Эффективные формы и методы реализации ФГОС в рамках осуществления преемственности между дошкольным и школьным начальным образованием
статья

Преемственность между дошкольным образованием и начальной школой – процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется ценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, которые служат основой успешности школьного обучения. В то же время школа, как преемник дошкольной ступени образования опирается на достижения ребёнка - дошкольника.  Обеспечение  успешности этого перехода - проблема единения усилий работников детского сада и начальной  школы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_avgust.docx45.28 КБ

Предварительный просмотр:

 «Эффективные формы и методы реализации ФГОС в рамках осуществления  преемственности

между дошкольным и школьным начальным образованием»



Даржаева Соелма Санжиевна,

учитель начальных классов,

МБОУ Сулхаринская СОШ


                   Добрый день, уважаемые коллеги и гости конференции!

«Эффективные формы и методы  реализации ФГОС в рамках преемственности между дошкольным и школьным начальным образованием» 

Преемственность между дошкольным образованием и начальной школой – процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется ценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, которые служат основой успешности школьного обучения. В то же время школа, как преемник дошкольной ступени образования опирается на достижения ребёнка - дошкольника.  Обеспечение  успешности этого перехода - проблема единения усилий работников детского сада и начальной  школы.

  ФГОС дошкольного образования говорит о том, что основная задача детского сада заключается в формировании у детей предпосылок универсальных учебных действий. В этом и суть преемственности дошкольного и начального общего образования.

                Основная стратегия педагогов при осуществлении преемственности детского сада и школы в соответствии с ФГОС — «научить учиться». Причем желание и умение учиться начинают формировать не в школе, а в раннем дошкольном возрасте. С уходом детей из школы это желание получать знания не должно заканчиваться, оно в идеале сохраняется на протяжении всей жизни.

Очень важно, плавно и наиболее благоприятно  для психики ребенка провести переход между детским садом и школой. Многие родители убеждены, что раннее освоение программы первого класса облегчит их ребенку адаптацию, поможет хорошо учиться. Хотя на самом деле не так уж важно, насколько хорошо ребенок умеет читать или считать. Главное — сформированы ли у старших дошкольников предпосылки учебной деятельности, развиты ли качества психики, значимые для учебы в школе.

В основе ФГОС лежит обучение ребенка умению самостоятельно добывать знания. Обоснованность деятельностного подхода подтверждается научными исследованиями, утверждающих, что любые знания могут лежать мертвым грузом, если ребенок не может их применить.

«Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я пойму, дай попробовать — и я запомню». Информация, преподносимая педагогом, не должна восприниматься пассивно. Знания передаются дошкольникам не в готовом виде, а осваиваются ими в процессе совместной с воспитателем деятельности. Так развивается сотрудничество взрослого и ребенка, коммуникативные способности детей. У дошкольников формируют психологические качества, облегчающие овладение учебной деятельностью:

  • инициативность,
  • самостоятельность,
  • креативность,
  • любознательность,
  • произвольность. 

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком» - говорил Л.С.Выготский. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка

Переход между периодом дошкольного детства и началом обучения в школе очень сложен. Не напрасно в первом классе уделяется так много внимания адаптации детей. Преемственность детского сада и школы помогает сделать образовательную среду единым целым.

Методы и формы обеспечения преемственности на пороге школы

При правильно организованном плавном переходе в школу и родители, и дети всегда могут рассчитывать на полную информацию о том, что их ожидает, на квалифицированную помощь и поддержку  и педагогов.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами ДОУ и школы. На схеме представлена организация работы по преемственности обучения и воспитания на базе детского сада и МБОУ Сулхаринская СОШ.

        Создавая преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение детей детского сада и начальной школы в целостный педагогический процесс необходимо строить его на единой организационной, методической, психодиагностической и развивающей основе. Для этого ежегодно педагогами всех ступеней образования разрабатывается совместный план работы. К примеру, план работы за 2022-2023 учебный год. В план входят 5 групп мероприятий: административная работа, методическая работа воспитателей и учителей 1 классов, физкультурно-оздоровительные мероприятия, работа с детьми, работа с родителями.

