«Одна у человека родная мать – одна у него и Родина»
план-конспект занятия (3 класс)

Кравченко Галина Борисовна

Цель: создать эмоционально – положительную основу для развития патриотических чувств у обучающихся: любовь к Родине. 

Задачи: 

- Уточнить знания о стране, России; о своей малой родине; о государственных символах России: герб, флаг, гимн.

-Познакомить обучающихся с понятиями: «отечество», «Родина», и народными символами: ромашка, береза.

-Познакомить с новыми пословицами, учить объяснять их смысл.

-Развивать внимание, мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; связную речь.

-Воспитывать любознательность; чувство любви к Родине и сопричастности к судьбе своей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_gpd_kravchenko_g.b.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель группы продленного дня

ГБОУ гимназии № 586 Василеостровского района

Кравченко Галины Борисовны

Тема: «Одна у человека родная мать – одна у него и Родина»

Класс: 3

Цель: создать эмоционально – положительную основу для развития патриотических чувств у обучающихся: любовь к Родине. 

Задачи: 

- Уточнить знания о стране, России; о своей малой родине; о государственных символах России: герб, флаг, гимн.

-Познакомить обучающихся с понятиями: «отечество», «Родина», и народными символами: ромашка, береза.

-Познакомить с новыми пословицами, учить объяснять их смысл.

-Развивать внимание, мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; связную речь.

-Воспитывать любознательность; чувство любви к Родине и сопричастности к судьбе своей страны.

Формирование базовых учебных действий:

Личностные:

- умение ценить и принимать базовую ценность «родина», уважения к своей родине, ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России;

-сохранение мотивации к познавательной деятельности;

- развитие способности к самооценке.

Регулятивные: 

-умение определять цель деятельности, план выполнения заданий;

-умение определять правильность выполненного задания;

Познавательные: 

- умение извлекать информацию, представленную в иллюстрации, добывать информацию из дополнительных источников.

Коммуникативные:

- умение строить общение в группе.

участвовать в коллективном обсуждении, слушать и понимать других;

- умение задавать вопросы и давать полные ответы.

Оборудование: презентация, карта России, карточки для работы в группах, дерево березы (формат А3), флажок (символ России), музыкальное сопровождение, ладошки -настроения.

Ход занятия:

Дети входят в класс под музыку «Что зовем мы Родиной», при входе им раздаются жетоны красного и синего цветов, для последующего распределения в группы. Столы в классе объединены в две группы, каждый стол имеет цвет (красный, синий) по цветам жетонов у детей.

Мотивация: Добрый день! Очень красивая музыка, не правда ли? Эти прекрасные звуки привлекли к нам гостей. Давайте их поприветствуем и подарим друг другу улыбки, чтобы наступивший день для всех нас стал светлее и добрее.

Ребята! Сегодня у нас очередное занятие внеурочной деятельности «Я и мой мир».

Введение в тему занятия, создание ситуации успеха

У: Наше занятие посвящено важной теме, чтобы узнать какой, для этого я предлагаю собрать буквы в слове. (На интерактивной доске буквы из слова РОДИНА записаны в разбивку).

Вы уже догадались, о чем мы сегодня будем говорить?

Д: О Родине.

Прошу занять свои места в соответствии с жетонами.

Работа над созданием образа Родины

Послушайте стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём?» и скажите, что для каждого из вас значит Родина?

1 чтец: Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

2 чтец: Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Д: Родина – это место, где родился и живешь; это мама, наш дом; природа, наша страна.

У: Ваша семья, поселок – это малая родина, о которой мы говорили на прошлых занятиях. Как называется ваша малая родина?

Д: поселок Красные Баки, р.п. Ветлужский.

У: из таких поселков, как наши, рождается одна большая Страна.

Посмотрите на карту внимательно. Границы, какой территории я вам показала? (России).

Игра “Я начну, а вы продолжите”

Наша страна называется …(Россия)

Люди, которые живут в нашей стране, называются …(россияне)

Столица нашей Родины (Москва)

Нашего Президента зовут … (Владимир Путин, демонстрация портрета Президента России)

Сообщение темы занятия.

Чтобы узнать тему нашего занятия, составьте предложение из двух частей и прочитайте его: «Одна у человека родная мать – одна у него и Родина» (слайд)

Мы поговорим о том, почему так говорят о России, будем учиться относиться к ней с любовью и заботой, как к матери. Узнаем о  государственных и народных символах

Чтобы понять смысл пословицы, я предлагаю прослушать рассказ К.Д. Ушинского «Наше Отечество». (Читают ребята из класса, одетые в русские костюмы. Рассказ сопровождается презентацией).

1 ученик: Наше Отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили отцы и деды наши.

2 ученица: Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное;

3 ученица: а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…

Много есть на свете и кроме России всяких хороших земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

Как называет Россию автор рассказа?

Почему Родину сравнивают с матерью?

Работа с государственной символикой.

Ребята, на земле много государств, как же отличить одно от другого?

Д: у них есть знаки, символы.

У: Какие символы есть у любого государства? (флаг, герб, гимн).

Посмотрите на слайд, здесь флаги трех стран. Вам нужно из полосок цветной бумаги воспроизвести флаг России.

Как располагаются полосы на российском флаге?

Что символизирует каждый цвет на российском флаге?

У: О каком символе идет речь в этом стихотворении? 

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

-Что изображено на гербе России?

-Что символизирует двуглавый орел?

Д: он символизирует могущество

У: У каждой страны есть одна главная песня, которая называется (ГИМН). Это торжественная песня.

Когда звучит гимн?

