"Ситуация успеха на уроке в начальной школе”
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Ситуация успеха на уроке

«Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать»

                                                           (Франсуа де Ларошфуко).

В наше время многие ученики приходят в школу уже с хроническими заболеваниями и отклонениями в физическом развитии (нарушения зрения, осанки, заболевания органов пищеварения), поэтому здоровьесбережение в учебном процессе просто необходимо.

Для подтверждения результатов работы по сохранности и укрепления здоровья учащихся я начну с самого важного и в тоже время с самого простого аспекта здоровье сбережения, который я соблюдаю и применяю в образовательном процессе!

Одним из условий создания здоровье сбережения- это создание ситуации успеха ученика на уроке.          Ситуация успеха сохраняет психическое здоровье не только ребенка, но и учителя.       

         Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке.  Психологами был проведён опрос детей, надо было закончить предложение

«Я чувствую себя уверенным, когда учитель …

75% – когда учитель хвалит меня.

      Роль ситуации успеха велика на любом этапе урока и вне   его.

Создавая ситуацию успеха, мы даем возможность ученику пережить состояние радости, удовлетворения от результатов его деятельности, осознать свои способности, поверить в себя.         

       Оценивание учащихся на уроке.          

       В течение всего урока я часто произношу слова: «хорошо», «отлично», «молодец», «умница». В конце концов, ребенок поверит учителю и станет принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку. Да, я «молодец», да, я «умница». Я заслужил эти слова, и все время буду доказывать, что я «молодец»!

– Использую устную похвалу

       Ты очень постарался!                                                                        

       Ты сегодня сделал лучше, чем вчера!

       Благодарю за работу!

       Ты меня порадовал!

       Уже намного лучше!

       Продолжай также хорошо работать.

– Письменная похвала в тетрадях. Использую слова и выражения: «Старался!», «Молодец!», «Стал лучше писать!» и т.д.

Каждую работу ученика рецензирую и комментирую, отмечаю малейший успех, подчеркивая, что ученик «раньше этого не умел, а теперь научился».

    Поддерживать ученика нужно постоянно: на любом этапе урока, перед контрольной работой, диктантом, проверочной работой. Убеждать и успокаивать:  

 – В работе нет ничего сложного, все задания вы умеете выполнять хорошо, работа довольно легкая.

       А после выставления отметок, спросить хорошо успевающих ребят:

        – Как ты готовился к диктанту? Что помогло тебе написать его хорошо?

       Подобные рассказы помогают делиться успешными ситуациями. Дети учат себя сами.

 – Коллективная похвала – учащиеся хлопают ученику, который дал правильный ответ на трудный вопрос, или получил хорошую отметку. Ребята радуются и малейшим достижениям своих одноклассников. Общая радость состоит в том, что  бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем  или спонтанной, заметной или незаметной.

   Общей радостью считают  только те реакции коллектива,  которые дают возможность ребенку почувствовать  себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это прежде всего эмоциональный отклик окружающих  на успех члена своего коллектива.

   Радость тогда в радость, когда она воспринимается с  остротой новизны, когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост ребенка, его прорыв  к лучшему.

 Элементы соревнования. Рейтинг в классе.

В конце  четверти определяем учеников, получивших за четверть большее количество «4» и «5». Результаты вывешиваются в классном уголке. Не забываем отметить успехи всех учащихся в динамике.

В классном уголке размещаем коллективные грамоты, а на доске вывешиваем грамоты  отдельных учащихся которые они получили в школе и вне школы. Ребята очень хотят, чтобы их фамилии, фотографии, дипломы, грамоты были на видном месте.

 Создание ситуации успеха – это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу учения.

    В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие затруднения в учебе. Я использую приемы, которые  могут активизировать ученика, приободрить его, вселить веру в собственные силы, содействовать изменению низкой самооценки. В связи с этим я подбираю такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений. Для таких учеников у меня заготовлены сначала индивидуальные задания более легкие, например, на карточках. Справился, дальше усложнить и не забывать постоянно, хвалить за любую мелочь.  

