Рабочая программа коррекционного курса "Коррекционно-развивающие занятия" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.
рабочая программа (4 класс)

Быкова О.А.

      Актуальность и практическая значимость программы курса «Коррекционно-развивающие занятия» состоит в формировании общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общепринятыми нравственными и социокультурными ценностями развитие необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.

Цели коррекционно-развивающих занятий с учетом специфики учебного предмета:

  • обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы;
  • формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

         Задачи и направления:

— формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими;

— представления о собственном теле;

— распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;

— соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

— отнесение себя к определенному полу;

— развитие способности осознавать и выражать свои интересы;

— формировать представления о возрастных изменениях;

— формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям;

— формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;

— формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;

— формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);

— формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;

— формировать умения обслуживать себя;

— формировать умения следить за своим внешним видом; 

-   формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности;

— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

— развитие собственной активности ребенка;

— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

— формирование и развитие целенаправленных действий;

— развитие планирования и контроля деятельности;

— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач;

— развитие зрительного восприятия;

— развитие зрительного и слухового внимания;

— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

— формирование и развитие реципрокной координации;

— развитие пространственных представлений;

— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Актуальность программы.

      Актуальность и практическая значимость программы курса «Коррекционно-развивающие занятия» состоит в формировании общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общепринятыми нравственными и социокультурными ценностями развитие необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.

Рабочая программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016);
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
  • Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа – интернат № 1»;
  • Учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2023-2024 уч. год;
  • Годовым календарным учебным планом – графиком КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №1» на 2023-2024 уч. год.

Цели коррекционно-развивающих занятий с учетом специфики учебного предмета:

  • обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы;
  • формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

         Задачи и направления:

— формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими;

— представления о собственном теле;

— распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;

— соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

— отнесение себя к определенному полу;

— развитие способности осознавать и выражать свои интересы;

— формировать представления о возрастных изменениях;

— формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям;

— формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;

— формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;

— формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);

— формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;

— формировать умения обслуживать себя;

— формировать умения следить за своим внешним видом;

формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности;

— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

— развитие собственной активности ребенка;

— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

— формирование и развитие целенаправленных действий;

— развитие планирования и контроля деятельности;

— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач;

— развитие зрительного восприятия;

— развитие зрительного и слухового внимания;

— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

— формирование и развитие реципрокной координации;

— развитие пространственных представлений;

— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА.

Коррекционно-развивающие занятия направлены на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста. действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Коррекционно-развивающие занятия» обозначен как самостоятельный курс, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). На его изучение в 4 классе отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебных недели.

  1. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА.

Ценностные ориентиры учебного предмета соответствуют основным требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
  • человечность (принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);
  • личность (саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору);
  • честь;
  • достоинство;
  • свобода, социальная солидарность (свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
  • справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство (личная и национальная);
  • доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);
  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их, даже вопреки собственным интересам);
  • дружба;
  • здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);
  • труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
  •  наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

        Личностные результаты: 

1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;

14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.

     Межпредметные результаты: 

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

3) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;

7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

     Предметные результаты:

 1) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

2) овладение основами грамотного письма;

3) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;

4) формирование умения осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;

5) овладение навыком правильного звукопроизношения в речевом потоке.

Базовые учебные действия.

Личностные учебные действия

  • испытывать чувство гордости за свою страну;
  • гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других обучающихся;
  • адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи;
  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны

Коммуникативные учебные действия

  • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых),
  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
  • использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач,
  • использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач

Регулятивные учебные действия

  • принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
  • обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
  • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия

  • дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию, использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА.

Содержание курса состоит из следующих разделов:

Программно-методический материал включает 5 разделов:

- зрительное восприятие;

- слуховое восприятие;

- кинестетическое восприятие;

- восприятие запаха;

        - предметно-практические действия.

