Развитие мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта методами арт-терапии
консультация (1 класс)

Склянина Елена Петровна

   Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе, что может привести в ухудшению успеваемости по таким предметам, как изобразительное искусство, трудовое обучение, письмо и др. Поэтому в дошкольном и младшем школьном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического навыка ручной умелости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта методами арт-терапии»

                                               

    Проблема развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта является актуальной, так как развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.

  Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребенок осознает, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде.

   Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе, что может привести в ухудшению успеваемости по таким предметам, как изобразительное искусство, трудовое обучение, письмо и др. Поэтому в дошкольном и младшем школьном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического навыка ручной умелости.

   Развитие тонкой моторики с использованием арттерапевтических методов позволяет повысить познавательную мотивацию младших школьников и обеспечивает возможности успешного обучения. Решение проблемы развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимают рисование и оригами.

   Занятия рисованием и оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

  Р.Д. Бабенкова, И.И. Заманская, М.М. Кольцова, Т.С. Комарова и другие отмечают, что систематические упражнения по тренировке пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, познавательных процессов ребенка и является важным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

   Моторика - это совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. (Е.А. Стребелева)

  Моторика движений рук - это осуществление двигательных действий рук, их точность и четкость при выполнении физических упражнений и трудовых операций (Н.В. Нижегородская, В.Д Шадринов).

  Мелкая моторика - развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды (А.Л. Сиротюк).

   Таким образом, мелкая моторика- это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

     Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Отклонение в развитии моторной сферы у детей с умственной отсталостью создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.

  Из наблюдений Г.И.Жаренкова видно, что школьников затрудняет удержание шаблона в процессе работы, наблюдается его соскальзывание. Линейка также меняет свое исходное положение, часто не проходит через намеченные точки, вместо намеченной линии получается «ступенчатая». Не происходит точное совпадение следа и сгиба бумаги с линиями разметки карандашом. Многие дети неверно держат карандаш, сильно нажимают им на бумагу.

  Большие трудности обнаруживаются у учащихся при работе с ножницами. Они не знают и не придерживаются основных правил этой работы (у большинства наблюдается неправильная хватка ножниц), не умеют правильно резать бумагу по намеченным линиям разметки, часто минуют ее, закрывают лезвие ножниц в процессе резания, не соблюдая правила безопасности работы.

  Недостаточность ручных умений и навыков у учащихся проявляются в работе с красками и кисточкой. Ученики берут на кисточку много краски, наносят краску большим слоем. Пользование кистью неумелое - не могут рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ею в разных направлениях, не могут ориентироваться на листе бумаги, тяготение к ритмическим, повторным движениям, не соблюдение равномерности узоров по величине форм, по расстоянию между ними, давать симметрическое расположение узора. Не могут находить красивые сочетания красок в зависимости от фона.

  Приступая к новому заданию, по мнению Л.В. Занкова, ребенок долго не может сосредоточиться на последовательности выполнении операций. Его движения неловки, суетливы, хаотичны, пальцы рук непослушны; правая рука, как правило, опережает действия левой, что приводит к несогласованности движений.

   В исследованиях педагогов было отмечено, что многие учащиеся не могут выполнять такие движения, которые сочетаются с пространственными представлениями и ориентацией.

  На начальном этапе обучения изобразительной деятельности учащиеся выполняют любые движения, связанные с мелкой моторикой рук с большим трудом. Ульенкова У.В. отмечает, что руки и пальцы их напряжены, движения угловаты, неловки и неритмичны. Выполнив, одну операцию ребенок долго думает, как действовать дальше. Ему приходилось обращать внимание не только на процесс выполнения задания, но и на выбор приёмов, способов работы, форм, контроль над качествам работы. Это сказывается на конечном результате творчества и вызывает преждевременное утомление. После нескольких упражнений ребенок теряет интерес к дальнейшей работе.

      Таким образом, особенности развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта заключаются в том, что у данных школьников хуже развита кинестетическая чувствительность. Вследствие чего двигательная недостаточность возрастает при выполнении сложных движений, где требуется управление движениями, четкое дозирование мышечных усилий, точность движений, перекрестная координация движений, пространственно-временная организация двигательного акта, словесное опосредование движений.

   Двигательная недостаточность учащихся с нарушением интеллекта особенно возрастает при выполнении сложных движений, где требуется точное дозирование мышечных усилий, перекрестная координация движений, пространственно - временная организация моторного акта, словесная регуляция движений.

  Все это отрицательно сказывается на усвоении учащимися с интеллектуальной недостаточностью программы начальных классов и вызывает необходимость организации специальных упражнений и заданий для подготовки руки ребенка к работе.


