Исследовательская работа на тему "Творческие способности младших школьников"
учебно-методический материал (2 класс)

Петрова Алина Анатольевна

Исследовательская работа на тему "Творческие способности младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isssled.rab_.tvorcheskie_sposobnosti.docx327.28 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение..................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников

1.1 Понятие творческой деятельности в научной литературе .……..............…4

1.2 Моделирование как метод творческой деятельности………….…...............8

1.3 Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте……………………………………….……………………......................10

Глава 2. Эмпирическое исследование развитости творческих способностей у младших школьников

2.1 Организация исследования. Описание методик исследования  …...……..16

2.2 Анализ  результатов исследования ……………………...………………....17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..21

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….23


Введение

На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания – философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний. В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.

В современной психолого-педагогической литературе (В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Е.И. Машбиц, А.И. Уман, А.В. Хуторской и др.) акцентируется внимание на определении средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности, рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций, развития методологической культуры школьников в процессе выполнения творческих заданий.

Таким образом, развитие творческих способностей становится одной из основных задач современного образования.

Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество — это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель. Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного воспитания является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

Актуальность исследования проблемы творческого развития личности в учебно-воспитательной деятельности обусловлена качественными изменениями потребности общества в подготовке творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, владеющих навыками исследовательской работы. Вопрос о путях, возможностях, средствах развития творческих способностей учащихся младших классов до сих пор остается предметом острых дискуссий в психолого-педагогической науке.

В результате теоретических и экспериментальных исследований проблемы творчества и творческих способностей в психологической науке (Д.Б. Богоявленская, 1981, 1983; А.В. Брушлинский, 1996; Л.С. Выготский, 1985; В.Н. Дружинин, 1997, 2000; М.А. Холодная, 1997) была доказана значимость развития творческого потенциала учащихся в ходе обучения.

Современное общество испытывает потребность в креативных личностях, так как они обладают более высоким уровнем адаптации и социализации, в большей мере соответствуют постоянно изменяющемуся и обновляющемуся миру. В связи с этим оправдано внимание, которое педагогическая наука уделяет проблеме развития творческого потенциала ребенка [8].

Цель данной работы – исследовать уровень выраженности творческих способностей младших школьников.

В связи с поставленной целью, были определены следующие задачи: 

1. Определить понятие творческой деятельности в научной литературе.

2. Исследовать моделирование как метод творческой деятельности.

3. Определить особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте.

 Объект  исследования – младшие школьники.

Предмет исследования творческие способности младших школьников.

База исследования: Практическая работа проводилась на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждение «Мари-Суксинская основная общеобразовательная школа» Актанышского района.

Практическая значимость исследования в том, что результаты исследования могут быть полезны педагогам для работы в развитии творческих способностей у младших школьников.

Структура: Курсовая работа состоит из следующих частей: введение, две главы (теоретическая и практическая), заключение, список литературы и приложения.


Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников

  1. Понятие творческой деятельности в научной литературе

 Анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности этого возрастного периода, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности, как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний.

В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определения творческих видов деятельности.

Познание – «…образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания. [19. c. 525]

Преобразование – «…творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний. [21. c. 64]

Создание – «…творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукций в изучаемых областях. [21. с. 76]

Творческое применение знаний – «…деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике. [24. с. 113]

 Все это позволяет определить понятие «Творческая деятельность младших школьников»: продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

По мнению Л.М. Фридмана, познавательная мотивация творчества проявляется в форме поисковой активности, более высокой чувствительности, синтетичности к новизне стимула, ситуации, обнаружения нового в обычном, высокой избирательности по отношению к исследуемому предмету. [25 с.124]

Учёные отмечают динамику самой исследовательской активности творчества ребёнка. К 7-8 годам творчество младшего школьника выражается в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному, расширяется и исследовательский диапазон учащегося.

Это приводит к тому, что уже в младшем школьном возрасте основным компонентом творческого начала становится проблемность, обеспечивающая постоянную открытость ребенка к новому и обостряющая стремления к поиску несоответствий, противоречий.

Решение предложенных и самостоятельно увиденных проблем у творческого ребёнка часто сопровождается проявлением оригинальности. Это еще один важный компонент творческого начала, выражающий степень непохожести, нестандартности, необычности.

В психолого-педагогической науке отмечалось то, что сейчас, в условиях стремительно нарастающего объема информации, особое значение приобретают развитие и активизация творческого мышления. Действительно, в любой деятельности становится особо важным не просто усвоить определенную сумму знаний, но и  выбрать наиболее значимые из них, суметь применить их при решении самых различных вопросов.

Исследования творческого мышления стали расширяться во второй половине ХХ века. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей и подростков.

Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей. В это время были выявлены психологические составляющие творческой деятельности:

  • Гибкость ума;
  • Систематичность и последовательность мышления;
  • Диалектичность;
  • Готовность к риску и ответственности за принятое решение.

Гибкость ума – способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.

Систематичность и последовательность – позволяет людям управлять процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в «скачки идей», когда решения до конца не продумываются. В этом случае человек, имеющий много идей, не может выбрать среди них. Он нерешителен и зависим от окружающих его людей. Благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе абсурдная, на первый взгляд,  идея преобразуется, и открывает путь к решению проблемы [12, с.64].

Творчески мыслящий человек также нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение. Это происходит потому, что старые и привычные способы мышления более понятны большинству людей.

Помощь взрослых, и в частности, педагога, по мнению Александра Наумовича Лука, заключается в том, чтобы научить ребёнка творить. Ребёнок в результате такой помощи должен научиться:

  1. Удивляться всему так, будто видит это в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению в жизни. Надо почувствовать, что все есть чудо. Нечудесного в мире нет. То есть надо как бы родиться заново, пережить второе рождение – рождение в искусстве, где все -  игра чудесных сил;
  2. Ощущать, слышать -  так, как мать, видит, слышит, ощущает своего ребёнка, летчик- свой самолёт, корабль – моряк. Нужно научить видеть с закрытыми глазами (как лицо своей матери). Источник художественного творчества – память;
  3. Мечтать (фантазия – цемент, скрепляющий самые разные – в их единстве - вещи, соединяя их в одно удивительное целое) [15. с. 57].

