Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
материал

Технология продуктивного чтения, разработанная профессором Натальей Николаевной Светловской – это технология формирования правильной читательской деятельности. Данная технология направлена на формирование коммуникативных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_produktivnogo_chteniya.docx32.6 КБ

Предварительный просмотр:

Бурдаева Елена Ивановна,

учитель русского языка и чтения,

Кировского областного государственного

общеобразовательного бюджетного учреждения

 «Школа – интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

пгт Демьяново Подосиновского района»

(КОГОБУ ШИ ОВЗ

пгт Демьяново Подосиновского района)

Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской   деятельности    у   обучающихся   с   умственной   отсталостью (интеллектуальными   нарушениями)

     Чтение является одним из видов речевой деятельности. Оно решает многие задачи: коммуникативные, познавательные, воспитательные, эмоционального воздействия. Идеи многих учёных легли в основу современных педагогических технологий.

    Технология продуктивного чтения, разработанная профессором Натальей Николаевной Светловской – это технология формирования правильной читательской деятельности. Данная технология направлена на формирование коммуникативных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

     Целью данной технологии является формирование читательской и коммуникативной компетенции школьника. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  • Формирование навыка чтения и приемов понимания и анализа текста; развитие интереса к процессу чтения, потребности читать.
  • Введение обучающихся через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса.
  • Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей.

     При обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) очень важным является постоянный контроль за деятельностью обучающихся, подведение их к обобщению не только по материалу всего урока, но и по отдельным его этапам. Эта необходимость   вызывается тем, что таким детям трудно удерживать в памяти весь материал урока и связывать предыдущее с последующим. При работе следует учитывать, что чтение ими всего задания сразу не позволяет правильно понять смысл в принципе, поэтому желательно давать им доступные инструкции по отдельным звеньям.

    Структура технологии продуктивного чтения представляет собой трёхступенчатый процесс: работа с текстом до чтения; работа с текстом во время чтения; работа с текстом после чтения.

1 этап.

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста. Идет работа над определением смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, определение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей иллюстрации с опорой на читательский опыт. Обучающимся предлагаю ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Или ребята охотно выполняют задания, например,

1. Восстановите пропущенные в фамилиях поэтов и писателей буквы и соедините их между собой (Мих…лков, Паус...овский, Зоще…ко, Б…анки, Нос…в).

2. Составление названия произведения при чтении подчеркнутых букв(«подуевчтсльтяпвобт» М. Горького). Или зачеркнуть повторяющиеся буквы, из оставшихся составить название произведения или фамилию автора («клбурлеуквснусо» С. Баруздин).

3. Фамилия, имя, отчество автора или название произведения записываются с пропуском гласных букв. Учащиеся должны прочитать слова, ориентируясь только на согласные.

«Зчьлп» («Заячьи лапы» Паустовского) или «Снжнкрлв» («Снежная королева Андерсена).

4. Выделение фамилии автора из данного ряда по какому - либо признаку:

С А. Есенин, В. Г. Короленко, Л. А. Кассиль, В. П. Астафьев (Есенин – фамилия поэта, другие – прозаики).

5. Составление фамилии, имени, отчества автора или названия произведения из ответов на вопросы литературных викторин или при разгадывании ребусов, шарад, кроссвордов. (В названии произведения Г. Х. Андерсена одно слово. Первая часть этого слова – зимние осадки. Вторая часть — суффикс в слове грузовик. («Снеговик»).

6. Прием «Буквенный диктант». Ребята отвечают на вопросы и записывают в тетрадь только первые буквы слов.

- Урок, на котором считают (Математика)

-  Главная работа ученика (Учеба)

- Первое слово, которое произносит ребенок (Мама)

- Книга, по которой занимается ученик. (Учебник) («Муму» И. С. Тургенева)

7. Групповая работа. Класс делится на группы и выполняет задания. Первая группа – по иллюстрации пробует высказать свои предположения о том, что может произойти в тексте. Вторая группа – используя ключевые слова (Обезьяна, зеркало, кривляка, Медведь), высказывает своё предположение о происходящих событиях. Третья группа пытается предположить, о чём пойдёт речь в произведении по его названию и автору.