               Надо высоко оценивать детали, а не результат в целом:

        – Тебе особенно удалось это объяснение.

        – Больше всего мне в твоей работе понравилось  …

        – Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы.

             Самое главное – это снятие страха.

        – Ничего страшного, если  ошибешься, даже взрослые люди иногда ошибаются.  

                 Иногда я могу поставить оценку «в кредит», причем любому ученику, т.к. считаю что это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Важно дать понять, что я верю в него, есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше. Необходимо вместе искать причины неудач, например, невнимательно прочитал задание, не обратил внимание на что-то, применил не то правило и т.д. Акцентировать внимание на этом, а не на том, что ученик глупый, плохо себя ведет и т.д.

        Успех надо постоянно поддерживать.  Чтобы каждый ученик почувствовал успех, надо не зацикливаться только на основных предметах. Если не получается достичь больших результатов, например, по математике, можно увидеть  успех, например, в рисовании или чтении.

            Чем опасна ситуация постоянного успеха для учащегося?

Создание ситуации успеха для пятиклассников. Ошибочным мнением педагогов среднего и старшего звена является признание того, что в пятом классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду, а создание ситуации успеха, равно так же как и использование игровых моментов на уроке, – это удел начальной школы. Такое мнение приводит к большому разрыву в организации учебного процесса в начальном звене и средней школе. Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.

      Итак, можно сделать вывод: чтобы достичь цели ситуации успеха, учителю необходима улыбка и добрый взгляд, интерес к каждому ученику, отмечать «персональную исключительность», верить в способности ученика, для нормального психического развития учащегося ситуации его успеха и неуспеха должны сменять друг друга. Уже доказана прямая зависимость качества обучения от ситуации успеха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл situatsiya_uspeha.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

Ситуация успеха на уроке

«Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать»

                                                           (Франсуа де Ларошфуко).

В наше время многие ученики приходят в школу уже с хроническими заболеваниями и отклонениями в физическом развитии (нарушения зрения, осанки, заболевания органов пищеварения), поэтому здоровьесбережение в учебном процессе просто необходимо.

Для подтверждения результатов работы по сохранности и укрепления здоровья учащихся я начну с самого важного и в тоже время с самого простого аспекта здоровье сбережения, который я соблюдаю и применяю в образовательном процессе!

Одним из условий создания здоровье сбережения- это создание ситуации успеха ученика на уроке.          Ситуация успеха сохраняет психическое здоровье не только ребенка, но и учителя.       

         Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке.  Психологами был проведён опрос детей, надо было закончить предложение

«Я чувствую себя уверенным, когда учитель …

75% – когда учитель хвалит меня.

      Роль ситуации успеха велика на любом этапе урока и вне   его.

Создавая ситуацию успеха, мы даем возможность ученику пережить состояние радости, удовлетворения от результатов его деятельности, осознать свои способности, поверить в себя.         

       Оценивание учащихся на уроке.          

       В течение всего урока я часто произношу слова: «хорошо», «отлично», «молодец», «умница». В конце концов, ребенок поверит учителю и станет принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку. Да, я «молодец», да, я «умница». Я заслужил эти слова, и все время буду доказывать, что я «молодец»!

– Использую устную похвалу

       Ты очень постарался!                                                                        

       Ты сегодня сделал лучше, чем вчера!

       Благодарю за работу!

       Ты меня порадовал!

       Уже намного лучше!

       Продолжай также хорошо работать.

– Письменная похвала в тетрадях. Использую слова и выражения: «Старался!», «Молодец!», «Стал лучше писать!» и т.д.

Каждую работу ученика рецензирую и комментирую, отмечаю малейший успех, подчеркивая, что ученик «раньше этого не умел, а теперь научился».

    Поддерживать ученика нужно постоянно: на любом этапе урока, перед контрольной работой, диктантом, проверочной работой. Убеждать и успокаивать:  

 – В работе нет ничего сложного, все задания вы умеете выполнять хорошо, работа довольно легкая.