Этих трех даров достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле.

Чтобы творить, следует еще научиться:

  • Владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла);
  • Создавать «законченную вещь», то есть произведение [15. с. 61].

Поэтому очень важно ежедневно заниматься с ребёнком (рисованием, чтением, музыкой или спортом), учить его не только тому, что надо знать, уметь и делать, но и тому как:

  • Смотреть, чтобы увидеть красоту;
  • Слушать, чтобы услышать гармонию в музыке или природе;
  • Почувствовать состояние другого и не ранить его своими словами;
  • Говорить так, чтобы тебя услышали;
  • Быть самим собой;
  • Трудиться творчески;
  • Трудиться вдохновенно.

Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения [14. с. 23].

Под творческими способностями учащихся понимают: «… комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов [4. с. 170].

Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является обучением творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих способностей младших школьников:

-Творческое мышление;

-Творческое воображение;

Применение методов организации творческой деятельности.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся, Лев Семенович Выготский выяснил, что выявить необходимые умения:

  • Классифицировать объекты, явления, ситуации по различным основаниям;
  • Устанавливать причинно-следственные связи;
  • Видеть взаимосвязи и выявлять новые вязи между системами;
  • Рассматривать систему в развитии;
  • Делать предположения прогнозного характера;
  • Выделять противоположные признаки объекта;
  • Выявлять и формулировать противоречия;
  • Разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
  • Представлять пространственные объекты;
  • Использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;
  • Представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:

  • Преодоление психологической инерции мышления;
  • Оценивание оригинальности решения;
  • Сужения поля поиска решений;
  • Фантастическое преображение объектов, ситуаций, явлений;
  • Мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой [3. с. 48].

Названные умения составляют основу способности системного диалектического мышления, продуктивного произвольного пространственного воображения.

Отечественные психологи и педагоги (Л.И. Айдарова, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, В.А. Крутецкий, Д.Б. Эльконин и др.) подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащегося.

Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Снаткина, Д.Б. Эльконина, является самостоятельным структурным элементом содержания образования.

Громадное большинство изобретений сделано неизвестно кем. Научное понимание этого вопроса заставляет нас, таким образом, смотреть на творчество скорее, как на правило, чем как на исключение. Конечно, высшие выражения творчества доступны только избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все что выходит, за пределы рутины обязано своим происхождением творческому процессу человека.


1.2 Моделирование как метод творческой деятельности

Моделирование в научных исследованиях стало применяться еще в глубокой древности и постепенно захватывало все новые области научных знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию, и наконец, общественные науки.

Большие успехи и признание практически во всех отраслях современной науки принес методу моделирования ХХ в. Однако методология моделирования долгое время развивалась независимо отдельными науками. Отсутствовала единая система понятий, единая терминология. Лишь постепенно стала осознаваться роль моделирования как метод универсального метода научного познания.

Главная особенность моделирования в том, что это метод опосредованного познания с помощью объектов-заместителей. Реальный предмет, ребенок замещает другим предметом, его изображением, т.е. моделью. При этом основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к новым свойствам, признакам, качествам вещей. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень, приближаются к понятиям.

Именно эта особенность метода моделирования определяет специфические формы использования абстракций, аналогий, гипотез, других категорий и методов познания.

Что же такое модель? Е.В. Чудинова отмечала, что модель «…это упрощенное подобие объекта, которое воспроизводит интересующие нас свойства и характеристики объекта – оригинала или объекта проектирования» [27. с. 8]

В словаре по педагогике модель определяется как «искусственно созданный объект в виде схемы, таблицы, чертежа и т.п., который, будучи аналогичен исследуемому объекту,  отображает и воспроизводит в более простом, уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта, и помогает получить информацию об интересующем предмете» [9, с.328].

В словаре русского языка Ушакова термин «модель» трактуется следующим образом: «вспомогательный объект – заменяющий изучаемый объект, представленный в наиболее общем виде» [23, с.473].

Таким образом, главная особенность модели заключается в том, что она содержит в себе существенные черты оригинала и отражает необходимые его признаки.

Моделирование же предполагает совместные действия учителя и учащихся по построению и изучению модели исследуемого природного объекта или явления.

А также моделирование связано с выяснением или с воспроизведением свойств какого-либо реального или создаваемого объекта, процесса или явления с помощью другого объекта, процесса или явления [27, с.8].

Необходимость использования метода моделирования определяется тем, что многие объекты (или проблемы, относящиеся к этим объектам) непосредственно исследовать или вовсе невозможно, или же это исследование требует много времени и средств.

Часто бывает неудобным и невозможным рассмотрение реального объекта, процесса или явления, ведь они бывают иногда многогранны и сложны. Тогда лучшим способом их изучения и становится построение модели, отображающей  лишь  какую-то  грань  реальности,  потому  более  простой.  И многовековой опыт развития науки доказал на практике плодотворность такого подхода [6, с.38].

Модели играют чрезвычайно важную роль в проектировании и создании различных технических устройств, машин и механизмов, зданий, электрических цепей и т.д. Без предварительного создания чертежей невозможно изготовить даже самую простую деталь, не говоря уж о более сложном механизме.


1.3. Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте

С психологической точки зрения младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития творческих способностей. Дети младшего школьного возраста чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.

В обычной жизни способности выступают, прежде всего, как характеристики конкретного человека. Обращаясь к конкретной личности, особенно в образовательном процессе, мы видим, что способности развиваются, и имеют индивидуально своеобразное выражение.

По содержанию и степени сложности принято выделять:

Элементарные (Основные) способности - совокупность отдельных свойств личности как обобщение психических процессов, свойственных всем людям примерно в равной степени;

Сложные общие способности, такие как способность к труду, обучению, воспитанию, общению, речи и других. Они так же свойственны всем людям, только в различной степени;

Сложные частные (специальные) способности это уже совокупность отдельных свойств личности, которые обеспечивают достижения успеха человеком в какой-либо области деятельности.