8. Постановка перед чтением произведения проблемного вопроса. Например, при изучении рассказа А. Белорусца «Звонкие ключи», можно поставить такой вопрос: «Как уберечься от неприятностей в лесу?»

 9. «Отсроченная отгадка». В начале урока учитель задаёт загадку или сообщает удивительный факт, разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

(Длинношеий рыболов - бело-розовый покров.
Сам приземист, клюв с крючком и укладистым мешком.

(Пеликан) К. Пустовский «Последний чёрт»)

     На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются литературоведческие знания обучающихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, дети с помощью, когда и сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя опорные фразы, обучающиеся определяют цель урока «Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения». Тема и цель урока осознаются детьми в практической деятельности, поэтому становятся близкими и понятными.  Главное на данном этапе - отсутствие отвлекающих факторов   и наглядность без лишних элементов. Так как для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны отвлекаемость, недостаточная концентрация внимания и его ограниченный объём, то необходимы чёткие указания учителя.

2 этап.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации. Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) лучше воспринимают и понимают смысл текста, прочитанный им взрослым, чем при самостоятельном чтении.

После чтения -  выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием (- Подтвердились ли ваши предположения?). На данном этапе следует отметить, что замедленное психическое развитие и недоразвитие речи приводят к нарушению осознанности чтения. Дети с трудом устанавливают причинную зависимость явлений, их последовательность; оказываются не в состоянии без помощи взрослого понять мотивы поступков действующих лиц, основную мысль произведения. Особенно резко эти недостатки проявляются в тех случаях, когда наблюдается несоответствие между конкретными фактами, описываемыми в произведении, и внутренним смыслом происходящего. Даже имеющийся у детей опыт не всегда помогает правильному усвоению содержания произведения. Нередко из-за совпадения внешне сходных моментов (название текста, одинаковые имена героев и др.) активизируются случайные ассоциации. При работе с текстом учитель должен предусмотреть особенности их содержания. В одних произведениях события излагаются последовательно, в других может быть опущен какой-либо эпизод, в третьих, основная мысль заключается в определенных словах, для этого необходим более глубокий анализ содержания. В связи с этим меняется методика работы с произведениями.

     Затем идёт перечитывание текста.  «Медленное» вдумчивое повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов), которое сопровождается работой над лексикой и текстом в целом. Плохая техника чтения, сочетающаяся с малым запасом представлений об окружающем мире, бедностью словаря и ограниченностью общего речевого развития, приводит к недостаточному пониманию лексического значения отдельных слов и текстов в целом. К таким словам относятся абстрактные понятия, некоторые слова-признаки предметов, эпитеты, метафоры, словосочетания, употреблённые в переносном значении.        Для объяснения слов и выражений используются разные средства: показ конкретного предмета картинки, замена незнакомых слов знакомыми, раскрытие значения слова через его корень, выделение непонятных слов путём объяснения их значений и др. Ведётся кропотливая работа над использованием толковых словарей для объяснения лексического значения слов. Словарную работу лучше вести по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.

В технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения) существуют разные приемы анализа художественного текста. Наиболее эффективные: "диалог с автором" и комментированное чтение.

Диалог с автором – это естественная беседа с автором через текст. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение. Во время диалога с автором происходит вычитывание информации из каждой единицы текста, вероятностное прогнозирование нового содержания и самоконтроль своих прогнозов и предположений.

     Способность, читая, вести диалог с автором через текст редко, когда возникает самостоятельно – у большинства обучающихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и вовремя перечитывания – все зависит от особенностей текста.

При обучении диалогу с автором необходимо соблюдать такую последовательность действий:                                                                                                                                      1) научить детей видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые.

2)  включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение).                    

3) научить учащихся задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме: Чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится? Почему именно так…? Для чего …? Кто такой…? Возникающие вопросы опять - таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.

