Конспект внеклассного мероприятия по правовому воспитанию "В мире прав и обязанностей ребёнка"
план-конспект

Элла Викторовна Зубенкова

Занятие способствует воспитанию у обучающихся начальных классов уважения к правам человека, его основным обязанностям, помогает раскрыть младшим школьникам единство прав и обязанностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия по правовому воспитанию

«В мире прав и обязанностей ребёнка»

 

Цель: создание условий для формирования у младших школьников правовой культуры, развития интереса к изучению правовых вопросов.

Задачи: воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям, показать младшим школьникам единство прав и обязанностей.

Целевая аудитория: дети младшего школьного возраста

Дидактические материалы: карточки со словами ЗАКОН, ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ, набор карточек с перечислением прав ребёнка, наборы картинок, иллюстрирующих права ребёнка; карточки с заданиями, бейджики, по количеству участников мероприятия, цветные карандаши.

Ход мероприятия:

Ученик

Человеку много нужно.
Чтобы счастливо жилось,
Нужен дождь, и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужны солнце и леса.
Нужно счастье, нужно горе,
И родные голоса.

Ведущий

- Ребята, а что нужно нам с вами чтобы счастливо жилось? Давайте помечтаем и представим, что мы попали в страну, в которой всё возможно, все наши желания сразу исполняются, нам с вами не пришлось бы ничего делать, жили бы с вами не тужили, что хотели, то и делали как Вовка из мультфильма «Вовка в тридевятом царстве». Хорошо ли мы будет жить в такой стране? (Ответы детей).

- Всё вроде бы хорошо, но что делать, если кто-то захочет кого-нибудь из нас оскорбить, обидеть и даже ударить? Ведь это страна, где все делают то, что хочется! Всем всё можно!? Как быть? (Ответы детей).

- Нет, не хочется нам уже жить в такой стране, где мы не будем себя чувствовать защищёнными!

*На доске вывешивается карточка со словом «ЗАКОН».

- А как быть, если мы попадём в страну, в которой ничего нельзя!? Нельзя смеяться и нельзя плакать, нельзя дружить и нельзя играть, нельзя учиться и нельзя любить. В любой момент нас могут ударить, наказать или заставить, что-то делать против нашей воли?! Понравится нам жить в такой стране? (Ответы детей.)

- Да, жить в такой стране нам точно бы не понравилось! В бесправном государстве невозможно быть счастливыми!

*На доске вывешивается карточка со словом «ПРАВА».

- Представим, что мы с вами попали в страну, где каждый делает только то, что ему хочется. Понравилось ли нам в такой стране (Ответы детей?).

- Конечно, не понравилось бы! Вы только представьте, что было бы, если пекарь не захотел печь хлеб, дворник – убирать мусор, повар – готовить обед, портной – шить. Поэтому у каждого человека есть обязанности, которые он должен выполнять.

*На доске вывешивается карточка со словом «ОБЯЗАННОСТИ».

- Мы представили с вами три страны, но ни в одной из них мы не захотели жить. В каком же государстве мы можем чувствовать себя спокойно и уверенно? (Ответы детей).

- Правильно! Только в стране, где у каждого гражданина есть не только права, но и обязанности и конечно закон, который эти права охраняет.

- В середине прошлого века разразилась Второй мировой война, которая длилась шесть долгих лет и принесла с собой смерть и разрушения. А когда, наконец, наступил мир, из всех уголков Земли: с севера, юга, запада и востока, из разных стран, королевств и республик – съехались люди. Там были женщины и мужчины с разным цветом кожи, говорящие на разных языках, но их объединяла одна идея. Они хотели сделать так, чтобы больше никогда не было войн, люди не знали нужды, невиновные не боялись наказания. Поэтому они создали Организацию Объединенных Наций и все вместе составили Всеобщую декларацию прав человека. Это документ, где записаны все права людей. Но в нем говорится о людях вообще - и ни слова о детях! А ведь именно дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства, так-как, по-прежнему, где-то происходят военные конфликты, теракты, аварии, стихийные бедствия, эпидемии, совершаются преступления, в результате которых страдают и дети. Так появилась новая расширенная Декларация прав ребенка, потому что дети – это не только часть населения планеты, а ее будущее. Какими эти дети вырастут, такой мир, такое общество они и построят. Спустя несколько лет был принят еще более значимый документ – Конвенция ООН о правах ребенка.

Ученик

Мы граждане, но все же дети,

Бывает, для защиты повод есть.