По видам деятельности выделяют:

· Репродуктивный (воспроизводящий) обеспечивающий высокое умение усваивать знания, овладевать различными видами деятельности, Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

· Творческий - обеспечивает создание нового, оригинального. Результатом творческой деятельности является не воспроизведение бывших в прежнем опыте человека впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Творческие способности - это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук [17; 79], опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

· Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

· Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

· Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

· Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

· Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

· Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

· Гибкость мышления.

· Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

· Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

· Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

· Лёгкость генерирования идей.

· Творческое воображение.

· Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности [18; 143]:

· Способность рисковать.

· Дивергентное мышление.

· Гибкость в мышлении и действиях.

· Скорость мышления.

· Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

· Богатое воображение.

· Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

· Высокие эстетические ценности.

· Развитая интуиция.

Все указанные выше качества характеризуют творческого человека.

Противоположными качествами является шаблонность, стереотипность, инертность, поверхностность мышления. Они важны в повседневной жизни, так как они позволяют быстро решать стандартные задачи. Однако психологическая инерция очень вредит в творчестве и в развитии творческих способностей. Проанализировав эти и другие точки зрения, представленные многими учеными и педагогами по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и творческое мышление как обязательные компоненты творческих способностей. Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

· Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами, как богатство продуцируемых образов и направленность.

· Развитие качеств мышления, которые формируют творческое мышление (креативность); такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

Мышление младших школьников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо и это качество необходимо поддерживать и развивать.

Один из непременных компонентов творческого мышления - это оригинальность, она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других решений.

Так как один из признаков творчества - это создание новых полезных комбинаций, то воображение, создающее эти комбинации, является основой творческого процесса. Из этого следует, что воображение - это необходимый элемент творческой деятельности, который, по словам Л.С. Выготского [19; 105], обеспечивает следующую деятельность ребенка:

· построение образа, конечного результата его деятельности,

· создание программы поведения в ситуации неопределенности, создание образов, заменяющих деятельность,

· создание образов описываемых объектов.

Воображение - необходимая способность человека и в младшем школьном возрасте способность к воображению нуждается в особой заботе в плане развития, ведь в этом возрасте она развивается особенно интенсивно. В дальнейшем, наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке.

Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры всё ещё - плод буйной работы фантазии, благодаря им дети с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой учебной деятельности также является творческое воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Ещё Л.С. Выготский отмечал, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека: чем богаче опыт, тем больше материала, которым располагает его воображение [20; 116].

Запас представлений ребенка необходимо все время пополнять, Это задача и педагогов, и родителей. В результате постоянных усилий взрослых в этом направлении воображение младшего школьника совершенствуется: сначала образы расплывчаты, неясны, а затем они становятся более точными и определенными. Если в начале обучения для возникновения образа должна быть, например, картина, то к 3-му классу в своем воображении ученик способен опираться на слово. Ученик в состоянии написать сочинение по рассказу учителя или прочитанному в книге.

В начальной школе развивается у ребенка и творческое воображение как способность самостоятельно создавать новые образы на основе имеющихся представлений. При освоении ребенком учебной деятельности в начальной школе воображение ребенка становится процессом более управляемым, произвольным. В начальных классах реализм детского воображения увеличивается. Это обусловливает увеличение запаса знаний и развитие критического мышления. Основные направления в развитии воображения младшего школьника - это переход ко все более правильному и полному отражению действительности на основе усвоенных знаний.

Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию мышления, памяти, обогащают его индивидуальный жизненный опыт, что в свою очередь способствует развитию воображения, творческого мышления. Младший школьный возраст - период значительных изменений в жизни ребенка, он определяется моментом поступления в школу, это период примерно с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит как физическое, так и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения.

По данным исследований психологов сегодняшние первоклассники существенно отличается от первоклассников прошлых лет. У первоклассников:

· большие различия паспортного и физиологического возраста. Различные уровни развития эмоциональной и психической готовности к началу учебы.

· у детей обширная, но бессистемная информированность практически по любым вопросам. Она часто носит противоречивый характер, вследствие чего возникают тревожность и неуверенность.

· у сегодняшних детей более свободное ощущение своего "Я", более независимое поведение, чем у детей прошлых лет;

· наличие недоверия к словам и поступкам взрослых. Не все, сказанное взрослыми, они принимают на веру;

· здоровье современных детей более слабое;

· современные дети в большинстве перестали играть в коллективные дворовые игры. Их заменили телевизор и компьютерные игры.

Дети приходят на занятия, не обладая навыками общения, будучи практически не социализированными, плохо понимающими, как вести себя в коллективе сверстников, какие существуют нормы поведения. Коллективные игры и занятия помогают детям "найти себя" в обществе сверстников.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что этот период в жизни ребенка даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Небольшое количество людей в обществе с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей.

Такие условия желательно создать в любой социально-культурной организации, социальном учреждении, так как именно эти учреждения призваны решать, задачи воспитания и творческого развития ее участников.

Анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности этого возрастного периода, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности, как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний.

В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определения творческих видов деятельности.

Познание - "...образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания".

Преобразование - творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний.

Создание - творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях.

Творческое применение знаний - деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике.

Все это позволяет определить понятие "творческая деятельность младших школьников": продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

Выводы по первой главе

В процессе работы над темой, на основе рассмотренной нами психолого-педагогической, учебной и методической литературы по данному вопросу, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день проблема развития творческих способностей младших школьников является актуальной и значимой.

Анализ психолого-педагогической, методической литературы четко указывает на пристальное внимание ученых, методистов и учителей к проблеме детского творчества, развития креативного потенциала школьников, который все чаще связывают с успешной адаптацией личности в стремительно меняющемся социуме. « В мире, который « всегда нов», невозможно адаптироваться без возрастания креативных способностей личности» [20]. Творчество ребенка превращается в непременный фактор социализации. В «Концепции общего среднего образования» основополагающий принцип обновления содержания образования - личностная ориентация содержания образования, предполагающая развитие творческих способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей.