Программно-методический материал включает 2 раздела:

«Действия с материалами», «Действия с предметами».

  1. Календарно-тематический план коррекционного курса

«Коррекционно-развивающие занятия», 68 часов.

п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Дата

Виды деятельности обучающихся

Зрительное восприятие «Фонарики»

1

Удержание взгляда на движущемся и неподвижном светящимся предмете. Игра «Фонарики». Наблюдение за горящей свечой.

Зрительное восприятие Игра «Что пропало?»

1

Фиксация взгляда на предмете, запоминание ряда предметов, наблюдение «Чего не стало»

Зрительное восприятие «Куда поехала машина»

1

Фиксация взгляда на движущемся предмете. Игра маленькими машинками на коврике с дорожками.

Зрительное восприятие «Чья тень?».

1

Дидактическая игра «чья тень»

Умение соотносить тень предмета и животного с его изображением.

Зрительное восприятие «Маленький –большой, поменьше, побольше)

1

Слушание сказки «Три медведя» Лепка тарелочек для медведей.

Слуховое восприятие «Угадай звук»

1

Слушание звучание инструментов, угадывание, что звучит.

Слуховое восприятие «Язык животных»

1

Слушание звуки животных, угадывание, показ по карточкам, соотношение звука и карточки.

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога).
Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед—поворот направо—один шаг назад и т.д.)

1

Слушание учителя, выполнение действие по инструкции

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание)

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Рисование бордюров по образцу. Графический диктант (зрительный и на слух)

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий на слух

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике объемной и рваной аппликации

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Кинестетическое восприятие «Медвежата в гостях»

1

Кинестетическое восприятие «Меховой и бумажный мишка»,

Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий)

Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

 Развиваем память. Магазин одежды.

1

Обучение навыку подбирать пару к вещам.

Альтернативная коммуникация: знакомство с художественными произведениями

1

Просмотр мультфильма « 12 месяцев», «Сказка о золотом петушке»

Ориентация в пространстве. Лево-право

1

Игра «солдатики»

Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы). Игры с сюжетной мозаикой.

1

Беседа, работа с сюжетными картинками, выполнение заданий по образцу

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает...(пушистое)»

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи»

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по образцу

Предметно-практическая деятельность. Игрушки – матрешки.

1

Действие с разборно-сборными игрушками.

Зрительное восприятие. Разноцветные пирамидки.

1

Собирание пирамидок, собирание пирамидки по образцу. Мозаика по образцу

Совершенствование зрительно-двигательной координации руки глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу

1

Беседа, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по образцу

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок). Дидактическая игра «Что изменилось?»

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по образцу

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.  Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай также»)

1

Беседа, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по образцу

«Лесные животные»

1

Кто в лесу живет? Беседа о лесных животных, активных в разное время суток.

Предметно-практическое восприятие.

1

Рвем бумагу и складываем ее в коробку.

Альтернативная коммуникация: «Кукла Катя хочет…спать…есть и т.д.»

1

Производит манипуляции с игрушками

(укладывает спать, кормит, поит).Умеет– играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.)

Предметно-практическое восприятие

Пересыпание гороха, крупы.

Двигательное развитие «Прокати мячик по дорожке»

1

Игра «Кегли»

Альтернативная коммуникация: «Назови одним словом»

Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Двигательное развитие «Кошка и воробушки»

1

Подвижные игры на свежем воздухе.

Зрительное восприятие. Разноцветные палочки

1

Игра со счетными палочками. Выкладывание по образцу.

Предметно-практическая деятельность: Бусы маме.

1

Делаем бусы из макарон.

Предметно-практическая деятельность: поделки из пластилина

Умеет отщипывать пластилин пальцами, раскладывать кусочки по тарелочкам (зеленые кусочки в зеленую тарелочку, желтые кусочки в желтую тарелочку

Пространственные представления

1

«Экскурсия по пришкольному участку», наблюдение, слушание учителя.

Птицы. Зимующие птицы.

1

Изучение зимующих птиц, раскрашивание по теме.

