Игра "Находчивый путешественник"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Сергеева Татьяна Александровна

Популяризация знаний, умений и навыков в области туризма и краеведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_nahodchivyy_puteshestvennik.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

                    Подготовила:

педагог дополнительного образования

Сергеева Т.А.

    Игра

     "Находчивый путешественник"

    Цель: популяризация знаний, умений и навыков в области туризма и краеведения.

     Задачи:

  • совершенствование умений и навыков по туризму и краеведению;
  • формирование туристской культуры;
  • воспитание любви и бережного отношения к окружающему миру.

   "Находчивый путешественник" - игра, включающая 10 конкурсов, участниками которой могут быть учащиеся как младшей возрастной группы, так и старшей. Задания включают ситуации, с которыми можно встретиться в путешествии. В игре могут принимать участие 1-3 команды, состоящие из 5-6 участников.

 Конкурс 1. Выбор обязанностей членов команды

    Ведущий предлагает участникам выбрать таблички с надписями обязанностей в походе:

             1) капитан;

             2) кок;

             3) костровой;

             4) завхоз;

             5) летописец;

             6) медик.

    Выбрав таблички, участникам предлагается выбрать предметы, которые соответствуют обязанностям каждого. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

    Правильные ответы:

             1) капитан - компас;

             2) кок - поварешка;

             3) костровой - сухой спирт;

             4) завхоз - полотняный мешок;

             5) летописец - записная книжка;

             6) медик - жгут.

Конкурс 2. Снаряжение

    Ведущий зачитывает список предметов, из которого участникам нужно вычеркнуть не нужные в походе.

    1. Лупа

    2. Компас

    3. Рюкзак

    4. Металлическая цепь

    5. Палатка

    6. Зонт

    7. Солнцезащитные очки

    8. Карта

    9. Электробритва

   10. Тент солнцезащитный

   11. Спальник

   12. Подушка

   13. Дождевая накидка

   14. Коврик туристический

   15. Фонарь

   16. Куртка

   17. Панама

   18. Одеколон

   19. Полотенце

   20. Губка

   За каждый правильно вычеркнутый предмет - 1 балл.

 Конкурс 3. "Упрямый рюкзак"

   Участники соревнующихся команд поочередно становятся спиной и берут друг друга под руки. Наклоняясь вперед, каждый старается оторвать соперника от земли. Побеждает тот участник, кому удалось это сделать.

   Участник-победитель зарабатывает для команды 1 балл.

 Конкурс 4. Выбор стоянки

 Ведущий зачитывает ситуацию и предлагает участникам выбрать место для стоянки, обосновав свой выбор.

   "Перед взором туристов, придирчиво осматривающих местность с целью выбора места для стоянки, открылись ландшафты: обширные высокотравные луга вплотную подходят к реке, недалеко - мостик, на противоположном берегу - лесная опушка и огромный муравейник, чуть ниже по течению - небольшое село, за которым хорошо просматривался песчаный пляж, а выше по течению - смешанное редколесье".

    Правильный ответ - 2 балла (выше по течению в смешанном редколесье).

 Конкурс 5. Костер

   Самые таинственные минуты в походе - это вечерние посиделки у костра.

   Ведущий задает вопросы:

   - У какого костра можно просидеть до утра, не подкладывая туда дров?

   - Какой из перечисленных видов костра можно использовать для наиболее продолжительного обогрева в любое время года?

        1) шалаш

        2) нодия

        3) колодец

        4) таежный

    Правильный ответ: костер нодия. Оценка - 2 балла.

 Конкурс 6. Питание в походе

    Ведущий зачитывает вопросы, отвечает та команда, которая первой поднимет сигнальную карточку.

    1. Грибами-то как пахнет! А не сварить ли нам суп? Вот хотя бы из тех грибов, что на пеньке. Грибы-паразиты, но зато самые вкусные. Как они называются?

                                                                                                           (опята)

    2. Ну что за суп без пряностей. Перчика хочется, да где его взять? Растут здесь только одуванчики, пастушья сумка, подорожник. А может, что-нибудь пригодилось  бы?

                                                                (семена пастушьей сумки)

    3. Чтоб наш суп был вкуснее, добавим еще такого великана, что вырос после

        дождя. Его называли картошкой, только чьей?

                                                                   (заячья картошка, гриб-дождевик)

    4. Как насчет чашечки кофе? Не отказались бы? А кофе-то с собой не захватили. А здесь растут всего лишь одуванчики, ромашки, дубы, а кофейного дерева нет. Каким  растением его можно заменить?

                                                            (корнями одуванчика, желудями дуба)

    5. Пить кофе как-то не очень, горьковато. А вместо магазина - деревья, ненужные или  нужные. Почему?

                                                   (сок березы или клена может заменить сахар)

    6. Сюда еще по ложечке повидла - и нам бы позавидовал бы самый большой сладкоежка.  Но из чего в лесу можно приготовить повидло?

  (из лопуха, его измельченные корни   варят 2 часа в воде и получают повидло)

        За правильный ответ - 2 балла.

