Проектирование современного урока по окружающему миру в 4 классе, реализующего системно-деятельностный подход в соответствии с требованиями ФГОС, в начальной школе.
статья

Шевякова Екатерина  Викторовна

Предварительный просмотр:

Проектирование современного урока по окружающему миру в 4 классе, реализующего системно-деятельностный подход в соответствии с требованиями ФГОС, в начальной школе.

При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом  общего образования становится формирование общеучебных   универсальных  умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Качество организации учебной деятельности на уроках является в настоящее время основным критерием в оценке успешности проведенного урока, а системно-деятельностный подход является методологической основой для современного урока.

   Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором обучающийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).  

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознавая при этом цель своей деятельности.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о

4) Принцип минимакса  – заключается в возможности  освоения содержания образования на максимальном для него уровне.

5) Принцип психологической комфортности  – создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, где ребенок осознает свое место в учебно-воспитательной деятельности.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

 Уроки учебно-деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы: 

  1. уроки «открытия» нового знания (ОНЗ);
  2. уроки рефлексии (Р);
  3. уроки общеметодологической направленности;
  4. уроки развивающего контроля.  

Технология системно-деятельностного метода предполагает следующую последовательность шагов на уроке:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний и предъявление проблемной ситуации.

3. Выявление места и причины затруднения. 

4. Построение проекта выхода из затруднения 

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 

7. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) 

Хочется отметить, что реализация системно-деятельностного подхода в полной мере не будет выполнена без применения личностно-ориентированного обучения. Деятельный подход предполагает постоянное и целесообразное обращение к личности ребенка, его отношение к тем или иным действиям и поступкам, основываясь на личном опыте,  его самоопределение. В каждой своей познавательной  деятельности ребенок должен видеть себя, понимать для чего он выполняет то или иное действие, формируя универсальные учебные действия. Системно-деятельностный подход  особенно целесообразно использовать  на уроках литературного чтения и окружающего мира, т.к. это одни из трудных для восприятия детьми предметов. Я предлагаю рассмотреть реализацию системно-деятельностного подхода на уроке окружающего мира. Этот предмет вносит особый вклад в развитие личности младшего школьника, что в ФГОС представлено как достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Общая характеристика курса.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Ценностные ориентиры содержания учебного курса.

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим.

Результаты изучения курса.

Личностные          

Метапредметные

Предметные

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
 
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Конспект урока по окружающему миру, 4 класс, ФГОС.

Тема: Земля-кормилица

Тип: изучение нового материала

Задачи:

  • познакомить учащихся с наиболее распространенными типами почв;
  • познакомить с природоохранной деятельностью человека;
  • показать значение почвы для растений и живых организмов.

Планируемые результаты

Предметные:

  • различать основные типы почв;
  • знать о мерах охраны почвы;
  • рассказывать о значении почвы для жизни на Земле

Метапредметные:

  • определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения;
  • работать в паре, в группе: актуализировать необходимые знания, пользуясь справочной литературой;
  • определять сходство и различие природных объектов;
  • извлекать информацию из дополнительной литературы.

Личностные:

  • понимать ответственность за сохранение объектов природы;
  • проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий;
  • определять личностный смысл учения.

Межпредметные связи: литературное чтение (выделение главной мысли из текста)

Ресурсы урока: Учебник 1 часть; рабоч. Тетрадь 1 часть; электронное приложение к учебнику, книга тестов.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

Мотивация познавательной деятельности

1)Предлагает учащимся выполнить тест по материалам дом. Задания

2) Предлагает поработать по карточкам

3) Предлагает прочитать название темы урока « ...-кормилица», пропущенное слово отгадать по загадке.

4) Предлагает полностью прочитать тему урока: Какой вопрос возникает?

-Как бы вы ответили на этот вопрос?

- Какую цель на уроке себе поставим?

1)Выполняют тест самостоятельно

2)записывают вопрос на карточке, снизу ответ, затем меняются карточками и отвечают на вопросы. (30 сек. Каждый)

Читают, отгадывают слово «земля»

Читают, приходят к  выводу: Почему землю называют кормилицей?

Высказывают предположения.

Актуализация необходимых знаний

1) В каком значении использовано слово земля?

2) Предлагает вспомнить, что такое почва и каково ее главное свойство, воспользовавшись учебником за 3 класс.

3) Предлагает вспомнить состав почвы.

4) Предлагает проверить себя по слайду на экране.

5) Предлагает подумать, будут ли отличаться почвы в разных природных зонах и почему?

Работают в группе ( поочереди 30 сек. каждый) приходят к выводу земля — почва.

Работают в паре с помощью учебника.

С помощью приема выписывают основные компоненты почвы ( 2 круга)

Проверяют, нужное добавляют.

Рассуждают в парах.

Высказываются вслух.

Организация познавательной деятельности

1) Предлагает поработать с учебником с. 160-161 и рабочей тетрадью с 74 №1

- Что узнали?

- На какие типы делятся почвы?

- Достаточно ли нам этой информации?

2) Предлагает самостоятельно прочитать доп. Информацию на цветных листочках, карандашом подчеркнуть главное и в группе обсудить.

3) Предлагает одному участнику от группы рассказать о своем типе почвы.

Самостоятельно читают текст учебника и карандашом подписывают картинки.

Отвечают вслух по одному.

Выполняют работу самостоятельно, по очереди обсуждают новую информацию.

Рассказывают. На слайде изображение типа почвы.

Физкультминутка (магическое число)

4) – Мы познакомились с типами почв, их свойствами, но не ответили на вопрос «Почему землю называют кормилицей?»

5) Предлагает послушать сказку «Волшебная кладовая»

Положишь в волшебную кладовую горстку зерна — получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину — вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовется она - земля. Да, только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: все у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зерна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы,ржи. Вот так стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.

- Что называют волшебной кладовой?

- Что произойдет если почвы вдруг не станет?

6)Предлагает прочитать материал учебника с.162-163

- Что необходимо делать для защиты почвы?

Слушают сказку, отвечают на вопросы.

Рассуждают в парах (30 сек. Каждый)

Читают самостоятельно

Устно отвечают, проверяют ответы по слайду. (вместе)

Подведение итогов

1) Предлагает послушать утверждения.      - Если вы согласны, нужно встать, если нет-сесть.

- Кого бы вы поблагодарили сегодня за урок?

2) Определение домашнего задания: с. 160-163 читать, РТ с. 75 № 2,3

Выполняют задание.

Отвечают,выполняют самооценку.

Записывают домашнее задание.

Самоанализ урока по окружающему миру

по теме  «Земля-кормилица»  в 4 классе.

        Вашему вниманию был предоставлен урок окружающего мира в 4 классе по теме « Земля-кормилица ». Урок изучения нового материала. Данный урок соответствует  программе «Школа России».        

     Структура урока полностью соответствует его типу.

      Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие      уроки.

Целью  урока было сформировать представления учащихся о почве, ее разновидностях и ее значении в жизни человека .

На уроке решались следующие задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с наиболее распространенными типами почв;

- показать значение почвы для растений и живых организмов.

Развивающие:

- развивать умение находить взаимосвязи в природе, в сообществе, распознавать растения и животных.

- развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать;

Воспитательные:

-  познакомить с природоохранной деятельностью человека;

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе, любовь к животным и растениям.

Использовалось следующее оборудование: 

 Учебник А.А. Плешакова «окружающий мир», 4 класс; рабочая тетрадь к учебнику; презентация  к  уроку; электронное приложение к учебнику.

Планируемые результаты деятельности учащихся:

Личностные результаты:

- понимать ответственность за сохранение объектов природы;

- проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий;

- определять личностный смысл учения.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

- определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- учить отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД

- ориентироваться в своей системе знаний;

- находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт;

- определять сходство и различие природных объектов;

- извлекать информацию из дополнительной литературы;

- делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные

- уметь оформлять свою мысль в устной речи;

- слушать и понимать речь других;

- работать в паре, в группе: актуализировать необходимые знания, пользуясь справочной литературой.

Предметные результаты:

- различать основные типы почв;

- знать о мерах охраны почвы;

- рассказывать о значении почвы для жизни на Земле.

На уроке были использованы   следующие методы :

-по виду  источника информации:

словесные (беседа на этапе самоопределения,  при подготовке к активизации познавательной  деятельности,  на этапе изучения нового материала, на этапе  рефлексии, при  подведении  итогов урока.)

