Компетентностно-ориентированные задания
материал (3 класс)

Куприянова Ирина Михайловна

Использование практико-ориентированных заданий
для формирования функциональной грамотности в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentnostno-orientirovannye_zadaniya.docx121.96 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностно-ориентированные задания:

Тип задания (предметное/ межпредметное)

Содержание и описание задания

Задание № 1

Область применения (учебный предмет)

Литературное чтение

Класс, тема по УМК

3 класс, УМК «Школа России»

Знания, умения, на формирование/отработку/диагностику  которых направлено задание

Умение планировать информационный поиск.

Стимул

(темы:

 - семья, школа, общество

 - здоровье

- природа

- окружающая среда

- опасности и риски  и др.)

Через неделю у папы будет день рождения. Вы с мамой решили испечь пирог с яблоками. Тебе поручено найти рецепт приготовления пирога с яблоками.

Задачная формулировка деятельностного типа

 Укажи в списке книг, в каких из них ты можешь

найти нужные сведения, а в каких – нет.

 Запиши буквы (А, Б, В), соответствующие твоим представлениям, рядом со списком книг.

А – книги, в которых я, скорее всего, найду ответ.

Б – книги, которые мне нужно просмотреть, чтобы понять, есть ли в них ответ.

В – книги, в которых я не найду ответа.

Список книг:

1. Хозяйке на заметку

2. Д. Хармс. «Самовар»

3. Блюда французской кухни

4. Полная поваренная книга

5. История России

6. Блюда русской кухни

7. 1000 рецептов блюд на каждый день

8. Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

Источник информации (при наличии)

Задание предполагает предварительное прогнозирование, источники дополнительной информации не нужны.

Модельный ответ

Ключ:

1 – Б, 2 – В, 3 – Б, 4 – А, 5 – В, 6 – А, 7 – А, 8 – Б.

Критерии оценивания ответа и выполненного задания

По 1 баллу за каждый правильный выбор.

0 баллов за каждый неправильный выбор.

Максимальное количество – 8 баллов

Задание № 2

Область применения (учебный предмет)

Математика

Класс, тема по УМК

3 класс, УМК «Школа России»

Знания, умения, на формирование/отработку/диагностику  которых направлено задание

Умение извлекать нужную информацию из таблицы,

умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей. Умение решать задачи и выполнять арифметические действия.

Стимул

(темы:

 - семья, школа, общество

 - здоровье

- природа

- окружающая среда

- опасности и риски  и др.)

К празднику мама приготовит салат «Оливье». Тебе поручено купить необходимые продукты. Мама дала тебе 500 рублей и отправила в магазин.

Задачная формулировка деятельностного типа

Подсчитай, хватит ли тебе денег, чтобы купить то количество продуктов, которое указала мама: баночку горошка, десяток яиц, 2 кг картофеля, банку солёных огурцов, полкилограмма лука, 2 пачки майонеза, 1 кг колбасы. Для этого заполни таблицу.

Бланк для выполнения задания:

Наименование

продукта

Цена

Кол-во

Стоимость

Горошек

Картофель

Лук

Майонез

Яйца

Соленые огурцы

Колбаса

Стоимость всей покупки: __________________

Ответ на вопрос: _________________________

Источник информации (при наличии)

Справка-ценник:

Наименование

продукта

Единица

товара

Цена

Горошек

1 банка

65 руб. 25 коп.

Картофель

1 кг

40 руб. 50 коп.

Лук

1 кг

25 руб. 50 коп.

Майонез

1 пачка

35 руб.

Яйца

1 дес.

40 руб. 15 коп.

Соленые огурцы

1 банка

68 руб.

Колбаса

1 кг

70 руб

Модельный ответ

Наименование

продукта

Цена

Кол-во

Стоимость

Горошек

65 руб. 25 коп.

1 банка

65 руб. 25 коп.

Картофель

40 руб. 50 коп.

2 кг

81 руб.

Лук

25 руб. 50 коп.

0,5 кг

12 руб. 75 коп.

Майонез

35 руб.

2 пачки

70 руб.

Яйца

40 руб. 15 коп.

1 дес.

40 руб. 15 коп.

Соленые огурцы

68 руб.

1 банка

68 руб.

Колбаса

70 руб

1 кг

70 руб.

Стоимость всей покупки: 407 руб. 15 коп.

Ответ на вопрос задачи: для покупки денег хватит

Критерии оценивания ответа и выполненного задания

3 балла – таблица заполнена верно.