 Конкурс 7.Экология бивака

     Ведущий зачитывает ситуацию: "Каждый из нас прекрасно знает, что турист - это, в первую очередь, друг природы. Идя в поход, он должен помнить основную заповедь туриста: «Не навреди". И чтобы не стать злейшим врагом леса и лугов, птиц и зверей, турист должен помнить, как экологически правильно организовать бивак.

     Ведущий предлагает участникам экологически правильно организовать уничтожение отходов на стоянке: консервных банок, бумаги, остатков пищи.

     Правильный ответ - 2 балла.

     1) консервные банки необходимо обжечь на огне, смять, а потом закопать;

     2) бумагу - сжечь на огне;

     3) остатки пищи в виде каши и т.д., жидких продуктов закопать в мусорной яме, хлеб разложить на пеньке для птиц.

 Конкурс 8. Ориентирование в походе

      Ведущий описывает ситуацию: "Туристу приходится ориентироваться все время, применяя самые различные приемы и средства ориентирования: карту, компас, часы, небесные светила, очертания рельефа, различные местные предметы, радиоприемники.

Но зачастую создаются ситуации, когда традиционные приемы ориентирования по компасу становятся невозможными по причине его поломки. И тогда для нахождения правильного пути приходится использовать другие средства".

      Предлагается участникам сориентироваться, имея механические часы. Ответ обосновать.

      За каждый правильный способ ориентирования - 2 балла.

      Ведущий зачитывает правильный ответ в стихотворной форме:

                                                  Направьте стрелку часовую

                                                  На солнце в точку золотую.

                                                  Меж стрелкою и цифрой час

                                                  Есть угол - важен он для нас.

                                                  Делите угол пополам,

                                                  И сразу юг найдете там.

 Конкурс 9. Конкурс болельщиков

      Ведущий зачитывает вопросы для болельщиков, сигнал к ответу - поднятая рука.

      1. Какие виды туризма вы знаете? (велотуризм, пешеходный, водный, сплео, горный)

      2. Какой спирт нужно брать в поход? (сухой)

      3. Можно ли, путешествуя по Беларуси летом, попасть в "зиму"? (палатка "Зима")

      4. Какие герои известного детского романа Марка Твена совершили поход I категории сложности на плоту? (Том Сойер и Гекльберри Финн)

      5. Ружье какой марки можно брать в заповедные места? (фоторужье)

      6. Какой тип костра более всего подходит для быстрого приготовления пищи? (колодец)

 Конкурс 10. Блицтурнир

      Вопрос для капитана: почему выражение " Шесть футов чистой воды под килем" звучит явной гиперболой для путешественников, отправляющихся в путь на байдарках? (для байдарки достаточно 30-50 см глубины)

      Вопрос для летописца: какое время года является наиболее благоприятным для ведения учета диких животных в лесу и почему? (зима, по следу легче определять следы)

      Вопрос для кока: как во время праздника в походе приготовить гуся на вертеле? (сначала его нужно разрезать на кусочки, а затем каждый в отдельности поджарить, после готовности каждый кусочек нанизать на вертел)

      Вопрос для медика: какое растение можно использовать в походе как заменитель ваты? (сухой белый мох)

      Вопрос для кострового: как приготовить обед для туристов, если группа движется по безлесной местности? (на примусе)

      Вопрос для завхоза: как нужно упаковать сыпучие продукты, чтобы не подмочить репутацию завхоза? (в полотняные мешочки, затем - полиэтиленовые)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Находчивый ёжик. Воспитательное занятие

Внеклассное занятия (конспект + презентауия) по профилактике детской агрессивности с использованием метода сказкотерапии.Занятие проводилось совместно с педагогом-психологом в рамках методи...

Разработка ко Дню знаний (2 класс) "Урок веселых и находчивых"

Мероприятие для учащихся 2-го класса «Урок весёлых и находчивых» разработано и проведено учительницей начальных классов Лихачевой Екатериной Павловной.Занятие проводится в начале учебного года в...

Конкурс азартных, находчивых и веселых эрудитов по теме "Дары моря"

Чтобы повысить эффективность работы по программе, повысить интерес всех членов семьи учащихся, была использована форма игры-соревнования эрудитов по теме «Дары моря». ...

Конспект открытого внеклассного мероприятия Клуб Веселых и Находчивых (КВН) между вторым и третьим классом на тему: «Ты велик, родной язык»

Данное внеклассное мероприяти преследовало следующие цели:- прививать детям любовь к русскому языку;- расширять знания по русскому языку;- обогащать словарный запас;- развивать логическое мышление, па...

Клуб веселых и находчивых

Эта разработка в помощь классному руководителю для проведения праздника Международного женского дня. Соревнуются дети и их мамы....

Сочинение по серии картинок (И. Радлов «Находчивые лягушата»)

Конспект занятия по развитию речи младших школьников...

Клуб весёлых и находчивых

расширить словарный запас учащихся, знания о природе, привить интерес к предмету, воспитывать любовь к русскому языку, развивать внимание, речь, мышление, память, логику....