РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуальных внеурочных (коррекционно-развивающих) занятий «Развитие познавательных процессов» для обучающейся 3 «В» класса по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обу
рабочая программа (3 класс)

Вероника Васильевна Бражкина

Рабочая программа по курсу «Развитие познавательных процессов» составлена на основе:

- Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития;

- Сан ПиН 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования, разработанной с ориентировкой на содержание (7.2) для детей с ЗПР»

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

-Приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

- Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной  школе;

- Программы воспитания МБОУ-СОШ №1 сл. Большая Мартыновка,

- «Положения о рабочей программе МБОУ-СОШ №1 сл. Большая Мартыновка»

Цель программы:

- коррекция неравномерности развития познавательной функции

Задачи программы:

- активизировать  познавательные процессы  обучающейся,  корригировать  недостатки мыслительных  операций,  обучать  использованию  знаково-символических  средств  для организации познавательной деятельности;

−  корригировать  недостатки  пространственно-временных  представлений дифференцированно, уделяя особое внимание представлениям «неделя-месяц-год»; 

−  совершенствовать  познавательную  деятельность  как  основу  компенсации,  коррекции  и профилактики  вторичных  нарушений  психологического  развития,  коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;

−  стимулировать познавательную активность, интерес к себе, окружающему предметному и социальному  миру  и  осознание  имеющихся  трудностей,  формирование  школьной мотивации;

−  корригировать  типичные  дисфункции:  недостатки  пространственно-временных представлений, в т.ч. препятствующих успешной ориентировке в здании школы, по дороге к  ней,  а  также  пониманию  протяженности  обозначаемых  в  речи  временных  периодов, несформированность  произвольного  контроля,  трудности  произвольной  концентрации внимания, недостатки зрительно-моторной координации и пр.;

 −  корригировать недостатки мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование) и действий;

−   обучать использованию знаково-символических средств для организации познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yakovleva.docx48.67 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Администрация Мартыновского района

МБОУ-СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ-СОШ №1

__________________________ __________________________ сл. Большая Мартыновка

Лыткина С. В. Басюк Е. П. _______________________

Протокол №1 Протокол №1 Реуцкова И. В.

от «28» августа 2023 г. от «29» августа 2023 г. Приказ № _______

от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

индивидуальных внеурочных (коррекционно-развивающих) занятий

«Развитие познавательных процессов»

для обучающейся 3 «В» класса Яковлевой Татьяны

по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся

с задержкой психического развития (вариант )

Учитель-дефектолог: Бражкина Вероника Васильевна

сл. Большая Мартыновка 2023 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу «Развитие познавательных процессов» составлена на основе:

- Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития;

- Сан ПиН от 10 июля 2015 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования, разработанной с ориентировкой на содержание () для детей с ЗПР»

- Приказа Министерства образования и науки РФ от г. № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

-Приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

- Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе;

- Программы воспитания МБОУ-СОШ №1 сл. Большая Мартыновка,

- «Положения о рабочей программе МБОУ-СОШ №1 сл. Большая Мартыновка»

Цель программы:

- коррекция неравномерности развития познавательной функции

Задачи программы:

- активизировать познавательные процессы обучающейся, корригировать недостатки мыслительных операций, обучать использованию знаково-символических средств для организации познавательной деятельности;

− корригировать недостатки пространственно-временных представлений дифференцированно, уделяя особое внимание представлениям «неделя-месяц-год»;

− совершенствовать познавательную деятельность как основу компенсации, коррекции и профилактики вторичных нарушений психологического развития, коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;

− стимулировать познавательную активность, интерес к себе, окружающему предметному и социальному миру и осознание имеющихся трудностей, формирование школьной мотивации;

− корригировать типичные дисфункции: недостатки пространственно-временных представлений, в т.ч. препятствующих успешной ориентировке в здании школы, по дороге к ней, а также пониманию протяженности обозначаемых в речи временных периодов, несформированность произвольного контроля, трудности произвольной концентрации внимания, недостатки зрительно-моторной координации и пр.;

− корригировать недостатки мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование) и действий;

− обучать использованию знаково-символических средств для организации познавательной деятельности.