Изучив теоретические основы формирования творческих способностей младших школьников и выявив педагогические условия формирования, мы сделали следующие выводы:

1) Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

2) В результате анализа практического опыта педагогов - практиков, научно-методической литературы можно сделать вывод, что воспитательно-образовательный процесс в начальной школе имеет реальные возможности для развития творческих способностей и активизации творческой деятельности младших школьников.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения. Формирование творческой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в младшем школьном возрасте и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, то есть, в конечном счете - наиболее эффективно организовать свою деятельность при решении задач, поставленным перед ним.

Творчество есть выход за пределы традиций и стереотипов. Таким образом, изучение проблемы творчества в настоящее время приобретает комплексный характер и представляет собой важную область исследований.

        

Глава 2. Эмпирическое исследование развитости творческих способностей у младших школьников

2.1 Организация исследования. Описание методик исследования.

Цель исследования: исследовать уровень выраженности творческих способностей младших школьников.

Эмпирические задачи:

  1. Подобрать методики в соответствии с целью исследования.
  2. Провести исследование по подобранным методикам.
  3. Обработать полученные результаты, сделать выводы.

Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждение «Мари-Суксинская основная общеобразовательная школа» Актанышского района, ученики 1 класса.

Данная школа функционирует с 1992 года. Она осуществляет учебно-воспитательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ 2 ступеней образования: начальное общее образование, основное общее образование. На сегодняшний день в школе обучается 39 учащихся, работает 11 педагогов.

В первом классе учатся 5 человек, из них 2 девочки и 3 мальчика. Все они из благополучных семей, некоторые семьи многодетные (3 и более детей).

В своем исследовании мы исходили из положения о том, что  применение различных методов и приемов обучения, направленных на активизацию деятельности учащихся, формирует у них творческие способности.

В связи с этим использовались следующие методики (Приложение А):

  1. Методика «Мозговой штурм»

Использование метода мозгового штурма позволяет продемонстрировать учащимся, что у одной и той же задачи может быть несколько различных решений и каждое из них является правильным. Просто все зависит от конкретных заданных условий. Умение высказывать свои мысли способствует раскрепощению сознания детей, развитию их критического мышления и творческих способностей.

Оценивание результатов: высокий уровень- 10-15 баллов, средний уровень- 6-9 баллов, низкий уровень -1-5 баллов.

  1. Методика Р.С. Немова «Вербальная фантазия» - ребенку предлагается рассказать сказку или рассказ на любую тему и о чем угодно. В ходе рассказа оцениваем его фантазию.

Эта методика направлена на выявление скорости процессов воображения, необычности, оригинальности образов воображения, проработанности образов. Учитывается так же насколько богата фантазия ребенка и вызывает ли интерес и эмоции рассказ школьника для слушателя. Максимально высокий уровень показывают дети с баллами 10-14, средний уровень - 5-9 баллов, низкий уровень - 0-4 балла.


2.2 Анализ результатов исследования

По методике «Мозговой штурм» были получены следующие результаты. Результаты, которые мы получили, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты методики «Мозговой штурм»

Имя

Баллы

Уровень

1

Макар

7

Средний

2

Ясмина

4

Низкий

3

Платон

14

Высокий

4

Элина

10

Средний

5

Камиль

9

Низкий

Полученные результаты по методике «Мозговой штурм», мы перевели в проценты и представили в таблице 2.

Таблица 2

Результаты методики «Мозговой штурм»

Уровень

Количество учеников

% от общего числа

Высокий

1

20%

Средний

2

40%

Низкий

2

40%

Результаты по методике «Мозговой штурм», были получены путем высказывания каждым ребенком свою идею, умением решать поставленные задачи.

По полученным результатам мы видим, что высокий уровень лишь у 20% класса. У этих детей хорошо развито творческое усвоение учебного материала, связь теоретических знаний с практикой.

Средний уровень у 40% учеников. Для них характерно формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи.

Низкий уровень занимают 40% учеников. У них хорошо проявляется формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

Используемые в методике задачи построены таким образом, что для их решения требуется осуществить эмпирическое или теоретическое обобщение. Под эмпирическим обобщением понимается умение классифицировать предметы по существенным признакам или подводить их под общее понятие. Под теоретическим обобщением понимается обобщение на основе содержательной абстракции, когда ориентиром служит не конкретный отличительный признак, а факт наличия или отсутствия отличительного признака независимо от формы его проявления.

Полученные данные по методике «Вербальная фантазия» представлены в таблице 3.


Таблица 3

Результаты методики «Вербальная фантазия»

Имя

Баллы

Уровень

1

Макар

10

Высокий

2

Ясмина

8

Средний

3

Платон

6

Высокий

4

Элина

9

Средний

5

Камиль

7

Низкий

Полученные результаты по методике «Вербальная фантазия», мы возвели в проценты и представили в таблице 4.

Таблица 4

Результаты методики «Вербальная фантазия»

Уровень

Количество учеников

% от общего числа

Высокий

2

40%

Средний

3

60%

Низкий

1

20%

Результаты по методике  «Вербальная фантазия», получены путем оценивания фантазии ребенка по его рассказу, по воображению, по эмоциям.

По полученным результатам можно сказать, что у большинства учеников богатая фантазия, развита скорость процесса воображения, необычности, оригинальности образов воображения, проработанности образов. Низкий уровень показали всего лишь два человека, они затруднялись в методике, не могли высказать свое мнение.

Методика позволяет исследовать творческое развитие ребенка, т.е. проследить, как он пользуется для решения задач правилом, с которым раньше никогда не встречался. Трудность предлагаемых задач постепенно возрастает за счет введения в них объектов, по отношению к которым можно применить усвоенное правило, только после осуществления необходимого процесса обобщения.

Мы соотнесли полученные результаты двух методик по развитию творческих способностей (Диаграмма 1).


Рис.1 Соотношение методик

Полученные результаты говорят о том, что у большинства младших школьников средний уровень развития творческих способностей.

