Речевое развитие детей подготовительной группы по средством дидактических игр.
учебно-методический материал

Марьинская Ольга Витальевна
Одним из эффективных средств развития речи дошкольников является дидактическая игра. В игре ребенок выполняет требования взрослого и активно действует, тем самым аргументирует свои действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_marinskaya_o._v.2020-2021.docx38.09 КБ

Предварительный просмотр:

Управление дошкольного образования АМО ГО «Сыктывкар»

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 38 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

МБДОУ «Детский сад № 38» 3 корпус

наименование организации

Тема самообразования

«Речевое развитие детей подготовительной группы по средствам дидактических игр».

2020

1.Пояснительная записка.

   Вопросы развития речи дошкольников приобретают сегодня первостепенное значение. Это обусловлено, прежде всего, тем, что только развитая речь позволяет ребенку свободно общаться с окружающими людьми, «включает» его в активный процесс коммуникации. От того, насколько лаконично и уместно ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для их общения, для выражения своих мыслей.

   Одним из эффективных средств развития речи дошкольников является дидактическая игра, поскольку в играх ребенок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует. В ходе игры развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы. В процессе дидактических игр развитие мышления и речи осуществляется в непрерывной связи. При общении детей в игре, решении спорных вопросов активизируется речь.

         

Актуальность проблемы развития речи

    В рамках введения ФГОС дошкольного образования повышаются требования к уровню развития речи воспитанников детского сада как одного из условий успешного дальнейшего обучения в школе. Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание и вести диалог.

Также необходимо, чтобы у него был развит фонематический слух и артикуляционные умения, сформированы основы интонационной культуры речи. Ребенок должен иметь достаточный словарный запас, уметь воспринимать на слух тексты и пересказывать их.

Проблема заключается в том, что у современных детей отмечается ухудшение познавательно-речевого развития. Поэтому считаем актуальной темой для самообразования «Речевое развитие детей подготовительной группы по средством дидактических игр».

Цели и задачи  

Целью работы над данной темой является:

  • повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;
  • систематизация работы по развитию речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.

Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:

  • изучить современную научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
  • разработать перспективный план реализации проблемной темы;
  • выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей;
  • определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;
  • проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы;

Формы работы:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность самих детей
  • работа с родителями посредством родительских собраний, индивидуальных консультаций.

Прогнозируемые результаты

Деятельность по реализации проблемной темы самообразования направлена на достижение таких результатов:

  • совершенствование образовательного процесса;
  • активизация речевой деятельности дошкольников;
  • улучшение предметной среды, которая способствует развитию связной речи у детей;
  • достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования;
  • повышение профессионального уровня и компетентности педагога

Форма отчетности

В результате работы над проблемной темой предусмотрены такие формы отчетности:

  • картотека дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию связной речи у дошкольников;
  • памятка для родителей по работе над развитием связной речи у детей;

Срок: реализации

 2020 - 2021год

Участники:

  • Воспитатели.
  • Дети подготовительной группы
  • Родители.

Методологический раздел:

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей.

Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера — обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.

Обучающие задач по развитию речи детей дошкольного возраста в процессе дидактической игры:

  • обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса;
  • помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами;
  • позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений;
  • улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений;
  • помогают расширять объективное понятийное содержание слов;
  • некоторые игры с задачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики и морали;
  • стимулируют работу воображения, активируя и обогащая словарь дошкольника в занимательной игровой форме;
  • развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач;
  • способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова в повседневное общение.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

План реализации научно-методической темы по самообразованию

Реализация научно-методической темы по самообразованию проходит в несколько этапов:

  1. Информационно-аналитический.
  2. Внедрение в практику.
  3. Итоговый.

Планирование работы по самообразованию.

Изучение литературы:

  • Развитие связной речи детей: образовательные ситуации и занятия. Старшая группа/ авт.-сост. О. Н. Иванищина- Волгоград: Учитель, 2013.-93с.
  • Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.
  • Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  • Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной  речи  дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007).
  • Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 5 - 7 лет. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2009г.
  • Ушакова О. С. «Придумай слово», речевые игры для дошкольников. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2014г.
  • Владимирская Л. А. «От осени до лета». Детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах. Издательство «Учитель»2002 – 2003г, Волгоград.
  • Елкина Н. В. «1000 загадок». Академия развития, Ярославль, 2003г.

Практический раздел.

