Внеурочная деятельность "100 шагов в будущее"
рабочая программа (1 класс)

Студеникина Маргарита Николаевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 100_shagov_v_budushchee_1_kl_2022.docx42.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

 городского округа Ступино Московской области

        

РАССМОТРЕНО

на методическом совете школы

«____» августа  2022 г.

Протокол заседания метод.совета № ___

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

_________ Ложкина Ю.В.

«____» августа 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ №4»

_____________Рубан Е.Г.

«____» августа 2022 г.

                                                                                                                                   

Рабочая программа внеурочной деятельности  

 «100 шагов в будущее»

(Интеллектуальное и социокультурное направление)

1 КЛАСС

Составитель: учитель начальных классов

Студеникина Маргарита Николаевна

2022 г.

Пояснительная записка.

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учёба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной.

Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии лётчика, милиционера, разведчика; но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.

Программа «Сто шагов в будущее» направлена на расширение кругозора младших школьников по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств.

Курс реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности начального  общего образования. В его основе лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся по типологии, предложенной доктором психологических наук Е.А. Климовым. Данная типология позволяет всё многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек – человек», «человек-техника», «человек - художественный образ», «человек – природа».

Цель курса: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.

Задачи:

  • формировать у детей представление о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат), о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда;
  • расширять знания детей о родных людях, значимости их труда в семье и обществе;
  • активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии;
  • воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых;
  • развивать кругозор, создавать положительную основу для воспитания социально-личностных качеств.

Описание курса в учебном плане

Внеурочные занятия проводятся 1 раз в неделю. На изучение курса в 1 классе отводится 33 часа, 1 час в неделю.

Планируемые результаты освоения курса

В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:

  • когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
  • мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
  • поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

Личностные:

—   готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, с которыми школьникам предстоит взаимодействовать в рамках реализации программы «Профориентация»;

—   готовность к разнообразной совместной деятельности;

—   выстраивание доброжелательных отношений с участниками курса на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

—   осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

—   ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, с которыми школьники будут знакомиться в ходе профориентационных экскурсий на предприятия своего региона.

—   ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

—   готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

—   осознание важности свободы и необходимости брать на себя ответственность в ситуации подготовки к выбору будущей профессии.

—   осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения для представителей многих профессий;

—   стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе прикладного;

—   стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в будущем.

—   осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;

—   ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;

—   способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью;

—   готовность адаптироваться в профессиональной среде;

—   уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

—   осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

—   осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.

 Метапредметные:

—   использовать вопросы как инструмент для познания будущей профессии;

—   аргументировать свою позицию, мнение;

—   оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе работы с интернет-источниками;

—   самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого обсуждения в группе или в паре;

—   прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия, связанные с выбором будущей профессии;

—   применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации, связанной с профессиональной деятельностью или дальнейшим обучением;

—   выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

—   находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

В  сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:

—   воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения в рамках занятий, включённых в курс «Профориентация»;

—   в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения друг с другом;

—   сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

—   публично представлять результаты работы, проделанной в рамках выполнения заданий, связанных с тематикой курса по профориентации;

В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:

—   выявлять проблемы, возникающие в ходе выбора будущей профессии;

—   ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

—   делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в процессе профессионального самоопределения;

—   владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

—   предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выборе будущей профессии;

Предметные:

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.        
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Регулятивные УУД:

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Содержание программы курса

1. Профессии, связанные с природой

Путешествие в мир профессий сельского хозяйства.

У бабушки в деревне.

Ловись рыбка.

Труженики леса.

Хлеб – всему голова.

Профессия овощевод.

Знакомьтесь. Агроном.

Профессия цветовод.

Все работы хороши, выбирай на вкус.

2. Профессии наших мам

В магазине.

В библиотеке.

Весёлая портняжка.

Расти здоровым .

Я в учителя пойду.

Кухонный переполох.

Причёски такие разные.

Профессии наших мам. Кем быть?

3. Профессии наших пап

Строим дом.

У кого мастерок, у кого молоток.

Весёлый мастерок.

Профессия водитель.

Осторожно огонь.