Сравнительные результаты исследования, показанные на графике, мы получили, проведя методики «Мозговой штурм» (путем высказывания детей свою идею и умением решать поставленные задачи) и «Вербальная фантазия» (путем оценивания фантазии ребенка по его рассказу, по воображению, по эмоциям).

Вывод по второй главе

Цель нашего исследования, исследовать уровень выраженности творческих способностей младших школьников.

Для достижения поставленной цели были использованы методики «Мозговой штурм» и «Вербальная фантазия».

В исследовании приняло участие 5 учеников первого класса.

По полученным результатам мы видим, что высокий уровень лишь у 30% класса.  У этих детей хорошо развито творческое усвоение учебного материала, связь теоретических знаний с практикой. Средний уровень у 40% учеников. Для них характерно формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи. Низкий уровень занимают 30% учеников. У них хорошо проявляется формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.


Заключение

В исследовательской работе были раскрыты понятия «творчество», «творческие способности», рассмотрены вопросы развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения. Для этого была проанализирована разнообразная психолого-педагогическая литература.

В аспекте стоящей перед нами проблемы нас интересовал вопрос о том, каковы те признаки, на основе которых исследователи раскрывали специфику творческого мышления, отражали ли они и в какой мере его репродуктивную и продуктивную стороны. Анализ литературы показал, что в любом случае, когда речь шла о творчестве, говорилось о возникновении нового. Таким образом, творческое мышление - это создание новых образов на основе накопленных знаний.

Развитие творческих способностей - сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает создание необходимых условий и применение эффективных методов. А сам учитель должен быть терпим к проявлениям творчества детей, будь они даже не в нужный момент или же просто кажущимися нам глупышами. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрить и дать возможность проявиться еще раз.

В практической части исследования нами была проведена диагностика творческих способностей младших школьников. Проведенные методики позволили выявить недостатки и наметить пути улучшения творческого потенциала детей (Приложение Б).

.



Список использованной литературы

  1. Альманах психологических тестов. – М.: Изд.-во «КПС», 2004. – 400 с.
  1. Введение в психологию. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 2004. – 496 с.
  2. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие. / Сост. И.В. Дубравина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 292 с.
  3. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология: Учеб. Пособие. – М.: Гардарики, 2006. – 480с.
  4. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети.- М.: Просвещение. - 2005 г.- 280 с.
  5. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. – М.: Знание. - 1989 г. – 500 с.
  6. Дубровина И. В., Прихожан А. М., Зацепин В. В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2003. – 320 с.
  7. Дубровина И. В. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/ под ред. И. В. Дубровиной . – 4-е изд., стер.- М.: Академия, 2006. – 464 с.
  8. Дружинина В.Н. Развитие и диагностика способностей.– М.: Наука.- 2003 г.- 512 с.
  9. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2006.- 940с.
  10. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков.- М.: /Академия.- 2003 г. – 416 с.
  11. Немов Р.С. Психология: /Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 368 с.
  12. Николаенко В. М., Залесов Г. М., Андрюшина Т. В. Психология и педагогика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2002. – 175 с.
  13. Немов Р.С. Психология: Учеб. для. студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688с.
  14. Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 257 с.
  15. Общая психология. Учебное пособие для студентов пед. Институтов ./ Под. Ред. В.В. Богославского. – М.: Просвещение, 2004. – 363 с.
  16. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений. – М.: Академия, 2003. – 512 с.
  17. Петровский А.В. Введение в психологию: учебное пособие. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003. – 498 с.
  18. Практикум по общей психологии. / Под ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 2002. – 288 с.
  19. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений/ Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: «Академия», 2002. – 160 с.
  20. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2001. – 303 с.
  21. Рогов Е.И. Психология познания. – М.:ВЛАДОС, 1998. – 176с.

Рудякова О.В. Маленький волшебник // Школьный психолог - №21.- 2007. - с.24-26.

  1. Столяренко Л.Д. Психология. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 448с.
  2. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб. : Речь, 2006. – 350с.
  3. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе.– М.: Академия.- 2004.- 300 с.
  4. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования.- СПб.: Санкт- Петербург.- 2002.- 630 с.
  5. Шапарь В.Б., Тиниченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 688 с.


Приложение А

Для проведения методики необходимо придерживаться следующего порядка выполнения:

1. Для начала необходимо разделить детей на две группы. Первая группа – это "Генераторы идей", вторая группа - это "Аналитики".

2. Далее детям объясняются обязанности групп и правило игры. Говорится, что можно высказывать абсолютно разные идеи, даже не реальные, и никто смеяться над ними не будет. Каждому участнику необходимо высказать как минимум одну идею. За все идеи выдаются фишки, возможен вариант разных цветов.

3. Необходимо определить и проговорить перед каждой группой задачу.

4. Попросить первую группу высказать свои решения, а вторую внимательно и молча слушать, а по ходу дела записывать или запоминать предложенные идеи. Участники должны выплеснуть все свои эмоции вместе с предлагаемыми идеями. Время необходимо каждый раз сокращать.

Зачастую при применении метода «мозговой штурм» у младших школьников, возникают проблемы с дисциплиной класса, дети начинают невольно шуметь. Поэтому И. Викентьев предложил прием для успокоения расшумевшегося класса. Он предлагает педагогу заранее договориться с детьми, что все замолчат, когда педагог громко хлопнет в свои ладоши и вытянет правую руки вперед. Но для этого необходимо потренировать младших школьников в течение некоторого времени – сказать: "Шумите! А когда хлопну в ладоши, тут же замолкайте". Не рекомендуется за одно упражнение делать более четырех повторов команды, так как дети, возможно, не успокоятся из-за того, что им просто понравится шуметь [2, с. 132].

Но если дети обучены началам сильного мышления, то при проведении данного метода необходимо предложить детям помочь себе фантазировать, применяя при этом различные методы ассоциации, инверсии, аналогии и т. д. Никогда не исключается здравый смысл и все приемы ТРИЗ, если они известны юным генераторам идей.

