Фрагмент урока литературного чтения по произведению В.Осеевой «До первого дождя»
учебно-методический материал по чтению (1 класс)

Погодина Наталья Сергеевна

Фрагмент урока литературного чтения по произведению  В.Осеевой  «До первого дождя» с применением приемов развития критического мышления младших школьников на уроках  литературного чтения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fragment_uroka_n.s._pogodina_.docx15.45 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагмент урока литературного чтения по произведению  В.Осеевой  «До первого дождя» с применением приемов развития критического мышления младших школьников на уроках  литературного чтения

I.Работа с текстом В. Осеевой  «До первого дождя».

1.Первичное восприятие текста.

«Прием  – «чтение с остановками» (На данном этапе  ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой (что хочу знать).

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня - за Машей.

Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня - в одном платье. Девочки побежали.

-        Сними свой плащ, мы накроемся вместе! - крикнула на бегу Таня.

-Что ответила Маша, как вы думаете? (предположения)

-        Я не могу, я промокну! - нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В школе учительница сказала:

-        Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

-        У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

-Что сказала учительница, услышав ответ? (предположения)

-        Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. - Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за Таню, а Таня за себя.

-        Давайте придумаем конец к этому рассказу (придумывание концовок).

2. Осмысление рассказа.

Прием – «Работа с вопросником» (применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего). 

- Как бы вы поступили со своим другом в этой ситуации?

 -Настоящий друг – кто он?

 -Какими качествами должен обладать настоящий друг?

  -Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?

   -Что такое дружба?

II.Рефлексия

1. Запись синквейна.

На данном этапе работы над произведением мы используем приём -  СИНКВЕЙН               Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

 В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

 Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

 Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

 Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

Последняя строка – это синоним из одного слова, который выражает суть темы.

(Сразу дети написать синквейн не смогут, этому необходимо учить постепенно. Сначала мы учимся вместе с детьми составлять синквейн по алгоритму. Это могут быть заготовки фраз, слов, из которых дети выбирают самые важные и точные). Написание синквейна

 Существительное              Маша                                                            Таня

прилагательных        опрятная, эгоистичная                                добрая, отзывчивая

глагола            дружила, не укрыла, покраснела                          побежала, промокла,          

Отношение к герою (фраза из 4 слов) Дружба до первого дождя

 5 строка   слово-синоним, выражающее основную мысль текста.

Взаимовыручка

III.Домашнее задание

Творческая работа

Придумать историю о том, как друзья поддержали друг друга в трудной ситуации. В рассказе обязательны три части: начало, середина, окончание. Обязательно подобрать название к своему рассказу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фрагмент урока литературного чтения ( 1 класс.)

публикую небольшой фрагмент урока литературного чтения, чтобы  на примере показать, как можно рабоитать в парах и группах на уроках чтения....

Фрагмент урока литературного чтения по стихотворению Н.Некрасова"Дедушка Мазай и зайцы"

Самым подходящим для анализа стихотворения Н.Некрасова"Дедушка Мазай и зайцы" будет медленное (филологическое) чтение с остановками на ключевых словах. Дальнейший анализ произведения через составление...

конспект фрагмента урока литературного чтения в 4 классе "Корзина с еловыми шишками"

конспект фрагиента урока разработан и проведен по УМК "Школа России...

Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения УМК «Планета Знаний»

Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтенияУМК «Планета Знаний» Класс: 1БТема: Ребятам о зверятах. Е. Чарушин «...

Конспект урока литературного чтения "А.А. Фет стихотворение «Весенний дождь» (УМК " Школа России" 4 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством А. А. Фета  Планируемые результатыПредметные: знать творчество А. А. Фета и содержание его произведения «Весенний ...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...

Фрагмент урока литературного чтения в 1 классе. Использование методики формирования навыка смыслового чтения при знакомстве с лирическими стихотворениями.

Представление личного опыты работы в 1 классе на уроке литературного чтения  с лирическими стихотворениями. Тема урока "А.Н.Майков"Весна", Т.Белозеров "Подснежники", С.Я....