ПЛАН РАБОТЫ НАД ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ «Формирование успешной социальной адаптации обучающихся с расстройством аутистического спектра в процессе внеурочной деятельности»
материал

Шишмарева Нина Александровна

Процесс социализации - это процесс   взаимодействия личности и    общества. Данное  взаимодействие  включает в  себя, с  одной  стороны,  способ  передачи индивиду социального опыта, способ  включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных   изменений. Исследования показывают, что инклюзивное образование положительно влияет на детей не только с точки зрения усвоения образовательной программы, но и с точки зрения позитивного социального поведения. Школа является той естественной средой, которая  готовит  ребёнка  к  дальнейшей  самостоятельной  жизни,  к  социальному взаимодействию.                                                                                                               

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shishmaryova_n.a._plan_po_samoorazovaniyu_3.docx61.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)

общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) начальная школа — детский сад №10»

ПЛАН РАБОТЫ

НАД ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ                                                                 «Формирование успешной социальной адаптации обучающихся с расстройством аутистического спектра в процессе внеурочной деятельности»

преподавателя: Шишмарёвой Нины Александровны
ФИО преподавателя

2022-2023

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность – это совокупность всех видов деятельности обучающихся, в которой в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

        Процесс социализации - это процесс   взаимодействия личности и    общества. Данное  взаимодействие  включает в  себя, с  одной  стороны,  способ  передачи индивиду социального опыта, способ  включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных   изменений. Исследования показывают, что инклюзивное образование положительно влияет на детей не только с точки зрения усвоения образовательной программы, но и с точки зрения позитивного социального поведения. Школа является той естественной средой, которая  готовит  ребёнка  к  дальнейшей  самостоятельной  жизни,  к  социальному взаимодействию.                                                                          Социализация детей с расстройством аутистического спектра — это многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни. Социализация включаете себя основные нормы человеческих отношений, социальных норм поведения, видов деятельности, форм общения. Процесс социализации в значительной степени зависит от общества, которое образует социальную среду. Основными источниками социализации являются семья, образовательные учреждения, формальные и неформальные общественные объединения, различные социальные институты.                                                                         Учитывая разнообразие аутистических расстройств у детей и их проявлений, необходим комплексный подход к процессу социализации и, социальной адаптации детей с аутизмом. Исключительную важность приобретает обоснование новых подходов и создание оптимальных условий для успешного развития ребенка, его воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество.

Социализация детей с РАС в общеобразовательной школе  

в условиях ресурсного класса 

Процесс социализации -  это процесс   взаимодействия личности    и    общества. 

Данное  взаимодействие  включает        в        себя,  с  одной  стороны,  способ        передачи

индивиду социального опыта, способ    включения его   в    систему   общественных

отношений, с другой стороны, процесс личностных   изменений.   

Исследования показывают, что инклюзивное образование положительно влияет

на детей не только с точки зрения усвоения образовательной программы, но и с точки

зрения позитивного социального поведения. Школа является той естественной средой,

которая  готовит  ребёнка  к  дальнейшей  самостоятельной  жизни,  к  социальному

взаимодействию.  

Дети  с  расстройствами  аутистического  спектра  составляют  наиболее  трудно

адаптируемую группу детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья). Но для того,

чтобы ребенок с аутизмом социализировался, не требуется дорогостоящих препаратов

и  медицинских  приборов.  Для  таких  детей,  прежде  всего,  необходимы  люди.

Обыкновенные добрые люди, которые осознают истинную природу «ненормального»

поведения детей с аутизмом и готовы с ними общаться. Ну и конечно, нужно, чтобы

члены  общества  были  готовы  принимать  «других»  и  считали  их  абсолютно

полноценными

Цель:  Создание специальных образовательных условий для успешной социальной адаптации в процессе внеурочной деятельности.

Задачи:

  • провести мониторинг и диагностику затруднений в поведении и обучении ребенка;
  • организовать специальные условия для коррекционных мероприятий;
  • оказать психолого- педагогическую помощь родителям и включить их в решение развивающих и коррекционных задач.

Предполагаемый результат:

  • развитие коммуникативных умений, навыков обучающихся,  социального взаимодействия и внутреннего потенциала, успешная адаптация и социализация в обществе.

