Технология проблемного обучения младших школьников
статья

Овладение современными технологиями обучения даст возможность успешно реализовать Федеральный государственный стандарт начального общего образования. В настоящее время разработано множество различных педагогических технологий. Для развития самостоятельности и познавательной активности в деятельности учащихся, их творческому мышлению на уроках я в основном применяю технологию проблемного обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_problemnogo_obucheniya_mladshih_shkolnikov.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                         МОУ ИРМО               

«Мамоновская СОШ»

                                                                                                                      Аракелян Нина  Васильевна                                                                                                          

Технология  проблемного обучения младших школьников

                                                                          «Знания только тогда знания, когда

                                                                       они приобретаются   усилиями своей

                                                                     мысли, а не одной лишь памятью».

Л.Н. Толстой

       Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов, технологий преподавания, систем оценки достигнутых результатов.

    Человек 21 века человек должен быть функционально грамотным.

Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений.

   Одна из технологий способствующая развивать функциональную грамотность – проблемное обучение.

 

1.Сущность проблемного обучения.

    Проблемное обучение имеет многовековую историю. Педагоги и психологи, понимая, что мышление ребёнка не сводится лишь к функционированию готовых знаний, а само творит новые знания, стали разрабатывать новый подход в обучении, получивший название проблемного.

   Проблемное обучение – это такой вид развивающего обучения, при котором учащиеся в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности  овладевает новыми знаниями, новыми способами действий путём решения учебных проблем.

     Создание системы проблемных ситуаций и управление деятельностью учащихся по самостоятельному решению учебных проблем и составляет сущность проблемного обучения. Другими словами это расширение, углубление  знаний при помощи ранее усвоенных или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию

      Умственный поиск – это сложный процесс, который, как правило, начинается с проблемной ситуации, с проблемы.

     Проблемная ситуация – осознанное учеником интеллектуальное затруднение, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает в ребёнке искать новый способ объяснения или новый способ решения проблемы.

   Всякая проблема содержит в себе проблемная ситуацию, но не всякая проблемная ситуация становится для учащегося проблемой. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности. Слишком лёгкая или слишком трудная ситуация не станет для ученика проблемой.

Проблема может возникнуть, если у ученика отсутствуют :

- необходимые знания или они вступают в противоречие с новыми;

- необходимые способы действия;

 -возможность оценивать определённый познавательный процесс

Выдвигаемая проблема должна быть:                                                                                                              -доступной для учащихся, сформулирована в известных учащимися терминах;                                                                                                                                               -посильной для них (выдвинутую проблему большинство учащихся класса сможет решить);                                                                                                                                             - интересной для учащихся.                                                                                                                

2.Этапы познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации                        Признаком создания у учащихся проблемной ситуации на уроке является эмоциональная реакция : удивление , затруднение. Суть проблемного урока состоит в « творческом достижении и усвоении знаний».                                                                                                                   В проблемной ситуации можно выделить следующие этапы:                              - Возникновение проблемной ситуации (проблемы ставятся учителем и решаются с помощью учителя, самостоятельность учащихся невозможна)                                              Осознание сущности затруднения и постановка проблемы (учитель формулирует проблемную ситуацию, остальные этапы решения проблемы осуществляются вместе с учащимися)                                                                                                                                Нахождение способа решения путём догадки, выдвижение и обоснование гипотезы(учащиеся формулируют проблемные ситуации по аналогии и решают их совместно с учителем)                                                                                                               Доказательство гипотезы( все этапы разрешения проблемной ситуации проходятся самими учащимися, самостоятельность и познавательная активность)                                        Проверка правильности решения проблемы.                                                                              

Приёмы создания проблемных ситуаций:                                                                                     1.При изучении новой темы.                                                                                                        2.При организации практической работы.                                                                                        3.Сообщение учащимися неизвестного ранее факта, который вызывает недоумение и желание получить разъяснение.                                                                                                4.Самостоятельное определение неизвестных понятий.                                                                    5. При побуждении учащихся к анализу жизненных явлений, приводя их в столкновение с прежними житейскими представлениями.                                                                                             6. При  формировании гипотез.                                                                                                    7. При побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению.                                                                                                                8. При побуждении учащихся к предварительному обобщению новых факторов.                                                                                                                                           9. При исследовательской деятельности.                                                                                    Основным инструментом в технологии проблемного обучения выступают проблемные вопросы  и проблемные задачи. Они становятся проблемными,  если:                                             - имеют логическую связь как с ранее усвоенными знаниями, так и с теми, которые подлежат усвоению;                                                                                                                                         - содержат не только трудности , но и видимые границы известного и неизвестного;                                                                                                                                              -  вызывают чувство удивления, чувство неудовлетворённости в имеющихся  знаниях, желание, стремление получить новые.                                                                                                    