  На основании полученных данных можно сделать вывод, что умственно отсталые учащиеся на уроках испытывают трудности при разметке шаблона на бумаге, при работе с ножницами, с пластилином, нет или слабо развиты навыки держания карандаша, кисти. Нет навыка повторения однородных движений, удержания направления движения, совсем плохо развит навык работы с бумагой. Причины этих трудностей заключаются в недостаточном уровне развития мелкой моторики рук, точной пластичности, силы движения пальцев, в слабости, напряженности, некоординированности мелких движений.

Для того чтобы сделать все задания доступными и легко выполнимыми, необходимо проведение специально организованной работы по коррекции и развитию мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта.

Для преодоления всех указанных выше нарушений в развитии мелкой моторики у учащихся необходимо проведение специально организованной коррекционной работы, направленной на повышение уровня моторной сферы детей: системы зрительно-двигательных координаций, мелкой моторики обеих рук, дифференцированности, силы, точности, сочетаемости движений. 

 


    Арт-терапевтические методы развития мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта.

  Понятие «Арт-терапия» возникло в контексте идей 3. Фрейда и К. Юнга и рассматривалось в психотерапевтической практике как один из методов терапевтического воздействия, который посредством изобразительного творчества помогал психически больным людям выразить в картинах свои скрытые психотравмирующие переживания и тем самым освободиться от них. В дальнейшем это понятие приобрело более широкую концептуальную базу.

В настоящее время понятие «Арт-терапия» имеет несколько значений:

-- совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции;

-- комплекс арттерапевтических методик;

-- направление психотерапевтической и психокоррекционной практики;

-- метод.

Современная арт-терапия включает в себя следующие направления:

-- изотерапия -- лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, оригами, декоративно-прикладным искусством и т. д.;

-- имаготерапия -- воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;

-- музыкотерапия -- воздействие через восприятие музыки;

-- сказкотерапия -- воздействие посредством сказки, притчи, легенды;

-- кинезитерапия -- воздействие через танцевально-двигательную, коррекционную ритмику (воздействие движениями), хореотерапию и т. д.

  С нашей точки зрения наиболее приемлемыми и эффективными арттерапевтическими методами коррекции мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта являются методы изобразительного искусства (рисование и оригами).

  По мнению Комаровой Т.С., рисование как форма деятельности включает в себя многие компоненты психических процессов и в связи с этим его следует считать важным фактором формирования личности.

  Специалисты Е.В. Гурье, А.С. Грибоедов, В.П. Кащенко, Н.В. Чехов и, особенно, А.Н. Граборов, подчеркивая коррекционную ценность рисования, лепки, ручного труда для развития ребенка в целом и его познавательной деятельности в частности, - уделяют внимание эмоциональной стороне и развитию мелкой моторики через изобразительную деятельность.

В.М. Бехтерев отмечает, что детский рисунок есть объективный свидетель проявлений и развития детской психики.

   Обучение учащихся рисованию было признано одним из важных коррекционных средств. Отмечалось также, что изобразительная деятельность является важным фактором познания школьником окружающего мира.

   В специальной (коррекционной) школе изобразительное искусство наряду с основным назначением учебного предмета, где школьники знакомятся с основами искусствознания и овладевают практическими навыками в изобразительной деятельности, используется как один из компенсаторных путей развития и воспитания детей с проблемами. Процесс формирования художественной культуры через изобразительное искусство в школе при различных вариантах отклонений в развитии детей имеет специфику, которая проявляется как на этапе развития мелкой моторики, так и на этапе практической изобразительной деятельности школьников.

По мнению И.А. Грошенкова, особенность организации обучения изобразительной деятельности школьников с умственной отсталостью проявляется в обязательном наличии пропедевтического этапа, на котором проводится работа, направленная на развитие зрительного внимания, образного видения, восприятия предметов и их свойств (величины, формы, цвета, количества деталей). На этом этапе проводится работа по совершенствованию и дифференциации мелких движений пальцев, кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков.

В своих исследованиях И.М. Соловьев [45] обращает внимание на недооценку развивающе-коррекционного значения рисования. Он говорит о возможности нахождения такого соотношения различных видов рисования (по представлению и с натуры), которое обеспечит его эффективное влияние на развитие познавательной деятельности.

Таким образом, из работ специалистов мы видим, что развитие мелкой моторики в процессе изобразительной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта является одним из важных психологических факторов обучения рисованию. Высокий уровень сосредоточения необходим в восприятии натуры и рисунка и в осмысливании всего процесса изобразительной деятельности. Развитие мелкой моторики рисующих представляет сложный процесс, и при том его структурные и динамические особенности изменяются в зависимости от поставленной изобразительной задачи, различных стадий работы над рисунком и применяемых способов его выполнения и корректирования.

На уроках изобразительной деятельности, в процессе работы с различными инструментами и материалами развивается координация, дифференцированность, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что имеет важное значение для подготовки руки к письму.