Поэтому Конвенцию придумали на свете,

Чтоб знали мы права и отстояли честь.

Конвенция дает всем равное право,

Чтоб детских слез гораздо меньше стало,

О счастье детей не только мечтают,

Проблем не боятся,

их вместе решают.
Ведущий

Конвенция – это не просто призыв, а закон для тех стран, которые ее подписали, главная цель, которой – сделать все для того, чтобы детям на всей Земле, вам в том числе, жилось лучше, чтобы они были защищены и счастливы.

Ведущий

- Права нельзя отобрать – никто не имеет права лишить прав другого человека или нарушить эти права. Это узаконено в Декларации о правах человека. Права есть у всех людей. Права никто не даёт, человек получает права от рождения. Мы – люди, и мы все равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права. Это право на жизнь, на имя, на гражданство, на защиту жизни, чести и достоинства; право на семью, на свое мнение, на сохранение своей индивидуальности, на развитие, на свободу мысли, на образование, на игру, на защиту от всех форм эксплуатации.

*На доске закрепляются карточки с правами детей.

- Сегодня мы с вами совершим небольшое виртуальное путешествие по стране прав и обязанностей Конвенции о правах ребёнка, познакомимся с некоторыми из них и будем учиться применять их в повседневной жизни. Напомню вам, что у каждого человека, даже самого маленького,  есть не только права, но и обязанности, чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей. Главное - помнить о своих обязанностях и выполнять их.

- Что же такое права, и что мы про них знаем?

*На доске карточка с изображением детей с подписанными именами, один ребёнок - без имени.

- Ребята, как вы думаете, какое право детей здесь нарушено? (Право на имя.)

1 ученик

Если человек родился
Имя дать ему должны. 
Будет жить в любви, заботе,
Гражданин своей страны.
Ведущий

- А что это за право такое, когда оно дается ребенку? (Ответы детей.)

- Как вы можете доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужое имя и фамилию? (Ответы детей.)

- Эти сведения записывают в специальный документ - свидетельство о рождении. Здесь же пишут дату рождения, где вы родились и кто ваши родители. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас!

- Мы привыкли к тому, что у человека есть собственное имя. Но были времена, когда человека лишали такого права - это узники фашистских концлагерей, где вместо имени присваивали номер.

- Нередко можно услышать, как вместо имени называют прозвище. Это правильно? (Нет.)

- Какая обязанность есть у вас, связанная с этим правом? (Называть и обращаться друг к другу по имени). 

- «Как тебя зовут?» - с этого вопроса начинается знакомство с каждым ребенком, который приходит в школу, не каждому из вас нравится, когда вас называют по фамилии. Давайте сейчас поиграем в игру «Назови одноклассника». (Ребята по очереди называют своего одноклассника по именем).

- Давайте закрепим ваше право на имя. У вас на столах лежат бейджики, возьмите каждый и напишите в серединке свое имя. (Ребята берут фломастеры и пишут.)

- Теперь видно, что у каждого из вас есть имя.

* На доске слайд с изображением государственного герба, флага  Российской Федерации и паспорта гражданина РФ.

- Что здесь изображено? (Ответы детей.)

- Ребята, как называется страна, в которой мы живете?

- Если мы живете в России, значит мы…?

- Значит, какое право мы с вами имеем, живя в России? (Право на гражданство).

* Звучит фонограмма  песни «Чему учат в школе».

- Кто мне поможет ответить на вопрос о каком праве мы будем говорить с вами сейчас? ( Право на образование.)

- Давайте с вами вспомним литературных героев, которые попадали в разнообразные нелепые и неприятные истории, связанные с нежеланием учиться. Почему им  так не везло? (Не хотели учиться, многое не знали, но считали себя самыми умными, не прислушивались к советам друзей и взрослых.)

- Для чего человеку нужно учиться? (Ответы детей).

- Где можно получить образование? (Школа, лицей, гимназия, институт, университет, колледж, техникум.)

- Сейчас мы поиграем с вами в игру «Продолжи пословицу» и я  проверю, чему вы за это время  научились.

* Ведущий начинает пословицу, ребята должны ее закончить.

- Век живи, век … (учись).

- Где сила не может, там ум ….(поможет).

- Грамоте учиться - всегда …. (пригодится).

- Молодцы!

- Говоря о праве на образование нельзя забывать и об обязанностях. Назовите их. (Ответы детей). 

- Право на образование подкрепляется обязанностью учиться.