Место курса в учебном плане.

Согласно учебному плану МБОУ-СОШ №1 сл. Большая Мартыновка занятия осуществляются из расчета 2 часа в неделю, 68 часов в год.

В соответствии с Календарным учебным графиком в 2023-2024 учебном году количество часов в неделю –2, в год –67.

Содержание коррекционного курса «Развитие познавательных процессов»

В соответствии с выделенными особенностями детей с ОВЗ коррекционная работа в 3 классе может быть конкретизирована и обозначена следующими разделами:

Раздел 1 Комплексное обследование обучающегося.

Определение первичного уровня развития. Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Исследование мелкой и крупной моторики рук. Динамическая, статическая координация. Ловкость и точность движений. Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия (форма, цвет, размер, материал, пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов

Раздел 2 Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Крупная моторика. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Развитие точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие ловкости движений. Развитие устойчивости. Развитие слуховой и тактильной координации. Мелкая моторика. Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Изучение штриховальных линий. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков). Рисование, штриховка, обводка, по трафарету. Соединение линий по точкам. Контурная аппликация из пластилина и кусочков цветной бумаги. Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами.

Раздел 3 Коррекция сенсорных процессов.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Зрительное и слуховое восприятие . Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) в процессе выполнения упражнений. Назначение основных форм. Описание предметов. Живое - неживое. Выделение признака формы; Сопоставление размеров двух предметов, контрастных по высоте, длине, ширине, толщине. Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале. Восприятие пространства. Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (справа - слева, выше - ниже и др.). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на

листе бумаги (центр, верх, низ, правая (левая) сторона); расположение геометрических фигур по речевой инструкции, перемещение их на плоскости листа. Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, геометрических фигур.

Восприятие времени. Изучение временных показателей: времён года, дней недели. Последовательность событий. Раньше - позже. Тактильно-двигательное восприятие. Определение на ощупь предметов. Определение на ощупь величины предметов из разного материала.

Раздел 4 Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций.

Активизация познавательной деятельности. Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне в работе над математическими навыками. Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении природы разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества. Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; различные виды задач на группировку: “Исключи лишнее”, “Сходство и различие”, “Продолжи закономерность”; аналитические задачи 1-го типа с прямым утверждением.

Раздел 5 Итоговая диагностика.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса (ФГОС).

Разнообразие психологических особенностей обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса дефектологических занятий. Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые учитель-дефектолог пытается достичь.

Личностные результаты:

У учащегося будут сформированы

- представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);

- заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий;

- понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

- развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

- этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.);

- элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;

- понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.

- первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний;

Метапредметные результаты

Регулятивные:

Принимать и сохранять цель и учебную задачу;

- высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;

- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям

- проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем

- понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные:

Осознавать познавательную задачу, воспринимать еѐ на слух, решать еѐ (под руководством учителя или самостоятельно);

- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

- осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);

- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

- делать выводы в результате совместной работы;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Коммуникативные:

Слушать собеседника и понимать речь других;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других;

- признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и аргументировать его;

- строить монологическое высказывание с учѐтом поставленной коммуникативной задачи.

Предметные результаты

Обучающейся научится:

- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

- правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;

- анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: цвет, величина форма;

- различать и сравнивать разные предметы по признаку: веса (тяжелый – легкий); фактуре (гладкий – шершавый, твердый – мягкий);

- различать: вкусовые качества предметов (кислый, сладкий, горький, соленый);запахи (приятные, неприятные); контрастную температуру окружающих предметов и явлений (холодный – горячий);

- основные геометрические фигуры;

- речевые и неречевые звуки;

- составлять предмет из 2 – 3 частей;

- определять на ощупь величину объемных фигур и предметов.

