Научно-исследовательский проект «Шахматы в моей жизни»
проект (2 класс)

Алексеева Нина Петровна

«… без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти…»

                                                                                                     В.Сухомлинский

    Сегодня шахматы — это и спорт, и искусство, и наука. Каждый находит в них что-то свое. Это и активный культурный отдых, и спорт, который дает возможность помериться силами. Кто больше знает и умеет, кто трудолюбивее, сообразительнее, талантливее, тот и побеждает. Красивые партии, комбинации, окончания, этюды, задачи восхищают нас порой не меньше, чем хорошее музыкальное произведение или талантливая игра актера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isled.rab_.shahmaty.docx422.63 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                               средняя школа №2 г. Сычевки

Научно-исследовательский  проект

        «Шахматы в моей жизни»

                                               

                                                                              Выполнил: Дунаев Иван,

                                                                          обучающийся 2«А» класса

                                                                           МБОУ СШ№2 г.Сычевки

                                                                          Руководитель: Алексеева Н.П

                                                                           учитель начальных  классов

                                                                         МБОУ СШ№2 г.Сычевки

                                 Г.Сычевка

                                      2023 год

Содержание

1. Введение……………………………………………………..……… .… 3 стр.

1.Актуальность выбранной темы………………………………….… ……3стр.

2.Проблема………………………………………………………….……….3 стр.

3.Цель проекта…………………………………………….………….……. 3 стр.

4.Задачи, поставленные для реализации проекта……..…..………..……. 3 стр.

2. Основная часть…………………………………………..……….….… 4 стр.

2.1 История возникновения шахмат………………………….. ………..… 4 стр.

2.2 Интеллектуальные игры и развитие…………………………….…..… 5 стр.

2.3 Шахматы в моей жизни………………………………………...……… 5 стр.

2.4 Шахматная секция в школе «Радуга»….. ……………………………. 6 стр.

3. Практическая часть.

3.1. Проведение социологического опроса и анкетирования………..…....8 стр.

Заключение………………………………………………………………….10 стр.

Список источников и использованной литературы………………...…….11 стр.

Приложение

                                     Введение

«… без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти…»

                                                                                                     В.Сухомлинский

    Сегодня шахматы — это и спорт, и искусство, и наука. Каждый находит в них что-то свое. Это и активный культурный отдых, и спорт, который дает возможность помериться силами. Кто больше знает и умеет, кто трудолюбивее, сообразительнее, талантливее, тот и побеждает. Красивые партии, комбинации, окончания, этюды, задачи восхищают нас порой не меньше, чем хорошее музыкальное произведение или талантливая игра актера.

 Актуальность работы:

    Заключается в том, что во все времена, в далекие прошлые и в настоящие современные, шахматы привлекали и привлекают к себе большое внимание как детей, так и взрослых. Мудрость, увлекательность и спортивный азарт этой игры никогда не позволят ей стать неинтересным и скучным занятием. Шахматы были, есть и будут всегда!

Гипотеза: Шахматы — это и активный культурный отдых, и спорт, который дает возможность помериться силами.

Проблема: Несмотря на то, что игра в шахматы развивает память, внимание, учит мыслить, воспитывает волю, стойкий характер, выдержку, настойчивость мои сверстники не осознают её важного места в своей жизни.

 Цели:

  • узнать немного историю шахмат – когда возникли шахматы, что означает само слово «шахматы».
  • изучить как относятся к этой игре учащиеся нашей школы.

Задачи:

  • прочитать и изучить информацию, касающуюся происхождения шахмат;
  • провести анкетирование учащихся и выяснить, почему надо дружить с шахматами;
  • сделать выводы и рекомендации

Объект исследования: учащиеся начальных классов, умеющие и неумеющие играть в шахматы.

Методы исследования: анкетирование, сбор и анализ данных, подбор литературы.

2.1 История возникновения шахмат.

    Слово шахматы в переводе с персидского языка означает «властитель умер». Шахматы – это игра 32-мя фигурами (по 16 белого и черного цветов) на 64-клеточной доске двух соперников. Цель данной игры – поставить мат королю противника.

    Древняя игра шахматы берет свое начало в Индии и имеет многовековую историю. Чатуранга – это слово означает армию из четырех отрядов. Индийская армия состояла из колесниц (в современных шахматах – ладья), кавалерии (кони), боевых слонов пеших воинов (в шахматах - пешки). В чатурангу играли четыре игрока –два против двух.