Оригами - метод арттерапевтического воздействия в развитии мелкой моторики. Отечественные педагоги (Л.В. Куцакова, С. Афонькин, Т.И. Тарабарина, Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова и другие) и зарубежные педагоги (М. Кемпбел, Р.Харбин, Э. Кеннвей, А. Иошидзаве, Д. Листар и другие) отмечают, что оригами имеет множество достоинств для развития определенных навыков и качеств у детей.

В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д.В. Куцакова, 3.В. Лиштван, Л.В. Пантелеевой и других), посвященных детскому конструктивному творчеству, складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей, а так же совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом.

В настоящее время доказано (Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова), что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного и младшего школьного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность [36].

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами помогает:

- сделать рывок в развитии речи;

- улучшить произношение и обогатить лексику;

- предотвратить появление так называемого писчего спазма - частой беды начинающих школьников;

- развить внимание, терпение, так называемый внутренний тормоз - умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;

- стимулировать фантазию, проявить творческие способности;

- играя, освоить начало геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;

- научится управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе "телесных координат", что предотвратит возможность возникновения неврозов;

- ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения [13].

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка. Систематические занятия с ребенком оригами гарантируют его всестороннее развитие и успешную подготовку к обучению.

Проблема совершенствования мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта посредством создания поделок в технике оригами определяется интересом к изучению особенностей детского конструктивного творчества.

Таким образом, обучение рисованию и технике оригами в коррекционном (образовательном) учреждении VIII вида служит важным средством всестороннего развития учащихся и весьма эффективным способом коррекции развития мелкой моторики.


3.2 Содержание комплекса коррекционных занятий по развитию мелкой моторики

С целью повышения уровня развития мелкой моторики у школьников с нарушением интеллекта нами был подобран комплекс коррекционных занятий, состоящий из 12 занятий, которые проводились в групповой форме. Конспект занятий представлен в приложении (Приложение 1).

Для повышения уровня развития мелкой моторики у школьников с нарушением интеллекта с использованием арт-терапевтических методов (рисование и оригами) мы придерживались следующих принципов:

-каждый урок должен иметь четко сформулированную тему, цели, задачи. Почти каждый урок должен включать новый материал, повторение изученного, готовить учащихся к внимательному восприятию нового материала.

-содержание учебного материала должно отвечать теме, задачам, быть доступным учащимся, отвечать требованиям индивидуального и дифференцированного подхода, научно, тесно связано с трудом и жизнью.

-методы и приемы работы на уроке должны отвечать возрастным особенностям школьников, развивать и корригировать их познавательную деятельность, способствовать формированию умственных и практических действий, способность анализировать, синтезировать, обобщать.

-на каждом этапе урока ведется систематический контроль за качеством усвоенных знаний, формирование новых знаний, умений и навыков.

-урок должен быть оснащен наглядными пособиями и дидактическим материалом, техническими средствами.

-каждый урок должен отличаться организованной четкостью, правильным распределением времени между каждой структурной частью урока.

-на уроке должны соблюдаться все требования охранительно - педагогического режима.

В процессе уроков мы старились на всех этапах урока использовать упражнения, направленные на развитие мелкой моторики учащихся с нарушением интеллекта.

Например, тема: Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка) (1 класс, III четверть).

Перед изучением данной темы нами была проведена вводная беседа, для повторения знаний учащихся о временах года и подвести учащихся к теме урока:

-Ребята, какое сейчас время года? (Зима.) Какая погода зимой? (Холодная. Дует ветер. Идет снег.) Посмотрите на эти картинки. Что здесь изображено? (Зима. Идет снег…) Кто еще изображен на этих картинках? (Люди, дяди, тети, дети.) Что одето на них? (Сапоги, валенки, шуба, шапка, шарф, варежки.) Зимой очень холодно, поэтому люди носят теплую одежду. Сегодня мы с вами будем рисовать зимние вещи: (показ) шарф и вязаную шапочку.

Перед началом деятельности учащихся на каждом уроке нами проводился анализ объекта изображения:

-А сейчас посмотрите внимательно на эти предметы. На какую фигуру похож шарф. (Прямоугольник.) Какой шарф по размеру: длинный или короткий? Узкий или широкий? (Длинный, узкий.) Какого цвета шарф? (Синего.)

Посмотрите внимательно на шапочку. На какую фигуру похожа она? (На половинку круга.) Давайте, сравним ее с шарфом. В высоту она больше или меньше шарфа? (Больше шарфа.) Шарф длинный, а шапочка, какая? (Шапочка короткая.) Какого цвета шапочка? (Синего.)