Обучающийся получит возможность научиться:

- классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения;

- зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;

- выделять части суток и определять порядок дней недели;

- выполнять несложные графические работы под диктовку;

- ориентироваться: в помещении по инструкции педагога;

- на плоскости листа бумаги (центр, верх (низ);

- на собственном теле (правая (левая) рука (нога), правая (левая) часть тела;

- определять расположение предметов в пространстве (вверху – внизу, над – под)

Рабочая программа разработана с учетом целевых ориентиров Программы воспитания МБОУ – СОШ №1 сл. Большая Мартыновка на уровне начального общего образования.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Сроки изучения

Виды деятельности

Виды и формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

к.р.

п.р.

1-3

Комплексное обследование обучающегося

3

0

0

Определение первичного уровня развития. Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Исследование мелкой и крупной моторики рук. Динамическая, статическая координация. Ловкость и точность движений. Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия (форма, цвет, размер, материал, пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов

Устный опрос.

Тестовая работа.

4-11

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

8

0

0

Крупная моторика. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Развитие точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие ловкости движений. Развитие устойчивости. Развитие слуховой и тактильной координации. Мелкая моторика. Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Изучение штриховальных линий. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков). Рисование, штриховка, обводка, по трафарету. Соединение линий по точкам. Контурная аппликация из пластилина и кусочков цветной бумаги. Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами.

Устный опрос.

Практическая работа.

12-34

Коррекция сенсорных процессов.

23

0

0

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Зрительное и слуховое восприятие. Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) в процессе выполнения упражнений. Назначение основных форм. Описание предметов. Живое - неживое. Выделение признака формы; Сопоставление размеров двух предметов, контрастных по высоте, длине, ширине, толщине. Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале. Восприятие пространства. Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (справа - слева, выше - ниже и др.). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на

листе бумаги (центр, верх, низ, правая (левая) сторона); расположение геометрических фигур по речевой инструкции, перемещение их на плоскости листа. Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, геометрических фигур.

Восприятие времени. Изучение временных показателей: времён года, дней недели. Последовательность событий. Раньше - позже. Тактильно-двигательное восприятие. Определение на ощупь предметов. Определение на ощупь величины предметов из разного материала.

Практическая работа.

35-65

Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций.

31

0

0

Активизация познавательной деятельности.

Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне в работе над математическими навыками. Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении природы разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества. Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; различные виды задач на группировку: “Исключи лишнее”, “Сходство и различие”, “Продолжи закономерность”; аналитические задачи 1-го типа с прямым утверждением.

Практическая работа.

66-67

Итоговая диагностика

2

0

0

Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Исследование мелкой и крупной моторики рук. Динамическая, статическая координация. Ловкость и точность движений. Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия (форма, цвет, размер, материал, пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов

Общее количество часов по программе

67

0

0

Поурочное планирование

урока

Дата по плану

Примечание

Название темы

1

Диагностика

Обследование обучающегося.

Наблюдение учителя- дефектолога за уровнем развития ВПФ.

2

Нахождение нелепиц на картинках

Обследование обучающегося.

Нахождение нелепиц на картинках.

Запоминать 3-4 предмета и воспроизвести их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

3

Нарисуй по памяти

Обследование обучающегося.

Дидактическая игра «Нарисуй по памяти». Запоминать 3-4 предмета и воспроизвести их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

4

Одновременное рисование

«Одновременное рисование»

Проведение параллельных линий – вертикальных и наклонных. Графический диктант

5

Рисование узоров

Развитие зрительной памяти посредством воспроизведения данных учителем узоров.

Развитие памяти, слухового внимания

посредством написания геометрических и знаковых диктантов.

6

Рисование элементов букв и цифр

Развитие зрительной памяти посредством воспроизведения данных учителем элементов букв и цифр. Развитие памяти, слухового внимания посредством написания геометрических и знаковых диктантов.

7

Рисование элементов букв и цифр

Развитие зрительной памяти посредством воспроизведения данных учителем элементов букв и цифр. Развитие памяти, слухового внимания посредством написания геометрических и знаковых диктантов.

8

Штриховка

Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Изучение штриховальных линий. Рисование, штриховка, обводка, по трафарету.

9

Штриховка

Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Изучение штриховальных линий. Рисование, штриховка, обводка, по трафарету.

10

Графический диктант

Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Развитие координации движений руки и глаза. Рисование, штриховка, обводка, по трафарету.

11

Графический диктант

Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Развитие координации движений руки и глаза. Рисование, штриховка, обводка, по трафарету.

12

Развитие слухового восприятия

Дифференцирование звуков шумовых и музыкальных инструментов. Упражнения: «Послушай и назови звучащий предмет», «Определи, что это»

13

Развитие слухового восприятия

Характеристика звуков по громкости и длительности. Упражнения: «Послушай и назови звучащий предмет», «Определи, что это»

14

Развитие слухового восприятия

Формирование чувства ритма. Игровые упражнения

15

Развитие зрительного восприятия

Выделение буквенных форм. Нахождение различие у двух сходных картинок. Упражнение «Какую букву заменили». Игра «Найди и раскрась»

Упражнения: «Что изменилось», «Чего не хватает»

16

Развитие зрительного восприятия

Выделение буквенных форм. Нахождение различие у двух сходных картинок. Упражнение «Какую букву заменили». Игра «Найди и раскрась»

Упражнения: «Что изменилось», «Чего не хватает»

17

Развитие зрительного восприятия

Подбор подписей к сюжетным рисункам. Развитие объема кратковременной и оперативной памяти

посредством написания зрительных диктантов

18

Развитие зрительного восприятия

Подбор подписей к сюжетным рисункам. Развитие объема кратковременной и оперативной памяти посредством написания зрительных диктантов

19

Восприятие пространства

Ориентироваться на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом)

20

Восприятие пространства

Моделировать расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве.

21

Восприятие пространства

Ориентироваться в помещении и на улице; Выполнить задание педагога, связанного с изменением направления движения.

22

Восприятие пространства

Составлять простейшие схемы-планы комнаты.

23

Восприятие цвета.

Цвет предметов. Группировка оттенков одного цветового тона. Игра «Сбор фруктов».

Краски. Карандаши. Листы бумаги. Трафареты фруктов, корзин. Карточки-задания

24

Восприятие цвета.

Цвета радуги. Игра «Разговор красок».

Краски. Карандаши. Листы бумаги. Карточки-задания

25

Развитие внимания

Активизация зрительного внимания путём описания предмета по контурному изображению его части. Игра «Чей силуэт?»

Игра «Узнай, что это?»

26

Развитие внимания

Развитие сосредоточенности, устойчивости внимания. Лабиринты. Игры: «Помогите герою», «Разведчики», «Лабиринты»

27

Развитие внимания

Развитие произвольного внимания. Найди отличия. Упражнения: «Найди отличия», «Корректор»

28

Развитие внимания

Внимание (распределение). Упражнения: «Вычёркивай буквы и слушай», «Сколько знаков?», «Разложи вслепую»

29

Развитие внимания

Внимание (переключение). Упражнения: «Шумящие коробочки», «Крестики, точки»

30

Память зрительная.

Тренировка зрительной памяти. Упражнения: «Попробуй сосчитать», «Раскрась фрагменты рисунка»

Упражнения: «Запомни расположение и зарисуй так же», «Запомни и воспроизведи».

31

Память слуховая.

Тренировка слуховой памяти. Упражнения: «Разминка», «Запомни и повтори», «Слушай и рисуй»

32

Память вербальная.

Тренировка вербальной памяти. Упражнения: «Найди фигуры», «Слова, начинающиеся с одной буквы»

33

Память опосредованная.

Тренировка опосредованной памяти. Упражнения: «Шершавые дощечки», «Подбери картинку», «Найди фигуры»

34

Развитие аналитико-синтетической деятельности

Развитие мышления, сообразительности. Упражнения: «Что изменилось?», «Составь картинку», «Дорисуй и сосчитай»

35

Длина.

Различение предметов по длине.

Игры: «Домики-дорожки», «Сложи узор», «Медведь и пчёлы»

Игрушки. Полоски разной длины. Карточки-задания. Карандаши

36

Право, лево, верх-низ

Формирование навыков пространственной ориентировки

37

Сравнение по размеру.

Различение предметов по размеру: длиннее – короче, широкий – узкий. Игры: «Самолёты», «Кто быстрее», «Гаражи»

Конструктор. Полоски разной ширины. Бумага цветная. Карточки-задания. Карандаши.

38

Больше-меньше.

Сравнение предметов по размерам: больше – меньше

Игры: «Закрой двери в домиках», «Зеркало», «Помоги цыплятам»

Картонные домики. Двери разной ширины. Шнуровки. Карточки-задания

39

Контрастные размеры.

Сравнение предметов контрастных размеров по высоте, глубине

Упражнение «Продолжи ряд». Игра «Помоги достать».

Счётный материал. Карандаши. Карточки-задания

40

Исключи лишнее

Формирование математических навыков, стойких знаний цифр от 1 до 10. Счётный материал. Карандаши. Карточки-задания

41

Восприятие формы

Сравнение предметов по форме. Осуществление последовательных действий . Игры: «Составь фигуру», «Что сначала, что потом»

Наборы кругов и квадратов разного размера и цвета. Счётные палочки. Образцы.

42

Куб

Различение, называние геометрических фигур. Знакомство с понятием «куб».

Упражнение «Найди такой же». Игра «На что похоже?»

Наборы из 4–5 геометрических фигур. Карточки с изображением предметов. Силуэты предметов.

43

Шар

Различение геометрических фигур. Определение их цвета, расположения. Знакомство с понятием «шар».

Упражнение «Скажи наоборот». Игра «Составь узор»

Силуэты цветов. Набор геометрических фигур. Карточки-задания

44

Группировка предметов по форме

Упражнения: «Проведи дорожку», «Разложи правильно». Игры «Составь квадрат», «Чем это может быть?»

Набор предметов разной формы. Квадраты, разрезанные на 4 части. Геометрические фигуры

45

Цвета радуги.

Группировка оттенков одного цветового тона.

Игры «Сбор фруктов», «Разговор красок»

Краски. Карандаши. Листы бумаги. Трафареты фруктов, корзин. Карточки-задания

46

Цвет предметов

Подбор предметов по слову, обозначающему цвет.

Игра «Домики для животных»

Пластилин. Дощечки для лепки. Карточки-задания

47

Сутки.

Различение понятий «утро», «вечер», «день», «ночь»

Освоение умений различать части суток.

Упражнения «Когда это бывает?», «Найди и покажи»

48

Времена года

Формирование временных представлений.

Игра «Найди лишний предмет»

Иллюстрации из серии «Времена года». Предметные картинки.

49

Неделя

Определение последовательности событий. Упражнения: «Подумай и закрась», «Собери цепочку»

50

Буквы.

Упражнения: «Вычёркивай буквы и слушай», «Сколько знаков?», «Разложи вслепую»

51

Одежда, обувь

Формирование знаний о видах одежды и обуви, их называние, назначение, уход за ними

52

Дом

Формирование знаний о городе, улицах, доме, в котором живёшь, домашнем адресе

53

Насекомые

Формирование знаний о насекомых, их разнообразии

54

Овощи и фрукты - разные продукты

Формирование навыков классификации и дифференциации понятий овощи и фрукты

55

Одежда, обувь.

Формирование знаний о видах одежды и обуви, их называние, назначение, уход за ними

56

Птицы.

Формирование знаний о птицах, их разнообразии

57

Деревья

Формирование знаний о деревьях, их названия, польза, уход

58

Домашние животные.

Формирование знаний о внешнем виде, питании, пользе, местообитании, питании

59

Дикие животные.

Формирование знаний о внешнем виде, питании, пользе, местообитании, питании

60

Зоопарк

Формирование знаний о животных, которые живут в зоопарке, их питание, уход за ними

61

Устный счет.

Развитие умения дифференцировать примеры.

Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами игры

«Соотнеси число с картинкой», «Шифровка»

62

Решение примеров на сложение.

Развивать активность мыслительной деятельности через решение примеров.

«Шифровка»

63

Решение примеров на вычитание.

Развивать активность мыслительной деятельности через решение примеров.

«Найди закономерность»

64

Решение задач на сложение и вычитание

Развитие воображения, мышления посредством решения простых задач на сложение и вычитание. Развитие речи, воображения, мышления через составление задач по картинке и их решение.

Задачи на внимательность.

«Математическое лото»

«Составь задачу по картинке»

65

Решение задач на сложение и вычитание

Развитие воображения, мышления посредством решения простых задач на сложение и вычитание. Развитие речи, воображения, мышления через составление задач по картинке и их решение.

Задачи на внимательность.

«Математическое лото»

«Составь задачу по картинке»

66

Итоговая диагностика

Обследование обучающегося

67

Итоговая диагностика

Обследование обучающегося

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Методические материалы для учителя

1Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. –М.: АРКТИ, 2002

2 Бабкина Н.В. Радость познания. Логические задачи для детей младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2000

3 Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006

4 Вильшанская А.Д. Дефектологичесое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе (Практические материалы) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2008 —№ 1 — с. 47 – 54

5 Вильшанская А.Д. Коррекционно-педагогическая работа с младшими школьниками с задержкой психического развития церебрально-органического генеза в общеобразовательной школе: Автореф. дисс. … канд. педагог.наук. – М.,2005 – 23 с. 9

6 Вильшанская А.Д. Организация и содержание работы учителя-дефектолога в системе КРО // Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д.

Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1 – М.:Школьная Пресса, 2005 –96с. — С. 65–73.

7 Вильшанская А.Д. Содержание работы дефектолога с учащимися классов КРО // Коррекционная педагогика. – 2003 - № ; С. 54 – 56

8 Шевченко С.Г. «Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты» (М.: ВЛАДОС, 2001).

#1052;етодическое пособие «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» авторов С.Д. Забрамной, О.В.Боровика, М. : Гуманитарный изд. центр Владос, 2008

10 .Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга1. – М.: ШкольнаяПресса, 2005 – 96с.

Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет

  1. Федеральный портал «Российское образование»
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  3. Дефектологический лортал посвященный детям с особенностями психофизического развития
  4. Возрастные нормы развития детей http://
  5. Практический материал
  6. Интерактивные игры

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебное оборудование

Краски.

Карандаши.

Листы бумаги.

Трафареты фруктов, корзин.

Карточки-задания

Иллюстрации из серии «Времена года».

Предметные картинки.

Набор предметов разной формы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования по теме «Упражнения в правописании слов со слогами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»

Урок по письму и развитию речи в 3 классе  разработан на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4классы  под редакцией  В....

Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования . Тема.Выделение предложений из речи и текста.

Тема. Выделение предложений из речи и текста.Цель: Упражнять в выделении предложений из речи и текста.Задачи: Образовательные: закрепить правило написания предложений, познакомить с новым словом ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

Цели:приобретать  практические навыки устной и письменной речи;формировать  основные орфографические и пунктуационные навыки;воспитывать  интерес к родному языку.Основные задачи  п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

- формировать  основы  знаний из области фонетики и графики: звуки и       буквы, гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки. Основные зад...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

Цели формировать, совершенствовать, знания, умения,навыки, владеть языком в разных сферах речевого  общения. Основные задачи предмета «письмо и развитие речи» формировать основные орфог...

Конспект урока по математике в 3 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования Тема.Сложение и вычитание в пределах 15.

Цель. Формировать вычислительные навыки в пределах 15.Задачи:1) образовательная: формирование вычислительных навыков в пределах 15;2) коррекционно-развивающая: развитие памяти, внимания, мышления, реч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету Окружающий социальный мир для ученика 2 класса обучающегося с ОВЗ по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования

Данная  программа  разработана в  соответствии  с  требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с расстройст...