СДО тест по русскому языку, тема "Слово. Предложение. Текст. Гласные и согласные звуки и буквы". 3 класс
материал (3 класс)

Горбунова Наталья Николаевна

СДО  тест по русскому языку, тема "Слово. Предложение. Текст. Гласные и согласные звуки и буквы". 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Предмет:

Русский язык

Класс:

3

Темы:

Слово. Предложение. Текст. Гласные и согласные звуки и буквы.

Учебник:

Русский язык. 3 кл.: учеб./ Т.Г.Рамзаева. –1 8-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2012. – 95, [1] с.: ил.

Время проведения:

После изученных тем

Вид тестирования:

Стартовое.

Разработчик:

Горбунова Н.Н. Учитель начальных классов МОУ «ЕСОШ №2»

Критерии:

высокий уровень мышления

41–54 балла;

средний уровень мышления

27–40 баллов;

низкий уровень мышления

26 баллов и менее.


Вариант 1

Субтест № 1. ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ

Продолжите предложение, выбрав правильный вариант ответа.

1.

Гласных букв в русском языке:

A — 6;                        B — 10;                        C — 5.

1 б.

2.

Слов, которое  в предложении отвечает на вопросы  кто? что? и обозначает  предмет, подчеркивается…

А — двумя чертами;                

B — волнистой линией;                

C — одной чертой.

1 б.

3.

Букв больше, чем звуков в слове…

A — коньки;        B — ёлка;                          C — иней.

1 б.

4.

Всегда мягкие согласные звуки…

A — [ж],[ш],[ц];                B — [м],[н],[л];        C — [ч],[щ],[й].

1 б.

5.

Слово, содержащее только звонкие согласные звуки …

A — ваза;                 B — река;                C — стол.

1 б.

6.

Слово, правильно разделенное для переноса…

A — ли-ния ;          B — у-тюг ;        C —  зме-я.

1 б.

Итого: 6 баллов.

Субтест № 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Отметьте знаком «+» правильное содержание понятия и знаком «–» — неправильное.

1.

Текст – определённая последовательность предложений, связанных по смыслу.

1 б.

2.

Восклицательное предложение- предложение, которое содержит вопрос.

1 б.

3.

Буквы –  знак для письменного обозначения звуков.

1 б.

4.

Звонкие согласные звуки – это согласные звуки, которые произносятся при помощи голоса и шума.

1 б.

5.

Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и  отвечает на вопросы что делает? что делают?

1 б.

6.

Предлог – это слово, которое пишется со следующими  словами слитно.

1 б.

Итого: 6 баллов.

Субтест № 3. ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Найдите лишнее понятие и объясните свой выбор.

1.

A — Е;

B — Ё;

C — И.

1–3 б.

2.

A — мягкий согласный;

B — согласный;

C — твёрдый согласный.

1–3 б.

3.

A — [Ш];

B — [Х];

C — [Ц].

1–3 б.

4.

А — один;

В — стол;

С — карп.

1–3 б.

5.

A — лук;

B — лак;

C —  люк.

1–3 б.

6.

A —  [Ж]

B — [У]

C — [Ы]

1–3 б.

Итого: 6–18 баллов.


Субтест № 4. ОБОБЩЕНИЕ

Обобщите понятия, указав ближайшее родовое понятие.

1.

Гласные звуки, согласные звуки.

1–2 б.

2.

Для, от.

1–2 б.

3.

О, П.

1–2 б.

4.

[Р’],[П’].

1–2 б.

5.

Ударные звуки, безударные звуки.

1–2 б.

6.

Стол, солнце.

1–2 б.

Итого: 6–12 баллов.

Субтест № 5. АНАЛОГИЯ

Из трех понятий, указанных под буквами A, B, C, выпишите только одно, которое находится в том же отношении, что и в паре исходных понятий.

№ 

Исходные понятия

Данные понятия

Баллы

1.

Животное — собака.

 Гласные буквы— …

        A — буквы;

        B — Е, И,Ы;

        C — согласные буквы.

2 б.

2.

 Дом—дверь.

Предложение — …

        A — слово;

        B — текст;

        C —законченная мысль.

2 б.

3.

Зима — лето.

 Ударные звуки— …

        A — [а́];

        B — безударные звуки;

        C — звуки.

2 б.

4.

 1 час—   60 мин.

 Азбука— …

        A — буквы;

        B — алфавит;

        C — Старославянская азбука.

2 б.

5.

 Дерево — ветка.

 Слово— …

        A — «жизнь»;

        B — предложение;

        C — буква.

2 б.

6.

 Колокольчик— цветок.

Гласный звук — …

        A — согласный звук;

        B —звук;

        C — [а].

