Статья на тему: "Доверительные отношения между учителем и учениками в начальной школе"
статья

Диана Баженова Диана

В статье представлено становление доверительных отношений между учителем и учениками в начальных классах.

 Ключевые слова: отношения, уважительные отношения, взаимные отношения, доверительные отношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Доверительные отношения между учителем и учениками в начальной школе.

Д.А. Баженова

Аннотация. В статье представлено становление доверительных отношений между учителем и учениками в начальных классах.

Ключевые слова: отношения, уважительные отношения, взаимные отношения, доверительные отношения.

Отношения с учениками, основанные на взаимном доверии и уважении, - это ли не мечта каждого педагога? Если каждый из опытных наставников имеет в запасе несколько личных секретов, как расположить к себе учеников, то для начинающих учителей этот вопрос особенно актуален.

Доверие ученика является очень ценным ресурсом для учителя, показателем сплоченности и моральной зрелости тандема «педагог-школьник». Настоящему профессионалу под силу создание не только рабочей, но и дружеской, доверительной обстановки на уроке. Такой учитель может по праву гордиться установленными отношениями со своими воспитанниками. Педагог, которому удалось завоевать расположение учеников, вправе рассчитывать на соответствующую отдачу, к примеру, на повышение интереса и мотивации к изучению своего предмета.

Вернёмся к тому вопросу, что молодой, начинающий учитель должен так расположить, так заинтересовать своих учеников, чтобы отношения их стали крепче, сплочённее.

Я заинтересовалась этим исследованием, так как стала работать учителем в 1 классе. Мне пришлось со многим столкнуться в школе, чтобы провести такое трудоёмкое исследование. Я смогла доказать себе, что отношения между мной и моими детьми, на протяжении года, стали доверительными.

Получить информацию о становлении моих отношений с учениками помогли следующие методы исследования:

«Дневник наблюдений учителя», - в который заносились ежедневные записи, о том, что происходит в классе.

Проективная рисуночная методика «Школа зверей». При помощи неё можно получить некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности.

Индивидуальное интервью, которое было проведено с детьми, по мнению учителя, у которых есть некие сложности, затруднения.

Социометрическая методика, позволяющая установить характер межличностных отношений в классе.

Анкета, выявляющая отношения ученика к учителю, разработанная профессором Я.Л. Коломенским.

На протяжении всего исследования мы использовали методику – смайлы, а также собирали мнения других учителей, работающих в других классах.

Давайте представим ребёнка, который пошёл в 1 класс. Как он воспринимает своего первого учителя? Из интервью с учениками, краткая характеристика своего учителя:

Дима воспринимает своего учителя так: «Умная и очень-очень добрая».

Эмиль – «Она очень добрая, не сердиться, не ругает нас».

Арина – «Красивая, умная, добрая».

Даша С.- «У неё длинные волосы и она очень красивая».

Лёша – «У неё волосы, туфли и платье. Она хорошая, красивая».

Даша А. – «Она очень добрая, никогда не ругается. И ещё у нас учительница всегда очень интересные темы говорит».

Олег – «Это женщина, у неё причёска бубликом, она весёлая, добрая и …очень, ну как бы вам сказать, хорошая».

Для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Ребенок сталкивается с рядом проблем, которые не в силах решить сам. В результате у него могут возникнуть школьные неврозы. Ранняя диагностика, коррекция и профилактика школьных неврозов остаются актуальной и чрезвычайно важной проблемой. Выяснить его ощущения в классе помогает методика «Школа зверей», которая дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Неопределенность этого материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. К тому же рисование для младших школьников привычно и интересно. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности.

Анализ этой методики показал, что ученики 1 «В» класса чувствует себя в классе уютно, комфортно. Для них не существуют трудностей ни в общении с учителем, ни со своими сверстниками.

А как всё это время воспринимает ситуацию учитель? Обратимся к его дневнику наблюдений.

Сначала учитель замечает, что дети, воспринимают его как некую незнакомую «тётеньку», которая может решить его проблему. Постепенно ученики присматриваются к учителю, понимают, что от них хотят, они втягиваются в учебный процесс.

Большое количество интересных моментов заносилось в этот дневник, и некоторые яркие моменты хотелось бы представить. В начале учебного года, когда ученики меня совсем не знали, они называли меня по-разному, но главное не по Имени и Отчеству, а вот так: «Тётенька, а когда мама придёт?», «Тётя, а сколько уроков ещё осталось, боюсь пропустить мультики».