наглядные  ( при подготовке к активной познавательной деятельности, на основном этапе  - как сопровождение)

практические  (работа в группах, в парах, работа с учебником, работе с толковым словарем)

-по виду учебной деятельности:

самостоятельная работа (работа в группах , работа в парах в тетради на печатной основе, раздаточным материалом )

был использован проблемно-поисковый метод ( при работе с дополнительной литературой, при заполнении таблиц в тетради, работе с толковым словарем)

Формы познавательной деятельности:  групповая (работа парами, группами), коллективная,  индивидуальная. 

   Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.

   Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

     Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому был использован мультимедийный проектор и  компьютерная презентация .

    Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной  этап  урока  как  здоровье - сберегающая технология  была  включена  физпауза.

Прослеживалась связь урока с предыдущими уроками. Этапы урока последовательны и логически взаимосвязаны, осуществлялся контроль за разными видами деятельности учащихся на каждом этапе урока.

В течение урока пыталась осуществлять развитие логического мышления учащихся, критичность мыслительной деятельности, умение сравнивать, делать выводы.

На уроке были использованы задания исследовательского характера – эти задания способствовали осознанию темы урока и развитию творческих способностей.

Актуализация знаний и проверка домашнего задания включили в себя проверку степени усвоения знаний и умений, приобретенных на предыдущем уроке . Задача осуществляется репродуктивным методом, методом контроля в виде фронтального и индивидуального опроса, тестирование. Задание дифференцированное, учитывается уровень развития учащихся класса.

На этапе объяснения нового материала используется частично-поисковый метод, беседа, репродуктивный метод, метод контроля, метод самостоятельной работы, проблемный вопрос, индивидуальная работа и работа в группах.

    Урок «виртуальное путешествие» позволил активизировать познавательную деятельность учащихся. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода, грамотно подобранных заданий. Была организована частая смена видов деятельности, что позволило сделать  урок динамичным. На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали свою точку зрения, приводили примеры из жизни.

На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания и умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.

Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, что способствовало созданию эмоционального настроя в начале урока, привлечению внимания к теме и целям урока.  Учащиеся не боялись дать неправильный ответ.

Урок соответсвует стандартам ФГОС, поставленных  целей достиг.

Приложение.

Чернозем

Чернозем — одно из богатств нашей страны. В них самое большое количество перегноя, они самые плодородные. Черноземная почва рыхлая, темная, в ней достаточно влаги и воздуха. На черноземных почвах выращивают высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных культур. Черноземные почвы преобладают в зоне степей. Во время Великой Отечественной войны немцы увозили русский чернозем в Германию, так как там почва не такая плодородная.

Чернозем

Чернозем — одно из богатств нашей страны. В них самое большое количество перегноя, они самые плодородные. Черноземная почва рыхлая, темная, в ней достаточно влаги и воздуха. На черноземных почвах выращивают высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных культур. Черноземные почвы преобладают в зоне степей. Во время Великой Отечественной войны немцы увозили русский чернозем в Германию, так как там почва не такая плодородная.

Чернозем

Чернозем — одно из богатств нашей страны. В них самое большое количество перегноя, они самые плодородные. Черноземная почва рыхлая, темная, в ней достаточно влаги и воздуха. На черноземных почвах выращивают высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных культур. Черноземные почвы преобладают в зоне степей. Во время Великой Отечественной войны немцы увозили русский чернозем в Германию, так как там почва не такая плодородная.

Чернозем

Чернозем — одно из богатств нашей страны. В них самое большое количество перегноя, они самые плодородные. Черноземная почва рыхлая, темная, в ней достаточно влаги и воздуха. На черноземных почвах выращивают высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных культур. Черноземные почвы преобладают в зоне степей. Во время Великой Отечественной войны немцы увозили русский чернозем в Германию, так как там почва не такая плодородная.

Подзолистые почвы

Подзолистые почвы серого цвета, напоминают золу. Перегноя в подзолистых почвах не очень много, они менее плодородны, чем черноземные. Но люди научились получать высокие урожаи за счет хорошей обработки почвы и внесения необходимого количества удобрений. Подзолистые почвы преобладают в тайге и смешанных лесах.

Подзолистые почвы

Подзолистые почвы серого цвета, напоминают золу. Перегноя в подзолистых почвах не очень много, они менее плодородны, чем черноземные. Но люди научились получать высокие урожаи за счет хорошей обработки почвы и внесения необходимого количества удобрений. Подзолистые почвы преобладают в тайге и смешанных лесах.