2 б.

Итого: 12 баллов.

Всего: 36–54 балла.


Вариант 2

Субтест № 1. ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ

Продолжите предложение, выбрав правильный вариант ответа.

1.

Шипящий звук в слове…

A — пища;                        B — яйцо;                        C — снег.

1 б.

2.

Гласных звуков в русском языке…

A — 6;                        B — 10;                        C — 5.

1 б.

3.

 Слово, которое отвечает  на вопросы что делает? что делают? и обозначает действие предмета,  подчеркивается…

A — одной чертой;

B — двумя чертами ;        

С— волнистой линией.

1 б.

4.

Гласные звуки, указывающие на мягкость согласного звука…

A — е, ё, у ;                B — ё, и, э;                C — ё, и, ю.

1 б.

5.

Слово, правильно разделённое на слоги,…

A — цвет-очк-и;                B — я-го-да;                C — ак-у-ла.

1 б.

6.

Всегда твёрдые согласные звуки…

 A — [ж],[ш],[ц];         B — [м],[н],[л];         C —[ч],[щ],[й] .        

1 б.

Итого: 6 баллов.

Субтест № 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Отметьте знаком «+» правильное содержание понятия и знаком «–» — неправильное.

1.

Вопросительное предложение - предложение, которое содержит вопрос и в конце которого ставится вопросительный знак.

1 б.

2.

Буквы – это письменное обозначение звуков.

1 б.

3.

Глухие согласные звуки – звуки, которые произносятся при помощи голоса и шума.

1 б.

4.

 Имя прилагательное – часть речи, которая отвечает на вопросы  какой? какая? какие? и обозначает признак предмета.

1 б.

5.

Ударение – это выделение силой голоса определённого гласного звука.

1 б.

6.

Текст – определённая последовательность предложений.

1 б.

Итого: 6 баллов.

Субтест № 3. ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Найдите лишнее понятие и объясните свой выбор.

1.

A — Э;

B —  З;

C — Н.

1–3 б.

2.

A — го́рка;

B — ни́тка;

C — свеча́.

1–3 б.

3.

A — ударный звук;

B — гласный звук;

C — безударный звук.

1–3 б.

4.

A — [У];

B — [Д];

C — [П].

1–3 б.

5.

A — [Й];

B — [Р];

C — [Ч].

1–3 б.

6.

A — Ь;

B — И;

C — Ъ.

1–3 б.

Итого: 6–18 баллов.


Субтест № 4. ОБОБЩЕНИЕ

Обобщите понятия, указав ближайшее родовое понятие.

1.

Глухие  звуки, звонкие звуки.

1–2 б.

2.

Ю, О.

1–2 б.

3.

[А], [Д].

1–2 б.

4.

Ударные звуки, безударные звуки.

1–2 б.

5.

[К], [Ф].

1–2 б.

6.

Поёт, мечтает.

1–2 б.

Итого: 6–12 баллов.

Субтест № 5. АНАЛОГИЯ

Из трех понятий, указанных под буквами A, B, C, выпишите только одно, которое находится в том же отношении, что и в паре исходных понятий.

№ 

Исходные понятия

Данные понятия

Баллы

1.

Квадрат — равные стороны.

Предложение — …

        A —законченная мысль ;

        B — слово;

        C — текст.

2 б.

2.

 Дверь— ручка.

 Текст— …

        A — предложение;

        B — законченная мысль;

        C — текст-повествование.

2 б.

3.

 Молодость— старость.

 Гласные звуки— …

        A — звуки;

        B — согласные звуки;

        C — буквы.

2 б.

4.

 Декабрь—январь.

 Звонкие звуки— …

        A — звуки;

        B — [з];

        C — твёрдые звуки.

2 б.

5.

 Дерево — берёза.

  Согласные буквы— …

        A — К, С, Ф;

        B — алфавит;

        C — гласные буквы.

2 б.

6.

 День—ночь.

 Ударные звуки— …

        A — [а́];

        B — безударные звуки;

        C — звуки.

2 б.

Итого: 12 баллов.

Всего: 36–54 балла.


КЛЮЧИ К СУБТЕСТАМ

Вариант 1

Субтест № 1. Осведомленность.

1

2

3

4

5

6

В

С

В

С

А

С

Субтест № 2. Определение понятий.

1

2

3

4

5

6

+

-

+

+

+

-

Субтест № 3. Деление понятий.

1.

Лишнее понятие — буква И (С), т.к. обозначает один звук, а Е (А) и Ё (В) могут обозначать один или  два звука (по количеству обозначаемых звуков).

2.

Лишнее понятие — согласный (В), т.к. по родо–видовому отношению является родом, (А) и (С) его виды.