Развиваем зрительную память. Найти одинаковый предмет.

1

Дидактическая игра «Найди такой же»

Кинестетическое восприятие. Чудесный мешочек.

1

Вынимание из мешочка различных предметов, на ощупь угадывание данного предмета.

Предметно-практическая деятельность. Аппликация «Снежинки»

1

Аппликация. Намазывание и приклеивание деталей.

Предметно-практическая деятельность. Аппликация «Снежная баба»

Аппликация. Намазывание и приклеивание деталей.

Двигательное развитие. Зимние забавы

1

Игры на свежем воздухе.

Формирование математических представлений.  Шишки в корзинке.

1

Сравнение совокупности предметов по количеству путем составления пар.

Слуховое восприятие. «Птичьи голоса»

1

Слушание пения птиц. Слушание педагога, рассказывающего о птицах.

Предметно-практическая деятельность «Пазлы»

1

Собирание пазлов из 2-5 частей. Собирание разрезной картинки.

Транспорт

1

Различение транспорта. (пожарная машина, скорая помощь, трактор, грузовик, автобус) Игра «Гараж». Умение заехать машинкой в ворота гаража. Работа с карточками, раскрасками

Транспорт

1

Водный транспорт. Аппликация «Кораблик». Работа с карточками, раскрасками

Транспорт

1

 Наземный транспорт: общественный, личный. Игра «Едем на автобусе». Работа с карточками, раскрасками

Транспорт

1

Воздушный транспорт. Работа с карточками, раскрасками. Игра «Самолеты»

Конструирование из крупных  деталей

1

Конструирование из крупных деталей. «Мост» «Гараж»

Дидактическая игра «Одуванчики»

1

Артикуляционная гимнастика.

Обучение штриховке и обведению по контуру.

1

Обучение штриховке и обведению по контуру.

Двигательное развитие. Прощай, зимушка-зима.

1

Игры на свежем воздухе

Положительные эмоции. От улыбки станет всем светлей.

1

Игры «Смешилки»

Отрицательные эмоции. «Я ушел в свою обиду»

1

Слушание учителя. Просмотр видеоматериалов.

 Предметно-практическая деятельность. Чудесное дерево из природных материалов.

1

Коллективная работа «Аппликация «Дерево»

 Приклеивание листочков и цветочков»

Альтернативная коммуникация.  «Ролевая игра : У доктора»

1

Ролевая игра «Больничка»

Игра «Различи по запаху»

1

Учимся различать запахи: лимон, кофе, духи, лук, чеснок, апельсин, банан.

Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета)

1

Беседа, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т.д.)

1

Беседа, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку

1

Беседа, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Составление сериационного ряда из  4—5 кругов разной насыщенности одного цвета

1

Беседа, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Узнавание предмета по его отдельным частям.
Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов

1

Работа по сюжетным картинкам, предметным картинкам, работа с напечатанными дидактическими играми

Определение направления звука в пространстве (справа—слева—спереди—сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук»

1

Беседа, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). Дидактическая игра «Прерванная песня»

1

Беседа, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона, темпу. Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы—барабанщики»

1

Беседа, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Перечень имеющегося дидактического (демонстрационного) оборудования

- предметы   для   нанизывания   на   стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины, пирамидки);  

- звучащие   предметы   для   встряхивания;

-  предметы   для   сжимания (мячи   различной̆   фактуры, разного   диаметра);

-  вставления (стаканчики одинаковой̆ величины);

- различные   по форме, величине, цвету   наборы   материала (пуговицы, ракушки, шишки, засушенные листья);

- наборы   предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.); 

- пазлы, (из   2-х, 3-х, 4-х частей̆ (до   10);

- мозаики;

- пиктограммы   с   изображениями   занятий моментов и др. событий;

- волшебные мешочки (наполняемость по мере изучения новой темы);

- лото ассоциации;

- деревянные конструкторы;

- шнуровка: обувь, животные, природа;

- счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек;

- обводка по точкам;

- разборные деревянные машинки, деревянные ворота, нарисованная дорога, игрушечные самолеты;

- мягкие пазлы вкладыши (домики, животные, геометрические фигуры);

- мягкая основа для мозаики:

- прищепки, основы для прищепок;

- деревянный ящик с песком, образцы рисунков для песка;

- нарисованная настенная наглядность 1.5*2.00 м. (деревья большие и маленькие, одно-много, домики, печки и т.д.)

Оборудование класса, ТСО

Наименование

Кол-во

1

Доска школьная

1

3

Стол однотумбовый

1

4

Стул

4

5

Стол ученический

10

6

Стул ученический

9

7

Шкаф для хранения пособий и материалов

4

8

Монитор

3

9

Системный блок

3

10

Клавиатура

3

11

Мышь оптическая

3

12

Принтер цветной

1

13

Интерактивная доска

1

14

Проектор

1

15

Диван

1

16

Набор мебели (стенка)

1

Литература:

  1. Безруких М.М. Знаете ли вы своего ученика? /М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М.: Просвещение, 1991. – 179с.
  2. Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.
  3. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьника. /К.М. Гуревич. – М.: Дрофа, 1988. – 244 с.
  4. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И Лубовского, Н. А. Ципиной. – М., 1984.
  5. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999. – №6 – с.25-29.
  6. Елфимова Н.В. Диагностики и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. /Н.В. Елфимова. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с.
  7. Зобков В.А. Психология отношения и личности учащегося. /В.А. Зобков. – Казань, 1992. – 127 с.
  8. Залевский Г.В., Галажинский Э.В., Бохан Т.Г. Психическая ригидность как фактор школьной дезадаптации учащихся младших классов: диагностика, коррекция, профилактика. – Томск: Изд. Томского университета, 1999.–128 с.
  9. Ледина В.Ю. ИБИС. Игровое биоуправление и саморегуляция. Антистрессовый тренинг для детей и подростков: метод. пособие. – СПб., 2000.
  10. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. / Н.А. Менчинская. – М.: Просвещение, 1989. – 311 с.
  11. Мухина В.С. Детская психология. / В.С. Мухина. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 352 с.
  12. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. / Р.В. Овчарова. – М.: Просвещение, 1995. – 201 с.
  13. Основы специальной психологии: Учеб. пособие/Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. ; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 480 с.
  14. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.
  15. Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания / С.Н. Токарева. – М.: МГУ, 1989. – 97 с.
  16. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр “Академия”, 1996. – 336 с.
  17. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Карусель» для 2 класса с легкой умственной отсталостью ФГОС ОО УО вариант 1

Общая характеристика программы «Карусель» Данная программа ориентирована на обучающихся начальных классов и  относится к образовательной  программе, ориентированной на дости...

Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с рабочей тетрадью для реализации в 1-4 классах.

В программе коррекционно-развивающих занятий определены основные направления коррекционной работы:- развитие мышления;- развитие познавательной деятельности;- двигательная и сенсомоторная координация...

Рабочая учебная программа по предмету "Домоводство" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью (вариант 2).

Актуальность предмета  «Домоводство» заключается в том, что обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки ...

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительная деятельность" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.

   Актуальность и практическая значимость программы состоит в том, что «Изобразительная деятельность» занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя разви...

Рабочая учебная программа по предмету "Окружающий природный мир" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.

   Актуальность предмета «Окружающий природный мир» заключается в том, что в процессе формирования представлений о живой и неживой природе ребенок...

Рабочая программа коррекционного курса "Предметно-практические действия" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.

  Актуальность коррекционного курса "Предметно-практические действия" заключается в  формировании целенаправленных произвольных действий с различными предметами и матер...

Рабочая программа учебного предмета "Речь и альтернативные коммуникации" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.

   Актуальность предмета «Речь и альтернативная коммуникация» заключается в необходимости формирования коммуникативных и речевых навыков с использовани...