Подзолистые почвы

Подзолистые почвы серого цвета, напоминают золу. Перегноя в подзолистых почвах не очень много, они менее плодородны, чем черноземные. Но люди научились получать высокие урожаи за счет хорошей обработки почвы и внесения необходимого количества удобрений. Подзолистые почвы преобладают в тайге и смешанных лесах.

Подзолистые почвы

Подзолистые почвы серого цвета, напоминают золу. Перегноя в подзолистых почвах не очень много, они менее плодородны, чем черноземные. Но люди научились получать высокие урожаи за счет хорошей обработки почвы и внесения необходимого количества удобрений. Подзолистые почвы преобладают в тайге и смешанных лесах.

Серые лесные почвы

Серые лесные почвы распространены в лиственных лесах. Из-за большого количества лиственных деревьев они хорошо насыщены гумусом или перегноем. Также они хорошо пропускают воду, что способствует обильному росту растительности на этой почве. Здесь выращивают озимую пшеницу, кукурузу, подсолнечник, картофель, лен, сахарную свеклу и др. Широко развито садоводство.

Серые лесные почвы

Серые лесные почвы распространены в лиственных лесах. Из-за большого количества лиственных деревьев они хорошо насыщены гумусом или перегноем. Также они хорошо пропускают воду, что способствует обильному росту растительности на этой почве. Здесь выращивают озимую пшеницу, кукурузу, подсолнечник, картофель, лен, сахарную свеклу и др. Широко развито садоводство.

Серые лесные почвы

Серые лесные почвы распространены в лиственных лесах. Из-за большого количества лиственных деревьев они хорошо насыщены гумусом или перегноем. Также они хорошо пропускают воду, что способствует обильному росту растительности на этой почве. Здесь выращивают озимую пшеницу, кукурузу, подсолнечник, картофель, лен, сахарную свеклу и др. Широко развито садоводство.

Серые лесные почвы

Серые лесные почвы распространены в лиственных лесах. Из-за большого количества лиственных деревьев они хорошо насыщены гумусом или перегноем. Также они хорошо пропускают воду, что способствует обильному росту растительности на этой почве. Здесь выращивают озимую пшеницу, кукурузу, подсолнечник, картофель, лен, сахарную свеклу и др. Широко развито садоводство.

Тундровые почвы

Из-за недостаточного испарения влаги и близкого залегания многолетней мерзлоты тундровые почвы очень сильно увлажнены. Другая их типичная особенность – малое содержание гумуса (перегноя), так как в тундре недостаточно растительности для его образования. На территории с такими почвами люди мало занимаются земледелием.

Тундровые почвы

Из-за недостаточного испарения влаги и близкого залегания многолетней мерзлоты тундровые почвы очень сильно увлажнены. Другая их типичная особенность – малое содержание гумуса (перегноя), так как в тундре недостаточно растительности для его образования. На территории с такими почвами люди мало занимаются земледелием.

Тундровые почвы

Из-за недостаточного испарения влаги и близкого залегания многолетней мерзлоты тундровые почвы очень сильно увлажнены. Другая их типичная особенность – малое содержание гумуса (перегноя), так как в тундре недостаточно растительности для его образования. На территории с такими почвами люди мало занимаются земледелием.

Тундровые почвы

Из-за недостаточного испарения влаги и близкого залегания многолетней мерзлоты тундровые почвы очень сильно увлажнены. Другая их типичная особенность – малое содержание гумуса (перегноя), так как в тундре недостаточно растительности для его образования. На территории с такими почвами люди мало занимаются земледелием.

Болотная почва

Болотные почвы наиболее распространены в тундровой и таежно-лесной зонах. Образуются они из-за избыточного увлажнения осадками или грунтовыми водами. При плохом образовании гумуса (перегноя) на болотах образуется торф, который широко используется всельском хозяйстве для удобрения почвы и подстилки для скота.

Болотная почва

Болотные почвы наиболее распространены в тундровой и таежно-лесной зонах. Образуются они из-за избыточного увлажнения осадками или грунтовыми водами. При плохом образовании гумуса (перегноя) на болотах образуется торф, который широко используется всельском хозяйстве для удобрения почвы и подстилки для скота.

