и закатом солнца, улыбаться бабочкам, цветам, разговаривать с животными; знать, что это нужно беречь, любить.)

- Чему научил вас этот рассказ?

 6. Оценивание

- Подведите итоги своей деятельности на уроке, опираясь на ваши заполненные оценочные листы.

Вам понравилась своя работа на уроке, работать было легко. (выложить сосновые шишки на зелёную тарелку)

Работать понравилось, но в некоторых местах испытывали затруднения. (выложить кедровые орешки в зелёную тарелку)

Было трудно работать на уроке, надо ещё раз поработать над текстом, чтобы понять его содержание. (выложить хвою на зелёную тарелку)

 

7. Домашнее задание.

- Прочитать выразительно рассказ В.П. Астафьева,

Приём “Задание на выбор”

Подготовить пересказ от лица одного из героев произведения.

  • На этом наш урок окончен.Спасибо за вашу активность на уроке, выразительное чтение и взаимодействие.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»

Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Открытый урок по литературному чтению "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны".

Открытый урок по литературному чтению для обучающихся 1 класса УМК "Гармония" в рамках Недели начальных классов по теме : "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны"....

Учебные материалы (конспект урока, презентация к уроку, приложение) к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин "Лебёдушка"".

В предоставленном материале содержатся: конспект урока, презентация, приложение к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин. Лебёдушка"....

Открытый урок по литературному чтению. Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»

Конспект открытого урока по литературному чтению. На уроке дети составляют проекты по разделу "Я и мои друзья".  В ходе урока у учащихся формируются информационные, коммуникативные, кре...