Прошло немного месяцев и дети привыкли ко мне, стали оказывать знаки внимания, дарить конфету, рисовать мой образ. Одна из девочек сказала мне: «Диана Александровна, научите нас поскорее писать все буквы, я очень хочу вам писать записки о том, как сильно я вас люблю».

Конечно, можно много говорить о детях и как они выражают свою любовь ко мне, например, через рисунки, слова, и даже стихи: «Мой учитель первый, вас я так люблю, и не хочу обидеть, и буду вести себя хорошо».

Ещё очень важно мнение родителей и учителей, которые мне говорят, какое отношение моих учеников ко мне: «Диана Александровна, ребята на физкультуре только о вас и говорят, как они гордятся тем, что у них такой учитель, и больше такого учителя ни у кого нет, только у них».

Для того, чтобы подтвердить характер отношения, что складываются доверительно, не достаточно одних наблюдений учителя, важно подтверждение других методов, например анкетирование. Данная анкета способствует выявлению и осознанию учениками своего отношения к учителю.

В анкете было представлено 6 вопросов, с ответами: «да», «нет». И 7 задание, где нужно было продолжить фразу. Рассмотрим некоторые вопросы.

  • Ты проснулся утром и вспомнил, что нужно идти в школу. Настроение улучшилось или ухудшилось?
  • Если б у тебя была возможность, перешёл бы ты в другую школу? Часто ли тебе приходится сталкиваться с несправедливостью учителя?
  • Как ты думаешь, есть ли в вашем классе ребята, к которым учительница относится хуже, чем к другим?

В целом, обстановка взаимоотношений учителя с учениками в классе хорошая. Никто из учеников не сталкивался с несправедливостью учителя, в классе нет учеников, к которым учительница относится хуже. Практически весь класс может поделиться своими переживаниями и радостями с учителем.

По мнению важности учителя и учеников, важно знать характер межличностных отношений учеников, это можно сделать на примере социометрии, которая направлена на выявление взаимоотношений внутри группы людей: каковы симпатии внутри группы, кто является всеобщим любимчиком, а кого обходят стороной.

Ученикам предлагалось ответить на три вопроса:

  1. Кого из одноклассников ты бы пригласил на день рождения?
  2. С кем бы из одноклассников ты бы отправился в опасное путешествие?
  3. С кем из одноклассников ты бы хотел постоянно готовить домашнее задание?

После каждого вопроса ученикам нужно было написать фамилию выбранных одноклассников. После чего, я проанализировала методику и пришла к выводу, что класс

осознаёт себя единым целым. Характер взаимоотношений друг с другом очень хороший, доброжелательный, уважительный.

Метод смайлов мы стали проводить в конце второй четверти, эта методика помогает выявить состояние ребёнка до каникул, как он будет проводить время без учителя и сверстников, и после каникул, с каким настроением пришёл отдохнувший ученик. По этой методике можно сказать, что перед каникулами¸ ученики 1 класса рисовали грустные самйлы, а после каникул, довольные, радостные смайлики.

Отношения учителя и ученика – это первый глобальный контакт в жизни каждого человека, который определяет его способность найти своё место в жизни и адаптироваться к любым условиям социума. На основе полученных данных, мы можем предположить, что отношения между учителем и учениками сложились доверительные, основанные на взаимоуважении.

Список литературы

К. Блага - Я твой ученик, ТЫ - мой учитель. - М.,1991.

Л. И. Маленкова – Теория и методика воспитания.- М.,2002

Я. Л. Коломенский – Психология педагогического взаимодействия. – М.,2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Из опыта работы учителя английского языка в начальной школе"

В данной статье излагаются особенности преподавания иностранного языка в начальной школе....

Конфликты между учителем и учеником.

Рекомендации для родителей...

Статья на тему: " Конфликтная ситуация между учителем и учеником"

В данной статье рассказывается о причинах возникновения конфликта между учителем и учеником и пути его разрешения....

Мониторинг в системе « Учитель–логопед - ученик» в начальной школе

Мониторинг в системе  « Учитель–логопед  -  ученик»  в начальной школе.                  Цель м...

Компетентность учителя и ученика в начальной школе

В данной статье раскрывается суть современного урока и требования к нему в соответствии с ФГОС НОО...

Статья "Эффективность урока –стимул к успеху учителя и ученика"

    Вопрос качества, а значит, современности урока волнует всех. Все понимают, что современный урок соответствующий современным требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника ...

К вопросу о целесообразности владения информационными технологиями учителем и учениками в начальной школе

Применение информационно-коммуникативных технологий в работе учителя начальных классов является необходимостью. Владение информационными технологиями в современном мире стоит наравне с такими качества...