- На ваших столах находятся карточки с заданиями. Выберите, пожалуйста,  предложения, в которых говорится о правах.

  • У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество.
  • Каждое неделю Ваня с одноклассниками ходит в кино.
  • Учащиеся могут получить медицинскую помощь в случае необходимости.
           *по мере выполнения задания правильные ответы показываются на доске, при необходимости даются пояснения к ответам

- Определите, что  является обязанностью школьника?

  • Школьник обязан выполнять все требования учителя.
  • После уроков, учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе.
  • Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе.

*проверяется выполнение задания

- Ребята. А знаете ли вы, что не во всех странах дети имеют возможность получить бесплатное образование. Это еще раз подтверждает то, что наше государство проявляет особую заботу о будущем наших детей. Поэтому вы должны пользоваться этим правом и хорошо учиться.

Ведущий

- Подскажите мне, какое самое первое слово произносит ребенок, слово, которое почти одинаково звучит на всех языках мира?

- Правильно, это слово «мама». Это она первой заглянула вам в глаза, спела колыбельную песню, научила ходить, говорить. О маме написано много рассказов, стихов. Послушайте одно из них.

Ученик
Голос ласковый и нежный
Вьется птицей надо мной.
Как легко и безмятежно
Рядом с мамочкой родной!

На колени к маме сяду
И уютно обнимусь.
Слаще счастья мне не надо,
Ничего я не боюсь!
Ведущий

- Жизнь, подаренную вам, никто не вправе отнять. Вы рождены, чтобы быть здоровыми, счастливыми, свободными гражданами своей страны.  Каждый из вас, как и любой человек, имеет право на жизнь. Никто не имеет права лишить человека жизни.

- А какие обязанности соответствуют этому праву? (Ответы детей).

- Главная ваша обязанность - охранять свою жизнь и здоровье. Как вы можете выполнять эту обязанность? (Соблюдать правила дорожного движения, пожарной и электробезопасности, правила безопасного поведения в школе, на уроках физкультуры, труда  и т.д.).

- И если мы заговорили с вами о праве  на жизнь, то не возможно не сказать о праве на …

*На доску крепится ребус «7Я».

Дети

- Праве на семью.

Ведущий

- Для чего человеку нужна семья? (Ответы детей.)

- Вспомним пословицы и поговорки о семье. (При солнышке тепло, при матушке добро. Без хозяина дом – сирота. Дружная семья гору сдвинет. В гостях хорошо, а дома лучше. Дома и стены помогают.)

- Каждый из вас имеет право на семью. А какие обязанности у этого права? (Помогать родителям, беречь свою семью, чтобы семья не распалась, не появлялись дети без родителей.)

- Родные заботятся о вас, а вы имеете обязанности дома? (Да)

- Наверняка, хорошие помощники. Как вы это делаете, сейчас покажете. Поиграем в игру «Что мы делаем - не скажем». 

Ведущий

- Что вы умеете делать по дому?

Обучающиеся (хором) 

- Что умеем мы не скажем, а что делаем – покажем. (Дети имитируют мытье посуды, стирку белья, уборку по дому).

* На доску крепятся иллюстрации к сказкам «Маша и медведь», «Гуси - лебеди», «Колобок», «Дюймовочка», «Кот, петух и лиса», «Красная шапочка», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят».

Ведущий

- В Конвенции записано: «Все дети имеют право на жизнь и личную неприкосновенность».  Каждый ребенок имеет право на имущество, оно неприкосновенно. Никто не может без разрешения заходить в ваш дом и брать ваши вещи. Люди обязаны относится к своему дому бережно, содержать в полном порядке. Давайте проведём с вами небольшую литературную викторину по правам сказочных героев.

- В какой сказке и кто нарушает права малышей спокойно жить в своём доме и чувствовать себя хозяевами? («Три поросёнка»)

- Герой этой сказки, убежав от своих родных, отправился в путь по беговой дорожке с препятствиями. Хитрость и незаурядная выдержка позволили ему дойти почти до самого финиша. Но финал был трагичен: проявив легкомысленную самонадеянность и нарушив правила техники безопасности, он погибает. («Колобок»)

- В какой сказке женщина неопределённого возраста похищает чужого ребёнка, используя для этого летательные аппараты, воспетые во многих сказках? («Гуси-лебеди»)

- Молодцы! Продолжим наше путешествие.

*Показ иллюстраций к сказкам «Золушка», «Двенадцать месяцев».

Ведущий

- Выберите, из предложенных, какое право сказочных героев, изображённых на иллюстрациях, нарушено? (Право на отдых.)