     Для развития умения задавать вопросы мы используем разные упражнения, например, задать вопросы тому, кто изображен; ответить, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на рисунке; задания, предполагающие исправление чьих - то ошибок. Активизируют наших детей следующие упражнения:  восстановление в вопросе пропущенных слов, восстановление деформированного вопроса, исправление ошибок в вопросе, исправление неточностей в вопросе, выбор вопросов, соответствующих тексту (т.е. исключить из группы вопросов лишние), составление вопроса, ответ на который будет в определённом предложении (назвать номер предложения), составление вопросов по опорным словам, постановка вопросов с определённым вопросительным словом, составление вопросного плана, который развивает умение выделять логическую и последовательную структуру текста.

     Далее необходимо включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться произведение или его часть. К сожалению, у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) способности воображения снижены, поэтому у них менее развита способность фантазировать, но если это не корректировать, то в последующем у ребенка будет наступать скорое снижение активности данной функции.

       Диалог с автором используется при анализе не всех произведений.   Не всегда уместен диалог при чтении лирической зарисовки, миниатюры, приключенческого рассказа.

      Следующая работа с текстом - это беседа по содержанию текста, где идёт обобщение прочитанного, постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. И в конце - выразительное чтение.

      Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений. Используется преимущественно вовремя перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором, обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нем автора.  Озвучивают текст дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя. Однако, если в ходе комментария учителя дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, их нужно вплетать в общий разговор, не оставлять их без внимания, даже если детские суждения расходятся с точкой зрения учителя.

     Комментарий должен быть кратким и динамичным. Ошибкой для учителя будет формулирование громоздких вопросов и повторение их по несколько раз. В этом случае уходит эмоциональная реакция детей на текст – главная ценность в этом возрасте. Комментарий удачен лишь тогда, когда усиливает эту эмоциональную реакцию, делает ее более яркой и эстетической. Именно поэтому ответы детей не должны быть краткими, с места, не отрываясь от текста. Если дети затрудняются, необходимо предложить им начало ответа. Комментарий не должен превращаться в беседу. Комментировать текст нужно в том месте, где это действительно необходимо, а не после того как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Чтение ребенка можно прервать в любой момент. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно. Для этого рекомендую использовать следующие способы:

а) рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует сам комментарий или вопрос в особой форме, «свернутый»;

б) включение воображения детей («Представьте себе…», «Увидели? Представили?» и др.);

в) сам вопрос, который формулируется не так, как во время беседы: он максимально «свернут», сжат («Догадались почему?», «Почему именно…»).

На этом же этапе проводится   анализ текста, который необходимо проводить, используя следующие приёмы: выделение ключевых слов, беседа, составление плана.

      При беседе рекомендуется ставить вопросы непосредственно по содержанию, в соответствии с последовательностью изложения текста, активно используя входящую в них лексику. Фактически — проводить почти построчный анализ текста, в ходе которого дети многократно обращаются к произведению. Такой анализ прочитанного поможет им овладеть приемом выборочного чтения и выделения предложений из текста, слов из предложения. Следует продумать организацию детской деятельности в темпе, позволяющем им предоставить время на осмысление учебного материала, использовать многократные повторения.

На данном этапе считаю целесообразным использование приема работы с разными видами таблиц. Например, после анализа произведения, обучающиеся перечитывают рассказ, отвечают на вопросы, а ответы -  выдержки из текста, ни одним словом, а не отступая от оригинала, заносят в таблицу. Цель этой работы заключается в том, что ребенок должен несколько раз перечитать текст, выбрать правильные, точные предложения и записать их в таблицу.

Вопросы и утверждения

Выдержки из текста

После проверки ответов делается вывод о том, какая проблема волнует автора. Как поступать в ситуации сложных взаимоотношений героев, действий, описываемых в произведении.