Содержание работы

сентябрь-октябрь-ноябрь

декабрь-январь-февраль

март-апрель-май

1.Методическая работа.

Изучение литературы.

Проведение вводного диагностического исследования детей.

Выявить уровень сформированности речевых навыков и умений.

Создание картотеки дидактических игр, упражнений по развитию речи у дошкольников.

Изготовление и внедрение дидактических игр по развитию речи

Создание картотеки дидактических игр, упражнений по развитию речи у дошкольников.

2.Взаимодействие с воспитанниками (разнообразные формы работы)

Проведение НОД, артикуляционной гимнастики, игр на развитие дыхания и усиление звука. Выявление у детей уровней развития речи. Развитие артикуляционного голосового аппарата, мимики, жестов, мелкой моторики пальцев рук.

Использование дидактической игры в процессе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Совершенствовать речевой

слух, закреплять навыки

четкой, правильной,

выразительной речи.

Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Работа над составлением рассказов по картине и серии сюжетных картин

Игры и упражнения для развития речи: «Давай искать слова», «Угощаю», «Доскажи словечко», «Подбери слово», «Приготовим сок» и т. д.

Пальчиковые игры.

Отгадывание и загадывание загадок

Дидактические игры на развитие речи, развитие речевого аппарата, развитие слуха и внимания.

«Живое слово». «Узнай что звучит». «Пой со мной!». «Звуки вокруг нас». «Сдуй шарик». «Насос». «Весёлая песенка». «Птицы разговаривают». «Веселое путешествие» и др.

Подготовка детей к новогодним утренникам. Разучивание стихотворений, песен. Развитие артикуляционного аппарата, мышления, памяти, внимания. Формирование фонематического слуха и восприятия.

Речевые игры «На что это похоже?», «Здравствуйте, я Петрушка!». Проблемные ситуации по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла». Составление описательных рассказов

Развивающие упражнения. «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» (Т, О, Р, К и т.д.)

«Назови, какой звук первый / последний в слове»

«Путаница»

«Длиннее - короче»

«Слова в предложении перепутались»

Игры-ходилки, подвижные  игры.

Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок по плану звуковой культуры речи. Формирование правильного звукопроизношения.

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений.

Игры- драматизации Упражнять детей в воспроизведении прослушанного текста, его инсценировке; развивать творческое рассказывание.

Игра «Изобрази настроение». Изображение и распознавание эмоционального состояния.

Игра «Превращение» рассказывание короткой истории от лица персонажа.

3.Взаимодействие с родителями

Консультация  для родителей по теме  «Речевые игры в кругу семьи».

Повышение компетентности

родителей.

Помощь в подборе и изготовлении наглядного дидактического материала.

Консультация  «Игры для развития речи и мышления дошкольников».

4.Наглядная агитация: папки-передвижки, информационные листы, ИКТ

Папка передвижка

« Речевые игры ».

Памятки для родителей по развитию речи детей.

«Артикуляционные упражнения в домашних условиях»

5.Взаимодействие со специалистами детского сада.

Разучивание песен и стихов к праздникам и конкурсам  с музыкальным руководителем Тамарой Ринатовной .

Обогащение  речи и постановка  звуков с логопедом Любовь Викторовной.

Результаты выполнения программы «Речевое развитие детей подготовительной группы по средствам дидактических игр».

Дети осознанно относяться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивают те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора. Невозможно себе представить, что ребёнок, «глухой» к звучащему слову, будет эстетически полноценно воспринимать и чувствовать поэтическую речь. Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

Приложение.

Речевые игры для детей 6 лет

В 6-летнем возрасте дошкольники с помощью игр закрепляют знания о согласовании существительных и прилагательных, об образовании форм слов, продолжают развивать логическое мышление, речевое внимание, способность к анализу и сопоставлению, расширять индивидуальный словарь.

Назови ласково

Произнесите фразу, которую нужно превратить в уменьшительно-ласкательную: цветок алый, а цветочек… аленький. Аналогично:

  • лимон желтый – лимончик желтенький;
  • кот пушистый – котик пушистенький;
  • стул низкий – стульчик низенький;
  • молоко теплое – молочко тепленькое;
  • морковь сладкая – морковка сладенькая;
  • ваза синяя – вазочка синенькая;
  • конфета вкусная – конфетка вкусненькая;
  • кукла красивая – куколка красивенькая;
  • заяц серый – зайчик серенький.



Подбери слова

Попросите игроков поочередно называть слова по определенному признаку. Кто пропустит очередь, выбывает. Побеждает в игре последний оставшийся участник.