Немаловажную помощь при работе учащихся играют указания к началу работы:

-А теперь послушайте внимательно. Альбомный лист мы располагаем по длине. В центре листа мы нарисуем шапочку. Она похожа на половинку круга. А под ней на всю длину листа мы нарисуем шарф. Он похож на длинный узкий прямоугольник. Сначала мы нарисуем карандашом, а потом раскрасим цветным карандашом. Помните: рисуя простым карандашом, нельзя сильно давить на лист бумаги, чтобы не остались глубокие следы. Раскрашивая шапочку и шарфик, не спешите, не нажимайте сильно на карандаш, штрихи должны быть в одном направлении вплотную друг к другу. Держите карандаш подальше от заточенного конца. Раскрашивайте медленнее и аккуратнее.

Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности включала разъяснение, демонстрацию материала, например:

-Сначала карандашом нарисовали шапочку. Посмотрите, похожа ваша шапочка на мою. Теперь нарисовали под шапочкой во всю длину листа шарф. Шарф должен получиться длинным и узким. Кто закончил рисунок простым карандашом, берет цветной карандаш. Сначала разукрашиваем шапочку. Потом разукрашиваем шарф.

В коррекционной работе мы использовали иллюстрации к сказке «Колобок» (1 класс III четверть).

Для того чтобы заинтересовать учащихся данным процессом, мы на этапе вводной беседы использовали прием неожиданности, т.е. в гости к ребятам пришел колобок.

-Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел на урок. (Колобок.) Из какой сказки этот герой? (Из сказки «Колобок».)

Посмотрите на эти картинки и ответьте. Где жили дед и бабка? (В избушке.) Кто сделал Колобка? (Бабка.) Куда покатился Колобок? (По дорожке в лес.) Кто встретился ему в лесу? (Медведь, волк, заяц, лиса.) Что делал Колобок для зверей? (Пел песенку.) Что сделала лиса? (Съела Колобка.) Всех героев сказки нарисовать трудно. Сегодня мы с вами будем рисовать красивую избушку и Колобка, который катится по дороге.

Анализ объекта изображения:

-А сейчас посмотрите внимательно на эту картинку. Кто здесь изображен? (Колобок). Какой формы Колобок? (Круглый.) На что похож Колобок? (На мяч, шар.) Какого цвета Колобок? (Желтого.) Что делает

Колобок? (Катится по дороге.) Чтобы Колобок мог видеть, петь песенки, что надо ему нарисовать? (Глаза, нос, рот.) А что еще на картинке нарисовано? (Избушка.) Посмотрите внимательно, из каких частей состоит избушка? (Из крыши - треугольник, стены - квадрат, окна - маленький квадрат, трубы.) Какого цвета избушка? (Коричневого) Можно нарисовать деревья, траву и цветы. Это лес.

Перед началом работы над рисунком проговаривали с учащимися последовательность его выполнения, например:

-Сначала мы нарисуем землю и небо. Потом красивую избушку, дорогу и Колобка. А потом деревья, траву и цветы.

Указания к началу работы включали формирование сосредоточенности учащихся, концентрации внимания, например:

-А теперь послушайте внимательно. Альбомный лист мы располагаем по длине. В верхней части листа будет небо, остальное - земля. Большую часть листа занимает избушка. (Последовательное прорисовывание частей избушки.) В правом нижнем углу мы нарисуем дорогу. А на ней Колобка. Колобок живой и поет песенки, нарисуем ему глаза, нос и рот. Вокруг избушки можно нарисовать маленькие деревья. А вдоль дороги цветы. Сначала мы нарисуем простым карандашом, а потом раскрасим цветными карандашами. Помните: рисуя карандашом, нельзя сильно давить на лист бумаги, чтобы не остались глубокие следы, раскрашивайте медленнее и аккуратнее.

При изучении темы: «Рисование в полосе узора из растительных форм» (1 класс IV четверть) мы использовали следующие приемы работы:

Во время вводной беседы нами использовалась загадка:

-Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем рисовать узор в полосе. А из чего будет состоять узор, вы узнаете, если отгадаете загадки:


Была зеленой маленькой, потом я стала аленькой!

На солнце почернела я, и вот теперь я спелая. (Ягода.)

Из почек появляются, весною распускаются,

Осенью увядают, и все опадают. (Листья.)

Он проснулся, покачнулся,

Лепестками к солнцу потянулся. (Цветок.)

Какие ягоды (цветы, листья) вы знаете? (Вывешивается на доску образцы с изображением ягод, цветов и листьев; рисунок с нарисованным узором в полосе).

Анализ объекта изображения:

-Ребята, посмотрите внимательно на рисунок. Что вы видите? (Ягоды, цветы и листья.) Сколько ягод вы видите? (Две) Какие это ягоды? (Вишни) Какого цвета? (Красного) Сколько цветов? (Два) Какого цвета цветы? (Желтого) Сколько листьев? (Два) Какого цвета листья? (Зеленого) Как расположены ягоды, цветы и листья? (Сначала нарисована ягода, потом цветок, потом листик.) Значит, в рисунке ягода, цветок и листик чередуются. Что мы будем рисовать сегодня на уроке? (Узор в полосе из ягод, цветов и листьев.)