3.

Лишнее понятие — [Х] (В), т.к. может обозначать как мягкий согласный звук, так и твёрдый согласный звук, а звуки [Ш] (А) и [Ц] (С) всегда обозначают твёрдый согласный звук ( по способности образовывать пару по твёрдости – мягкости) .

4.

Лишнее понятие — один (А), т.к. в данном слове два слога, а в словах стол (В) и день (С) – один (по количеству слогов в слове).

Лишнее понятие – один (А), т.к. по букве в начале слова оно начинается с гласной буквы, а стол (В) и карп (С) с согласной буквы.

5.

Лишнее понятие —  люк (С), т.к.  по особенностям произношения это слово с первым мягким согласным звуком [л'], а в словах лук и лак первый согласный звук твёрдый [л].

6.

Лишнее понятие — [Ж] (А), т.к. это согласный звук, а [У] и [Ы] – гласные звуки (по наличию способу образования).

Субтест № 4. Обобщение понятий.

1.

Звуки.

2.

Предлоги.

3.

Буквы.

4.

Мягкие согласные звуки.

5.

Гласные звуки

6.

Слова – предметы (имя существительное).

Субтест № 5. Аналогия.

1

2

3

4

5

6

В

А

В

В

С

 В


Вариант 2

Субтест № 1. Осведомленность.

1

2

3

4

5

6

А

А

В

С

В

А

Субтест № 2. Определение понятий.

1

2

3

4

5

6

+

+

-

+

+

-

Субтест № 3. Деление понятий.

1.

Лишнее понятие — буква Э (А), т.к.  по соотношению с обозначаемым звуком является гласной буквой,  а З (В) и Н (С) –  согласные буквы.  

2.

Лишнее понятие — свеча (С), т.к. ударение в слове падает на второй слог, а в словах горка (А) и нитка (В) – на первый слог (по расположению ударного слога).

Лишнее понятие – свеча (С), т.к. по наличию безударной гласной в корне является безударной, а горка (А) и нитка (В) такими не являются.

3.

Лишнее понятие —  гласный звук (В), т.к. по родо – видовому отношению является родом, ударный звук (А) и безударный звук (С) - его виды.

4.

Лишнее понятие —  —[У] (А), т.к. это гласный звук, а [Д] (В) и [П] (С) согласные звуки (по способу образования).

5.

Лишнее понятие — [Р] (В), т.к  может обозначать как мягкий согласный звук, так и твёрдый согласный звук, а [Й’] и [Ч’] всегда обозначают мягкий согласный звук ( по способности образовывать пару по твёрдости – мягкости) .

Лишнее понятие — [Ч] (С), т.к. является глухим согласным звукам, а [Й] и [Р] являются звонкими согласными звуками (по участию голоса).

6.

Лишнее понятие — И (В), т.к. является гласной буквой, а Ь (А) и Ъ (С) не относятся ни к гласным, ни к согласным буквам (по способности обозначать звук).

Лишнее понятие — Ъ (С), т.к. на письме обозначает твёрдость согласного  звука, а Ь (А) и И (В) мягкость  согласного звука (по способности смягчать предыдущий согласный звук).

Субтест № 4. Обобщение понятий.

1.

Согласные звуки.

2.

Гласные буквы.

3.

Звуки.

4.

Гласные звуки.

5.

Твёрдые согласные звуки, глухие согласные звуки.

6.

Слова – действия (глагол).

Субтест № 5. Аналогия.

1

2

3

4

5

6

А

А

В

С

А

В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гласные и согласные звуки и буквы, их различие. Урок во 2 классе

Цели: развивать умение распознавать звук и букву;        формировать первоначальные представления о роли звуков в различении смысла слов, умение сравнивать слова....

Конспект урока русского языка "Звуковой столбик. Гласные и согласные звуки" в 1 классе"

Урок по программе "Перспективная начальная школа" с использованием приёмов гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили. Урок разработан в рамках ФГОС, с формированием УУД....

Разработка урока-презентации «Гласные и согласные звуки и буквы».2 класс.

Цель: научить детей различать понятия гласные и согласные звуки и буквы.Задачи: развивать навыки языкового анализа и синтеза, закрепить умение определять место звука в слове, развивать фонематическое ...

Конспект урока русского языка для 2 класса на тему "Гласные и согласные звуки и буквы."

Данный урок помогает закрепить знания детей о гласных звуках и буквах....

Конспект урока по русскому языку на тему: «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»

Конспект урока по русскому языку на тему: "Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"...

Урок русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения". 2 класс

Презентация к уроку русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения". 2 класс. Школа России....