План работы по преемственности

Мероприятия  

Примерные сроки

Место проведения

Ответственный

Совместное совещание по планированию работы на учебный год

Конец августа

Школа  

Линейка, посвященная Дню знаний

1 сентября

Школа  

Совместное физкультурное мероприятие «Будем сильными, ловкими, смелыми!»

сентябрь

Школа  

Тестирование «Готовность первоклассников к школе»

сентябрь

Школа  

учитель 1 класса

Анкетирование родителей учеников 1 класса

сентябрь

Школа

учитель 1 класса

Посещение воспитателем разновозрастной группы уроков в 1 классе              ( классно- обобщающий контроль в 1 классе)

октябрь

Школа  

Праздник « Мы теперь не просто дети, мы теперь -  ученики»

Конец 1 четверти

Школа  

учитель 1 класса

Новогодний утренник

Конец декабря

Школа, детский сад

учителя начальных классов, воспитатель детского сада

Родительский лекторий  «Психологические особенности детей младшего школьного возраста»

Январь

Школа

Учитель  начальных классов

Спортивный праздник «Зимние забавы»

февраль

Школа, детский сад

учителя начальных классов, воспитатель детского сада

Масленица

февраль

Дом культуры, школа, детский сад

Работники клуба

учителя начальных классов, воспитатель

День открытых дверей в школе

апрель

Школа

школа

День открытых дверей в детском саду

апрель

Детский сад

воспитатель

Посещение занятий в  подготовительной группе

весенние каникулы

Детский  сад

учитель 1 класса

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников

апрель

Школа

учитель 1 класса

Определение уровня ориентирования будущего первоклассника в окружающем пространстве.

апрель

Детский  сад

Воспитатель

Акция «Бессмертный полк»,

Конкурс чтецов « Наша Победа»

Участие в праздничном концерте ко Дню Победы

Оформление выставки детского изобразительного творчества « Спасибо за мир»

Участие в выставке военной техники

Май

Дорога  «Школа - Сквер Памяти воинов ВОВ»

Воспитатель,

учителя

Линейка, посвященная Последнему звонку

25 мая

Школа

Международный День защиты детей

1 июня

Школа, детский сад

Учителя,

воспитатель

Организация летнего отдыха будущих первоклассников

июнь

Школа  

Учитель 1 класса

Совместное спортивно-развлекательное мероприятие «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

июнь

Игровая  площадка

Воспитатель, учитель 1 класса

Работа с педагогами включает:

  • посещение воспитателями уроков в первом классе и учителями — образовательной деятельности в детском саду;
  • анализ диагностики психологической готовности к школьному обучению выпускников детского сада;
  • анализ результатов адаптации первоклассников к школьному обучению;
  • проведение совместных семинаров, мастер-классов, «круглых столов»;

Слайд  На  1 и 2 фотографиях проведение  праздника  « До свидания, детский сад!»

Проведение игр для развития внимания и памяти « Нос, нос, рот», « Кто  за  кем?», « Будь внимателен»

На всех фотографиях запечатлены моменты взаимопосещений уроков и мероприятий педагогами школы и детского сада.

  • На занятиях в детском саду используются практические методы - работа в паре, пальчиковые игры, проведение опытов: « Надуй шар»
  • « Дождевые облака»
  • Опыты с красками «Волшебная лаборатория»

На следующей фотографии- в старшей группе проводится исследовательская работа « Какие бывают хвоинки у сосны и ели?» 

Слайд Опытно - экспериментальная деятельность
« Путешествие в страну красок»

Очень эффективно используются  словесные методы - игры, чтение, рассказывание

Наглядный метод: использование ИКТ, показ способов действий, показ образцов и целевые прогулки.

Учащиеся школы и воспитанники детского сада – активные участники многочисленных акций: гражданско - патриотических, экологических, оздоровительных.

На следующем слайде воспитанники старшие дошкольники с учащимися школы на митинге 9 мая « День Победы» у памятника.

Также воспитанники детского сада с учащимися школы  принимают активное участие в праздничном концерте, посвящённом Дню Победы.

Учащиеся школы и воспитанники детского сада – активные участники многочисленных

акций: гражданско - патриотических, экологических, оздоровительных.