3.Методы проблемного обучения:                                                                                                  - проблемное изложение материала (учитель объясняет учебный материал как путь решения проблемы , сам формулирует проблему и сам её решает, ученики при этом осмысливают суть проблемы и получают образец решения учебных проблем.                                                                                                         - эвристическая беседа(путем искусно сформулированных наводящих вопросов и примеров побуждал учеников прийти к самостоятельному правильному ответу.                                                                                                                   - творческая самостоятельность.                                                                                                                   На своих уроках я очень часто применяю метод эвристической беседы. Диалог между мной и учениками переходит в решение новой проблемы. Вопросы для этого диалога должны : а) создать проблемную ситуацию; б) формировать проблему; в)сформулировать гипотезу; г)оценивать выдвинутые гипотезы , их доказательства.                                           Приведу один образец применения данного метода при раскрытии новой темы урока русского языка в 3 классе « Непроизносимая  согласная в корне слова»                                                                                                                                                 (На доске заранее записана тема урока, но закрыта)                                                                        Какие орфограммы согласных вы знаете? (Парные согласные и удвоенные согласными)                                                                                                                    - Я вам буду диктовать слова, а вы записывайте их в два столбика по орфограммам.                                                                                                                 1).Учитель диктует слова:   ванна, класс, грусть, площадь, ножка, переезд, масса, краб. В самом конце учитель диктует ещё два слова с неизвестной орфограммой (известный, устный), создавая тем самым ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ.                                                                                                                            По ходу проверки выясняется, что слова известный и устный дети записали по-разному. (возможно, что кто-то вовсе не писал эти слова)                                                                                 Чтобы дети сформулировали проблему, их необходимо побуждать вопросами.                                                                                                                         - Задание всем было дано одинаковое? Почему вы выполнили это задание по-разному.                                                                                                                       - У вас возникли затруднения? В чем? (В этих словах нет удвоенной согласной и нет парной согласной).                                                                                                                          (Учитель говорит, что в этих словах действительно нет знакомых им орфограмм-согласных.)                                                                                                                                            Учащиеся  говорят о том, что данная орфограмма им не знакома                                          Чего мы не знаем? Сегодня мы должны найти ответ на этот вопрос.                                                   2) Наблюдение над словами с непроизносимым звуком. Работа в тетрадях и на доске.                                                                                                                     - Запишите в транскрипции слово «устный» [у с н ы й']. Сколько в нём звуков? (5)                                                                                                                              После этого учитель задаёт подходящий к данной ситуации ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:                                                                                                                                - Интересно, а сколько букв в этом слове? Подберите однокоренные слова.                           (Учитель записывает на доске: уста, устный).                                                                                                   - Какой корень в этих словах? ( -уст- ). Проговорите как мы запишем слово «устный».                                                                                                            Аналогично проходит работа над словом «известный»                                                               - Что интересного заметили в этих словах? (Учитель побуждает к осознанию противоречия. Дети замечают, что в одних однокоренных словах «т» произносится (уста и известие, а в других – устный и известный), нет.                                                                                                                  - Какой возникает вопрос? (- Почему не произносится звук [ т ] в некоторых словах?)                                                                                                                              - Какое можно дать название звуку, который не произносится. (Непроизносимый).                      Какая будет тема урока? (Непроизносимая согласная в корне слова).                                          Открывается тема, записанная на доске.                                                                                            Таких примеров использования технологии методом эвристической беседы на каждом уроке можно привести огромное количество.                                                                                        

Конечно, работа трудоёмка, к каждому уроку следует подбирать такие упражнения, чтобы они актуализировали и создавали проблемную ситуацию, продумывать  постановку проблемы и выбор путей её решения. На данном этапе развития человечества обучение  должно быть проблемным, так как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию, самокоррекции. Обучаясь по данной технологии , у ребят появляется уверенность в своих силах и знаниях. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в обучении младших школьников

Выступление на педсовете, в котором расскрывается компетентностный подход в обучении мл. школьников (на примере математики). Образовательные программы начальной школы уже сейчас позволяют формироват...

Возможности использования ИКТ в процессе обучения младших школьников.

Статья "Возможности использования ИКТ в процессе обучения младших школьников"...

Мастер-класс на тему:"Организация исследовательского обучения младших школьников как условие развития устойчивого отношения к обучению".

       В настоящее время большое значение  уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Среди инновационных педагогических технологий, направленных на ...

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

В статье описан опыт по осуществлению гендерного подхода в условиях обучения детей начальной школы в смешанных классах....

«Мнемотехнология как инструмент повышения эффективности уроков английского языка при обучении младших школьников с ОВЗ (на примере обучения детей с ТНР)»

Согласно статистическим данным, количество детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих образовательные организации, с каждым годом увеличивается. Дети с ТНР обладают недостаточно уст...