Гимн звучит в праздники на парадах, в торжественных днях при награждении героев, при победах спортсменов, когда поднимается флаг. Как надо слушать гимн?

Гимн всегда слушают стоя, мужчины без головных уборов.

Игра «Думаем о России» (слайд с изображением природы и людей России)

Ребята, на картинках изображена Россия, они помогут вам ответить на вопрос «Какая Россия для вас?» (Ребята встают в круг, передают флажок друг другу в руки и называют Россию красивым словом).

(Россия могучая, добрая, красивая, родная, любимая, богатая, сильная)

Народные символы России.

У каждой страны есть, кроме государственных, народные символы. Наши прадеды любили свою землю, родину, очень бережно относились к природе. Растения, деревья, травы, цветы, считали они, могут предупреждать или грозить, пугать или поощрять! То есть о чем - то символизировать.

Работа с загадками.

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки. (Береза).

Береза – народные символы нашей Родины. Береза и Россия два неотделимых понятия.

Работа в группах.

Ребята, вы в библиотеке должны были найти материал об этом дереве. Ответьте на вопросы:

-Что означает слово «береза»? (Слово означает блеск, белизна из-за своего ствола.)

- Почему русский народ именно березу считает народным символом? (Ребята, друг за другом, рассказывают о берёзе)

1.Березы- покровительницы и родоначальницы всего живого. Грамоту писали именно на бересте, дом освещался березовой лучиной. Сок березы вкусный и лечебный.

2.Русская баня? В неё ходят с березовыми вениками, которые лучшие для здоровья.

3.Девушки считали берёзу символом женской красоты и удачи. Они разговаривали с ней, пели песни, умывались березовым соком, чтобы была у них вечная красота и здоровье.

4.Из березовой коры, её листьев и почек делают мази и настойки.

5.Березовые дрова лучшие: они долго горят, отдают много тепла и оставляют после себя немного пепла. У березы хорошая древесина. Раньше из неё вырезали первую простую посуду, а из веток делали обереги. Сейчас делают паркет, фанеру.

6. О березе сложено много стихов и песен. Сергей Есенин «Белая береза» и другие.

У:В целом дерево символизировало счастье и благополучие. Вероятно, по этим многочисленным причинам береза всегда ассоциировалась у россиян именно с Родиной. Хотя береза есть во многих странах, только Россия смогла по-настоящему ее оценить и вложить в нее душу, которая так ясно видна в народной культуре и творчестве.

Игра «Что отдашь земле Родной»Итак, наши предки защищали землю, оберегали от врагов, проливая кровь. Поиграем в интересную игру и узнаем, как вы относитесь к Родине?

У каждой группы лежат листочки березы, на них написаны предложения, в которых говориться о том, что может сделать каждый из вас сейчас для своей Родины. Вы должны выбрать только те, в которых выражена забота и любовь к своей Родине. Зачитываете предложение и прикрепляете листок к  березе.

Посажу много цветов и деревьев.        Помогу пожилым людям.          

Буду убирать мусор у дома у реки в лесу.  Мыть машины возле реки.

Буду ухаживать за памятниками воинам. Сделаю скворечник.

Рвать ландыши для букетов.   Ломать скамейки в парке.          

Бросать мусор у дома.    Буду хорошо учиться.

Итог. Ребята, сегодня мы узнали, как называют Россию и почему, с кем её сравнивают; узнали о символах; рассказали, как вы должны заботиться о ней. У вас на столах есть несколько стихотворений. Выберите то, которое наиболее точно рассказывает, что наша Родина самая лучшая и она нам дорога, как мама.

Стихи о России (дети читают друг за другом, как  итог всему сказанному)

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
И если бы нас спросили:
"А чем дорога вам страна?"
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!

Рефлексия.

Возьмите ладошки – настроения в соответствии с настроением, которое у вас сейчас:

красные - все понравилось, я узнал много нового о России….

зеленые - было не все понятно, но я старался и попробую узнать

синие - трудно, не понятно

 У: Россия огромна и прекрасна. Нашей Родиной надо гордиться, любить ее глубоко и нежно, заботиться о ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Одна у человека родная мать одна у него и Родина"

Утренник  посвящен  Дню материнства и красоты , который  отмечается в Армении 7 апреля....

Урок литературного чтения в 1 классе на тему: "Одна у человека родная мать – одна у него и Родина"

Использовать приёмы гендерного подхода на уроке: учёт гендерно-типологических особенностей развития детей в процессе обучения, воспитания и создание условий, направленных на максимальную реализацию ли...

Авторская разработка внеклассного мероприятия "Одна у человека мать, одна у него и Родина."

Увлекательное виртуальное путешествие по России, Литве, Армении, Беларуси, Казахстану, Украине. Знакомство с традициями и культурой этих стран....

Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема урока: Одна у человека мать, одна и родина. К. Ушинский «Наше Отечество»

Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике - воспитательные результаты одного из пяти Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственн...

Конспект занятия по внеурочной деятельности по теме "Одна у человека родная мать, одна у него и родина"

Занятие проводится в 3 классе по программе внеурочной деятельности "Я и мой мир". На занятии предусмотрены различные виды работ. Обучающиеся работают в группах....

Своя игра по теме «Одна у человека мать, одна Родина» в соавторстве с Шаймардановой З.С.

Цель данного мероприятия:  способствовать воспитанию любви к Родине, развитию познавательных навыков....

Презентация к мероприятию Своя игра по теме «Одна у человека мать, одна Родина»

Цель данного мероприятия: способствовать воспитанию любви к Родине, развитию познавательных навыков...