5. Все возможные идеи детей, необходимо записать на доске. Возможно использование диктофона.

6. Когда все идеи первой группы иссякнут, необходимо дать слово второй группе. Для того чтобы они оценили все решения и выбрали из них лучшие, а также предложили свои решения. При этом необходимо предоставить всем детям возможность защитить свое решение, найти ему область применения. Благодаря этому моменту у младших школьников формируется умение отстоять свое мнение или согласиться с более сильными доводами.

7. Необходимо менять детей ролями, те кто был «генератором» станет «аналитиком» и наоборот.

8. Возможен вариант без деления детей на группы, обе операции, разные по времени выполняют одни и те же дети.

9. Очень хорошим стимулом активности при выполнении данного метода является возможность поставить детей в такую ситуацию, где им необходимо кому-то помочь, посоветовать или даже спасти. Но этот человек должен быть обязательно «хорошим». Так, например: «Давайте поможем утенку, Красной шапочке…» и т.д.

Необходимо научить младших школьников задавать вопросы самому себе:

- Какие в данной задаче участвуют части?

- У каких из этих частей есть свойства, которые помогут решить данную задачу?

Например, такая задача: вам необходимо очень быстро охладить бокал с горячей водой. Как быть? Необходимо найти 10 решений.
Нужно определить, что имеется в условии задачи? Бокал, горячая вода, вы, помещение и все, что есть в этом помещении - это ресурс для решения задачи. Используем приемы: "посредник" + физический эффект (переход тепла от горячего к холодному телу).

Решения: 

- Добавить охлажденную воду, чай, сок.

- Налить горячую воду в большую тарелку.

- Переливать из бокала в бокал, многочисленное количество раз.

- Добавить в бокал много джема или сахара.

- Переливать горячую воду через воронку.

- Опустить в бокал холодную ложку.

- Поставить бокал в холодильник, в глубокую тарелку с ледяной водой и т.д.

Зачастую бывает такое, что младшие школьники часто повторяют уже высказанную идею, а свою не предлагают. В таком случае нельзя обострять ситуацию, необходимо просто спросить: «А какую ты идею можешь предложить»? вопрос повторяется ребенку лично. Но бывает такое, что дети молчат и не у одного из них нет своей идеи, тогда необходимо задать наводящий вопрос, спросить самого смышленого ребенка. Попытаться расшевелить всех детей. Но если этого не удалось, значит, предложенная тема не интересна детям, или школьники боятся принимать участие в обсуждение того или иного вопроса.

Необходимо отметить, что метод мозгового штурма имеет разновидность, так например, существует метод «Обратная мозговая атака». В этом методе обратным будет являться тема обсуждения, то есть предлагается решать не способы положительного решения, а то, как можно еще больше усугубить проблему, довести до крайности. Все это нужно тля того, чтобы данную проблему обозначить, выявить все ее недостатки, а после этого сделать все наоборот, то есть решить их.

Предложим возможные темы мозгового штурма для детей младшего школьного возраста.

Сначала приведены "классические" примеры, а в конце решения некоторых задач.

Примеры: 

1. Как спасти бездомных собак от голода?

2. Как можно измерить длину всех ужей на земном шаре? 

3. Каким образом можно обезопасить абсолютно всех пешеходов от падающего с крыши снега и сосулек?

4. Как спасти людей на улицах от невыносимой жары?

5. Как сделать так, чтобы никогда не ссориться с родителями?

6. Как можно спасти маленького медвежонка, который плывет на льдине по реке в ледоход?

7. Чем можно рисовать на стене?

8. Если тебе необходимо размешать сахар в бокале с кипятком, а у тебя нет ложки. Какие действия ты предпримешь?

9. Что произойдет в таком случае, когда слоны станут такого же размера как синие киты? (Высота слонов может достигать 5 м, а вес до 4,8 т, а длина китов достигает 32 м, а вес более 120 т.) 

10. Что произойдет, если у кенгуру в восемь раз увеличится длина ног?

11. Придумайте свой город будущего.

12. Что произойдет, если уничтожить всех лис?

13. Что произойдет, если в морях истребить всех дельфинов?

14. Придумайте млекопитающий с необычайными свойствами

15. Как спасти зайцу своих зайчат от хитрой лисы?

16. Как можно поздороваться с человеком?

17. Численность людей постоянно увеличивается на Земле. Однажды, придет такое время, кода на всех не будет хватать мест, а также воды и еды. Что делать?

18. Как достать балкона девятого этажа?

19. Как пройти в класс, не открывая ни одну из дверей?

20. Как украсить комнату к празднику?

21. Что необходимо положить в пирожное, чтобы она была очень вкусной?

22. Куда в классе можно спрятать машинку?

23. Куда я мог спрятать жвачку?

24. Как можно найти самого умного человека на Земле?

25. Какие 5-6 качества пернатых ты хотел бы иметь?
Задачи:

1. Вы уезжаете с родителями на в отпуск на три недели. У вас есть комнатные цветы и их необходимо поливать. Что делать?

2. Как определить время, когда нет вокруг часов?

3. Что необходимо сделать, чтобы любимая игрушка никогда не терялась?

4. Перед вами стоит задача почистить изнутри извилистую трубу. Какие будут ваши действия?

5. Попробуйте придумать какое-то свое, еще никому невиданное явление природы. Как можно себе помочь фантазировать?

Ответы на задачи:

1. Сразу понятно, что есть необходимость сделать предварительное действие и лучше всего использовать различные совместные приемы.

Можно попросить своих соседей иногда заходить и поливать их; поставить цветы в блюдце с водой; набрать небольшую бутылочку с водой, перевернуть ее и воткнуть в землю; отнести цветы родственникам или соседям; накрыть цветы банками, создать парниковый эффект; раздарить все цветы.

2. Данный ответ будет зависит от конкретных обстоятельств. Например, спросить у прохожих людей; позвонить по телефону; включить телевизор и ждать, когда скажут точное время; определить приблизительное время по положению солнца или луны; по количеству проходящих мимо тебя людей; по цветам; по чувству голода; по некоторым животным (собакам, петухам) и т.д.

3. Стараться не выносить свою игрушку из дома; играть с ней всегда в одном месте; привязать игрушку к одежде; стараться класть ее всегда в одно место; приклеить к игрушке автоматическую пищалку, которая периодически подает свой сигнал и т.д.

4. Можно использовать к примеру прием «посредник»: продуть трубу мощным пылесосом; почистить гибким и вращающимся тросом; запустить в трубу кошку и т.д.

5. Необходимо для начала вспомнить, какие уже известны природные явления, а после этого сделать их необычными: усилить или ослабить, перевернуть и т.д. Например: снег из игрушек или сладостей, быстрое перемещение материков и т.д.

А теперь рассмотрим достоинства и недостатки метода «Мозговой штурм».

Достоинства метода:

- Данный метод очень прост, так как может быть доступен и детям, и взрослым. Предварительного обучение детей – не требует. Исключение составляет только руководитель метода, который обязан знать всю теорию проведения.

- Это метод коллективного решения задач, поэтому появляется возможность развить идею друг друга.

- Данный метод, возможно, использовать с младшими школьниками ежедневно, так как дети получают возможность раскрепостить свое сознание, а также развить свое воображение.

- Есть возможность показать разносторонность ответов к одной задаче.

- Дети учатся высказывать свои идеи, не боясь ошибок и критики со стороны других участников.

- Есть возможность научить детей уважительно слушать друг друга, а также можно научить робкого, застенчивого ребенка, стать раскованным не боясь высказать свое мнение.

- Данный метод практически не требует от учителя каких-то предварительных подготовок к занятию.

Недостатки метода:

- Данный метод не пригоден для решения очень проблем и трудных задач.

- Отсутствие критериев оценки силы решения.

- Метод не имеет конкретный алгоритм, который целенаправленно бы двигал к сильному решению.

- Для того чтобы дети шли к правильному и сильному решению ими нужно управлять. Большая часть успеха зависит от руководителя данного метода.


Приложение Б

Урок - проект « Моя семья»

Цель урока:

•        формирование целостного представления о семье, развитие семейных ценностей;

•        изготовление лэпбука «Моя семья».

Задачи урока:

•        Образовательные:

-        уточнить элементарные представления о семье и понимание родственных отношений;

-        помочь усвоить основы взаимоотношений с членами семьи;

-        учить работать по образцу.

•        Воспитательные:

-        формировать умение проявлять внимание, любовь и уважение к близким;

-        способствовать воспитанию чувства гордости за свою семью;

-        воспитывать аккуратность, внимание, терпение, бережливость;

•        Развивающие:

-        развивать мышцы пальцев рук;

-        развивать внимание, память, речь.

Личностные УУД:

Ценностно-смысловая ориентация учащихся, действие смыслообразования.

Коммуникативные УУД:

Умение выражать свои мысли, обсуждать выступления учащихся.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, волевая саморегуляция, оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; оценивать значение семьи для человека и общества; оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Познавательные УУД:

Общеучебные: работать с информацией, называть по именам, отчествам, фамилиям членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи.

Оборудование:

Доска, рисунки и фотографии учащихся «Моя семья», основа для лэпбука, цветные карандаши, фломастеры, раздаточные карточки, скотч, степлер, клей.

Оформление доски:

1.Основа лэпбука и эпиграф: «Семья вся вместе - душа на месте».

2. Солнышко настроения.

Ход урока:

1. Орг. момент

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

У:- Ребята,  сегодня мы собрались на необычный урок творчества, любви, радости и доброты. Улыбнитесь друг другу и отметьте на экране свое настроение.

2. Актуализация темы урока

У:- Ребята, послушайте отрывок из песни  и подумайте, о чём сегодня будет наш урок.

У:- Правильно, речь пойдет о семье. Сегодня на уроке предстоит большая и интересная работа.  Мы будем говорить о семье, о членах семьи, об отношениях между родителями и детьми. Выясним, что нужно делать, чтобы семья жила весело и счастливо.

 У:- А чтобы узнать, чем мы будем заниматься на уроке, отгадайте загадки:

1) Кто научит гвоздь забить,2) В них играют все дети (игРушки)

Даст машину порулить,

И подскажет, как быть смелым,        3) Самый нежный, самый добрый,

Сильным, ловким и умелым? Самый любимый человек для всех людей

 (Папа) на Земле ( мамОчка)

4)Он все умеет, все знает. С ним всегда советуются ваши родители. (дЕд)

5)Она вяжет всем носки и печёт самые замечательные пирожки и булочки (бабушКа)

6) Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая... (сесТрёнка)

- А теперь, соедините, выделенные буквы в ответах и прочитайте, что получилось: (слово ПРОЕКТ)

 У:— Что такое проект? (Ответы детей.)

-Запомните: Проект - это дело, в результате которого получается продукт.

-Продуктом может быть что угодно: стихотворение, картина, портрет, музыка, песни, газета, коллаж.

А на сегодняшнем уроке я предлагаю вам составить лэпбук о семье. А что можно положить в лэпбук?

(В лэпбук мы сможем добавить загадки, фотографии, рисунки, добрые слова о семье).

У:- Как вы понимаете слово «семья»? (ответы детей).\

 В словаре Ожегова говорится, что семья – группа живущих вместе близких родственников, а также объединение людей, сплочённых общими интересами.

Коллективное оформление лэпбука

1) У:- Семья – это дом. Дом... Это слово знакомо всем с детства. От него веет уютом и теплом. Дом для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни. Давайте построим дом своей мечты. Строительство дома начинается с закладки фундамента.

 У:- Что же будет у нас фундаментом, узнаем, если нарисуем звездочку. Ответы учащихся. (На звезде было написано слово «понимание»). -  Это и будет фундаментом нашего дома.

 - Ребята, давайте достроим дом. Обсудите  в парах, что должно царить в доме, чтобы всем членам семьи жилось хорошо? Выберите только 1  желтый кирпичик для строительства дома, из чего, по вашему мнению, строится семья. Занесите в лэпбук свои кирпичики и называйте, из каких слов вы построили домик.  

