Формирование восприятия и воспроизведение устной речи у детей с нарушением слуха по средствам мнемотехники
статья

Коррекционная работа с младшими школьниками с нарушением слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Елабужская школа-интернат для детей с ОВЗ»

Формирование восприятия и воспроизведение устной речи у детей с нарушением слуха по средствам мнемотехники

учитель - дефектолог

Мороз Наталья Анатольевна

Елабуга, 2022

Образовательно-коррекционная работа с глухими школьниками проходит в условиях специально педагогической созданной слухоречевой среды, предполагающей развитие у учащихся активного речевого поведения.

Глухие дети могут овладеть словесной речью только обходными путями, то есть в условиях специального обучения. При правильно построенном педагогическом процессе они овладевают словесной речью в следующих формах: устная, письменная и дактильная. Развивается как импрессивная (восприятие речи зрительно и на слух) и экспрессивная речь (говорение, дактилирование, письмо).

В отличие от глухого речь у слабослышащего может развиваться самостоятельно, но в искаженном виде. Нарушено произношение, своеобразно развивается словарный запас, наблюдается неправильное понимание обращенной речи и читаемого текста. Все перечисленное сказывается на письменной речи. Запас слов у слабослышащего минимален. Иногда он не может назвать предметы ближайшего обихода. В речи слабослышащих детей отсутствуют слова с абстрактными понятиями, которые понимают и используют слышащие сверстники. Примеры: чудеса, скука, мечтать.

Как же обучают таких детей звуковой речи?

Если с жестикуляцией все более-менее понятно, поскольку она, в основном, базируется на подражании, то со звуковой речью все гораздо сложнее.

Обучение происходит чисто механически, поскольку обучаемый не слышит и не контролирует произносимые им звуки. На помощь приходит зрение обучающегося и его способность к подражанию.

На первом этапе нужно помочь ребенку освоить дактиль и специальные артикуляционные упражнения, умение вдыхать нужное количество воздуха.

Затем следует перейти к обучению издавать звуки на основе дактиля и уже освоенных им упражнений. Ребенку объясняется, какое положение должны занимать губы, язык и зубы и сколько воздуха и с какой силой должно проходить через рот для получения нужного звука. Постановка звука заключается в том, что ученик должен освоить все вибрации ротовой и носовой полости, происходящие при произношении звука. Каждый звук подкрепляется зрительно, то есть дактильно и написанием буквы, соответствующей этому звуку. И так заучиваются все звуки один за другим.

Важно обратить внимание на то, чтобы ребенок понимал значение слов, а не просто правильно повторял звуки.

Однако проделав, весь путь и, казалось бы, что ребенок проговаривает все или почти все звуки, но к сожаление при малейшей речевой нагрузке все поставленные звуки теряются. Дети не соблюдают ударения в словах, теряют ритм могут одно слово сказать по слогам, а могут наоборот целое предложение произнести, как одно слово. Особенность в том, что нашим детям нужна в разы длительная автоматизация, в основе которой лежит опора на зрительное восприятие.

Я в своей работе активно использую мнемотехники.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информаций. Такая система методики помогает развивать у детей с нарушением слуха:

  • зрительную и слуховую память
  • зрительное и слуховое внимание
  • воображение
  • связную речь
  • ассоциативное мышление

Актуальность мнемотехники для кохлеарно имплантированных детей обусловлена тем, что обеспечивает успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы педагога приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи ребенка.

Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному, важно, чтобы для ребенка было доступно содержание.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Для детей младшего школьного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Использование приемов мнемотехники при заучивании стихов, скороговорок, чистоговорок

Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи.

Для запоминания стихотворения необходимо организовать его в виде таблицы. Каждая ячейка — одно слово или целая фраза из стихотворения Таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически.
После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаем детям готовую план – схему, а по мере обучения дети также активно включаются в процесс создания своей схемы.

Этапы работы по запоминанию стихотворений:

- Выразительно прочитать стихотворение (с родителем, педагогом).

- Прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

- Ответить на вопросы по содержанию стихотворения (для понимания текста).

- Разобрать непонятные слова и определения.

- Прочитать отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Можно побуждать детей договаривать фразы.

- Рассказать стихотворение.

Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи. Это еще один вид работы с мнемотаблицами – использование готовых схем чистоговорок.

Использование приемов мнемотехники при обучении пересказу.

Не менее эффективным оказалось использование мнемотаблиц на коррекционных занятиях при обучении пересказу текстов Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи: совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить фразы и словосочетания. Пересказ с помощью мнемотаблиц позволяет учащимся видеть всех действующих лиц. У учащихся формируется умение понимать содержание прочитанного, самостоятельно пересказывать близко к тексту, передавать его последовательность, точность, лексико-грамматическую наполняемость словами.

Такая работа позволяет уменьшить ошибки в передаче логической последовательности событий, в построении предложений, способствует развитию связной речи у учащихся с нарушением слуха.

Таким образом, использование в коррекционной работе приемов мнемотехники позволяет детям с нарушением слуха легче воспринимать и перерабатывать информацию, сохранять и воспроизводить ее.

Опыт моей работы показывает, что приемы мнемотехники – эффективное коррекционное средство.

Кроме того, наличие зрительного плана делает запоминание связным, полным, последовательным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева, Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников / Н.Г. Андреева. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 182 с.

2. Беленькая, Т.Б. Мнемотехника для начальной школы: тренируем память у младших школьников / Т.Б. Беленькая. – М.: Феникс, 2014, – 39 с.

3. Карпова Г. А. Основы сурдопедагогики [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. А. Карпова. — Екатеринбург:., 2008. — 354 с.

4. Кодолбенко Е. А. Зашифрованные скороговорки. – М.: ТЦ Сфере, 2011. – 32 с.

5. Козаренко, В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» / В.А. Козаренко. – М.: Самиздат, 2007. – 350 с.

6. Мальцева, И. А. Особенности связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха / И. А. Мальцева. // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 492-493.

7. Назарова, Н.М. Специальная педагогика / Н.М. Назарова. – М.: Академия, 2005. – 400 с.

8. Омельченко, Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Л.В. Омельченко // Логопед. – 2008. – №4. – С. 102-112.

9. Розова, Ю.Е., Коробченко, Т.В. Развиваем речь. Тренируем память: использованием приемов мнемотехники в работе логопеда / Ю.Е. Розова, Т.В. Коробченко. – М.: Редкая птица, 2019. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход к развитию восприятия и воспроизведения устной речи неслышащих учащихся.

Материал для работы с неслышащими учащимся по развитию восприятия и воспроизведения устной речи....

Особенности развития письменной речи у детей с нарушением слуха

Материал содержит категории нарушений письменной речи у детей с нарушением слуха....

Система работы по формированию диалогической речи у детей с нарушениями слуха.

Цель сурдопедагогики - нормализация общения ребёнка с нарушениями слуха с окружающим социумом. В работе представлен опыт работы по формированию навыков диалогической речи у слабослышащих младших школь...

Индивидуальное занятие по развитию восприятия и воспроизведения устной речи в 5 классе  II отделения.

В данном конспекте показан ход работы индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию речи для детей с нарушением речи. Работа, проводимая на данном занятии направлена на автом...

Особенности развития речи у детей с нарушениями слуха

Учитывая важнейшую роль слухового восприятия в формировании речевой деятельности человека, его нарушения ведут к серьезным отклонениям в речевом развитии детей. Воздействия, вызывающие подобные наруше...