Этапы проработки материала

Этап

Содержание работы

Сроки

Форма представления результатов

1. Диагностический

1. Анализ педагогической деятельности и затруднений.
2. Знакомство с методическими рекомендациями по организации самообразования.

3.Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

сентябрь – декабрь 2022

План работы над темой самообразования

2. Обучающий

1. Изучение нормативно- правовой документации, психолого-педагогической,научной и методической литературы.

2. Подбор теоретического материала.

сентябрь – декабрь 2022

Мониторинг и диагностику затруднений в поведении и обучении ребенка

3. Практический

1.Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

январь-декабрь 2023

1.Создание  картотеки социальных историй для использования  в ходе занятий по внеурочной деятельности

2. Участие в конкурсах.

4. Внедренческий

1. Создание собственных наработок по выбранной темы.

январь-декабрь 2023

Публикации заработанных материалов

Открытые мероприятия

5.Обобщающий

Обобщение опыта работы.

январь- май 2023

Выступление на педагогическом совете

Форма представления результатов в обобщении опыта в виде творческой работы.

Деятельность по теме самообразования

 п/п

Период работы

Деятельность по реализации темы

Прогнозируемые результаты

1

сентябрь

Составление Плана работы над индивидуальной методической темой самообразования

План работы по самообразованию

2

октябрь

Изучение нормативно-правовой документации (Закон об образовании РФ, ФГОС НОО ОВЗ, СанПиН)

Составление картотеки

3

ноябрь

Изучение психолого-педагогической литературы по теме

4

октябрь-ноябрь

Подбор и организация диагностических мероприятий .

Составление SWOT-анализа

5

декабрь

Анализ персональных сайтов с целью составления банка материалов социальных историй.

6

январь-декабрь 2023г

Применение  социальных историй в ходе занятий по внеурочной деятельности.

Составление банка

7

январь-март 2023г

Организация диагностических мероприятий для выявления уровня развития социальных навыков.

8

Апрель-май 2023г

 Обобщение  опыта работы, оформление результатов  в виде  творческой работы (портфолио).

Представление материалов.

Информационные источники по теме самообразования:

  1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федер. Закон № 273-ФЗ [принят Государственной думой 21.12.2012: одобрен Советом Федерации 26.12.2012]// Консультант Плюс: правовая база: [сайт].-2020.- URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 22.1.2020)
  2. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29мая 2015г.№996-р. – URL:https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 10.11.2020)
  3. Национальный проект «Образование»: [утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 №16]. - URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html  (дата обращения: 10.11.2020)                                                                                        

4. Образование и социализация детей с расстройствами аутистического спектра в условиях школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие / А.С. Захаренко, Ю.А. Рокицкая, Т.А. Шепель  и др. – Ч: ЧГПУ, 2016.- 130 с. ISBN 978-5-91283-689-3                                  5. Публикация «Организация внеурочной деятельности обучающихся с расстройством аутистического спектра в условиях ФГОС» https://znanio.ru/media/organizatsiya-vneurochnoj-deyatelnosti-obuchayuschihsya-s-rasstrojstvom-autisticheskogo-spektra-v-usloviyah-fgos-2650055                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа учителя-дефектолога по курсу «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра начального общего образования

Адаптированная  программа учителя-дефектолога разработана для обучающихся с расстройствами аутистического спектра и направлена на формирование у обучающегося младшего школьного возраста первонача...

«Прикладной анализ поведения (АВА) для коррекции проблемного поведения, обучения и социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития».

laquo;Прикладной анализ поведения (АВА)для коррекции проблемного поведения, обучения и социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития»....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Окружающий социальный мир » во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Окружающий социальный мир » во 2-ом  класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...

Адаптированная индивидуальная рабочая программа образования обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.4.) «Развитие простых стереотипов продуктивной учебной деятельности и формирования навыка работы по алгоритму» на обучающегося 2 «Б»

Программа индивидуальных коррекционных занятий по развитию простых стереотипов продуктивной деятельности и умению работать по алгоритму разработана для обучающихся с расстройствами аутистического спек...