(Дружба, труд, любовь, забота, счастье, единство, честность, помощь, дисциплина, вежливость, общие интересы, уважение, поддержка, богатство, зло, вредность, жадность, мир, доброта)

У: - А сейчас я проверю ваше внимание. Послушаем стихотворение, которое расскажет нам Даша.                                                                                                                                                                    -Очень люблю, когда все собираются.                                                                                                                             Белою скатертью стол накрывается.                                                                                                                        Бабушка с мамой, папа и я,                                                                                                                                           Мы называемся вместе – семья.                                                                                                                                     У: - Каких членов семьи назвала Даша? А теперь ответьте на мои сказочные вопросы:

- Кто был Внучкой Деда Мороза?

-Кто у нас многодетная сказочная мама? Почему она многодетная?

- Как зовут трудолюбивую сестру из сказки Шарля Перро?

- Как звали папу Буратино?

- Кем являются друг другу Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф?

- Кем являешься ты, Даша, для своей мамы? А ты, Вова?

- Кем ты являешься для своей бабушки? А кто тебя называет дочкой?  У  твоего папы есть мама. А кто она для тебя? У мамы есть сестра. Кто она для тебя?

-  Давайте поселим в наш дом членов семьи. У вас на парте зеленые карточки. Выберите из них слова, обозначающие родственников.

(Брат, папа, мама, племянница, внучка, дедушка, бабушка, дочь, сын, сосед, директор, дядя, тётя, сестра, племянник, внук, незнакомец, прохожий).

После проверки – вкладываем в конверт нужные слова.

- Вот какая дружная у нас получилась семья.

У:– Ребята в нашем лэпбуке есть красивый конверт с подписью ЗАГАДКИ.  Давайте поработаем в группах и найдем в него загадки о наших членах семьи (карточки с загадками, находят, читают, вкладываем в конверт. Конверт вносим в лэпбук).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (звучит музыка «Бабочки-мотыльки», танцуют)

У:- Вы очень красиво изобразили бабочек. А что любят бабочки? Нектар из чего любят бабочки? (ответ детей – Бабочки любят цветочный нектар)

Составление ромашки "Дружная семья"

У:- Теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для этого прочитайте предложения и найдите те, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи: Написаны они на лепестках ромашки - ведь именно ромашка является символом семьи. У меня есть маленькие лепестки, я буду их наклеивать в лэпбук.

1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.

2. Члены семьи любят и  не обижают друг друга.

3. Живут в одной квартире.

4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.

5. Вместе занимаются домашним хозяйством.

6. Каждый член семьи отдыхает отдельно.

7. Вместе распределяют деньги на покупки.

8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.

9. У каждого свой кошелек.

10. У каждого члена семьи свое хозяйство.

- Молодцы, у нас с вами получилась ромашка  дружной семьи.

Календарь семейных праздников

У:- А в старые времена и не так давние времена бабушки и дедушки, их дети и внуки жили одной семьей, где молодые, хотя и были заняты работой или учебой, находили время, чтобы уделить внимание не только своим любимым родителям, но и бабушкам и дедушкам. Так поддерживалась связь времен, продолжение традиции. Традиционно семья вместе собирается на праздники. А если в вашем доме любимые праздник? Назовите их.  

Поработайте в группах и составьте календари.  (Составляем календарь, приклеиваем).

У: - В ваших Портфолио есть генеалогические древа. Вы, наверное, заметили, что и наш лэпбук украшает дерево. Как вы думаете, а наш класс - это семья? (ответы детей).

У:- Это тоже семья, но школьная. Давайте сделаем наше школьное семейное древо, украсив его фотографиями своих семей. Вот это-  моя семья. (Я и дети приклеивают фотографии своей семьи на листочки от дерева и прикрепляют их в лэпбук).

-Посмотрите, какой замечательный лэпбук у нас получился. Видно, что мы сделали его с любовью. Ваши глаза светятся счастьем, когда вы говорите о своих близких, самых родных, самых любимых людях для вас.

У: - Если бы к нам на урок пришли самые близкие вам люди, то чтобы вы могли им сказать (помогут нам в этом предложения, но они не закончены). Ваша задача: закончить предложение.

- Я хочу, чтобы мои мама и папа были…- Я люблю, когда бабушка …

- Мои мама и папа самые ….- Я люблю своих родителей за то, что …

- Я доверяю своим родителям …- Я люблю своего дедушку за то, что…

- Я хочу своим родителям пожелать …- Свою семью я считаю …

- Моя мамочка для меня самая …

 Итог урока.

 — Какой теме был посвящен наш проект? Понравилось ли вам заниматься проектной деятельностью? А что понравилось больше всего?

У:-Наш урок оказался очень плодотворным. И в благодарность мне хочется подарить вам Сертификат участника проекта в ваши Портфолио (ФОТОМАТЕРИАЛЫ)

Семья – это главное, что есть в жизни у каждого человека. Никакие ценности и богатства не заменят семью, ради которой все и живут.

Я желаю вам, чтобы ваш семейный очаг всегда был наполнен теплом, уютом и настоящей любовью! Пусть в каждом доме царит мир, добро, радость и счастье!

УРОК ОКОНЧЕН. Спасибо вам за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Развитие коммуникативных способностей младших школьников в режиме группы продленного дня"

Развитие коммуникативных способностей младших школьников в режиме группы продленного дня...

научно-исследовательская работа "Развитие математических способностей младших школьников во внеурочное время

- Процесс совершенствования математических знаний при реализации различных форм внеклассных занятий по математике....

Курсовая работа "Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности".

Цель - изучить особенности развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности....

Статья из опыта работы: "Развитие познавательных способностей младших школьников"

Аннотация к статье «Развитие познавательных способностей учащихся младших классов»       Познавательный процесс – это один из важнейших мотивов обучения...

Публичное представление педагогического опыта работы "Развитие познавательных способностей младших школьников"

В статье описываются теоретические сведения по данной теме и опыт работы учителя в данном направлении, результаты работы....