Определение последовательности выполнения рисунка:

-Свой рисунок мы начнем с полосы. Сначала мы чертим по линейке полосу, в которой будем рисовать орнамент. Теперь меркой разделим ее на равные части. По краям полосы по линейке проведем прямые линии. В

полученные клетки по шаблону будем обводить сначала ягоды, потом цветок, потом листок.

На каждом уроке мы заостряли внимание учащихся на расположении листа бумаги, рисунка на альбом листе. Этому способствовал следующий прием работы: указания к началу работы:

-А теперь послушайте внимательно. Альбомный лист мы располагаем по длине. По линейке нарисуем полосу во всю длину листа. Меркой разделим на равные части. Берем шаблон ягоды, кладем его в первую клетку полосы с левой стороны, обводим его карандашом. Потом берем шаблон цветка и т.д. Сначала мы нарисуем карандашом, а потом раскрасим цветными карандашами. Помните: рисуя карандашом, хорошо прижимайте шаблон к листу бумаги, чтобы он не двинулся, иначе у вас не получится красивый узор.

На данном уроке нами использовалась пальчиковая гимнастика. Итак, что мы начинаем рисовать? (см. схемы выполнения.)

Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности:

-Сначала карандашом по линейке начертили полосу и клетки. По очереди обводим шаблоны, повторяем последовательность работы, смотрите на мой рисунок. (Когда дети нарисовали узор простым карандашом, обратить внимание на использование основных цветов рисунка). Ягоды мы раскрашиваем красным цветом, цветы - желтым, листья - зеленым.

Каждый урок обязательно заканчивался анализом рисунков: отмечается точность воспроизведения, последовательности элементов узора, правильный подбор цвета, штриховка, раскраска и т.д.

Для совершенствования двигательных изобразительных приемов и навыков развития тонких движений пальцев рук мы использовали следующие тренировочные упражнения:

- ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу, вытянуты:

1) развести пальцы рук, поочерёдно на каждую пару, оставляя их в разведённом состоянии, затем все пальцы сразу соединить;

2) пальцы каждой пары развести и свести, поочередно;

3) все пальцы одновременно развести и свести «похлопать» только одними пальцами:

-рука лежит на парте, кисть приподнята в вертикальном положении. Каждый палец поочерёдно касается парты;

-ладонь лежит на столе. Пальцы прижаты друг к другу, затем пальцы собираются в кулак, затем выпрямляются, ладонь ставится на ребро;

- упражнение «ладонь-кулак-ребро» повторяется несколько раз с указанной последовательностью.

Перед началом работы мы в обязательном порядке проводили серию упражнений, способствующих развитию координации и дифференциации движений, укреплению мышц руки и рекомендовали данные упражнения учителю: вращение кистями рук, сжимание кистей в кулак, последовательное нажимание кончиком большого пальца на кончики остальных пальцев той же кисти и ряд других несложных упражнений.

У леворуких детей для развития право-левосторонней ориентации и мелкой моторики использовали специальные упражнения (приложение). Эти упражнения проводили с детьми выборочно, в зависимости от цели занятия и отрабатываемого на нём двигательного приема, во время физкультурной паузы или непосредственно перед использованием приема работы.

Основная задача тренировочных упражнений состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук на уроках изобразительной деятельности.

Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простых к более сложным для ребенка заданиям по мере овладения ими. Благодаря всем этим систематическим и разнообразным упражнениям руки ребенка постепенно приобретают точность, силу и дифференцированность движений.

Курс занятий по обучению оригами целесообразней осваивать в 3 этапа. В процессе обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ. Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента.

Одинаковые заготовки называются базовыми формами. На 1 этапе все изделия основаны на простых базовых формах: «Треугольник», «Воздушный змей», «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Конверт». На этом этапе детям демонстрируется лишь сам процесс складывания. Условные знаки и схемы служат им дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания. В методической литературе учителям рекомендуют на этом этапе демонстрировать детям процесс складывания изделия на большом листе бумаги. Однако, исходя из своего наблюдения, мы пришли к выводу, что намного удобнее использовать для показа инструкционные карты, состоящие из отдельных листов. На каждом листе такой инструкционной карты с помощью большого листа цветной бумаги показывается только одна операция по изготовлению изделия. Педагог должен последовательно предъявлять детям по одному листу такой инструкционной карты, контролируя на начальной стадии обучения каждое действие учащихся, а в дальнейшем - лишь отдельные наиболее важные операции. При этом условные знаки и схемы служат лишь дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания.