    В методике есть такой прием, как использование повествовательного эквивалента, нацеливающий ученика на развернутый, полный ответ. Повествовательный эквивалент – это глагол в повелительном наклонении, дающий установку на характер и объем ответа: расскажите, объясните, покажите, поясните, определите, раскройте, докажите, подтвердите, обоснуйте, охарактеризуйте, представьте, нарисуйте, опишите, найдите, сравните, аргументируйте и т.п.

3 этап.

Цель – корректировка читательской интерпретации авторского смысла. На этом этапе проводится:

1. Смысловая беседа по тексту. Выявление и формулирование основной идеи текста.

2. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Проводится беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора.  По иллюстрации можно задавать следующие вопросы: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли видение автора с вашим?

3. Работа с пословицами - один из приемов работы, позволяющих обобщить прочитанное. Обучающимся предлагается на выбор несколько высказываний, связанных с содержанием текста и отражающих различные подходы к интерпретации пословицы.

 Детям нужно выбрать одну из пословиц, которая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к сказке, и обосновать свой выбор.

4. Творческая работа. При выборе задания необходимо учитывать особенности класса в целом и возможности отдельного ребенка, используя дифференцированный подход на уроке и дома. Сфера воображения чрезвычайно важна для формирования ребенка-читателя. В этом случае творческий характер будут носить не только задания типа «Проиллюстрируй…», «Сочини…», «Придумай…», но и типа «Самостоятельно составьте план (индивидуально, в группах, в парах)». Наши ребята выполняют такие задания: составление диафильма, иллюстрирование, чтение по ролям, инсценирование, творческий пересказ.

5. При составлении пересказа по плану дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) лучше понимают план, составленный из вопросительных предложений. Затем постепенно переводим их на план, составленный из повествовательных предложений, используя следующие памятки:

1.Внимательно прочитай текст.

2. Выдели главные мысли текста.

3. Проверь, как они соотносятся друг с другом.

4. Сгруппируй текст вокруг главной мысли (раздели его на смысловые части).

5. По количеству главных мыслей определи количество пунктов плана.

6.Сформулируй главные мысли кратко (запиши их в виде пунктов плана).

7. Прочитай текст повторно, проверь, не пропустил ли что-то.

Ожидаемые результаты.

     Применение технологии продуктивного чтения на уроках позволит решить задачи, поставленные перед педагогом в рамках ФГОС: совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов; развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов; развитие положительных качеств и свойств личности.

А также позволяет добиваться высоких результатов обучения:

· оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

· эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

· понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

· высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;

· ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

· находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

· оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

· слушать и понимать речь других;

· выразительно читать и пересказывать текст.

     Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

Заключение.

     Применение нового подхода к организации урока литературного чтения с использованием данной технологии способствует более эффективному развитию устной речи, повышает качество работы по совершенствованию правильности, беглости и сознательности чтения. Учащиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в состоянии освоить учебный материал.

    Опыт работы показывает, что технология формирования типа правильной читательской деятельности учит детей осмысленному чтению литературного произведения, развивает технику чтения школьников, помогает привить ребёнку любовь к слову, языку, и самое главное, к чтению. Также воспитывает умение учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, что способствует индивидуальному прогрессу в основных сферах личностного развития. Систематическое и методически правильное применение современных образовательных технологий в начальной школе помогает добиваться высоких результатов обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности у младших школьников.

Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимани...

Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности младших школьников.

Актуальность   выбранной  нами  темы   связана с тем, что сегодня в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В Р...

Обучение изобразительной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Включение изобразительной деятельности в учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обучающихся по 2 варианту, продиктовано необходимостью включения доступн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ» (ВАРИАНТ 1)

Рабочая программа учителя-дефектолога «Развитие познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями» «Думаем, пробуем, действуем» (в...

Заседание ШМО по теме: «Мотивация. Современные технологии создания мотивации как инструмент управления качеством образования с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Представлена разработка заседания МО учителей начальных классов по теме:«Мотивация. Современные технологии создания мотивации как инструмент управления качеством образования с обучающимися с умственн...