В своей работе мы используем следующие формы работы с дошкольниками:

  • экскурсии в школу с посещением спортивного зала, класса, библиотеки, столовой и т.д.;
  • знакомство с учителями и учениками начального звена, совместные мероприятия, проекты с ними;
  • проведение совместных спортивных мероприятий дошкольников и первоклассников  и совместных праздников (праздник первого звонка, праздник букваря);
  • участие детей в адаптационных занятиях с учителями начальной школы;

          подготовка совместных театральных представлений, выставок        художественных работ. 

     • участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

выставки рисунков и поделок, сделанных детьми начальной школы школы и ДОУ;

Слайд 1-2 « Дети имеют возможность посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками,т знакомятся с библиотекой, с классным кабинетом, спортивным залом. Такие посещения дают личностную и социально- психологическую готовность детей к школе.

Проводится методическая работа:

совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

 семинары, мастер-классы;

 • круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

• коммуникативные тренинги для воспитателей, и учителей;

 проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

 открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

 педагогические и психологические наблюдения.

На фотографиях - моменты реализации программы по формированию духовно-нравственной культуры дошкольников и учащихся начальной школы ( 4 фото)

Взаимодействие с родителями   через:

  • дни открытых дверей в школе и в детском саду;
  • встреча  с будущими  учителями;
  • консультирование на актуальные темы педагогами;
  • совместные родительские собрания;
  • анкетирование  родителей;
  • информирование родителей о результатах адаптации первоклассников к школьному обучению;

            Родительское собрание на тему психологической готовности к школе.

Слайд  Учителем 1 класса была оказана методическая помощь в оформлении тематических выставок для родителей ДОУ «Скоро в школу», «Готовим руку к письму» и др.  Я была участником совместного родительского собрания в ДОУ «Что должен знать и уметь будущий первоклассник».

Наши первоклассники приглашали воспитанников подготовительной группы на праздник «Прощание с Азбукой». Вместе с учащимися мы с удовольствием готовили и проводили мероприятие для воспитанников ДОУ по пожарной безопасности «Помоги другу», показывали с моими выпускниками музыкальную сказку К.И.Чуковского «  Муха-Цокотуха», русскую народную сказку « Репка».  Первоклассники рисовали на тему «Моя любимая школа» и писали «Письмо будущему первокласснику», а затем передавали это в ДОУ, где была организованна выставка рисунков, а воспитатели читали письма воспитанникам подготовительной группы.

Слайд - схема. Подводя итог своему выступлению, хочу отметить, что работа по организации преемственности должна проводиться педагогическими коллективами детского сада и школы совместно и системно. Только заинтересованность обеих сторон и родителей, позволит по-настоящему решить проблему преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным, что является необходимым условием преемственности в системе непрерывного образования в условия реализации ФГОС. И, наконец-то, две ступени образования будут действовать  в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении. А закончить свой доклад хочу словами Василия Александровича Сухомлинского ( на слайде)  «...Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера... Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений...»

В преддверии нового учебного года хочется пожелать, чтобы  этот учебный год принес вам новые победы и достижения. Пусть каждый проведенный Вами урок и занятие станет для детей новой страничкой в Книге жизненных открытий! Здоровья Вам, долголетия, умных и способных учеников и воспитанников,  ярких успехов в нелегком, но таком важном труде – воспитании человека!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Обеспечение условий для реализации ФГОС в рамках модернизации муниципальной системы образования"

Одним из основных направлений модернизации современной школы стало введение стандарта нового поколения.  Введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом.     ...

Эффективные формы и методы работы с родителями обучающихся с ОВЗ

Главная цель   в работе педагога с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья– помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социаль...

практико-значимая работа по курсу «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения» на тему: Тема: «Эффективные формы и методы для проектной и

Проектно- исследовательская работа по теме: "Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы.Технология для проекной и исследовательской деятельности...

Эффективные формы реализации ФГОС в рамках преемственности между дошкольным и школьным начальным образованием

Преемственность между дошкольным и школьным начальным образованием рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка....

"Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения" (Выступление на МО учителей начальных классов)

Правильно организованная работа по развитию познавательных способностей является основой успешного формирования более сложных умений в соответствующей области в средних и старших классах...