Примеры для игры:

  1. что круглое – мяч, помидор, яблоко, апельсин, колесо;
  2. что сладкое – торт, пряник, мармелад, мороженое, кекс, пирожное;
  3. что теплое – печь, батарея, костер, шуба, шарфик, свитер.

Придумай слово

Попросите ребенка заменить в словосочетании определяющее существительное на прилагательное:

  1. сок из апельсина – апельсиновый сок;
  2. компот из малины – малиновый компот;
  3. каша из овсянки – овсяная каша;
  4. пюре из картошки – картофельное пюре.



Так не бывает

Рассказывайте короткие истории, а дети должны сказать, правдивые ли они. Если нет, то хлопнуть в ладоши, объяснить, в чем неправда.

Примеры для игры:

  1. на елке зреют груши;
  2. ночью за окном светит солнце;
  3. вечером мама ведет малыша в детский сад.


Выбери правильный вариант

Начните предложение, предложите ребенку на выбор три слова. Он должен выбрать подходящее по значению:

  1. осенний ветер… (слабый, холодный, сухой);
  2. пес живет в… (гнезде, норе, конуре);
  3. дедушка пошел по грибы с… (корзиной, сумкой, пакетом);
  4. паровоз движется по… (дороге, реке, рельсам);
  5. на лугу много… (белых, красных, синих) ромашек.

Поэты

Игра соревновательная, за правильный ответ участники получают фишку. Ведущий называет слово, игроки подбирают близкое по звучанию: лук – жук, белка – стрелка, крышка – мышка, банки – санки, коза – коса, майка – лайка. Побеждает в игре собравший наибольшее число фишек.

Речевые игры для детей 7 лет

В старшей дошкольной группе речевые игры в развитии речи детей продолжают играть главенствующую роль. Значимым становится обучение фразовой речи, умению составлять предложения разной сложности, подбирать синонимы, изменять по обстоятельствам эмоциональную окраску, скорость и громкость речи.


Найди звук

Для игры напишите слова с одним, двумя, тремя слогами, попросите их разделить по этому признаку. Дальше пусть ребенок укажет слова, начинающиеся с одинаковой буквы.

Транспорт

Для речевой игры подготовьте картинки, изображающие транспорт: автобус, такси, троллейбус, метро, трамвай, теплоход, вертолет, самолет. Пусть дошкольник посчитает, сколько слогов в словах. Скажет, какой звук присутствует везде – «Т». Укажет, какие транспортные средства едут, плывут, летят. В завершение составит короткие предложения с каждым словом.

Закончи фразу

Попросите завершить фразу:

  1. кисель густой, а чай… (жидкий);
  2. вишня крупная, а черника… (мелкая);
  3. тропа узкая, а дорога… (широкая);
  4. сегодня хлеб свежий, завтра станет… (черствый);
  5. лужа мелкая, а река… (глубокая);
  6. камень твердый, а пух… (мягкий);
  7. на рынке картошка сырая, а в кастрюле… (вареная);
  8. сегодня погода дождливая, завтра будет… (солнечная).

Веселая фантазия

Назовите пару существительных, не имеющих ни малейшей смысловой связи. Например, «крокодил» и «пирожное». Ребенок должен составить словосочетания с использованием разных предлогов: пирожное из крокодила, крокодил на пирожном, крокодил с пирожным и прочие. Придумайте с ребенком забавную историю с любым из получившихся словосочетаний.


Игра «Потому что…»

Цель: развивать у детей связную речь, мышление.

Ход игры. Рассуждения и ответы на вопросы:

«Я мою руки потому, что…»

– Почему ты идёшь спать? и т. д. Объясни.

Взрослый даёт задание ребёнку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты

ответишь на мой вопрос»

Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.

– Объясни, почему кошка недовольна?

Игра «Распространи предложение»

Цель: развивать у детей умение строить предложения со словами-

предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Ход игры. Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым

предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, воспитатель

начинает предложение так: «Дети идут ... (Куда? Зачем?)» Или более

усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы ...» Этот вариант помимо

обогащения грамматического опыта может служить своеобразным тестом,

позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным

жизненным ситуациям.

Игра «Если бы...»

Цель: развивать у детей связную речь, воображение, высших форм

мышления – синтез, прогнозирование, экспериментирование.

Ход игры. Взрослый предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

«Если бы я был волшебником, то ...»

«Если бы я стал невидимым ...»

«Если весна не наступит никогда ...»