Я б в спасатели пошёл пусть меня научат.

Профессия шахтёр.

Все профессии нужны, все профессии важны.

4. Профессии, связанные с путешествиями

Куда уходят поезда.

Высоко в облаках.

Космическое путешествие.

Морское путешествие.

На арене цирка.

Профессии наших родителей.

Кем быть? Каким быть?

Профессиоведческий турнир.

Тематическое планирование

№п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Профессии, связанные с природой

9

4,5

4,5

Профессии наших мам

8

4

4

Профессии наших пап

8

4

4

Профессии, связанные с путешествиями

8

4

4

Итого:

33

16,5

16,5

Календарно-тематическое  планирование

№ п/п

Тема занятия

Тео

рия

Прак

тика

Дата

Примечание

План

Факт

Профессии, связанные с природой (9ч)

Путешествие в мир профессий сельского хозяйства.

0,5

0,5

01.09

У бабушки в деревне.

0,5

0,5

08.09

Ловись рыбка.

0,5

0,5

15.09

Труженики леса.

0,5

0,5

22.09

Хлеб – всему голова.

0,5

0,5

29.09

Профессия овощевод.

0,5

0,5

06.10

Знакомьтесь. Агроном.

0,5

0,5

20.10

Профессия цветовод.

0,5

0,5

27.10

Все работы хороши, выбирай на вкус.

0,5

0,5

03.11

Профессии наших мам (8 ч)

В магазине.

0,5

0,5

10.11

В библиотеке.

0,5

0,5

17.11

Весёлая портняжка.

0,5

0,5

01.12

Расти здоровым .

0,5

0,5

08.12

Я в учителя пойду.

0,5

0,5

15.12

Кухонный переполох.

0,5

0,5

22.12

Причёски такие разные.

0,5

0,5

29.12

Профессии наших мам. Кем быть?

0,5

0,5

12.01

Профессии наших пап (8ч)

Строим дом.

0,5

0,5

19.01

У кого мастерок, у кого молоток.

0,5

0,5

26.01

Весёлый мастерок.

0,5

0,5

02.02

Профессия водитель.

0,5

0,5

09.02

Осторожно огонь.

0,5

0,5

16.02

Я б в спасатели пошёл пусть меня научат.

0,5

0,5

02.03

Профессия шахтёр.

0,5

0,5

09.03

Все профессии нужны, все профессии важны.

0,5

0,5

16.03

Профессии, связанные с путешествиями (8 ч)

Куда уходят поезда.

0,5

0,5

23.03

Высоко в облаках.

0,5

0,5

30.03

Космическое путешествие.

0,5

0,5

13.04

Морское путешествие.

0,5

0,5

20.04

На арене цирка.

0,5

0,5

27.04

Профессии наших родителей.

0,5

0,5

04.05

Кем быть? Каким быть?

0,5

0,5

11.05

Профессиоведческий турнир.

0,5

0,5

18.05

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Начальное образование – первые шаги в будущую профессию»

Современная молодежь испытывает серьезные затруднения в осознанном  выборе профессии. Причиной тому является, и  стихийное ...

Мастер - класс" Лишь зная прошлое, можно шагать в будущее." Проект на уроке окружающего мира УМК "Гармония"

Цель мастер - класса: дальнешее повышение мотивации педагогов к овладнию методом проектов как одним из интерактивных методов обучения...

программа по социализации обучающихся 3 класса "Первые шаги в будущее"

Предложенный материал представлеят собой программу воспитательной работы по социализации воспитанников  3 класса коррекционной школы-интерната. Содержит примерное тематическое планирование заняти...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шаги к успеху", 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шаги к успеху", 1 класс...

Внеурочная деятельность Шагай наадан

Рабочая программа для младших школьников...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Шаги к успешности" 1 класс

Рабочая программа "Шаги к успешности". Автор Алендеева О.М. " Развитее познавательных процессову детей." 1 класс....

Рабочая программа по внеурочной деятельности Шагай наадан

Практическое освоение национальной буряткой игры «Шагай наадан», разновидности игр на косточках- шагай, развитие  интереса у обучающихся к традициям и наследию бурятского народа....