Педагогический кейс по обучению безопасному поведению на дороге «Внимание – дорога!».
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)

Педагогический кейс по обучению безопасному поведению на дороге «Внимание – дорога!» направлен на формирование модели безопасного поведения участников дорожного движения.

Цель: формирование осознания необходимости соблюдения правил дорожного движения, через анализ различных ситуациях с учетом знаний о правилах дорожного движения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Областной конкурс

профессионального мастерства

«Лучший педагог по обучению

основам безопасного поведения на дорогах»

Номинация «Классный наставник безопасности дорожного движения»

Педагогический кейс по обучению безопасному поведению на дороге «Внимание – дорога!».

Целевая аудитория

Младший школьный возраст 7-10 лет

Автор составитель

Васильева Ирина Николаевна,

педагог   дополнительного образования

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

2023 г.

Педагогический кейс по обучению безопасному поведению на дороге «Внимание – дорога!» направлен на формирование модели безопасного поведения участников дорожного движения.

Цель: формирование осознания необходимости соблюдения правил дорожного движения, через анализ различных ситуациях с учетом знаний о правилах дорожного движения. 

Задачи кейса:

Развивать способность детей исследовать различные ситуации на дороге и находить их решение, научиться работать с информацией.

Совершенствовать у детей такие качества, как коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Развивать представления о дорожных ситуациях, умения определять участников дорожного движения, их роли, их позицию и потенциальную опасность;

Планируемые результаты:

умение применить учащимися полученных знаний в жизненных ситуациях,

уменьшение количества дорожно-транспортных происшествий с участием учащихся

Целевая аудитория:

Учащиеся младшего школьного возраста от 7 до 10 лет

Предварительная работа: беседы с детьми о правилах дорожного движения, просмотр мультфильмов по правилам дорожного движения «Уроки тетушки Совы», «Лукоморье», изучение знаков.

Методы и приемы: создание проблемной ситуации, чтение ситуаций на дорогах, обсуждение

Материалы и оборудование: описание ситуации на бумаге или презентация на слайде которой описывается ситуация на дороге, компьютер, проектор.

Содержание.

Кейс основан на анализе описания дорожных ситуаций, учащимся необходимо проанализировать происходящее, определить участников дорожного движения, наличие нарушений и/или соблюдений правил дорожного движения.

Ход:

1.Вводная часть.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня наше занятие будет не простым, мы с вами вспомним правила дорожного движения, будем обсуждать ситуации на дороге, обмениваться мнениями и искать правильные ответы на вопросы. Наше занятие будет состоять из двух заданий. Вам необходимо разделиться на три команды. Мы с вами готовы приступить к выполнению заданий. Каждая команда должна будет прочитать ситуацию и ответить на вопрос.

2. Основная часть.

Задание 1. Внимательно прочитайте и решите дорожно-транспортную ситуацию. (Приложение 1)

Задание 2. Внимательно прочитайте и решите сказочную ситуацию. (Приложение 1)

3. Заключительная часть. 

Уважаемые ребята, подведем итоги нашего занятия. Сегодня мы с вами познакомились с кейс-игрой, научились применять ее в изучении правилам дорожного движения. Предлагаю вам ответить на вопросы:

  • Ребята, что вы сегодня делали? (разбирали ситуации с нарушениями правил дорожного движения).
  • А еще? (говорили о правилах дорожного движения)
  • Зачем? (быть осторожнее на дороге)

Вывод

Кейс - технологии способствуют развитию умения анализировать ситуацию, оценить ее альтернативы, выбрать оптимальный вариант и спланировать его осуществление. Этот кейс построен по принципу «От конкретного примера или ситуации к правилу», учащиеся изучают определенную ситуацию на дороге, отвечают на вопрос и называют правило дорожного движения, которое было нарушено. Если кейс технологию применять регулярно, то у учащихся будет вырабатываться устойчивый навык решения жизненных ситуаций и применения этих знаний в реальных ситуациях.

Рекомендации по применению педагогического кейса в образовательном процессе

Не торопите учащихся, дайте им возможность исследовать предложенные ситуации на дороге: проанализировать их, построить предположения и найти их решение.

Работу детей с кейсами лучше проводить небольшими группами, тогда можно прогнозировать большую активность участников. 

Учащиеся должны самостоятельно найти решения предложенных ситуаций на дороге, применив при этом свои знания правил дорожного движения. Если возникают затруднения в поиске верного решения, задайте несколько наводящих вопросов.  Не давайте учащимся готовое решение данного кейса.

Приложение 1.                                        Решить дорожно-транспортную ситуацию.

описание ситуации на дороге, требующей решения

варианты выбора верных и ошибочных средств применения

предлагаемое верное решение

1 команда

Мальчик перебегал дорогу на зеленый мигающий сигнал светофора, но все-таки был сбит легковым автомобилем. Кто виноват: водитель или пешеход? Как надо было поступить мальчику в этой ситуации?

1. Мальчик все сделал правильно, виноват водитель.

2. Виноваты оба участника мальчик, выбежал на дорогу, когда уже мигал зеленый цвет, а водитель не пропустил вышедшего на дорогу пешехода и начал движение.

3. Виноват мальчик, на мигающий зеленый цвет лучше не выходить на дорогу, перебегать дорогу нельзя.

Зелёный моргающий означает что идти можно, это по правилам. Но лучше не рисковать, ибо водители разные, вы конечно вступив на зебру, можете даже прилечь на ней, водители обязаны терпеливо ждать, но зачем такой риск. Моргающий зелёный, это пара секунд, дальше загорится красный, лучше подождать следующего зелёного. Улицу надо переходить спокойно, не бежать.

2 команда

Коля увидел на другой стороне улицы друга и стал перебегать дорогу вблизи пешеходного перехода. Только благодаря быстрой реакции водителя, который вовремя затормозил, с Колей не произошел несчастный случай. На вопрос: «Считаешь ли ты себя виноватым?», Коля ответил: «Нет!». Прав ли Коля?

1. Коля прав, он все сделал правильно. Быстро перебегал дорогу рядом с пешеходным переходом.

2. Коля виноват перебегать дорогу нельзя, переходить дорогу надо только по пешеходному переходу.

 Коля не прав, переходить дорогу надо только по пешеходному переходу, нельзя перебегать дорогу рядом с ним. Подойдя к проезжей части, остановитесь, осмотритесь по сторонам и, убедившись в безопасности, переходите дорогу, осматривая ее с поворотом головы. Эта ситуация “отвлечения внимания”. Отвлекаясь на приятелей, легко не заметить опасность. При переходе дороги необходимо не терять бдительность даже когда вас зовут друзья.

3 команда

Подбегая к дороге, мальчик видел, что загорелся зеленый сигнал пешеходного светофора, поэтому резво побежал через дорогу, уверенный в своей безопасности. Правильно ли он поступил?

1. Мальчик все сделал правильно. Загорелся разрешающий сигнал и он быстро побежал через дорогу по пешеходному переходу.

2. Мальчик не прав перебегать дорогу нельзя.  Перед началом перехода остановись на тротуаре, чтобы осмотреться.

Посмотри налево и направо. Убедись, что все водители тебя заметили и остановили транспортные средства для перехода пешеходов.

Пересекай проезжую часть быстрым шагом, но не беги.

Это опасно. Надо всегда наблюдать: нет ли подъезжающего транспорта. Могут быть опаздывающие водители, проскакивающие пешеходный переход, не успев сделать это при “своем” сигнале; на красный сигнал светофора могут продолжить движение спецмашины (скорая помощь, милиция, пожарная). Нельзя также забывать и о так называемых “злостных” водителях-нарушителях.

Приложение 3.                                                 Решить сказочную ситуацию.

описание ситуации на дороге, требующей решения

варианты выбора верных и ошибочных средств применения

предлагаемое верное решение

1 команда

Сегодня у Вини - Пуха день рождения. Ему исполнилось 6 лет. В этот день ему купили большой велосипед. И он, чтобы весь город видел его подарок, сел на него и выехал на улицу.

Какие ошибки допустил Вини - Пух?

1. Винни Пух не допустил никаких ошибок, он уже взрослый и может ездить по улице.

2. Винни Пух не может без сопровождения взрослого выезжать на улицу на велосипеде, так как ему нет 14 лет.

Движение велосипедистов в возрасте до 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон. На дорогу выезжать нельзя.

2 команда

Мальчик едет на велосипеде, на автобусной остановке видит Красную Шапочку и Незнайку.

Довези меня до аптеки, - просит его Красная Шапочка,- у меня бабушка болеет. Нет, нет меня,- просит Незнайка. Кто поедет с мальчиком?

1. Мальчик повезет Красную Шапочку, она девочка и ей надо за лекарствами.

2. Мальчик повезет Незнайку, потому что он с ним дружит.

3. Мальчик никого не повезет, на велосипеде ребенку разрешено ездить только одному.

Никто, на велосипеде ребенку разрешено ездить только одному. Багажник - для перевозки багажа, а рама - для крепления основных частей. На велосипеде взрослые могут перевозить ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном подножками.

3 команда

В один из жарких летних дней 33 богатыря поехали за город на автобусе. Было душно, и богатыри открыли все окна в автобусе, а в них высунули копья. Почему водитель отказался ехать с богатырями за город?

1. Водитель не прав, богатыри ничего не нарушили.

2. Водитель прав богатыри нарушили правила поведения в автобусе.

Богатыри высунули копья в окна автобуса, они не знали правила поведения в общественном транспорте .

Ни в коем случае не высовывайся в окна автобуса и не выставляй в них какие-либо предметы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у младших школьников сознательного отношения к безопасному поведению на улицах и дорогах города Самары

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТАнализ статистики ДТП с участием детей и психолого-педагогические исследования указывают, что для эффективного обучения подрастающего поколения безопасному поведению на дороге и у...

Урок окружающего мира. Здоровье и безопасность. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Материал может быть использован для внеурочной деятельности. Сценарий урока + презентаци + викторина по правилам дорожного движения....

Обучение родителей методам формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

При подготовке к занятиям по ПДД и в процессе проведения урока перед учителем возникают сложные методические вопросы, связанные как с выбором средств, форм и методов изложения учебного материала, с вы...

Теоретические основы исследования обучения детей безопасному поведению на проезжей части дороги

Теоретические основы исследования обучения детей безопасному поведению на проезжей части дороги 1.1. Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения младшего школьного возраста безопас...

Педагогический кейс по обучению безопасному поведению на дороге «Внимание – дорога!». Конкурс «Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах»

Осторожность, дисциплина, а также соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами являются основой безопасного движения на улице. Опасности на дороге могут возникнуть в любой момент. Опас...