Игра «Составь рассказ»

Цель: учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий;

Ход игры. Дети учатся составлять рассказы о профессиях.

Взрослый дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному

он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет

температуру, делает уколы.

Следуя образцу, дети составляют по картинкам короткие рассказы о

профессии продавца, парикмахера, летчика и т.д.

Игра «Нарисуй сказку»

Цель: учить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при

рассказывании.

Ход игры

Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков.

Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных

картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть

краткой. Конечно, можно ребёнку помочь, показать, как схематично

нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды

сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.

Игра «А я бы…»

Цель: развивать творческое воображение. Учить свободному рассказыванию.

Ход игры

После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он

сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных

персонажей.

Игра «Закончи сам»

Цель: развивать у детей воображение, связную речь.

Ход игры

Педагог рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается

задание продолжить или придумать концовку.

Игра «Придумай рекламу книге (платью и т.д.)»

Цель: развивать умение творчески использовать слово, умение образно

описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Ход игры

Ребенок должен рассказать о предмете коротко, ясно, обращая внимание на

характерные детали.

Игра «Опиши-угадай»

Цель: формировать умение составлять небольшие рассказы творческого

характера на тему, предложенную воспитателем. Развивать монологическую

форму речи.

Ход игры

Ребенок должен описать внешний вид другого ребенка, а остальные дети

должны назвать, о ком говорил их товарищ.

Игра «Опиши игрушку»

Цель: развивать у детей умение строить предложения со словами-

предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Материал: игрушки животных.

Ход игры

Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки

предметов и расширяя их.

Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать

их.

Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный

хвост. Она ест других мелких животных.

Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У

зайца длинные уши и очень маленький хвостик.

Игра «Волшебный мешочек» («Черный ящик»)

Цель: развивать воображение, умение рассказывать о характерных свойствах

описываемых предметов, их предназначении, материалах, из которых они

сделаны, определять тематическую группу, к которой относятся предметы.

Материал: коробка с предметом.

Ход игры

В мешочек или коробку кладется предмет (можно картинку).

Дети постепенно определяют, что лежит в мешочке (ящике), задавая вопросы

об определенных свойствах и признаках предметов: «Это игрушка? Она

деревянная? Она пластмассовая? Ее можно катать? И т.д.».

«Репортер»

Ребёнку дают в руки игрушечный микрофон, и он отвечает на вопросы

журналиста. В руках педагога тоже микрофон.

План вопросов:

Что это? (Головной убор …).

Из каких частей состоит?

Какого цвета?

В какое время года носят?

Кто одевает? (мужчины, женщины, дети).

Игра «Разложи на кучки»

Задача: научить детей выделять начальный звук в слове.

Оборудование: предметные картинки со словами, начинающимися на разные

звуки, по несколько картинок на каждый из них.

Описание. Взрослый раскладывает картинки на столе, называет их, затем

дает инструкцию ребенку, что он должен объединить картинки в несколько

кучек по начальному звуку.

Например:

[Л] - луна, лодка, лошадь, лампа и т. д. [А] - автобус, ананас, арбуз, альбом и

т. д. [У] - утка, удочка, улей, улитка, утюг и т. д. [М] - мак, муха, малина,

машина, мост и т. д. [К] - кот, конь, кубик, кофта, кукла и т. д. [Н] - нос, нога,

ножик, ножницы, носорог и т. д. [И] - ива, индюк, иголка, игрушки, иволга

ит. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мероприятия с участием детей подготовительной группе по разделу «Развитие математических представлений» «Цветик – семицветик»

Учить детей решать логические задачи. Развить умение дошкольника ориентироваться на листе бумаги.Совершенствовать знания у детей геометрических фигур. Закреплять преставление о последовательност...

Картотека дидактических игр по речевому развитию в подготовительной к школе группе

Картотека дидактических игр по речевому развитию в подготовительной к школе группе...

«Развитие творческих способностей детей подготовительной группы посредством изобразительной деятельности. Нетрадиционные техники рисования».

Каждый ребенок с упоением рисует. Дети рисуют все, что видят, знают, слышат и ощущают. Как правило, их творческие способности находятся в скрытом состоянии и реализуются в малой степени. Создавая...

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе

Дидактические игры по развитию речи в средней группе....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи На тему: «Мир народных промыслов» для детей подготовительной группы.

Пробудить интерес к народному промыслу. Обобщить знания и умения: умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, гжельской (понимание детьми характерных особен...