  Она сочетает в себе элементы науки, искусства и спорта, способствует развитию фантазии и концентрации внимания, воспитанию характера и воли, приучает логически мыслить. По свидетельству археологических раскопок игры, связанные с передвижением фишек на доске, были известные еще в 3-4 веках до нашей эры. На Руси и в Болгарии игра стала известна примерно в 10-12 веках. Раньше игра в шахматы приравнивалась к азартным играм, таким как в кости, но постепенно становилась все более и более популярной не только среди феодальной знати, но и народа. В 16-17 века наибольшее распространение шахматы получили в Италии, где и возникла первая шахматная школа. В 18 веке центром шахматной жизни стала Франция, шахматный маэстро того времени Ф. Филидор написал книгу «Анализ шахматной игры», в которой было определено и время для партий. В 19 веке новый вклад в развитие шахмат внесли Пол Морфи (лучший американский шахматист мира) и Александр Попов (первый русский мастер). Они предложили новую стратегию игры.

2. 2 Интеллектуальные игры и развитие

     Шахматы – это не только спорт, искусство и наука, но и отличное средство для развития мышления. Еще Сухомлинский (великий русский педагог) в своей работе «Сердце отдаю детям» писал: «Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры». Влияние шахмат на ранее развитие детей доказано многочисленными исследованиями психологов. В Венесуэле провели тестирование учащихся двух школ, в одной из которых шахматы были включены в школьную программу, общий уровень знаний по всем предметам у школьников-шахматистов оказался значительно выше. Подобные эксперименты проводились и в других странах, результат оказался такой же.

Доказано, что шахматы развивают память, логическое мышление, воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, а также способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит и самостоятельность. Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины, делать выводы.

2.3 Шахматы в моей жизни

    Моё знакомство с шахматным миром началось с 4 лет. У нас дома были шахматы, очень красивые. Они бережно хранились на самой высокой полке шкафа так, чтобы маленькие дети не смогли добраться до них и рассыпать. Дедушка и папа частенько устраивали шахматные соревнования. Видя мой интерес к шахматам, дедушка научил меня играть. В пять лет я стал заниматься в шахматной секции. В 2019г. проводился открытый турнир Сычевского р-на по быстрым шахматам — это была моя первая победа, я был самим маленьким участником этих соревнований, как воспитанник детского сада. Никогда не забуду радость первой победы и удивленные глаза взрослых. Последующие года 2020г.,2021г.,2022г. был абсолютным призером по Сычевскому району в быстрых шахматах. Эта игра прочно вошла в мою жизнь, я бы хотел привлечь к ней других ребят.

Шахматы формируют мой характер, делают меня умнее и физически сильнее (звучит удивительно!), позволяют найти новых знакомых, друзей и увлекательно провести свой досуг. И мои слова имеют подтверждение. Новые знакомства возникают не только от посещения шахматной секции, но и во время принятия участия в школьных, городских. И, что случается не редко, знакомство перерастает в приятельские отношения и даже в дружбу. Игра в шахматы способствует развитию моего логического мышления, фантазии. Мысленно рассчитывая возможно мои ходы и ответы соперника, мне приходится представлять позиции, которые могут возникнуть, давать им оценку (определять, у кого из играющих шахматную партию положение будет лучше), намечать план дальнейших действий, выискивать хитрые и коварные ходы. Шахматы во время соревнований – это приятный умственный труд, требующий от игрока, высокой концентрации внимания, отменной физической формы. Потеря концентрации во время шахматной партии приводит к появлению ошибок, которые могут стать причиной поражения, а проигрывать очень не хочется. Игра в шахматы закаляет мой характер. Ведь бывают не только победы, но и поражения, которые я научился стойко переносить.

2.4 Шахматная секция в школе «Радуга»

Интервью с тренером секции кандидатом мастера спорта Михайловым Анатолием Ивановичем.

   Цель шахматных занятий: научить ребят играть в шахматы; повышать их шахматное мастерство, готовить победителей в турнирах.

На занятиях я работаю над развитием интеллекта, концентрацией внимания; пропагандирую здоровый образ жизни. Дети ко мне в кружок приходят сами или через школьных преподавателей. Предпочитаю начинать обучение с 6-7 лет с детьми, которые не умеют играть, так как их проще научить правильно играть. Было исключение в моей практике. Привели мальчика пяти лет на секцию, который поражал своим умением играть.

   Мне интереснее заниматься с мальчиками, но в настоящее время девочки приобретают черты характера, помогающие им соперничать в игре наравне с мальчиками. Конечно, у шахматистов развивается логическое мышление, что ускоряет понимание любого вопроса, а также очень хорошо развивается память, что также помогает ребенку в учебе. Хотя успеваемость во многом зависит от усидчивости. И естественно дети с более развитым интеллектом стремятся получить высшее образование.

   На своих занятиях я учу умению строить план игры, анализировать ситуацию; воспитываю терпение и находчивость. Шахматы — это спорт, который позволяет самоутвердиться. Дети, занимающиеся шахматами, более уверены в себе, более критически относятся к своему уровню знаний и подготовки, что позволяет им более реально подойти к выбору профессии.