2 балла – в таблице присутствует 1 (одна) вычислительная ошибка.

0 баллов – в таблице более 1 (одной) вычислительной

ошибки.

1 балл – верно подсчитана общая стоимость покупки.

0 баллов – общая стоимость покупки подсчитана неверно.

1 балл – дан правильный ответ на главный вопрос.

0 баллов – дан неправильный ответ на основной вопрос

задачи.

Максимальное количество – 5 баллов

Задание № 3

Область применения (учебный предмет)

Математика

Класс, тема по УМК

3 класс, УМК «Школа России»

Знания, умения, на формирование/отработку/диагностику  которых направлено задание

Умение решать задачи, извлекать нужную информацию.

Стимул

(темы:

 - семья, школа, общество

 - здоровье

- природа

- окружающая среда

- опасности и риски  и др.)

Оля заказывает билеты в кинотеатр для мамы, папы и бабушки. Бабушка хочет сидеть поближе к экрану и попросила купить ей билет на 4-й ряд, а мама с папой хотят сидеть на 15-м рядом. Рассмотри схему зрительного зала. Сколько рублей Оля заплатит за билеты для мамы, папы и бабушки?

hello_html_ma7ea32b.png

Задачная формулировка деятельностного типа

 Используя схему зрительного зала, помоги Оле заказать билеты и рассчитать их стоимость. Запиши краткую запись, решение и ответ.

Источник информации (при наличии)

Схема зрительного зала.

Модельный ответ

4 ряд: цена – 100р /1билет

15 ряд: цена – 250р/2 билета

Решение: 1) 250*2 = 500 (руб.) –  стоят билеты мамы и папы

  2) 500+100 = 600 (руб.)

Ответ: 600 рублей заплатит Оля за билеты.

Критерии оценивания ответа и выполненного задания

1. Краткая запись записана верно – 3 балла

2. Оба решения верные – 2 б., пояснение - 2б.

3. Ответ верный – 2 б.

Максимальное количество баллов – 9 б.

  неудовлетворительно  - 4  балла;

  удовлетворительно -  от  5  баллов;

  хорошо -  от 6 баллов;

отлично – 9 баллов

 

Задание № 4

Область применения (учебный предмет)

Литературное чтение

Класс, тема по УМК

3 класс, УМК «Школа России»

Знания, умения, на формирование/отработку/диагностику  которых направлено задание

Знания основ элементарного литературного анализа произведений.

Развития творческих способностей обучающихся, их приобщения к сочинительству небольших по объёму текстов разных видов и жанров.

Умения использовать при сочинительстве изобразительно-выразительных средств языка.

Умение извлекать информацию.

Умение размышлять над прочитанным текстом и отвечать на вопросы.

Стимул

(темы:

 - семья, школа, общество

 - здоровье

- природа

- окружающая среда

- опасности и риски  и др.)

 «Слышал ли ты, как разговаривают деревья?»

Задачная формулировка деятельностного типа

1. Прочитай рассказ Михаила Пришвина « Разговор деревьев». (учебник)

2. Перечисли деревья, о которых говорит М. Пришвин. К какому виду деревьев они относятся? Назови ещё 4 дерева данного вида. Запиши ответ в таблицу.

№ п/п

Деревья, описанные в рассказе

Деревья данного вида, которые ты знаешь

1

2

3

4

К какому виду деревьев они относятся?  Это     _________________ деревья.

3. Представь, ты слышишь разговор деревьев. О чём они говорят? Напиши мини-сочинение «Разговор деревьев», нарисуй иллюстрацию.

Источник информации (при наличии)

          Почки раскрываются, шоколадные. С зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная капля. Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи.

        Понюхаешь черёмуховую почку, и сразу вспомнишь, как бывало, забирался на верх по дереву за блестящими чернолаковыми. Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.

        Вечер тёплый, и такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают шептаться  между собой деревья: берёза белая с другой берёзой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же зелёную свечку – осинку, помахивая веточкой;  черёмуха черёмухе подаёт ветку  с раскрытыми почками.

        Если с нами сравнить – мы звуками перекликаемся, а растения – ароматом.

Модельный ответ

№ п/п

Деревья, описанные в рассказе

Деревья данного вида, которые ты знаешь

1

Тополь

Ольха

2

Берёза

Карагач

3

Осина

Клён

4

Черёмуха

Ива

К какому виду деревьев они относятся?  Это   лиственные  деревья.

.                           Разговор деревьев.

        Молодая осинка вышла на поляну и стоит, как зелёная свечка. Скучно ей одной и не с кем даже пообщаться. Вот и зовёт она к себе такую же зелёную – свечку осинку, помахивая веточкой. Она хочет рассказать ей о том, как ласковые лучи  весеннего солнца разбудили её ранним утром, согрели озябшие ветки, и она задрожала от их тепла. А шалун – ветерок начал играть с её тонкими серёжками и  шептал  ласковые слова о её красоте и нежности.

Критерии оценивания ответа и выполненного задания

Критерии оценки

Баллы

1

 Перечислены все деревья, о которых говорится в рассказе

Названы 4 дерева данного вида

Правильно определён вид деревьев

Максимальное количество баллов

4 балла

Минус один балл за отсутствующее

4 балла

2 балла

10 баллов

3

Мини-сочинение имеет название, соответствующее теме

Раскрыта тема. Нет стилистических ошибок.

Допущены стилистические ошибки

Имеется иллюстрация, соответствующая теме сочинения

Максимальное количество баллов

2 балла

 6 баллов

Минус один балл за каждую ошибку.

2 балла

10 баллов

Задание № 5

Область применения (учебный предмет)

Окружающий мир

Класс, тема по УМК

3 класс, УМК «Школа России»

Знания, умения, на формирование/отработку/диагностику  которых направлено задание

Разрешения  проблем. Знать и уметь правильно собирать грибы. Умение извлекать нужную информацию.

В процессе решения учебной задачи у

ученика обогащается словарный запас, происходит накопление практического опыта общения с природой. Обучающиеся учатся находить способ действий для выполнения поставленной задачи и применять найденный способ действия на практике. Ученик

составляет памятку грибника, которая сравнивается с текстом.

Стимул

(темы:

 - семья, школа, общество

 - здоровье

- природа

- окружающая среда

- опасности и риски  и др.)

Твой младший брат первый раз идет в лес за грибами. Он не знает какие грибы собирать.

Задачная формулировка деятельностного типа

Используя данный текст, составь для него памятку о том, как правильно собирать грибы.  

Источник информации (при наличии)

Многие думают, что грибы, которые мы срываем, это самостоятельные растения. Большая часть растения находится под землей. Это грибница. Длинные, почти невидимые нити, протянулись от гриба к грибу, иногда на многие метры. А раз на одной грибнице может быть несколько грибов, значит, недалеко от первого гриба найдешь еще грибы.

        Сотни лет может жить грибница – живые невидимые нити, чьи узелки превращаются в грибы.

        Если ножика нет, не вырывай гриб из земли, а выкручивай. И, чтобы не повредить грибницу, засыпь ямку землей.

        Пока жива грибница, на этом месте будут снова расти грибы.

        Собирая грибы, особенно такие ценные, как белые, никогда не разрушайте грибницу. На разрытых местах грибница под лучами солнца высыхает и погибает. Грибов не будет ни в этом, ни в следующем году. Когда увидите эти раны леса, тщательно прикройте их мхом.

        Чтобы не повредить грибницу, срезай гриб ножиком.

Что такое памятка:

Памятка – это краткий документ, который содержит важные сведения для выполнения каких-то действий. Человек, который пользуется этим документом, должен поступать именно так, как написано в памятке.

Памятка всегда пишется для каких-то определенных групп людей, а не для всех людей на свете. Например, мы можем написать памятку для собаководов-любителей. Поэтому памятке принято давать заголовок, в котором и пишут, для кого этот документ предназначен. Например, «Памятка для собаководов-любителей».

Памятка представляет собой перечень правил, которыми надо руководствоваться. Эти правила могут быть расположены в любом порядке. Например, если мы пишем памятку для пешехода, то неважно, что будет написано сначала – правила о том, как переходить через улицу, или о том, как обходить стоящий транспорт.

Модельный ответ

Памятка грибнику «Как правильно собирать грибы»:

1. Не разрушай грибницу.

2. Срезай грибы ножом.

3. Если ножа нет, не вырывай из земли гриб, а выкручивай.

4. Ямку на месте грибницы засыпь землей или прикрой мхом.

Критерии оценивания ответа и выполненного задания

1 часть: В памятку включены верные советы – 2 балла.

Для памятки отобраны только те советы, которые относятся к сбору грибов – 2 балла.

Дан совет,  который не относится к сбору грибов – минус 1 балл (за каждый лишний совет)

Максимальное количество баллов – 5 баллов.

2 часть: Документу дан заголовок – 2 балла.

Рекомендации представлены по пунктам – 2 балла.

Максимальное количество баллов – 4 балла.

Задание № 6

Область применения (учебный предмет)

Русский язык

Класс, тема по УМК

3 класс, УМК «Школа России»

Знания, умения, на формирование/отработку/диагностику  которых направлено задание

Использование информации для решения учебных задач.

Знание падежных вопросов, слов-помощников.

Умение определять падеж каждого словосочетания. Умение применять практические действия: дополнять таблицу.

Умение обобщать знания, составлять алгоритм действий.

Стимул

(темы:

 - семья, школа, общество

 - здоровье

- природа

- окружающая среда

- опасности и риски  и др.)

Девочку Элли унёс в Волшебную страну ураган. Для того, чтобы попасть домой, ей надо выполнить задание волшебницы Гингемы. Поможем ей справиться с заданием?

Задачная формулировка деятельностного типа

Разбить словосочетания на четыре группы по падежам. Дополнить каждый столбик таблицы одним своим примером. Составить в конце урока для Элли памятку- опору.

Бланк для выполнения задания

Даны словосочетания:

Рос у опушки, дежурили с Петей, жили в палатке, подарил бабушке, капельки влаги, плыли по реке ,ветка вишни, рассказ о семье, под оболочкой жёлудя ,побежал по дорожке ,отдыхал на Волге, поле засеяно пшеницей,  написал на доске, сошёл с лестницы, подошли к даче, колосится за деревней.

Р.п.

Д.п.

Т.п.

П.п.

Источник информации (при наличии)

1. Русский язык. Учебник для 3 класса

2. Опорная таблица «Окончания  имён существительных 1 склонения»:

Падеж

Р.п.

Д.п.

Т.п.

П.п.

Вопросы

кого? чего?

кому? чему?

кем? чем?

о ком?

 о чём?

Слова-помощники

нет

обрадовался

доволен

думаю

Падежные окончания

-и , -ы

-ой(-ою),

-ей(-ею)

Модельный ответ

Р.п.

Д.п.

Т.п.

П.п.

рос у опушки

подарил бабушке

колосится за деревней

жили в палатке

капельки влаги

подошли к даче

под оболочкой жёлудя

рассказ о семье

ветка вишни

плыли по реке

дежурили с Петей

отдыхал на Волге

сошёл с лестницы

побежал по дорожке

поле засеяно пшеницей

написал на доске

Алгоритм:

1. Находим главное слово.

2. От главного слова ставим вопрос.

Используем слова-помощники.

3. Выделяем окончания.

4. Определяем падеж.

Критерии оценивания ответа и выполненного задания

Правильно подобраны слова в каждый столбик – по 1 баллу за слово (всего: 16 баллов)

Неправильно подобраны слова  – 0 баллов

Каждый столбик таблицы дополнен одним своим примером – 4 балла

Примеры не подобраны - 0 баллов

Максимальное количество баллов – 20 баллов

  • Неудовлетворительно: менее 10 баллов;
  • Удовлетворительно:  10-15 баллов;
  • Хорошо: 16-19 баллов;
  • Отлично: 20 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностно-ориентированные задания, как средство формирования УУД в начальной школе

Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не ...

Использование компетентностно-ориентированных заданий как фактор развития компетенций младших школьников

Мы учим не для школы, а для жизни.  Не просто дать  знания, а научит учиться - вот наша задача. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные зада...

Компетентностно-ориентированные задания. Начальная школа.

Выступление по теме "Разработка компетентностно-ориентированных заданий"Презентация "Разработка компетентностно-ориентированных заданий"...

Компетентностно-ориентированное задание по русскому языку для 2 класса

Предмет: русский язык.Класс: 2.Тема урока: «Правописание безударных гласных в корнях слов»Контекст включения КОЗ в урок.         КОЗ включается на этапе з...

Методическая разработка компетентностно-ориентированного задания

Компетентностно-ориентированное задание по "Окружающему миру"...

Компетентностно - ориентированные задания.

Задание по русскому языку для 2 кл. по теме "Правописание безударных гласных в корне слова, непроверяемых ударением"...

Компетентностно - ориентированные задания.

Задание по математике для 3 класса по теме "Час. Минута"....