Особое внимание в начале обучения следует уделять оформлению композиций. Например, композиция «Островок в пруду». Это первая большая работа. Она рассчитана на шесть занятий. Каждое изделие (рыбка, бабочка, головастик, жучок, жаба) делается на отдельном занятии. Сначала для тренировки дети делают их из больших квадратов и украшают аппликацией. Затем, рассмотрев получившиеся образцы, мастерят маленькие фигурки для композиции, которые оставляют в классе в конвертах для незаконченных работ. Отдельное занятие посвящено созданию фона и приклеиванию фигурок. На этом занятии следует обратить внимание детей на то, что на синий фон сначала приклеивается желтая заготовка для песчаной отмели, а затем на нее приклеивают зеленую лужайку, поэтому прямоугольник желтого цвета для изготовления песчаной отмели надо взять большего размера, чем зеленый для лужайки. Можно дать шаблоны прямоугольников или предложить детям готовые заготовки желтого и зеленого прямоугольников, из которых они сами вырежут лужайку и отмель любой формы. По желанию дети могут добавить в композицию дополнительные маленькие острова или лист кувшинки, на которые можно приклеить насекомых. Прежде чем разрешить ученикам приклеивать детали аппликации, нужно проверить, красиво ли они расположили их на плоскости листа, и оказать детям необходимую индивидуальную помощь. 2 этап обучения включает в себя 2-й и 3-й годы обучения. На 2 этапе усложняются поделки, выполненные на основе ранее изученных базовых форм. Кроме того, дети знакомятся с новыми базовыми формами: «Дом», «Дверь», «Рыба» и выполняют изделия на их основе. В это время дети более подробно знакомятся с международной системой условных знаков оригами, зарисовывают в свои альбомы условные знаки и схемы складывания базовых форм.

Учатся выполнять изделия, опираясь не только на демонстрацию процесса складывания, но на схемы. Далее детям предлагаются для работы простые схемы, демонстрирующие последовательность сборки изделия. В начале обучения на этом этапе необходим подробный устный разбор последовательности выполнения изделия и контроль наиболее сложных операций. А затем можно предлагать некоторые простые схемы и для самостоятельной работы. Например, схемы для уроков, посвященных созданию композиции «Дачный поселок» из книги: Афонькин С.Ю. «Уроки оригами в школе и дома». Некоторые наиболее простые схемы можно также рисовать на доске по ходу изготовления изделия.

Например, схемы изготовления водорослей в композиции «Аквариум» или схемы изготовления модулей для «Ветки с игрушками». На следующем этапе обучения увеличивается количество самостоятельных работ, выполняемых детьми. Обучение оригами приобретает прикладное значение, так как темы занятий направлены не только на обучение складыванию, но и на применение изделий оригами в повседневной жизни. Занятия на темы: «Чудесные превращения бумажного листа» учат детей оформлять подарки, «Оригами на праздничном столе - как сделать приглашения на праздник и красиво оформить стол и т.д.

На последнем этапе школьникам становятся доступны уже самые сложные базовые формы: «Катамаран», «Птица», «Лягушка». Работы, выполняемые на 3 этапе, отличаются своей сложностью. Большое место занимают объемные и двигающиеся изделия. Дети работают со схемами, нарисованными на доске или в книге. Составляют инструкционные карты отдельных изделий. Учатся создавать и зарисовывать свои изделия. Этот этап предполагает большой объём самостоятельной работы учащихся со схемами оригами из различных книг. В это время педагог оказывает лишь небольшую индивидуальную консультативную помощь учащимся.

Некоторые пальчиковые упражнения, которые можно выполнять во время уроков, направленные на развитие мелкой моторики рук у младших школьников с нарушением интеллекта, представлены в приложении (Приложение 2).

3.3 Результаты коррекционной работы по развитию мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта

Проведя коррекционно-развивающую работу с младшими школьниками с нарушением интеллекта, нами были сделаны контрольные срезы по методикам констатирующего этапа экспериментального исследования. В исследовании принимали участие те же 12 школьников 1_го класса, в возрасте 7-8 лет, с диагнозом легкая умственная отсталость.

Сравнивая результаты контрольного и констатирующего этапа эксперимента, мы сделали соответствующие выводы.

Для определения уровня развития мелкой моторики при разметке бумаги по шаблону и работе с ножницами, сформированности операции обведения и вырезывания нами использовалась методика «Рисование ножницами».

Испытуемым предлагался сложенный вдвое лист цветной бумаги. Учащимся необходимо было приложить к нему шаблон, обвести его карандашом, а потом по полученным линиям вырезать из бумаги вазу.