       А после выставления отметок, спросить хорошо успевающих ребят:

        – Как ты готовился к диктанту? Что помогло тебе написать его хорошо?

       Подобные рассказы помогают делиться успешными ситуациями. Дети учат себя сами.

 – Коллективная похвала – учащиеся хлопают ученику, который дал правильный ответ на трудный вопрос, или получил хорошую отметку. Ребята радуются и малейшим достижениям своих одноклассников. Общая радость состоит в том, что  бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем  или спонтанной, заметной или незаметной.

   Общей радостью считают  только те реакции коллектива,  которые дают возможность ребенку почувствовать  себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это прежде всего эмоциональный отклик окружающих  на успех члена своего коллектива.

   Радость тогда в радость, когда она воспринимается с  остротой новизны, когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост ребенка, его прорыв  к лучшему.

 Элементы соревнования. Рейтинг в классе.

В конце  четверти определяем учеников, получивших за четверть большее количество «4» и «5». Результаты вывешиваются в классном уголке. Не забываем отметить успехи всех учащихся в динамике.

В классном уголке размещаем коллективные грамоты, а на доске вывешиваем грамоты  отдельных учащихся которые они получили в школе и вне школы. Ребята очень хотят, чтобы их фамилии, фотографии, дипломы, грамоты были на видном месте.

 Создание ситуации успеха – это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу учения.

    В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие затруднения в учебе. Я использую приемы, которые  могут активизировать ученика, приободрить его, вселить веру в собственные силы, содействовать изменению низкой самооценки. В связи с этим я подбираю такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений. Для таких учеников у меня заготовлены сначала индивидуальные задания более легкие, например, на карточках. Справился, дальше усложнить и не забывать постоянно, хвалить за любую мелочь.  

               Надо высоко оценивать детали, а не результат в целом:

        – Тебе особенно удалось это объяснение.

        – Больше всего мне в твоей работе понравилось  …

        – Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы.

             Самое главное – это снятие страха.

        – Ничего страшного, если  ошибешься, даже взрослые люди иногда ошибаются.  

                 Иногда я могу поставить оценку «в кредит», причем любому ученику, т.к. считаю что это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Важно дать понять, что я верю в него, есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше. Необходимо вместе искать причины неудач, например, невнимательно прочитал задание, не обратил внимание на что-то, применил не то правило и т.д. Акцентировать внимание на этом, а не на том, что ученик глупый, плохо себя ведет и т.д.

        Успех надо постоянно поддерживать.  Чтобы каждый ученик почувствовал успех, надо не зацикливаться только на основных предметах. Если не получается достичь больших результатов, например, по математике, можно увидеть  успех, например, в рисовании или чтении.

            Чем опасна ситуация постоянного успеха для учащегося?

Создание ситуации успеха для пятиклассников. Ошибочным мнением педагогов среднего и старшего звена является признание того, что в пятом классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду, а создание ситуации успеха, равно так же как и использование игровых моментов на уроке, – это удел начальной школы. Такое мнение приводит к большому разрыву в организации учебного процесса в начальном звене и средней школе. Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.

      Итак, можно сделать вывод: чтобы достичь цели ситуации успеха, учителю необходима улыбка и добрый взгляд, интерес к каждому ученику, отмечать «персональную исключительность», верить в способности ученика, для нормального психического развития учащегося ситуации его успеха и неуспеха должны сменять друг друга. Уже доказана прямая зависимость качества обучения от ситуации успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе

      Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформи...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе

Выступление на районном семинаре учителей начальной школы...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы

В век научно-технической революции не только не уменьшается значение игры в социализации и воспитании личности, но, напротив, повышается её роль, ставится в качестве актуальной задачи – развитие...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы

Игра -занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, акт...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы

Игра-занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, акти...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Каждое время рождает свои требования к учебному процессу. Индикатором этих требований является по-прежнему урок. Современный ур...

Организация ситуации успеха на уроках в начальной школе

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться...