Конспект занятия внеурочной деятельности по программе «Народная кукла» Кукла «Кувадка» (для учащихся начальной школы)
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)

Цель: пробудить интерес учащихся к русской культуре, национальным традициям через знакомство с традиционной тряпичной куклой.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 37

имени Новикова Гаврила Гавриловича»

Конспект

занятия внеурочной деятельности

по программе «Народная кукла»

Кукла «Кувадка»

 (для учащихся начальной школы)

 

Подготовила: Барашкова Ольга Анатольевна,

учитель начальных классов

Конспект занятия внеурочной деятельности

по программе «Народная кукла»

1 год обучения

Раздел 1. Куклы материнства и детства.

(для учащихся начальной школы)

Тема: Кукла «Кувадка»

   

Цель: пробудить интерес учащихся к русской культуре, национальным традициям через знакомство с традиционной тряпичной куклой.   

 Задачи:

Образовательные:

 - познакомить с традициями и символикой «Кувадки»;

 - обучить традиционным приёмам изготовления куклы-закрутки «Кувадка»;

 -  формировать умения и навыки при работе с тканью и нитками;

Развивающие:

 - развивать индивидуальные творческие способности, образное мышление, мелкую моторику рук;

 - формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;

Воспитательные:

 - прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, способствуя возрождению забытых традиций русского народа;

 - воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества;

 - формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.

Формы проведения занятия:

часть занятия - теоретическая - объяснение темы, с использованием наглядных пособий, образцов.

часть занятия - практическая работа детей, а также индивидуальная работа; обобщение отдельных моментов изучаемой темы, ее закрепление, выставка работ.

Оборудование и материалы:

а) для педагога: иллюстрации, образец куклы «Кувадка», лоскуты ткани 10х13 см, 15х25 см, нитки вязальные красного цвета, ножницы.

б) для обучающихся: лоскуты ткани 10х13 см, 15х25 см, нитки вязальные красного цвета, ножницы.

   

Актуальность:

Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса.

   

План занятия

I. Ориентационный этап:

- приветствие и проверка наличия учащихся;

- определение темы занятия;

- определение цели и задач занятия.

ІІ. Подготовительный этап:

 - подготовка рабочего места;

- подготовка необходимых материалов.

ІІІ. Основной этап.

- созерцание зрительного ряда;

- беседа об истории куклы, её образах, символике;

- практическая работа.

- подведение итогов: просмотр и обсуждение изготовленных работ;

- уборка рабочего места.

Ход занятия

Учитель. На прошлом  занятии вы познакомились с тряпичными народными куклами. Узнали, что кукла являлась не только детской забавой. Народная кукла играла роль оберега. Обережные куклы передавались по наследству или сжигались после исполнения обряда. Вспомните, от чего кукла могла оберегать?

Высказывания детей.

Учитель. Куклы – обереги отвлекали на себя злые силы, оберегали от бессонницы, болезней и прочих несчастий. Куклу – оберег делали обязательно безликой, чтобы в ней не поселилась недобрая душа. Тряпичную куклу – берегиню делали своими руками. А как вы думаете, кто их делал?

Ребята делают предположения относительно того, кто изготавливал игрушки.

Учитель. Конечно, кукол сначала делали взрослые, но уже лет с пяти дети сами могли сделать игрушку. Чем красивее кукла, тем способнее в рукоделье её хозяюшка.

На этом занятии и  мы попробуем смастерить куклу – оберег.

Кукла «Кувадка» была самым первым оберегом новорождённого, связана она с древним обрядом Кувада. Кувада переводится с французского как высиживание яиц. Сам обряд представляет собой симуляцию отцом акта рождения. Главной целью этого мероприятия было отвлечь от младенца и его матери злых духов. По верованиям наших предков, зарождение ребенка воспринималась как милость и расположение божественных сил, а с другой стороны, сам процесс рождения связывался с чем-то греховным и нечистым. В родовых муках виделось вмешательство злобных сил, которые терзали роженицу  и младенца. Обычно женщины рожали в бане, чтобы не приводить нечистую силу в избу. После родов роженица и повитухи совершали обряды очищения. Отцу ребенка отводилась активная роль – он присутствовал при рождении и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия – «куваду». В предбанник выставлялось лукошко с куриными яйцами. Мужчина садился на лукошко, делая вид, что высиживает яйца (по поверьям, яйцо являлось первоосновой жизни). Громкими неистовыми воплями, подражая крикам роженицы, мужчина выманивал злых духов в предбанник. Поскольку рожала женщина в бане, то муж разными действиями выманивал злых духов в предбанник, где были развешаны обрядовые куклы. Верили, что в эти первые, попавшиеся на глаза неодушевленные образы людей, и вселялись злые духи. Самого младенца прятали в чулане, а мужу подкладывали спеленутую куклу. Чтобы, надежнее, обмануть злых духов, в некоторых деревнях сразу после родов женщины переодевались в одежду мужа и начинали вести домашнее хозяйство, а мужчины чуть ли не целую неделю, до крещения младенца в церкви, пролеживали в постели с тряпичной куклой. После родов куклы сжигались во время обряда очищения. Позднее в 19 веке истоки старинного обычая были утеряны, но кукла осталась. Теперь они вешались над колыбелькой младенца, непосредственно защищая его от злых духов и их проказ.