Из таблицы видно, что на контрольном этапе повысилось количество учащихся, выполнивших задание на высоком уровне. Количество данных учащихся составляет 4 это 33,3% от всего количества испытуемых. Эти школьники сосредоточенно и самостоятельно в течение определенного времени работали и не допустили ни единой ошибки. Так, например, Ваня К., Саша П. улучшили свои результаты, они внимательно проверяли сделанное, если допускали ошибки, то замечали их и исправляли самостоятельно. Сравнивая результаты контрольного и констатирующего этапа эксперимента, мы видим, что уровень устойчивости и концентрации развития мелкой моторики на высоком уровне увеличился.

На среднем уровне 5 школьников, что составляет 41,7% от всего состава детей. При выполнении задания учащиеся работали самостоятельно, по ходу допускали немногочисленные ошибки. Так, например, Зоя А. (8 лет) и Оля Н. (8 лет) улучшили свои результаты. Они, полностью приняв задание, удержали инструкцию до конца его выполнения. Количество допускаемых ими ошибок значительно уменьшилось. Следовательно, сравнивая результаты двух экспериментов, мы видим, что на среднем уровне развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта находятся 41,7% школьников.

Часть учащихся показали низкий уровень: 3 школьника из 12, что составило 25 от всего количества испытуемых. Эти учащиеся не проявили интереса к заданиям, в процессе работы допускали многочисленные ошибки. Так, например, Денис Ц. (8 лет) и Юля Р. (8 лет) повысили свои результаты. Они до конца задания сохранили инструкцию, но из-за трудности сконцентрировать внимание на работе, допускали ошибки.

Соответственно, можно сделать вывод, что предложенные нами уроки и упражнения по развитию мелкой моторики школьников способствовали повышению уровня развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта.

По данной методике мы также видим улучшение результатов по сравнению с констатирующим этапом работы: увеличилось количество учащихся с высоким и средним уровнями развития мелкой моторики, уменьшилось количество школьников с низким уровнем, исчез уровень «очень низкий».

о методике «Деревья из бумажных лент» мы также видим улучшение результатов по сравнению с констатирующим этапом работы: увеличилось количество учащихся с высоким уровнем развития мелкой моторики, уменьшилось количество школьников с низким уровнем, средний уровень остался без изменений.

Итак, мы видим, что на контрольном этапе экспериментального исследования у большинства учащихся с интеллектуальной недостаточностью развитие мелкой моторики находится на среднем уровне и составляет 41.7%. Полученные данные говорят нам о наличии некоторых трудностей в развитии тонкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта, проявляющихся в периодических изменениях работоспособности и в быстрой утомляемости учеников.

Таким образом, присущие младшим школьникам с нарушением интеллекта грубые нарушения развития мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса в коррекционном (образовательном) учреждении VIII вида.

Таким образом можно сделать вывод о том, что коррекция нарушений мелкой моторики, свойственных школьникам с интеллектуальной недостаточностью, осуществляется путем избирательного воздействия на нарушенные или ослабленные функции детей, путем систематического воспитания и совершенствования у них организованности, точности и напряжения. Умение активно и сосредоточенно выполнять предложенные задания на уроке.

Методы арт-терапии, способствующие коррекции дефектов мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта, являются актуальными и поэтому предлагаемые нами ряд уроков и упражнений позволяют исправить некоторые недостатки развития мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта.

Сравнительный анализ результатов контрольного и констатирующего этапов экспериментального исследования позволяет сделать вывод, что у учащихся 1_го класса с диагнозом легкая умственная отсталость в процессе коррекционно-педагогического обучения произошли значительные изменения в развитии мелкой моторики, а именно:

- движения школьников стали менее суетливы и хаотичны;

- учащиеся старались сосредоточиться на последовательности выполнения операций;

- школьники научились лучше работать с ножницами и пластилином.

интеллект моторика рисование


Заключение

Мелкая моторика в жизни и деятельности, учащихся с интеллектуальной недостаточностью выполняет много разных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.

Проблемой развития мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта занимались такие ученые, как И.М. Бгажнокова, Н.П. Вайзман, Л.С. Выготский, Т.Н. Головина, Е.И. Игнатьев, М.М. Кольцова, Т.С. Комарова и другие специалисты.

Присущие младшим школьникам с нарушением интеллекта грубые нарушения мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса в коррекционном (образовательном) учреждении VIII вида. В связи с этим актуальны поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов развития мелкой моторики у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Проведенная нами исследовательская работа показала, что у учащихся 1 класса с нарушением интеллекта развитие мелкой моторики характеризуется средним и низким уровнями. По результатам диагностики уровня развития мелкой моторики мы определили, что у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью нарушены все свойства мелкой моторики в разной степени. Многие ученики не в состоянии активно переключать внимание, и в большей степени страдает объем. Другие наоборот имеют относительно высокую устойчивость и концентрацию.

