Статья "Организационные и содержательные проблемы реализации АООП в дошкольных и школьных образовательных организациях"
статья

Светлана Михайловна Шульгина

В статье ракрыты проблемы реализации адаптированных общеоразовательных программ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_s.m._shulgina.docx29.44 КБ

Предварительный просмотр:

Организационные и содержательные проблемы реализации  АООП в дошкольных и школьных  образовательных  организациях

Шульгина Светлана Михайловна

учитель коррекционного класса,

МБОУ «Белореченская СОШ»,

р/п Белореченский,  Иркутская обл. Усольский район

Каждый ребёнок достоин школы….

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании.  Каждый ребенок - особенный. Есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Так в школу вошло инклюзивное образование.  Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность. Количество детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательных  школах постоянно увеличивается.

 Более 12 лет назад наша школа МБОУ «Белореченская СОШ» перешла на инклюзивное обучение. И сразу  столкнулась  со следующими проблемами:

- в общеобразовательных школах работает мало специалистов, вследствие этого чаще всего дети с нарушениями развития, принятые в школу, не получают необходимой им коррекционной помощи;

- чаще всего учителя, работающие в системе инклюзивного образования, получают дополнительные знания на краткосрочных курсах повышения квалификации, поэтому им не хватает опыта работы с детьми с нарушениями развития;

- учителя, специалисты и родители недостаточно взаимодействуют между собой;

- имеются объективные трудности, связанные с наполняемостью классов, различиями в содержании программ, подходах в обучении;

- родители не всегда осознают свою роль в организации работы с ребенком с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Для обучения таких детей разрабатывается адаптированная общеобразовательная программа (АООП).

Следует напомнить, что впервые понятие «адаптированная программа для обучающихся с ОВЗ» появилось в Законе «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в действие с 1 сентября 2013 г. [4. с.208].

Были предложены вариативные примерные адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП), на основе которых образовательные организации  создают собственные АООП с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и тем самым обеспечивают качество образования обучающихся с ОВЗ.

Таким образом, при организации обучения учащихся с ОВЗ в форме инклюзии в общеобразовательной школе я столкнулась со следующими вопросами:

  • адаптация общеобразовательной программы, КИМов под образовательные потребности конкретного ребенка;
  • разработка и, при необходимости, коррекция индивидуального образовательного маршрута;
  •  составление программы коррекции имеющихся нарушений познавательной сферы;
  • анализ эффективности обучения и своевременное принятие мер для устранения наметившихся пробелов;
  • разработка системы оценивания, аттестации детей с ОВЗ;
  • разработка программы личностного развития и эмоциональная поддержка учащегося;
  • консультирование родителей учащихся с ОВЗ по вопросам обучения и воспитания.

Со всеми проблемами и вопросами работы с детьми с ОВЗ я столкнулась лично. Меня зовут Светлана Михайловна Шульгина, учитель начальных классов, дефектолог.  Я работаю в МБОУ «Белореченская СОШ» 29 лет, имею высшую квалификационную категорию. Уже более 12 лет работаю в специальном (коррекционном) классе с детьми с нарушением интеллекта. Более 12 лет назад наша школа перешла на инклюзивное обучение. В школе были созданы специальные коррекционные классы. Наполняемость классов менялась каждый год. Приходили новые дети с речевыми нарушениями, нарушениями слуха и зрения. Каждый год приходилось переделывать программы, так как дефекты у детей были разные, а все обучались в одном малокомплектном классе со 2  по 4 класс. В настоящем 2019- 2020 учебном году в нашей школе муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Белореченская СОШ» в начальной школе обучается два специальных (коррекционных) класса: 3е – наполняемость детей данного класса 12 человек. Класс создан по типу малокомплектной школы. В классе обучаются разновозрастные  дети с 1 – 3 классы.  4е – 14 человек, все дети одного возраста. Все дети прошли через муниципальную психолого-медико-педагогическую комиссию и имеют диагноз лёгкая умственная отсталость и 3 ребёнка умеренную умственную отсталость. Эти дети обучаются индивидуально по АООП 2 варианта. Из общего количества детей  6 имеют статус инвалидов по различным заболеваниям. 1 ребёнок с диагнозом ДЦП обучается в классе. В школе созданы все условия для обучения детей с ОВЗ.

   В 2012 году по проекту «Доступная среда» к нам в школу поступило специальное оборудование: сенсорная доска, ноутбук, документ камера, цифровой микроскоп, переносная лаборатория, система голосования, планшеты для развития мелкой моторики, вибрационный массажёр. Ортопедический комплекс,  увеличитель для ребёнка с нарушением зрения, «живой звук» для детей с нарушением речи, усилитель звуковосприятия для ребёнка с нарушением слуха. Развивающая направленность всего оборудования позволяет облегчить обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Несмотря на целый ряд сложностей и проблем, практика показывает, что обучение детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками дает положительный эффект в отношении личностного развития и социализации и той, и другой категории учащихся.

В основе организации моей  работы с детьми с ОВЗ лежит разработка индивидуальной образовательной программы для каждого ребенка.

Для   составления и реализации ИОП выделяю следующие условия:

1) Наличие в школе службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с ОВЗ ИОП. В качестве оптимальной структуры сопровождения обучающихся в ОУ выступает школьный ПМПк (психолого-медико-педагогический или психолого-педагогический консилиум);

2) Согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по индивидуальной образовательной программе;

3) Наличие подготовленных педагогических кадров.

Особенностями работы над Индивидуальной образовательной программой являются:

1) Учитель, родители — полноправные участники работы над ИОП;

2) Разрабатывается на определенный ограниченный во времени период (учебный год, четверть,  полугодие);

3) По окончании периода производится оценка достижений ребенка — динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Так же предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения. По результатам всех заключений происходит корректировка программы (плана);

4) Формулировки цели и задач, критериев достижений ребенка с ОВЗ носят максимально конкретный характер;

5) Закреплены ответственность и регламент деятельности всех участников совместной работы.

Для администрации и сотрудников нашей школы на предварительном этапе—является задача  договориться с родителями об одной общей цели на определенный, «понятный» период времени — например, на один год.

В моём  понимании, адаптация образовательной программы включает следующие направления деятельности учителя:

• Анализ и подбор содержания;

• Изменение структуры и временных рамок;

• Использование тех или иных форм организации учебной деятельности;

• Использование тех или иных технологических приемов;

• Использование тех или иных дидактических материалов.

При этом важно, чтобы все взрослые (включая родителей, всего персонала школы) придерживались одинаковых требований к поведению ребенка. При составлении программ для учащихся я исхожу из возможностей ребенка. Я, как учитель создаю  условия постоянного перехода от того, что ребенок умеет делать в сотрудничестве, с помощью учителя, что он сумеет сделать самостоятельно.

АООП составляется мною  исходя из программы нашей школы, так как не стоит забывать, что у нас общеобразовательное учреждение,  и мы являемся частью общего образовательного процесса.

 Составленная мною АООП  должна:

— обеспечить физическое, социально- нравственное, художественно-эстетическое и познавательное развитие учащихся;

— максимально полно адаптировать к жизни в обществе, семье, к обучению. А для этого необходимо:

— создать учащимся возможности для взаимодействия и общения с широким кругом людей;

— способствовать социализации учеников с максимально возможной степенью самостоятельности, прививать элементарные санитарно-гигиенические и трудовые навыки;

— улучшать знание и понимание учащимися окружающей их среды, общества и мира посредством общения с людьми, использования ИКТ.

Таким образом,  моя деятельность как учителя по адаптации образовательной программы для обучающихся с особыми образовательными потребностями, осуществляется в несколько этапов:

1. Педагогическая диагностика:

оценить степень усвоения программного материала в ходе индивидуальной работы с ребенком.

2. Определить цели и задачи помощи ребенку с ОВЗ в освоении того или иного учебного предмета (это не обязательно должны быть все предметы).

3. Составить анализ образовательной программы по предмету (предметной области) с целью выделения наиболее важных, существенных дидактических единиц, универсальных учебных действий, обязательных для освоения ребенком с ОВЗ.

В заключении хотелось бы отметить, что работать с детьми, имеющими проблемы в здоровье очень сложно, но интересно. Их отличает в основной массе своей доброта, трудолюбие, чуткость. Таких детей хочется сравнить с цветущим кактусом на ладонях. Попробуйте взять кактус в руки просто так. Сложно? Так и с ними, детьми с ОВЗ. Сколько нужно испробовать способов, прежде чем они станут податливыми в наших учительских руках! Порой не знаешь, как помочь этим детям, но проходит время – и ключик найден. Терпение, тепло учительских сердец, забота, которой они окружены в школе, обязательно когда-нибудь помогут им зацвести неповторимым экзотическим цветком, который будет радовать окружающих.

Проблемы остаются, несмотря на огромные усилия, приложенные  мною, как учителя,  работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Разрешить их все невозможно, это задача всей человеческой жизни. Но когда рядом с тобой добрый круг единомышленников, многие из них будут по плечу.

Библиографический список

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : текст с изм. и доп. на 2013 г. — М. : Эксмо, 2013. ― 208 с.
  2. Ильина, С. Ю. Система оценки достижений образовательных результатов обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в контексте требования федерального государственного образовательного стандарта / С. Ю. Ильина // Территория детства ребенка с особыми образовательными потребностями : материалы XXII Междунар. конф. «Ребенок в современном мире. Территория детства». — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015.
  3. Ильина, С. Ю. Федеральный государственный образовательный стандарт — основной вектор совершенствования образования умственно отсталых обучающихся / С. Ю. Ильина // Особый ребенок в поликультурном обществе : материалы XXI Междунар. конф. «Ребенок в современном мире. Детство и массовая культура». ― СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014.
  4. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 0—4 классы / под ред. И. М. Бгажноковой. — М. : Просвещение, 2010.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]. — Электр. текстов. данные. — Режим доступа: http://fgosovz.herzen.spb.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием»

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и нача...

Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием

Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет...

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием.

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.         Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывны...

Проблемы преемственности между дошкольным и начальным звеньями образования

В дошкольном возрасте особое внимание должно уделяться формированию психологической готовности к школе, к развитию восприятия, изображения, художественно-творческой деятельности детей....

Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием и пути их решения.

Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием и пути их решения....