- Как вы отдыхаете? (Можно гулять, смотреть телевизор, играть в игры, ходить в театр и кино, спать.) 

- У права на отдых какая обязанность? (Отдыхать так, чтобы не мешать отдыхать другим; беречь природу, не мусорить, не загрязнять во время активного отдыха окружающую среду...)

- Ребенок имеет право на отдых и досуг, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься спортом, нельзя забывать, что без отдыха человек может заболеть. 

1 ученик
Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только…(врач

* стук в дверь входит ребенок в костюме доктора Айболита 

Доктор Айболит: 

- Что случилось, кто болеет? Есть проблемы со здоровьем? Иль живот у вас болит? К вам всегда придет на помощь, добрый доктор Айболит!

- Что такое? (трогает лбы, смотрит языки, ставит градусники)  Неужели, эти дети заболели? 

- Что ж, осмотром я доволен…Из ребят никто не болен! Чтоб здоровыми остаться, нужно спортом заниматься. На зарядку становись!

*ребята встают, выполняют команды доктора
Попрошу сидящих, встать
И команды выполнять
Все дышите, не дышите,
Вместе руки поднимите,
Превосходно. Опустите.
Наклонитесь, разогнитесь.
Встаньте прямо, улыбнитесь
И исполним мы сейчас «Танец маленьких утят» (дети выполняют движения) 

- О каком праве напомнил нам доктор Айболит? (О праве на медицинское обслуживание.)

- Ребенок имеет право на пользование услугами системы здравоохранения», бережно относится к своему здоровью. Так гласит закон. Конечно, лучше всего не болеть, особенно простудными заболеваниями. А что для этого нужно делать? (Ответы детей.)

- У каждого из вас дома, у нас в классе есть аптечка. Какое самое главное правило про домашнюю аптечку вы должны помнить? (Нельзя принимать лекарства самостоятельно, даже одна таблетка, принятая не по назначению, может нанести здоровью большой вред.)

Ведущий

- Продолжаем наш разговор. Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей.

* Сценка. 

Серёжа. В школе пробыл я полдня и теперь вот у меня просто буря в животе – 
мысли только о еде.

Мама. Кто с порога – и за ложку? Руки вымыл бы, Серёжка!

Серёжа. Нет, ты, мама не права, я свои узнал права. Меня мыться заставляешь? Мою личность притесняешь!

Бабушка. Ой, с давлением беда. Ты, покушаешь когда, так в аптеку, внук, сходи, мне таблеточек купи.

Серёжа. Что ты, бабушка, детей эксплуатировать нельзя.  Одевайся потеплей и иди скорей сама.

Мама. Ну, тогда помой посуду, можешь это или нет?

Серёжа. Что ты, мама, нет, не буду: ведь на детский труд запрет. Право есть на отдых, кстати! Поваляюсь на кровати.

Мама. Прав у мам, как будто, нет! Завтра сам готовь обед! И задачу номер пять будешь, сын, ты сам решать.

Бабушка. Да и брюки завтра к школе сам, внучок, погладишь, что ли.

Мама. Твои права мы уважать, Конечно же, должны.

Бабушка. Но только должен ты узнать - права у всех равны!

Ведущий.  

- 29 статья Конвенции гласит, что у человека есть не только права, но и обязанности. Наш герой об этом забыл.

- Человеческая жизнь невозможна без соблюдения прав и обязанностей. А чтобы они выполнялись, в каждом государстве существует закон, который должны выполнять все люди страны. Во всем мире принята ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, а также  КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА, потому что дети не могут еще себя защитить самостоятельно. Эти документы помогают людям знать и защищать свои права. А то, что каждое право несет с собой обязанность, мы с вами сегодня уже поняли. Давайте проверим, кто был сегодня внимателен во время нашего путешествия по стране прав и обязанностей. Поиграем, но вначале разобьёмся на команды (по рядам).

* Командам предлагаются карточки с заданиями:

Задание для 1-ой команды. Запишите 6 прав, которыми должен обладать ребёнок.

Задание для 2-ой команды. Запишите, 6 обязанностей, которые есть у обучающихся.

Задания для 3-ей команды. Вычеркните предложения, не подходят для ребят не только нашего класса, но и других школьников.

- Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-то.

- Всегда можно брать без спроса любую вещь, которая понравится.

- Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу.

- Всегда нужно всегда говорить только то, что говорит учитель и другие взрослые. Нельзя высказывать другое мнение.

- Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.

- Мальчики должны дружить только с мальчиками, а девочки – с девочками.

- В школе все равны независимо от национальности, пола, убеждений.

- В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.

- Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.

- У каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.

- Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать их и не ломать.

- Хорошо вести себя надо только на уроках, а после школы можно шалить, баловаться.

- Нужно содержать в чистоте кабинет, следить за порядком в школе.

* После выполнения работы в группах ребята зачитывают тексты, которые у них получились.

Ведущий

- Давайте сохраним карточки с вашими заданиями и ответами, чтобы они напоминают нам не только о наших правах, но об обязанностях.

- Для чего нам с вами нужны права? (Ответы детей.)

- Чаще всего мы задумываемся о своих правах только тогда, когда появляются проблемы. Права есть у всех людей, причем у каждого - равные, одинаковые с другими.

1 ученик

- Вы знаете свои права, не позволяйте никому их нарушать и никогда не нарушайте права других людей.

2 ученик

- Права ребёнка отличаются от прав взрослых, потому что нам с вами бывает особенно трудно, когда приходит беда, ведь у нас мало опыта и сил, чтобы самим постоять за себя.

Ведущий

- Значит, мы, взрослые должны быстрее приходить на помощь. Знайте об этом и не бойтесь обращаться в трудные моменты жизни к окружающим вас людям.

1 ученик

- Я имею право быть чёрным и белым.

2 ученик

- Я имею право быть ловким и смелым.

Ведущий

-Ты имеешь право иметь своё имя.

1 ученик

- Ты имеешь право быть просто любимым.

Вместе

- Вы имеем право на всём белом свете.

- Вы имеем право! Вы – дети!

Ведущий

- Путешествие по страницам прав и обязанностей подошло к концу. Нас ждут новые страницы Конвенции о правах ребёнка. Спасибо за внимание. До новых встреч! 

* Звучит песня «Пусть всегда будет солнце» (слова Л. Ошанина, музыка Ф. Островского).

Литература:

1. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Я ребенок, и я имею право. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.

2. Козлова С.А. Мы имеем право! (учебно-методическое пособие для пед. Коллективов дет.дошк. учреждений) М.: Обруч, 2010.

3. С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

4. Осокина И.М. Сказка с песней повстречались. Ярославль. Академия развития, 2006.

5. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет. – М. ТЦ Сфера, 2009.

6. Материалы сайта "Детский правовой сайт".

7. http://irinazaytseva.ru/stixi-dlya-mamy.html

8. http://uchkopilka.ru/stsenarii-prazdnikov-i-meropriyatij/kucha-mala/item/2864-stsenarij-vneklassnogo

9. http://ped-kopilka.ru/blogs/nadezhda-arkadevna-safonova/scenarii-meroprijatija-po-teme-my-tozhe-imem-prava.html

10. http://www.dobrieskazki.ru/pravo_rebenka.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия. Классный час по теме "Права и обязанности"

В разработку включены познавательные игры, стихи, задания в ситуациях. Все эти приемы способствуют формированию правовой культуры у младших школьников....

Конспект внеклассного мероприятия по теме "Всегда ли правы взрослые?" (Разговор с учащимися, 4 класс)

Форма проведения внеклассного мероприятия - разговор с учащимися. Это новая форма, которая становится всё более популярной, особенно в свете новых образовательных стандартов. Разговор с учащимися всег...

Внеклассное мероприятие для 2 класса « Изучаем права и обязанности ребёнка».

Внеклассное мероприятие  для 2 класса  « Изучаем права и обязанности ребёнка»....

Конспект внеклассного мероприятия+ презентация "Есть в мире профессий немало"+ раздаточный материал

Цель: формирование представлений о многообразии мира профессий, а также ценностного отношения к ним....

Конспект внеклассного мероприятия "Я шагаю по улице. Правила ПДД" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели: углубление  знаний о дорожных знаках и развитие умений применять правила безопасности поведения на дорогах; воспитание чувства бережного отношения к своему здоровью.Оборудование: раздаточны...

Конспект внеклассного мероприятия "Я шагаю по улице. Правила ПДД" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели: углубление  знаний о дорожных знаках и развитие умений применять правила безопасности поведения на дорогах; воспитание чувства бережного отношения к своему здоровью....

Конспект внеклассного мероприятия на тему «В мире мультипликации»

Форма проведения: викторинаЗадачи:Воспитательная: воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре;Познавательная: обобщить и систематизировать знания учащихся ...