«Цифровые образовательные ресурсы для использования в учебном процессе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»
статья

Цифровые образовательные ресурсы для использования в учебном процессе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Цифровые образовательные ресурсы для использования в учебном процессе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»

Одним из важных положений Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» является определение содержания специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 

В настоящее время особое значение приобретает проблема эффективности применения информационно-коммуникационных технологий, которая тесно связана с оптимизацией учебного процесса. Проблема эффективности применения ИКТ рассматривается с точки зрения применения электронных образовательных ресурсов.

Ключевыми направлениями работы по обеспечению доступности получения образовательных услуг является не только создание безбарьерной среды, но и развитие интегрированных и дистанционных форм обучения, а также расширение практики предоставления адаптационно-образовательных, реабилитационных, консультационных услуг детям.

Применение ИКТ дает возможность учителю более глубоко осветить тот или иной материал предмета, помогает учащимся более творчески решать задачи и тесты, изучать новый материал.

Современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ.

Современные подходы к обучению предполагают, что учащиеся овладеют не просто определенной системой знаний, умений и навыков, а приобретут некоторую совокупность компетенций, необходимых для адаптации в социуме, продолжения образования, в практической деятельности и повседневной жизни.

Работая в классе с умственно отсталыми детьми учителю за 40 минут необходимо плодотворно поработать с разными категориями детей, успеть объяснить и закрепить учебный материал, как с одной категорией детей, так и с другой. Учителю необходимо искать такие методы и приемы работы, которые позволят осуществлять учебный процесс в полном объеме.

Одним из способов решения этой проблемы является применение в образовательном процессе электронных и цифровых образовательных ресурсов. В настоящее время в образовательный процесс любого учебного заведения внедряются новые формы обучения, так или иначе связанные с информационными технологиями. Компьютерные обучающие системы, компьютерные учебники, учебные видеофильмы и звукозаписи - всё это примеры электронных образовательных ресурсов, то есть таких образовательных ресурсов, для воспроизведения которых требуется компьютер.

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках предоставляет достаточно широкие возможности для организации занятий, выстроенных как в традиционных, так и в инновационных формах. А в классе с умственно отсталыми детьми позволяет распределить время урока так, что у учителя появляется больше время для индивидуальной работы, а у детей - возможность получить полноценное образование по предмету.

Система образования претерпевает в настоящее время качественные изменения, направленные на модернизацию всех её элементов. Информационные технологии, которые быстро осваиваются современными школьниками, дают им уверенность в себе, создают более комфортные условия для самореализации и творчества, повышают мотивацию обучения, увеличивают круг общения школьников, предоставляют большой объем разнообразных образовательных ресурсов.

Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Применение в образовании цифровых образовательных ресурсов  требует необходимого технологического обеспечения.

Современные информационно-коммуникационные технологии становятся одним из важнейших инструментов модернизации школы. Они облегчают труд педагога, позволяют разнообразить формы и способы обучения, организовать процесс обучения с учётом личностных характеристик ученика, а также отследить конкретные результаты образования.

Использование цифровых образовательных ресурсов в сфере образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Совершенствуются инструменты педагогической деятельности, повышаются качество и эффективность обучения. ЦОР имеют массу достоинств по сравнению с традиционными средствами обучения.

В своей работе я использую много различных цифровых образовательных ресурсов, приемов: просмотр мультимедийных презентаций, мультфильмов, видеороликов, познавательных развивающих видеоматериалов, виртуальные экскурсии, аудиопрослушивание художественных произведений, заучивание стихотворений по аудиозаписям, на уроках письма пишем печатные тексты на ПК и многое другое. Детям очень нравится работать по интерактивной карте. Ее можно использовать на всех уроках. На уроке можно дать такое количество информации и видов работ, которые были бы невозможны на уроке без Цифровых образовательных ресурсов.

Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным, рационально распределить время для работы с каждой категорией детей. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

Таким образом, использование цифровых образовательных ресурсов на уроках предоставляет достаточно широкие возможности для организации занятий, выстроенных как в традиционных формах, так и инновационных формах, прежде всего, для организации самостоятельной работы учащихся под руководством учителя. Одно из главных условий успешности применение цифровых образовательных ресурсов - отбор качественного материала, отвечающего целям учебного процесса, включение его в структуру урока.

Используя цифровые образовательные ресурсы на своих уроках, пришла к выводу, что применение цифровых образовательных ресурсов - не самоцель, а способ повышения эффективности уроков.

Цифровые образовательные ресурсы можно применять на всех типах уроков и на комбинированном, и на уроке контроля и коррекции, и на уроке совершенствования знаний и умений, используя при этом различные формы и фронтальную, и индивидуальную, и групповую. Помогают быстро найти необходимую информацию, существенно экономят, время позволяют в оптимальном темпе, проверить знания по определённой теме. Уроки с использованием информационных технологий интересны не только детям, но и самому учителю. Они предоставляют возможность для саморазвития учителя и ученика.

Я считаю, что использование цифровые образовательные ресурсы в учебно-воспитательном процессе повышает интерес детей к обучению и делает процесс обучения увлекательным, интересным и запоминающимся, формируют положительную мотивацию к обучению и активность во внеурочной работе.

Литература

  1. Авдеев С. Цифровые ресурсы в учебном процессе: (о проекте «Информатизация системы образования» и о создании Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов). народное образование. – 2008. - № 1. – С.176-182.
  2. Российский общеобразовательный портал по разработке цифровых образовательных ресурсов нового поколения (электронный ресурс) – http://edu.of.ru/zaoch/default.asp?ob_no=8845
  3. Сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (электронный ресурс) – http:schoolcollection.edu.ru
  4. http://festival.1september.ru/articles/411543/ Горохова Л.И. Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках математики.
  5. https://easyen.ru/load/metodika/attestacija/referat_dlja_attestacii/321-1-0-32619
  6. Абушова К.В. Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках математики.
  7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК) http://school-collection.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей «Индивидуальная образовательная программа, как условие образования, саморазвития и самоопределения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья».

Индивидуальная образовательная программа, как условие образования, саморазвития и самоопределения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья...

Справка Анализ ресурсов, необходимых для введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

с 1 сентября 2016 года вступают в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья. Наша школа тоже приступит к реализации ФГОС ОВЗ. В статье...

Особенности организации образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Проблемы специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день....

План мероприятий («дорожная карта») по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного станда

Дорожная карта - как наглядное средство введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО в МБОУ «СШ№21»Алибекова Мадинат Исаевнаучитель физической культуры МБОУ «СШ№21»г. Нижнева...

Аналитический отчет Тема «Коррекция дефицитарного развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через методологическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса»

Цель предъявления аналитических показателей и материалов - провести анализ и оценку педагогической деятельности в  должности учитель - дефектолог  с 2018 по 2019 гг., определить эффективност...

Индивидуальная образовательная программа как основной этап организации образовательного процесса обучающегося с ограниченными возможностями здоровья

В основе проектирования индивидуальной образовательной программы должна стоять организация наиболее оптимальных для ребенка с особыми образовательными потребностями условий обучения для развития его п...