    Игра в шахматы расширяет кругозор, учит думать, быть внимательным, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Развивает изобретательность и логическое мышление. У ребенка вырабатывается выдержка, сила воли, усидчивость, внимательность и собранность. Он становится самокритичнее, учится самостоятельно принимать решения, не унывать при неудачах, когда проигрывает партию. Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они становятся спокойнее, уравновешеннее. Шахматы развивают мыслительную деятельность. Не зря говорят, что шахматы – это гимнастика ума. Тот, кто с детских лет привязан к шахматам, быстрее находит и проявляет себя в разной деятельности - работе, науке, искусстве. 12-й чемпион мира Анатолий Карпов, говорил, что шахматы — это удивительная игра, содержащая в себе, науку, искусство, спорт. Я полностью согласен с этим мнением, так как убедился в этом сам.

(Приложение 1)

Практическая часть работы

3.1 Проведение социологического опроса и анкетирования.

Чтобы разобраться с поставленной задачей я провел опрос среди учеников нашей школы.

1вопрос: как вы думаете шахматы – это спорт, игра или наука?

При ответе на вопросы люди могли выбрать несколько вариантов ответов.

Большинство ответили, что шахматы – это игра (13 человек)

С мнением, что шахматы – это спорт, игра и наука, согласились 15 человек.

Почти равное количество ответов распределились между наукой (4 ответов) и спортом (4 ответов).

2 вопрос: как вы считаете, могут ли шахматы помочь в учёбе?

26 человек – да

7 человек – нет

3 вопрос: считаешь ли ты, что игра в шахматы воспитывает характер и учит тебя?

При ответе на вопросы ребята могли выбрать несколько вариантов ответов.

-учит думать – 24 ответов

-учит не сдаваться даже в трудной ситуации – 20 ответов

-учит выдержке и воспитывает силу воли – 11 ответ

-развивает память – 16 ответов

-учит ориентироваться – 4 ответов

-учит анализировать – 4 ответов

-развивает фантазию – 6 ответов

4 вопрос: умел ли ты играть в шахматы до школы?

13 человек ответили, да и 20 нет.

5 вопрос: знаешь ли ты историю возникновения шахмат?

4 человек ответили, да и 29 нет.

                                                       Заключение

        На основании литературы, источников информации сети Интернет, а также данных, полученных в результате социологического опроса, можно сделать вывод, что «Шахматы» – это полезная и интересная игра. Несмотря на древнюю историю возникновения шахмат, они не перестают пользоваться популярностью и в наш 21 век, век новых технологий и компьютеризации. Игра в шахматы доступна каждому человеку, необходимо лишь желание научиться. Для шахмат ничего другого не нужно, кроме фигур и шахматной доски. Я часто наблюдаю, как игра за шахматной доской сближает людей, потому что здесь они говорят на одном языке – шахматном. А еще эта игра – путь к успеху! 

                                              Список литературы

  1. Гик Л.Я. Шахматный калейдоскоп. М: Наука 1981 г.
  2. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. М: Просвещение. 1991 г.
  3. Грознецкий С.Я. Шахматы в жизни ученых. М: Наука. 1983 г.
  4. Журавлев Н.И. Шаг за шагом. М: Физкультура и спорт. 1986 г.
  5. Савчук Л.Л. Программа «Шахматы». Апатиты.2005 г.
  6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Кишинев: Лунина. 1978 г.
  7. Малов В.И. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Москва «Астрель» 2003г.
  8. Интернет

Сычевское Благочиние. Сычевка. Новодугино.

Сычевское Благочиние. Сычевка. Новодугино.

12 января 2023г.

В Рождественский Сочельник был проведен шашечный турнир, в котором первое место занял Иван, второе место-Александр, третье место-Димитрий.
Учитель-судья Михайлов А. И.
Всем радостных святок!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Школа и ученики в моей жизни"

Симон Джекобсон сказал: "Секрет выбора пути состоит не просто в том, чтобы идти по земле, а в том, чтобы изящно скользить по льду. И не просто делать шаг за шагом, а поднимаясь к горе, тянуться к небе...

Классный час " Семья в моей жизни ".

О взаимотношениях  в  семье ....

Здоровье в моей жизни

Без движения нет нормального роста и развития, условий для тренировки важнейших функций организма. Быть здоровым - значит не иметь проблем с самочувствием, быть физически и духовно полноценным человек...

УМК «Начальная школа ХХI века» в моей жизни».

Прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах де...

"Семья в моей жизни" внеклассное мероприятие для 3 кл.

Цель:  Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья». Задачи: 1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья»,  выявить ее особенности.         ...

Проектно-исследовательская работа «ТАНЕЦ В МОЕЙ ЖИЗНИ ИЛИ ПОЧЕМУ ИНТЕРЕСНО ЗАНИМАТЬСЯ БАЛЬНЫМИ ТАНЦАМИ»

Приобщение учащихся к наследию народной культуры танца.Создание положительной мотивации познавательной деятельности для изучения  истории и культуры танца.Цели:Сформировать представление о танце ...

"Друг в моей жизни"

Разработка включает план-конспект занятия и презентацию....