На констатирующем этапе экспериментального исследования из 12 учащихся двое школьников (Алена К. и Алеша Р.) имели высокий уровень развития мелкой моторики. Средний уровень был отмечен у 5 школьников (Ваня Д., Ваня К., Гриша Л., Зоя А., Саша П.). Очень низкий уровень отмечен у одного школьника - Дениса В. Остальные 4 учащихся имели низкий уровень развития мелкой моторики.

С целью повышения уровня развития мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта были использованы арттерапевтические методы развития, а именно метод рисования и оригами. Данные арттерапевтические методы позволяют достигать постепенного развития ручной умелости в результате перехода от простых к более сложным для ребенка заданиям по мере овладения ими. Коррекция нарушений мелкой моторики, свойственных школьникам с интеллектуальной недостаточностью осуществляется путем избирательного воздействия на нарушенные или ослабленные функции детей, путем систематического воспитания и совершенствования у них организованности, точности и напряжения. Умение активно и сосредоточенно выполнять предложенные задания на уроке.

Комплекс разработанных нами занятий состоит из 12 занятий, проводимых в групповой форме. В процессе занятий по рисованию и оригами на всех этапах урока нами использовались специальные упражнения, которые способствуют развитию зрительно-двигательной координации, глазомера ребенка, приучают его руку к осязательным и точным движениям, придают ей гибкость и твердость. Систематические упражнения движений пальцев оказывали не только стимулирующее влияние на развитие речи ребенка, но и являлись мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Этот вывод имеет важное значение для организации и проведения коррекционно-воспитательной работы на уроках изобразительного искусства во вспомогательной школе. Особенно нуждаются в гимнастических упражнениях дети, у которых моторика характеризуется значительным недоразвитием тонких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук.

На контрольном этапе экспериментального исследования мы выявили, что результаты повторно проведенных диагностических методик улучшились. Так, на высоком уровне развития мелкой моторики оказались трое учащихся, средний уровень присутствует у шестерых школьников, а низкий уровень - у троих учащихся; очень низкого уровня не оказалось ни у кого.

Сравнивая результаты этих двух этапов экспериментального исследования, мы выявили, что под влиянием коррекционно-развивающей работы постепенно расширились возможности учащихся замечать, интенсивно выполнять несложную однообразную работу, обобщать и осмысливать воспринятое. Они становились более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их деятельность приобретала осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.

Для того, чтобы изобразительная деятельность стала средством коррекции, она должна быть организована с учетом закономерностей развития детей с интеллектуальной недостаточностью, своеобразия мелкой моторики. Система коррекционной помощи должна быть систематической и целенаправленной.

Таким образом, в ходе нашего экспериментального исследования гипотеза нашла свое подтверждение, цель и задачи доказаны.


Литература

1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1987.

2. Беззубцева В.Г., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. М., Изд. «ГНОМ и Д» 2003. - 120с.

3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. - БГПИ, 2012. - 136с.

4. Богатырева З.Н. Чудесные поделки из бумаги. - М.: Педагогика, 2007. -184с.

5. Вайнерман С.М., Большов А.С., Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. - М.: Владос, 2010.

6. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1988.

7. Виноградова А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. - М.: Просвещение, 1985. -144с.

8. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М.: Академия, 2002. - 207с.

9. Вопросы психологии внимания. - Саратов: СГПИ, 1979. - 96с.

10. Воспитание и обучение во вспомогательной школе. /Под ред. В.В.Воронковой. - М.: Школа - ПРЕСС, 1994. - 416с.

11. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Просвещение, 1988. - 500с.

12. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М., - Т. 5, 1983.

13. Выготский Л.С. Психология искусства. - Минск, 1998.

14. Гальперин П.Я. Введение в психологию: «АСТ-ПРЕСС», 1995. - 150с.

15. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Якутские народные настольные игры для развития мелкой моторики младших школьников

Народная игра - понятие многомерное. Для детей младшего школьного возраста доступны и полезны якутские народные настольные игры как «Хабылык» (Лучинки), «Хаамыска» (Камешки), «Баайа» (Волчок), «Тырыын...

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА «Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями интеллекта посредством нетрадиционных техник рисования»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.К. АММОСОВА» ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕСС...

Развитие мелкой моторики младших школьников

«Истоки способностей и дарований детей - в кончиках их пальцев.От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».  В.А. Сухомлинский...

Развитие мелкой моторики у обучаемых с нарушением интеллекта

Присущие младшим школьникам с умственной отсталостью грубые нарушения мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность ...

Особенности развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта во внеурочное время.

Процесс обучения требует от учащихся умение произвольно организовать свою деятельность, определенную сформированность основных мыслительных операций и достаточный уровень развития мелкой моторики рук....

Развитие мелкой моторики младших школьников

В статье рассматриваются методы развития мелкой моторики  младших школьников...

Статья "Особенности развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта".

В данной статье  для выступления на заседании методчиеского объединения описаны особенности развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта...