Внеурочное занятие по курсу «Финансовая грамотность»
план-конспект занятия (2 класс)

Ланг Светлана Валерьевна

Тема занятия:Как появились деньги? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Тарасовская средняя общеобразовательная школа»

        

Проект внеурочного занятия

по финансовой грамотности

по теме: «Как появились деньги?»

 

 

                                        Разработал: Ланг Светлана Валерьевна

    учитель начальных классов

 

Внеурочное  занятие по курсу «Финансовая грамотность»

Класс

2 класс

Тема занятия

Как появились деньги?

Цель занятия

Создание условий для формирования начальных представлений о деньгах как средстве приобретения товаров

 Задачи

Рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег. Познакомить  с понятиями: товар, деньги, покупка, продажа, бартер, ликвидность.

Планируемые результаты

Личностные УУД: 

  • овладение начальными навыками адаптации в сфере финансовых отношений;
  • осознание себя как члена семьи и общества;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых финансовых ситуациях.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
  • владение элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения.

Регулятивные УУД

  • определять  и формулировать  цели деятельности на уроке с помощью учителя;
  • корректирование учебных действий после их выполнения на основе оценки и учета выявленных ошибок;
  •  устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Коммуникативные УУД:

  • умение слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию  партнера в общении и взаимодействии;
  • умение признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свое мнение;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку финансовых действий.

Предметные ожидаемые результаты: 

  • понимание и правильное использование термина «деньги»;
  •  понимание того, что деньги зарабатываются трудом;  
  • умение описывать виды и функции денег.

Формы и методы обучения

фронтальная, групповая

Основные понятия и термины:

товар, деньги, покупка, продажа, бартер, ликвидность.

Организационные условия:

расстановка столов для групповой работы по 5 человек

Учебно-методическое обеспечение:

Методические материалы для учителя: Ю. Н. Корлюгова. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО-2020-32с.

Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг.— М.: ВАКО- 2020. 

Оборудование:

 Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.  Презентация, раздаточный материал

Ресурсы

1. Смешарики. Школа Магов. https://youtu.be/pyo1a8P75nk

2. Анимированная презентация «История денег» https://youtu.be/otW3ephspRA

 

Технологическая карта внеурочного занятия

Этапы занятия

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия (УУД)

Организацион-ный

момент

Коммуникативная ситуация

Мотивация к учебной деятельности

Организация межличностного взаимодействия

Педагог предлагает ребятам взять по одному жетону, затем объединяет их в 4 группы.

Проверяет готовность учащихся к занятию,  настраивает детей на занятие.

-  Громко прозвенел звонок.

  Начинается урок.

 Наши ушки – на макушке,

 Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Вступление в межличностный контакт для решения практических и жизненных задач

Общий настрой класса на учебную работу.

   

Коммуникативные УУД:

-   умение слушать собеседника, вести

диалог по теме и ориен-

тироваться на позицию

партнера в общении и

взаимодействии.

 

Актуализация

 знаний

Формулирова-ние темы занятия, постановка цели

- Сегодня у нас необычное  занятие и начнем мы его с просмотра мультфильма. Этот мультфильм поможет вам определить цель нашего урока. Называется он «Школа Магов». Смотрите внимательно и запоминайте, что там происходит.

Просмотр мультфильма Смешарики. Школа Магов. https://youtu.be/pyo1a8P75nk.

 Задает вопросы:

-Трудно ли было героям обменять товары между собой до того, как они стали использовать «магические диски?

-Почему с использованием магических дисков героям стало проще обменивать товары?

-Что служит аналогом магических дисков в реальной жизни?

Предлагает определить цели занятия, уточняет тему.

- Кто может сказать, о чём мы сегодня будем говорить? (о деньгах)

-А вы знаете, откуда они появились?

-А вы бы хотели об этом узнать?

Сформулируйте тему нашего занятия. Какую цель поставим?

Итак, вы все правильно сказали, давайте посмотрим на слайд (на слайде прописана тема урока и цель).  

Дети смотрят мультфильм

Ответы детей

 

ответы детей

варианты ответов детей

Определяют тему занятия.

Регулятивные УУД:

- определять  и формулировать   цели

деятельности на уроке

с помощью учителя

Изучение нового
материала

Создание проблемной

ситуации

Открытие нового знания

 

Задает обучающимся вопрос для размышления: «Ребята, как вы думаете, были ли деньги у древних людей?»

Для  того чтобы найти правильный ответ на этот вопрос, нам с вами нужно отправиться в путешествие в прошлое 

Все готовы? Закройте глаза, и мы под музыку отправляемся в путь (звучит музыка).

1. Станция «История денег»

Анимированная презентация «История денег» https://youtu.be/otW3ephspRA

- Сейчас мы с вами увидели, как появились деньги. Какая главная  причина появления денег?  (неудобства обмена (бартера)).

 

Слушают учителя  и   выполняют задания.

Просматривают презентацию

Ответы детей

Познавательные УУД: 

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Закрепление материала

Самостоятель-ное применение знаний

Творческое задание

2. Станция «Товар»

- Представьте, что вы древние люди из разных  торговых городов. Каждая группа придумывает название своего города. Каждой группе я выдам карточку, в которой прописано  что имеется у народа, и – в чем он нуждается, и набор картинок к ней.  

 Учитель дает задание: представить свой торговый город, рассказать о том, чем занимается народ, произвести
обмен имеющихся у вас предметов на необходимые вам. (Приложение 1, 2)

У кого получилось   поменяться?
У кого не получился обмен?
Почему? Здесь есть неудобства обмена. Такие непростые ситуации возникали довольно часто. Тогда люди додумались использовать при обмене товары, которые нужны всем, долго хранятся, не портятся и при этом являются достаточно ценными.  

-Посмотрите какие предметы обмена есть у всех?

Давайте договоримся, что любой товар можно обменять на соль.

Произведите обмен.  Какой вы можете сделать вывод?

 -Может ли вода служить в качестве денег?
- Почему?

Во всех случаях деньгами служили товары, которые хорошо обменивались. В таком случае говорят, что эти товары обладают высокой ликвидностью.
Наша соль обладает ли ликвидностью?

Молодцы, отправляемся дальше.

3.   Станция  «Кроссворд»

- Ребята, вспомните, о чем мы говорили сегодня на занятии и разгадайте кроссворд.

Каждой  группе выдает кроссворд

1.Продукт труда, изготовленный для обмена, продажи (товар).

2.Металлические и бумажные знаки (деньги)

3.Товары, которые хорошо обмениваются, обладают …(ликвидность)

4.Прямой безденежный обмен товарами или услугами (бартер)

5.Передача товара  кому-нибудь в собственность за плату (продажа).

4. Станция  «Творчество»

- Каждой группе  придумать и нарисовать деньги будущего

Дети представляют свой торговый город, рассказывают, чем  занимаются  и производят обмен
предметов в свободной
форме

Соль.

Дети производят удачный обмен.

-Любые товары можно обменять посредством
денег (соли)

- Нет. Воду неудобно носить, она легкодоступна.

-Да

Разгадывают кроссворд в группах. Выступление групп, проверка кроссворда по эталону.

Обсуждают в группах, рисуют.

Выступление от групп, размещение рисунков на доске.

Коммуникативные УУД:

-умение признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свое мнение;

-излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку финансовых действий.

Личностные УУД:

развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых финансовых ситуациях.

Познавательные УУД:

владение элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;

 

Рефлексия учебной деятельности на занятии

Обратная связь

 -Вот и подошло к концу наше путешествие.  

-Какую цель мы ставили?  

- Цели достигли?

Продолжите фразы:

Я научился…

Я открыл для себя новое…

Меня удивило…

Меня огорчило…

Мне хочется еще узнать… Молодцы!

- Узнать,  как появились деньги.

-Да.

 

 Личностные УУД:

-уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные УУД: рефлексия своей деятельности на уроке, самокритичность.

Приложение 1

Первая группа.
Мы живём около большого озера и у нас очень много
рыбы, которую мы бы могли обменять на нужные нам
предметы. Нам  нужна соль для заготовки рыбы на
зиму.

Вторая группа.
Мы  живём на соляных источниках, и мы
можем обменять соль на нужные нам вещи.
Нам  сильно не хватает мяса.

Третья группа.
Мы торговый город скотоводов, живём в лесостепи и можем предложить к обмену мясо и молоко.
Наш народ  сильно нуждается в зерне, которое не умеет выращивать самостоятельно.

Четвертая группа.
Мы земледельческий  город. Можем
предложить для обмена излишки зерна.
У нас нет скота и озёр рядом, нам не хватает молока и
рыбы

http://i.dobrodelmarket.kz/u/fd/fc8df625bd11e7bd2dd2734cac6583/-/%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%B0.jpg            http://svoygradus.ru/wp-content/uploads/2014/04/salt.jpg  https://thumbs.dreamstime.com/z/cartoon-roast-meat-9247045.jpg http://kvedomosti.ru/wp-content/uploads/2017/01/psheniza.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Для чего нужны деньги» по курсу финансовая грамотность

Учащиеся: 2 класс •      Место занятия в логике реализации предмета «Окружающий мир»•      Вид деятельности учащихся: внеурочная деятельность•...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности курса «Финансовая грамотность» (2-4 класс)/

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образо...

рабочая программа по курсу "Финансовая грамотность" для 3-4 классов

Рабочая программа по курсу "Финансовая грамотность" для учащихся начальной школы в рамках внеурочной деятельности и тематическое планирование....

Методическая разработка внеурочной деятельности по курсу "Финансовая грамотность" на тему "Что такое деньки и откуда они взялись" 2 класс.

Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того, чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансов...

Технологическая карта внеурочного занятия по курсу «Финансовая грамотность». Тема: "Путешествие рубля". 2 класс

В современном мире просто необходимо быть финансово грамотным человеком. И давать азы этой грамотности можно и нужно уже  с начальной школы. И именно поэтому одним из направлений внеурочной деяте...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Финансовая грамотность"для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)начального общего образования

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образо...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Финансовая грамотность"

Цель программы - развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знани...