Болотная почва

Болотные почвы наиболее распространены в тундровой и таежно-лесной зонах. Образуются они из-за избыточного увлажнения осадками или грунтовыми водами. При плохом образовании гумуса (перегноя) на болотах образуется торф, который широко используется всельском хозяйстве для удобрения почвы и подстилки для скота.

Болотная почва

Болотные почвы наиболее распространены в тундровой и таежно-лесной зонах. Образуются они из-за избыточного увлажнения осадками или грунтовыми водами. При плохом образовании гумуса (перегноя) на болотах образуется торф, который широко используется всельском хозяйстве для удобрения почвы и подстилки для скота.

Луговые почвы

Луговая почва формируется под луговой растительностью в условиях повышенного поверхностного увлажнения или постоянной связи с грунтовыми водами. В ней достаточно перегноя и есть толстый слой дерна, который образован переплетающимися корнями растений. Луговые почвы встречаются в зоне степей и полупустынь. Их используют для сенокоса и выпаса скота.

Луговые почвы

Луговая почва формируется под луговой растительностью в условиях повышенного поверхностного увлажнения или постоянной связи с грунтовыми водами. В ней достаточно перегноя и есть толстый слой дерна, который образован переплетающимися корнями растений. Луговые почвы встречаются в зоне степей и полупустынь. Их используют для сенокоса и выпаса скота.

Луговые почвы

Луговая почва формируется под луговой растительностью в условиях повышенного поверхностного увлажнения или постоянной связи с грунтовыми водами. В ней достаточно перегноя и есть толстый слой дерна, который образован переплетающимися корнями растений. Луговые почвы встречаются в зоне степей и полупустынь. Их используют для сенокоса и выпаса скота.

Луговые почвы

Луговая почва формируется под луговой растительностью в условиях повышенного поверхностного увлажнения или постоянной связи с грунтовыми водами. В ней достаточно перегноя и есть толстый слой дерна, который образован переплетающимися корнями растений. Луговые почвы встречаются в зоне степей и полупустынь. Их используют для сенокоса и выпаса скота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект современного урока по окружающему миру 1 класс

Урок  в 1 классе по теме  " Где и когда? ", " Когда наступит лето?" Урок с использованием  ЭОР из Единой коллекции ЦОР о смене дня и ночи и смене времён года с использованием игрового ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «КРАСНАЯ КНИГА, ИЛИ ВОЗЬМЁМ ПОД ЗАЩИТУ» В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ПО УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Проект "Красная книга, или возьмём под защиту" реализуется в рамках образовательного курса А.А.Плешаков «Окружающий мир». Проект ориентирован на изучение темы "Красная книга" в большом разделе "П...

контрольно-измерительные материалы по математике для 2 класса по окружающему миру . Все задания соответствуют программе общеобразовательных учреждений и требованиям ФГОС для начальной школы.

Контрольно-измерительные материалы по окружающему миру для 2 класса к учебнику  по программе " Школа России"(М.: Просвещение). Все задания соответствуют программе общеобразовательных уч...

контрольно-измерительные материалы по математике для 2 класса по окружающему миру . Все задания соответствуют программе общеобразовательных учреждений и требованиям ФГОС для начальной школы.

Контрольно-измерительные материалы по окружающему миру для 2 класса к учебнику  по программе " Школа России"(М.: Просвещение). Все задания соответствуют программе общеобразовательных уч...

контрольно-измерительные материалы по математике для 2 класса по окружающему миру . Все задания соответствуют программе общеобразовательных учреждений и требованиям ФГОС для начальной школы.

Контрольно-измерительные материалы по окружающему миру для 2 класса к учебнику  по программе " Школа России"(М.: Просвещение). Все задания соответствуют программе общеобразовательных уч...

Открытый урок по окружающему миру на тему "Полезные ископаемые и их значение в жизни человека" УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс.

Вам представлена  разработка открытого урока по предмету окружающий  мир, для третьего класса ,  УМК "Перспективная начальная школа". В данную разработку входят: конспект урок...

Конспект урока по окружающему миру (2 класс). Тема: «Ориентирование на местности Практическая работа №6.«Ориентирование по компасу»». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о горизонте и линии горизонта; знакомство со сторонами горизонта (основными и промежуточными), развитие умения обозначать их на схеме, давать пред...