Вот вы и познакомились с древнейшим обрядом славян, значением куклы «Кувадка».

Хотя значение и смысл Кувадок всегда оставались неизменными, их внешний вид мог варьироваться. В разных регионах куклу делали по-разному. Самыми распространёнными считаются 3 варианта:

  • Кувадка Среднерусская;
  • Кувадка Тульская;
  • Кувадка Вятская.

Ребята рассматривают образцы кукол.

Учитель. Мы изготовим сегодня Кувадку Среднерусскую. Посмотрите на образец. Из каких материалов выполняется кукла? Из каких деталей она состоит? Как детали соединены между собой?

Ребята делают свои предположения.

Учитель. Кувадка проста в изготовлении. Необходимо два прямоугольных лоскута яркой ткани, надёрганные из них нитки. Существуют правила изготовления обережных кукол:

  • нужно использовать только натуральную ткань;
  • можно брать лоскутки от самых «счастливых» вещей;
  • нитки для скрепления выдёргивать из той же ткани;
  • при изготовлении никогда не применять иглу и ножницы — кукла должна быть не колотая и не резаная;
  • края не обрабатывать;
  • не делать кукле лицо, чтобы она была неодушевлённым предметом, а не уподоблялась человеку.

Из большого прямоугольника сделаем голову, туловище, платье. Из маленького прямоугольника сделаем руки. С помощью ниток соединим руки с туловищем.

Перед тем, как приступить к сборке куклы проведём физминутку.

Физминутка «Едем-едем мы домой».
Едем-едем мы домой (движения имитирующие поворот руля)

На машине легковой

Въехали на горку: хлоп, (руки вверх, хлопок над головой)

Колесо спустилось: стоп, (руки через стороны вниз, присесть)

Приступаем к изготовлению Кувадки Среднерусской:

1. Большой лоскут ткани сворачиваем с двух сторон к середине.

2. Полученную скатку складываем пополам.

3. С помощью нитки формируем голову.

4. Затем скатываем маленький лоскут (это будут ручки). Края лоскутного валика закрепляем ниткой.

5. Вставляем готовые ручки в область груди куклы и с помощью нити закрепляем их, одновременно формируя туловище. Нить обвиваем в форме обережного креста.

Кукла готова, на её изготовление ушло совсем немного времени. Разноцветные Кувадки развешивались над детской колыбелью целой гроздью. Количество их должно было быть обязательно нечётным. Это важное условие оберега. Самую первую обереговую куклу, сделанную своими руками, дарить или отдавать не принято – плохая примета. Поэтому первую куклу сохраните у себя. Если хотите кому-то подарить, то сделайте дома еще куколки вместе с родителями.

В ходе занятия учитель проводит целевые обходы:

- Контролирует организацию рабочего места.

- Контролирует  выполнение правил техники безопасности.

- Оказывает  помощь детям, испытывающим затруднение.

Анализ и оценка занятия.

Организуется  мини-выставка готовых кукол.

- Ребята, давайте проанализируем ваши работы.

- Посмотрите, правильно ли выполнена кукла?

- Похожа ли кукла на образец.

- Аккуратно ли выполнена работа?

- Что вы чувствовали при выполнении работы?

- Какая кукла понравилась, почему?

- Есть ли в ней настроение, характер? Почему?

Вы хорошо выполнили работу, молодцы!

- А сейчас давайте уберём свои рабочие места.

- До встречи на следующем занятии.

 

Приложение

Схема изготовления куклы «Кувадка» https://i.pinimg.com/736x/6f/ec/3a/6fec3a710444ed1419ffa2e964fe0195.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спортивного кружка "Веселые ребята" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Активные занятия физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми....

Внеклассная программа по курсу "Подвижные игры" для учащихся начальной школы.

Внеклассная программа по курсу "Подвижные игры" для учащихся начальной школы.Программа рассчитана на 34 часа в год. Программа подходит для работы школьной спортивной секции....

Народная педагогика как средство воспитания учащихся начальной школы.

Показаны возможности учителя младших классов в возрождении культурно- исторических традиций воспитания....

Внеурочное занятие с элементами решения проектных задач для учащихся начальной школы «Правила приветствия и прощания»

Создание условия для проверки знаний состава чисел первого десятка. Развивать навык составления и  решения задач, способствовать  развитию вычислительных навыков....

«ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» (Программа по здоровому образу жизни для учащихся начальной школы)

Цель и задачи программыЦель: способствовать освоению детьми основных социальных норм, необходимых им для существования в современном обществе, - в первую очередь это нормы ведения здорового образа жиз...