Статья "Использование мультимедийных презентаций на уроках с обучающимися с интеллектуальными нарушениями"
статья

Велигодская Анна Константиновна

Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе со школьниками с интеллектуальными нарушениями

В коррекционной педагогике в частности идет поиск методов и средств, активизирующих познавательный интерес обучающихся. В ситуации, когда учащихся ежедневно и ежечасно окружают телевидение, кино, красочные журналы, перед учителем встает задача вызвать интерес к учебному материалу такими средствами, которые могли бы по силе своего эмоционального воздействия сравниться со средствами массовой информации. Этот факт заставляет серьезно относиться к использованию на уроках информационных технологий, не ломая существующую систему обучения, но включая задачу усовершенствования отдельных ее звеньев.

У детей с умственной отсталостью отмечаются трудности и в воспроизведении образов восприятия – представлений.

Уроки с использованием видеофрагментов повышают познавательную деятельность школьников, несут   информацию и наглядность. Мультимедийная учебная презентация в педагогике определяется как электронное учебное пособие, представляющее собой набор слайдов на определенную тему, разработанное с помощью компьютера.

Учебная презентация может включать в себя тексты, иллюстрации, видеофрагменты, дикторский текст, музыкальное сопровождение, звуки природы, компьютерную анимацию, что способствует активизации учебной деятельности, воспитанию интереса.

Частота смены слайдов презентации, то есть темп предъявления информации с экрана, устанавливается в соответствии с возможностями умственно отсталых детей. Фрагментарный показ позволяет давать информацию в небольшом количестве, дозировано, что способствует лучшему усвоению материала.

Использование компьютерных технологий позволит создать оптимальные условия для повышения эффективности преподавания учебных предметов, организации и проведения внеклассных мероприятий, а также будет способствовать росту профессионализма и самообразованию учителей

Мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели занятия:

Образовательный аспект:

восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Развивающий аспект:

развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательный аспект:

воспитание усидчивости, терпения и умения организовать самостоятельную работу.

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что для усвоения новых знаний детям с интеллектуальными нарушениями необходимо использовать методические приемы, позволяющие задействовать слуховой, зрительный и тактильный анализаторы. С помощью презентации педагог может подготовить раздаточный и иллюстративный материал. Слайды становятся удобным и результативным способом предоставить ребенку знания о предметах, которые его окружают. Презентация совмещает в себе, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации, т.к. значение наглядности для формирования представлений и понятий очень велико.

У детей с интеллектуальными нарушениями быстрее развиваются:

зрительное и слуховое восприятие, зрительно-моторная координация, произвольная память, активизируется внимание ребенка, образное и абстрактное мышление, произвольность, умение построить план действий;

формируется познавательная мотивация;

формируется словарный запас;

исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенного материала;

дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.

Презентация может использоваться в различных учебных ситуациях: в процессе рассказа педагога, при обобщении и закреплении материала. Желательно, чтобы демонстрация мультимедийного пособия сочеталась с работой по тексту, выполнением упражнений в тетрадях. Управление сменой слайдов мультимедийной презентации осуществляется педагогом, поэтому темп предъявления информации с экрана устанавливается в соответствии с возможностями детей. Фрагментарный показ позволяет давать информацию в небольшом количестве, что способствует лучшему усвоению материала.

Таким образом, активное внедрение мультимедийных презентационных инструментальных средств позволяют качественно   использовать наглядно-иллюстративные методы, стимулируя различные виды интеллектуальной деятельности и эмоциональной работоспособности учащихся с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными, а также способствуют переходу от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к дея...

Из опыта работы по использованию мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах

Высокотехнологичный мир стремительно меняется день ото дня. У детей ХХIвека мы обязаны воспитать привычку к переменам, нововведениям. Характерно, что тяга к новизне, исследовательской деятельности сво...

Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах

Современные технологии на уроках в начальных классах...

Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах.

С оснащением кабинетов компьютерной техникой появилась возможность использовать современные информационные технологии. Я хочу поделиться опытом своей работы по использованию мультимедийных презентаций...

Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах

Доклад на тему: Использование мультимедийных презентаций (ИКТ) на уроках в начальных классах...